Основные статьи:
- Госкорпорации России
- Закупки госкомпаний
- ПО (рынок России)
- Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
- Национальные цели развития России
ПО в отдельных госкомпаниях
Сбербанк
ВТБ
Росатом
Ростех
Газпром
Роснефть
РЖД
Аэрофлот
Почта России
Роскосмос
2024
Премии руководителей госкомпаний будут снижены на 20% из-за недостижения показателей цифровой трансформации
24 октября 2024 года Правительство РФ обнародовало распоряжение, предусматривающее 20-процентное снижение премий руководителей тех госкомпаний, которые не достигли установленных показателей цифровой трансформации. Предполагается, что это повысит качество работы госкомпаний, а также отдельных некоммерческих организаций.
В 2021 году в России стартовала реформа институтов развития и госкомпаний. Преобразования нацелены на то, чтобы сделать эти структуры более эффективными и переориентировать их на достижение национальных целей развития, утвержденных президентом. Для более точной оценки деятельности госкомпаний утверждены методические рекомендации по формированию ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы. При недостижении таких показателей к должностным лицам и руководителям организаций применяются меры «депремирования».
В частности, премия может быть сокращена на 20% по итогам работы за год «для единоличного исполнительного органа организации, реализующей стратегию (программу) цифровой трансформации». Кроме того, генеральный директор организации может лишиться 20% премии в связи с несоблюдением рекомендаций, связанных с сокращением уровня операционных расходов. Высвобождаемые от такого сокращения средства позволяют более эффективно решать задачи, определенные национальными целями развития.Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
В опубликованном распоряжении говорится, что на 20% также может быть урезана премия ответственного должностного лица за несвоевременное, неполное или недостоверное размещение сведений, необходимых для осуществления мониторинга достижения КПЭ. Такое же сокращение премии определено за несоблюдение требований нормативных правовых актов РФ о содержании программ деятельности и отчетов об их исполнении.[1][2]
«Росатом», «Газпром нефть» и «Роскосмос» попросили Минцифры отложить переход на российское ПО
В октябре 2024 года стало известно о том, что крупнейшие российские промышленные компании обратились к министерству цифрового развития с просьбой предоставить дополнительное время для перевода объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественное программное обеспечение. Ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (АКП ПОО), в которую входят «Росатом», «Газпром нефть», «Роскосмос» и другие ведущие компании, направила соответствующее обращение министру цифрового развития Максуту Шадаеву. Подробнее здесь.
Разработчики ПО выступили против госкомпаний, которые создают собственные продукты, а не покупают их
Российские разработчики ПО пожаловались Минцифры на нерациональное использование бюджетных средств. Об этом президент ГК InfoWatch и председатель правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская сообщила в середине апреля 2024 года на годовом собрании ассоциации.
Беспокоит работа крупных госкомпаний по разработке программных продуктов. Создание индустриальных центров компетенции предполагало, что заказчики будут обращаться к ИТ-компаниям при разработке необходимых им решений. Это происходит не всегда. Тратить госденьги на что-то, что уже есть на рынке, не всегда правильно, - сообщила Касперская (цитата по «Интерфаксу»). |
По ее словам, крупные компании создают ПО собственными силами, зачастую привлекая госденьги на эти проекты импортозамещения, что является одним из барьером, сдерживающим развитие российской ИТ-отрасли. Дело в том, что происходит дублирование программных продуктов, выявляется невозможность использования инсорсинговых систем госкомпаний другими участниками рынка, пояснила глава InfoWatch.
По ее мнению, с дублирующими разработками госкомпаний нужно бороться, в том числе не давая им деньги на создание технологий, которые уже есть на рынке. Исполнительный директор АРПП Ренат Лашин предложил ограничивать инсорсинговую разработку софт в госкомпаниях и начать финансирование проектов в рамках центров компетенций по развитию российского системного и прикладного ПО.
Замглавы Минцифры Сергей Кучушев на годовом собрании АРПП заявил, что основополагающий фактор - это создание конкурентных решений, независимо от того, кто их создает. Индустриальные центры компетенций и центры компетенций по развитию российского системного и прикладного ПО должны плодотворно взаимодействовать, считает он.[3]
Минцифры РФ внедряет кадровый электронный документооборот в госкомпаниях
22 апреля 2024 года появилась информация о том, что Минцифры РФ расширяет проект по использованию кадрового электронного документооборота (КЭДО) на госслужбе. Инициатива охватит государственные компании и организации, которые получат доступ к «Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы» (ЕИСУКС). Подробнее здесь.
Минцифры РФ определило сроки перехода госкомпаний на отечественное ПО
12 января 2024 года Минцифры РФ опубликовало методические рекомендации по переходу госкорпораций и компаний с госучастием на отечественное программное обеспечение (ПО). Речь идет об импортозамещении софта зарубежных разработчиков, которые покинули российский рынок в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой.
Как сообщает газета «Ведомости», рекомендации сформулированы на основании указа президента Владимира Путина, который в июне 2023 года поручил подготовить переход госкомпаний на отечественное ПО разных классов. Список организаций, на которые распространяется требование о внедрении российского софта, регулируется распоряжением правительства от 23 января 2003-го № 91-р: это, в частности, госбанки, агросектор, телекоммуникационные компании, а также промышленные, транспортные и энергетические предприятия.
Документ Минцифры предполагает, что госструктуры должны перейти на российские операционные системы, офисные приложения, антивирусные программы и системы виртуализации с 1 января 2025 года. Отечественные системы управления базами данных (СУБД) необходимо внедрить к 1 января 2026-го.
Сроки окончательного перехода компаний на отечественное ПО во многом зависят от размера используемой цифровой инфраструктуры и объемов данных, подлежащих миграции с учетом перехода на отечественные решения. Именно этим обусловлена установка разных сроков по разным классам ПО, — отмечает ведомство. |
Документ носит рекомендательный характер, но руководитель направления «Разрешение IT&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле полагает, что это фактически инструкция по исполнению нормативно-правового акта. Госкомпании, которые не перейдут на отечественное ПО в указанные сроки, могут столкнуться со сложностями при получении финансовой поддержки.[4]
2023
Госкомпании в РФ обяжут тратить не менее 70% ИТ-бюджетов на продукты сторонних разработчиков
В середине декабря 2023 года стало известно о том, что Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий подготовил рекомендации, в соответствии с которыми российские госкомпании будут обязаны расходовать как минимум 70% своих ИТ-бюджетов на программное обеспечение и услуги сторонних разработчиков. Предполагается, что это будет способствовать развитию отечественной ИТ-отрасли, что важно в сложившейся геополитической обстановке.
Как сообщает газета «Известия», рекомендации согласованы с ведомствами, курирующими деятельность крупных госкомпаний, и внесены в Минцифры. Новые правила предполагают, что на внутренние проекты госпредприятия смогут направлять не более 30% своих ИТ-расходов. Такие же ограничения распространяются на электронную продукцию, разрабатываемую для нужд государственных структур. Исключением станут лишь госпредриятия, тарифы на услуги которых регулируются государством, а также организации с высоким уровнем инвестиций в цифровую инфраструктуру.
Авторы проекта полагают, что данные меры позволят направить на развитие российской ИТ-отрасли дополнительно сотни миллиардов рублей. Деньги, в частности, могут быть использованы для поддержки независимых высокотехнологичных компаний, создающих продукты для разных отраслей экономики.
Директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух отмечает, что предлагаемые меры не создадут проблем для внутренних ИТ-подразделений госкомпаний или аффилированных с ними структур. По оценкам, к концу 2023 года на внутренние ИТ-продукты госорганизаций расходуется в среднем лишь 32% бюджетов, а поэтому «установление четкой нормы расходов практически не повлияет на ситуацию». С другой стороны, подчеркивает Ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (КП ПОО), госкорпорации используют решения, разрабатываемые собственными силами, из-за отсутствия аналогов на рынке. Модернизация и сопровождение этих продуктов осуществляется аффилированными с заказчиком организациями, а поэтому необходимы средства на оплату соответствующих работ.[5]
Минцифры: Госкомпании обязаны перейти на базовое российские ПО к 1 января 2025 г.
В середине июня 2023 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщили о необходимости перехода государственных компаний на базовое российское программное обеспечение.
Президентом подписано поручение было, 12 июня [2023 года], в праздник, о том, что по всем госкомпаниям к 1 января 2025 года обеспечить тотальное замещение операционных систем, офисного пакета, систем виртуализации, систем управления баз данных. В этом смысле KPI довольно жесткий. Это нам точно даст дополнительный спрос, – сообщил глава Минцифры Максут Шадаев. |
По его словам, эта мера поможет создать дополнительный спрос на отечественные разработки. При этом, как отмечает «Интерфакс» 17 июня 2023 года, правительственные решения в виде директив представителям государства в советах директоров госкомпаний пока не публиковались. Под данным информагентства, ранее власти подготовили директиву о переходе на преимущественное использование российского программного обеспечения. Этот документ предусматривает, что госкомпании должны были разработать и утвердить соответствующие планы.
К июню 2023 года на российском рынке уже много отечественных ИТ-решений, но они пока «составляют лоскутное одеяло, некий зоопарк решений», отметил гендиректор ГК Astra Linux Илья Сивцев.
Мы считаем, что для достижения технологической независимости в первую очередь необходимо создать единые стандарты для разработчиков инфраструктурного и прикладного программного обеспечения, – добавил он (цитата по «Ведомостям»). |
По словам Ильи Сивцев, ранее такой проблемы не возникало, поскольку на рынке превалировали решения Microsoft и других глобальных корпораций. Председатель совета директоров разработчика офисного ПО «МойОфис» Андрей Чеглаков говорит, что ранее требования о переходе на отечественное были сформулированы более общим образом, не имели конкретики.
Теперь же они будут более просты и понятны всем потенциальным клиентам отечественных разработчиков. Отрадно видеть усилия государства по формированию рынка в части прояснения правил и условий, – добавил он.[6] |
2022
В Сбере и «Ростелекоме» не согласны с подходом Минцифры к ограничению затрат госкорпораций на собственную разработку ПО
В «Ростелекоме» и Сбербанке считают, что неправильно ограничивать госкорпорации по доле расходов, которые они тратят на in-house разработку ПО. В этом ключе на отраслевом форуме 19 августа высказались Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома», и Василий Светлов, директор дивизиона «ГосТех» Сбербанка.
Глава Минцифры Максут Шадаев ранее озвучивал идею ограничить расходы крупным российским корпорациям на разработку софта до 30–40%. По задумке, это позволило бы восстановить перекос на ИТ-рынке труда и «перелить» часть средств на коммерческий рынок[7].
Со слов директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Ильи Массуха на форуме 19 августа, который участвовал в обсуждении этой идеи с Минцифры, следует, что решение об этом не отменилось. Скорее всего, таким оно и будет, говорит он: чтобы госкорпорации тратили 30% денег на in-house разработку, а остальное закупали на рынке.
Борис Глазков из «Ростелекома» полагает, что установить процентную планку – не самый точный подход.
Как можно обосновать, 30% или 35%? Я лично не понимаю, как посчитать. Это какое-то политическое решение. Я в целом понимаю, почему правительство и министерство проводят эту политику, и в целом согласен, потому что узурпация этих ресурсов в недрах госкорпораций или крупных компаний, конечно, не позволяет развиваться рынку, конкурентным компаниям и коллективам, которые этим занимаются, - полагает Глазков. |
Вместе с тем, по его мнению, важно не то, сколько госкорпорации тратят на внутреннюю разработку, а для каких целей они на это тратят деньги. Системы автоматизации, цифровизации – это способ повышения конкурентоспособности на рынке, и зачастую компании нудно иметь собственный ресурс разработки для того, чтобы более гибко реагировать на рыночные вызовы, создавать продукты и услуги, автоматизировать их предоставление, чтобы не отстать от конкурентов. А если запретить одним компаниям, которые пытаются конкурировать на рынке, тратить деньги на собственную разработку, а другим не запретить, то первых это лишит конкурентных преимуществ.
Вопрос в том, на что они тратят. И тут, конечно, нужно провести грань. Запрещать госкомпаниям создавать собственные пулы ресурсов и тратить деньги на системы, связанные с повышением конкурентоспособности, с новыми продуктами и услугами, которые они сами предоставляют на рынке, нельзя. А на какие-то общесистемные решения – ERP-системы, СУБД, операционные системы – конечно, зачем это развивать? Я считаю, что это должно быть вынесено вовне, - говорит Борис Глазков. |
Он полагает, что нужно что-то вроде GitHub, где все эти общесистемные решения так или иначе должны быть сложены, и оттуда могли бы браться. Open Source или не Open Source – это уже второй вопрос. Но кастомизация этих решений, адаптация их под продукты и услуги, которые госкомпания предоставляет на рынке, это дело самой госкомпании.
Пусть она решает, с помощью внешней разработки она будет это делать, или с помощью внутренней. Зачастую с помощью внутренней не потому, что хочется потратить больше денег, а потому, что нужно быстрее сделать и иметь под рукой надёжный ресурс, который можно срочно взять и использовать в работе, - поясняет топ-менеджер «Ростелекома». |
Василий Светлов из Сбербанка, «ИТ-компании с банковской лицензией», согласен с позицией Бориса Глазкова в том, что нельзя жёстко провести линию и ограничить затраты в процентах. Нужно смотреть на детали. В Сбере решения о том, писать софт самим или обращаться к рынку, принимаются следующим образом, рассказал он:
Если мы является специалистами в этой области и хотим продолжать наращивать в ней экспертизу, то, естественно, мы берём это сами. А если на рынке есть условия и мы не являемся специалистами в какой-то области, например, «1С», то зачем нам изобретать велосипед? Мы, скорее всего, возьмём уже готовое решение, которое проверено временем и рынком, и будем использовать лучшее. |
Вице-премьер Чернышенко поручил разработать схему быстрой замены зарубежного ПО в компаниях через ускоренную амортизацию
23 июня 2022 года стало известно о поручении заместителя председателя правительства Дмитрия Чернышенко по поводу ускоренной замены иностранного программного обеспечения на российское. Минцифры, Минфин и Минэкономразвития должны будут до 15 июля 2022 года представить предложения по введению специального порядка списания амортизации или начисления ускоренной амортизации используемого иностранного софта, который подлежит замене на отечественные продукты.
Как рассказал РБК представитель аппарата Дмитрия Чернышенко, данная инициатива нужна «для ускорения внедрения новых импортозамещающих решений на предприятиях».
Чтобы купить что-то новое, необходимо ускорить амортизацию существующих, прежде всего иностранных продуктов, уменьшать налоговую нагрузку на бизнес, — добавил он. |
Кроме того, Чернышенко поручил Минэнерго, Минцифры, Минэкономразвития, а также ФАС предложить меры по увеличению инвестиционной составляющей в структуре тарифа на электроэнергию, чтобы предусмотреть «мероприятия по импортозамещению зарубежного ПО».
Советник коллегии адвокатов Pen & Paper Наталья Бунина в разговоре с изданием отметила, что в середине мая 2022 года Госдума приняла в первом чтении поправки в ч. 2 ст. 259-3 Налогового кодекса, согласно которым расширяется перечень основных средств, в отношении которых налогоплательщики вправе применять специальный повышающий коэффициент к норме амортизации. К таким средствам в проекте отнесено оборудование из реестра российской радиоэлектронной продукции и права на компьютерные программы из реестра отечественного ПО. По словам Буниной, повышающий коэффициент при исчислении амортизации позволяет покупателям оборудования или софта, включенного в указанные реестры, быстрее списать затраты на них в состав расходов по налогу на прибыль.[8]
Путин запретил госкомпаниям использовать ИБ-системы недружественных стран
Президент России Владимир Путин подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Согласно документу, который был опубликован в начале мая 2022 года, госорганам, госкомпаниям и стратегическим предприятиям будет запрещено использовать системы информационной безопасности, созданные компаниями из недружественных стран. Подробнее здесь.
Путин запретил покупать иностранное программное обеспечение для критической инфраструктуры
Президент РФ Владимир Путин 30 марта подписал указ[9] о мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) страны, постановляющий, что:
- с 31 марта 2022 года заказчики (за исключением организаций с муниципальным участием), осуществляющие закупки по 223-ФЗ, не могут осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах КИИ России, а также закупки услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством;
- с 1 января 2025 года органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ.
Подробнее здесь.
Ожидается, что после начала конфликта на Украине 2022 год станет переломным для госкомпаний по переходу на российское ПО
В 2022 году необходимо пройти слом госкомпаний касательно перехода на отечественные ИТ-решения, заявил 30 марта на пресс-конференции Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, руководитель направления ИБ межведомственной рабочей группы при Минцифры по подготовке проекта программы «Цифровая экономика». Российский ИТ-рынок сильно зависит от госзаказа, и вскоре будет сильный крен в сторону отечественных решений, заявил Массух.
Это точно гарантирую вам. Мы «сломаем» эти госкомпании, госкорпорации, - пообещал директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. |
Он упомянул о готовящемся указе президента всем госкомпаниям-объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) прекратить использовать импортное программное обеспечение (соответствующий указ Владимир Путин подписал позже в тот же день).
Пора отказаться от закупок иностранного ПО, тем более, вам его не продают, что очень хорошо, - сказал Массух, как бы обращаясь к госкомпаниям. - И важная задача – перепрофилирование, переориентация внутренних ИТ-ресурсов на прекращение использования западного ПО. Надо думать, какое российское ПО его заменит. |
Надо, чтобы госкомпании поменяли ментальность, полагает он. После 2014 года госзаказчики сначала надеялись, что к власти в США придёт Дональд Трамп, и всё наладится – не надо будет переходить на отечественные решения. Потом вышла прямая директива с указанием переходить на отечественное до 2024 года. Но процесс шёл недостаточно активно. А теперь «времени на раскачку нет», повторил Илья Массух известные слова Путина.
Есть 1,5 года для создания уникальных российских решений. По мнению Массуха, во всех классах ПО уже есть достойные российские аналоги. Россия это не Иран, с которым её иногда сравнивают, говоря о санкциях. Нашу страну стоит сравнивать с Европой, уверен он: у России довольно самодостаточная ИТ-отрасль, мало зависящая от импортных поставок и технологий. Просто с 90-х насаждалось использование импортных решений, и до 2010 была парадигма, что хороший ИТшник – это настройщик западного ПО. Где-то с 2010 года эта ментальность начала меняться, начали появляться продвинутые отечественные решения и сервисы.
Таких порталов, как «Госуслуги», нет нигде в мире даже близко. Использование ИТ в финтехе в России… По сравнению с этим Европа – каменный век. И так далее. Таких проектов будет больше, - считает Илья Массух. |
Свои заявления о госкомпаниях Илья Массух сделал после того, как на той же пресс-конференции основатель платформы Bidzaar (Бидзаар) Андрей Черногоров (сын президента Cognitive Technologies Ольги Усковой) пожаловался на «колоссальное сопротивление» со стороны крупнейших госкомпаний, которые являлись покупателями западных ИТ-продуктов, поворачиваться в сторону российского рынка.
Последнее, что они готовы делать, это давать заказы российским вендорам. Они ищут возможности, как можно продолжить закупать западный софт, как можно ещё немного его демилитаризировать, ещё немного его оградить, чтобы продолжить им пользоваться. Это с 2014 года, каждый год. Если кто-то и работает против российской ИТ-отрасли, то это крупнейшие заказчики, - заявил Черногоров. |
Илья Массух, однако, говорит, что госкомпании уже начали менять вектор. Например, 29 марта он был в «Газпроме», и, по его словам, там уже никто не говорит про импортные решения, а хотят быстрее подтянуть ИТ-команды, ориентируясь на отечественные продукты.
А на 31 марта у Массуха запланирована встреча с РЖД. Менеджеры этой госкомпании некогда выбрали SAP и сделали из него самую большую инсталляцию SAP в мире, отметил Массух. Решениями немецкого вендора пронизаны многие бизнес-процессы, и прекратить его использовать непросто. Но РЖД над этим работает.
Боятся отключения SAP и других проблем с ним теперь и в коммерческом секторе – компании, никак не связанные с государством.
Рынок выходит за рамки государства, он намного шире: банки, ритейл и т.д. Все столкнулись с определённым ограничением по паспорту или происхождению. Так получилось, что если в России или если русский, то тебе либо перестанут продавать, либо отправят за какими-нибудь дополнительными лицензиями. По сути это экономический нацизм, - отметил директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. |
Госкомпании стали тратить в два раза меньше на закупку СУБД
Компания Postgres Professional 17 февраля 2023 года поделилась итогами сравнительного анализа госзакупок СУБД и сопуствующих услуг (сертификаты на техподдержку, работы по администрированию, миграции) в России в 2021 и 2022 годах. Исследование проведено на базе открытых данных платформы «ЕИС Госзакупки». Подробнее здесь.
2021
Доля российского ПО в госкомпаниях оказалась вдвое ниже нормативов
К концу 2021 года на отечественные продукты пришлось 30-35% программного обеспечения, используемого в российских госкомпаниях, что примерно вдвое меньше показателей в 50-70%, требуемых директивой правительства.
К сожалению, вынуждены констатировать, что задачи, которые госкомпании сами себе поставили, они не выполнили, — заявил РБК глава учрежденного по постановлению правительства Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Илья Массух. |
По его словам, медленнее всего импортозамещение софта проходит в ВТБ, «Аэрофлоте» и РЖД — там доля российских решений составляет менее 10%. Наиболее высокая доля — у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), АО «ГЛОНАСС» и крымского банка РНКБ, сказал Массух без уточнения долей.
Он отметил, что правительство сделало выводы по отстающим и невыполняющим директивы, и напомнил, что президент России Владимир Путин поддержал предложение главы Минцифры Максута Шадаева о введении персональной ответственности руководителей компаний за реализацию перехода на отечественные решения.
Так что просто так отстающие не отделаются, — сообщил глава Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. |
По его словам, многие компании надеялись, что с приходом Дональда Трампа на пост президента США в 2016 году отношения между странами нормализуются и импортозамещение отменят. Потом ждали, что ситуация выправится после его ухода.
Массух добавил, что многим госкомпаниям было тяжело переходить на российское ПО, потому что они привыкли к зарубежным продуктам. Финансовые, транспортные и энергетические компании, которые последние десятилетия активно развивали ИТ, в первую очередь смотрели на зарубежные решения, используемые их международными конкурентами.[10]
Путин поручил ввести персональную ответственность за импортозамещение ПО в госкомпаниях
Президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства дал перечень поручений, которые были опубликованы на сайте kremlin.ru 30 ноября 2021 года.
Так, уже с 1 мая 2022 года должна быть установлена персональная ответственность руководителей госкорпораций, госкомпаний и организаций с госучастием за выполнение планов перехода на отечественное ПО. Кроме того, к этому времени должны быть установлены целевые показатели, определяющие долю использования российского софта, включенного в реестр отечественного ПО Минцифры.
Заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко полагает, что поручение президента нацелено на стимулирование процесса импортозамещения, который сейчас нередко пробуксовывает. Он обратил внимание, что действенность мер будет зависеть от того, как это поручение будет оформлено законодательно, а также от практики правоприменения. Вместе с тем Иван Панченко в разговоре с TAdviser заметил: несмотря на то, что совещание с членами правительства произошло совсем недавно, уже заметно повышение уровня интереса к отечественным разработкам.
Вне зависимости от принимаемых мер, необходимо, чтобы госорганы и госкорпорации ответственнее относились к переходу на отечественный софт, а не продолжали использовать пиратские иностранные или российские версии ПО, как это произошло, например, в результате отмены централизованной закупки отечественных офисных программ для нужд 55 ФОИВ, - сказал генеральный директор МойОфис Дмитрий Комиссаров, отвечая на вопросы TAdviser. |
К 1 июля 2022 года правительство должно внести поправки в законодательство, устанавливающие обязательные требования для преимущественного использовании отечественного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции субъектами критической информационной инфраструктуры РФ.
Кроме того, Владимир Путин поручил правительству проработать механизмы стимулирования инвестиционной деятельности, связанной с внедрением отечественных систем и решений, созданных на основе технологий искусственного интеллекта. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2022 года.
Также президент поручил в 2022–2025 годах модернизировать 25,16 тыс. отделений «Почты России», расположенных в отдаленных районах, сельской и труднодоступной местности.
Путин поддержал инициативу изменить правила игры при импортозамещении ИТ. Одно из предложений - ограничить внутреннюю разработку в госкомпаниях
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев на прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным обратил внимание президента на то, что директива о переходе госкомпаний на отечественное ПО не выполнена, а показатели, которые сами компании закладывали для себя не достигнуты. Госкомпании на российский софт потратили вдвое меньше, чем планировали. Только за 2019-2020 годы российский рынок недополучил около 70 млрд рублей, которые были заявлены в рамках утвержденных программ. В связи с этим Максут Шадаев предложил ввести персональную ответственность руководителей компаний за невыполнение утверждаемых сейчас программ цифровой трансформации, которые должны реализовываться с опорой на отечественное ПО.
Министр рекомендовал ограничить внутренние разработки госкорпораций, потому что часто такие расходы оказываются необоснованными. А также ввести требование по коммерциализации внутренних разработок госкорпораций.
Я выступаю против такой истории. Когда госкомпания, пользуясь своими размерами и политическим весом, говорит, что сделала, например, лучший пакет инженерного ПО, и хочет получить государственную субсидию, потому что «государству важно иметь собственный пакет», мы на такое отвечаем: слушайте, есть же специализированные коммерческие компании, которые делают и успешно продают инженерные пакеты. Не надо подменять рынок.
Поэтому я считаю возможным заключение госкомпаниями контрактов на разработку ПО. Более того, я выступаю за то, чтобы они наращивали свою экспертизу, создавали и развивали производственные юниты внутри. Но важно, чтобы они всегда использовали продукты и технологии, которые есть на рынке. Не делали аналоги, и, тем более, не выходили на рынок с какими-то тиражными решениями. На рынке разработок для ведомств госкомпании часто показывают свою эффективность, но рынок коммерческих продуктов и решений лучше оставить тем, кто умеет это делать, - рассказал Максут Шадаев в интервью TAdviser в сентябре 2021. |
Кроме того, министр попросил помощи президента в ускорении процесса встраивания проекта указа «О переходе на объектах критической инфраструктуры на отечественные решения» в федеральное законодательство. По его словам, проект готов, однако если сейчас запустить полный цикл его переформатирования в изменения к федеральным законам, то это может занять значительное время.
Владимир Путин поддержал Максута Шадаева и предложил уже в текущем году внести на рассмотрение в Госдуму соответствующие изменения в законодательство. Также он согласился с необходимостью повышения уровня личной ответственности руководителей госкорпораций за невыполнение планов по импортозамещению и цифровой трансформации.
Максут Шадаев в своем докладе рассказал Владимиру Путину о влиянии налогового маневра на отрасль ИТ-разработки, в том числе в области искусственного интеллекта (ИИ). По его словам, после запуска налогового маневра для ИТ-компаний, подразумевающего значительные льготы для разработчиков – обнуление региональной части сбора на прибыль и снижение ставки страховых взносов для ИТ-компаний с 14% до 7,6% – доходная часть федерального бюджета не пострадала.
При этом за девять месяцев 2021 года, по данным Росстата, российские компании поставили на 38% больше решений и услуг, чем за аналогичный период годом ранее, превысив 1,14 трлн рублей. В 2021 году российский рынок растет вдвое быстрее, чем в предыдущем.
Несмотря на международные санкции растет экспорт ПО. За полгода, по данным Центробанка, российские компании поставили на экспорт на 18% больше продуктов и услуг, чем за аналогичный период 2020 года. По итогам первой половины 2021 года, объем экспорта софта и сервисов достиг 2,9 млрд долларов. По итогам девяти месяцев действия налогового маневра мы видим дополнительные налоговые отчисления на общую сумму 49 млрд рублей. То есть льготы позволили бюджету получить дополнительные средства.
В сентябре 2021 года правительство утвердило второй пакет мер поддержки отрасли, который направлен на стимулирование спроса на российские разработки. Важно упростить путь для российского потребителя.
С Минфином удалось согласовать три меры налогового стимулирования. Первая – если компания внедряет российские решения на базе ИИ, то она может отражать их в статье расходов с коэффициентом 1,5, снижая налог на прибыль. Вторая – предусматривает ускоренный процесс амортизации ПАК российского производства. Бизнес получит возможность списывать отечественные решения в три раза быстрее, чем иностранного производства. Третья мера предусматривает возможность введения регионами налогового вычета для компаний, использующих российские решения и ПАК.
Минцифры будет просить регионы вводить такой вычет в приоритетном порядке для систем и решений с ИИ, и в этом вопросе очень рассчитывает на поддержку президента. Соответствующие поправки в налоговый кодекс будут внесены Минфином до конца 2021 года.
Помимо налогового стимулирования предусмотрена поддержка разработчиков и стимулирование новых разработок в области ИИ. В 2020 году было выделено около 200 грантов объемом до 10 млн рублей для стартапов и групп разработчиков в области ИИ. Крупные компании государство поддерживает за счет софинансирования разработки и первые пилотные внедрения. До конца 2024 года в программе «Цифровая экономика» запланировано потратить на поддержку разработок до 10 млрд рублей.
Власти предложили госкомпаниям импортозаместить ПО для интернета вещей, робототехники и распознавания лиц
17 сентября 2021 года стало известно о том, что Минцифры расширило список софта, которым должны руководствоваться госкомпании при переходе на преимущественное использование отечественного ПО. Это следует из приказа министерства о внесении изменений в приказ № 486 от 20 сентября 2018 г. «Об утверждении методических рекомендаций по переходу госкомпаний на преимущественное использование отечественного ПО, в том числе отечественного офисного ПО».
Согласно документу, теперь госкомпании должны преимущественно выбирать не только системное и прикладное ПО, а также базы данных, но и ПО интернета вещей, робототехники и сенсорики. Расширен список средств анализа данных. Например, в перечень включено ПО, которое обрабатывает видеопотоки и изображения, в том числе с камер видеонаблюдения, а также софт 2D- и 3D-сканирования с целью обнаружения изображений лиц. Кроме того, в список вышло промышленное ПО, среди которого средства управления жизненным циклом изделия, универсальные машиностроительные средства автоматизированного проектирования, средства инженерного анализа и др.
В документе министерства переход на преимущественное использование отечественного ПО рекомендуется осуществлять в отношении классов программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных, перечень которых установлен приказом Минцифры от 22 сентября 2020 г. № 486 «Об утверждении классификатора программ для ЭВМ и баз данных». В предыдущей редакции госкомпании ориентировались на перечень в приказе от 31 декабря 2015 г. №621[11].
Правительством утверждены директивы по цифровой трансформации госкомпаний с фокусом на внедрение российских решений
Директивы, разработанные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, утверждены Правительством. Директивы направлены на повышение эффективности государственных компаний за счет внедрения российских цифровых решений и стимулирование импортозамещения. Об этом Минцифры сообщило 19 апреля 2021 года.
Представителям РФ в советах директоров необходимо в десятидневный срок инициировать проведение заседаний советов директоров для обсуждения разработки или актуализации стратегий цифровой трансформации до 2024 года. Стратегии должны быть приведены в соответствие с методическими рекомендациями, подготовленными Минцифры и ранее одобренными на Президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Методические рекомендации помогают оценить текущий уровень цифровизации, задать целевое видение и ключевые показатели эффективности, предусмотреть кадровые ресурсы, создать систему управления цифровой трансформацией и модели финансирования стратегий, а также сформировать дорожные карты. Ранее они прошли апробацию в крупных российских компаниях – АО «Почта России», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АК «Алроса», ПАО «Газпром нефть».
Стратегии цифровой трансформации госкомпаний должны быть разработаны до 1 сентября 2021 года, а затем согласованы с отраслевыми министерствами и Минцифры России. В аналогичный срок необходимо назначить руководителей, ответственных за цифровую трансформацию. Стратегические документы должны учитывать требование директив об увеличении доли закупок российских цифровых решений: к 2024 году этот показатель должен составить не менее 70% от общей суммы расходов на ПО.
На первом этапе утверждённые Правительством директивы будут распространяться на государственные компании из утвержденного Правительством перечня.
Среди госкомпаний есть как абсолютные лидеры по цифровой трансформации, так и те, кто пока не выделяет это направление в качестве приоритетного. Задача директив — масштабировать и структурировать деятельность по цифровизации и импортозамещению, не только контролируя компании, но и помогая им методическими рекомендациям, экспертизой и финансовыми инструментами. Планируется, что до 2024 года к исполнению директив присоединятся все компании, доля участия государства в которых составляет 50%, — отметил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. |
Директивы и методрекомендации — инструменты, которые помогут скоординировать работу по цифровой трансформации госкомпаний и компаний с государственным участием. Также в проекте `Цифровые технологии` предусмотрены финансовые меры поддержки внедрения российских решений в рамках реализации цифровых стратегий, позволяющие до 2024 года поддержать проекты на общую сумму более 100 млрд рублей: льготное кредитование со ставкой от 1% до 5% и лизинг, — рассказал замглавы Минцифры Максим Паршин. |
Почта одной из первых приняла участие в проекте Минцифры по апробации рекомендаций по цифровой трансформации. Рекомендации учитывают реалии бизнеса, помогают правильно выбрать приоритеты, сформировать проектные портфели, перейти на гибкое управление и продуктовый подход во всех бизнес-блоках. Благодаря директивам госкомпании смогут сообща идти по пути изменений, обмениваться практиками, обсуждать, калибровать цели, — отметил генеральный директор «Почты России» Михаил Акимов. |
Выпуск директив — еще один этап в последовательной реализации стратегии правительства по увеличению спроса на отечественную продукцию. Это очень важная мера поддержки ИТ-отрасли для формирования спроса на российские цифровые продукты. Центр компетенций по импортозамещению обеспечит анализ подготовленных стратегий на предмет соответствия методическим рекомендациям и необходимой доле использования отечественных решений, — рассказал директор Центра компетенций по импортозамещения в сфере ИКТ Илья Массух. |
Импортозамещение информационных технологий в госкомпаниях. Бег с препятствиями. Обзор TAdviser
2020: Совет Федерации предлагает ужесточить требования к ПО госкомпаний через отнесение их к объектам критической информационной инфраструктуры
В начале сентября 2020 года стало известно о решении Совета федерации усилить требования к программному обеспечению для госкомпаний. Их предлагается отнести к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) наравне с госорганами и банками, а это означает ускоренный переход на отечественные ИТ-решения. Подробнее здесь.
2019
С чем связана низкая активность госкорпораций в направлении импортозамещения
К концу 2019 года доля российских продуктов в общем объёме софта, используемого в госкомпаниях, составляла 10%. Такие данные приводил директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух. По его словам, государство не стремится к 100%, а комфортным, безопасным и суверенным уровнем, позволяющим стране быть самостоятельной в этой области, считается 60%.
TAdviser провел опрос российских экспертов, компании которых занимаются разработкой и внедрением отечественного софта, в том числе и в госкомпаниях, и выяснил с чем связана низкая активность госкорпораций в сфере ИТ-импортозамещения и какие шаги должны быть приняты, чтобы госкомпании активизировали эти процессы.
Отсутствие проработанных методик перехода на отечественное ПО
Роман Мылицын, директор по инновациям ГК Astra Linux, считает, что низкая активность госкорпораций в сфере ИТ-импортозамещения связана прежде всего с отсутствием проработанных методик перехода крупных информационных систем на отечественное программное обеспечение с расчетами по окупаемости этого процесса в средне и долгосрочной перспективе.
Большую роль в этом направлении играет сложившаяся на рынке экосистема, считает Станислав Иодковский, первый заместитель генерального директора «ХайТэк». Системные интеграторы, дистрибьюторы, целая «армия» обученных специалистов, начиная от сейлов, заканчивая техническими экспертами всех уровней, хорошо умеют продавать, внедрять и поддерживать решения международных вендоров. В такой ситуации российским производителям, помимо выпуска первоклассных решений, требуется выделение ресурсов на интеграцию в эту самую экосистему путем создания лабораторий, учебных центров, маркетинг, что будет способствовать повышению уровня компетенций и доверия в экспертном сообществе, считает эксперт «ХайТэк».
Недостаточная финансовая поддержка
По мнению Дмитрия Иванова, генерального директора компании HandySoft, замена одного решения на другое, это всегда стресс и значительные затраты для любой компании, в том числе и госкорпорации. Поэтому на такие шаги идут в случае, когда старое решение устарело и не отвечает текущим потребностям, либо когда лицензирование и сопровождение стоит слишком дорого по сравнению с внедрением.
Он считает, что для активизации процессов перехода на российское ПО может быть на законодательном уровне определен предельный срок использования иностранного ПО при наличии аналогичного российского или поэтапный план перехода, дополнительные льготы на оплату лицензий и стоимости услуг сопровождения российского ПО.
Предлагаемые им меры включают:
- Выделение дополнительные целевых объемов финансирование на покрытие издержек переходного периода (возможно с применением специальных налоговых режимов).
- Обязательная переквалификация специалистов за счет целевого финансирования.
- Обеспечение «мягкого режима» контроля за показателями деятельности в переходном периоде.
Владимир Кохан, коммерческий директор «Диджитал Дизайн», также считает, что государству необходимо выделять целевое финансирование на обеспечение совместимости наиболее часто используемых продуктов в рамках пилотных проектов для конкретных заказчиков. Он, напоминает, что такие инициативы уже проводятся: например, работа по организации рабочего места чиновника.
Необходимость запретительных мер
Для активизации процессов нужны не рекомендательные меры для перевода на отечественные ИТ-решения, а запретительные меры на использование импортного soft- и hardware, если есть отечественные аналоги, считает гендиректор HandySoft Дмитрий Иванов.
Законодательные ограничения на закупки иностранного ПО последних лет, нормативно-правовые акты и прямые директивы в адрес советов директоров крупнейших компаний с госучастием, должны были бы являться стимулом для реализации программы импортозамещения. Однако на практике реальное импортозамещение скорее реализуется компаниями, стремящимися оптимизировать и минимизировать затраты на сопровождение ИТ-инфраструктуры, - говорит Михаил Гусев, заместитель генерального директора компании «БОСС. Кадровые системы». |
Да, есть «директива Силуанова», обязывающая переходить на отечественное ПО, но риски ее невыполнения для ИТ-подразделений корпорации ниже, чем риск неработоспособности системы. А требований на уровне закона нет, поскольку изменения были внесены в 44-ФЗ, а не в 223-ФЗ, по которому работают госкорпорации, - добавляет Алексей Смирнов, генеральный директор «Базальт СПО». |
В «Акронис Инфозащита» считают, что государство должно всеми возможными способами поддерживать заказчиков, которые действительно идут по пути импортозамещения.
В процессе импортозамещения ключевую роль играет воля государства и действия регулятора. Импортозамещение в госорганах и госкомпаниях нормативно построено по-разному. Если в госорганах этот процесс в основном регулируется Постановлением Правительства №1236 и носит запретительный характер по отношению к закупкам зарубежного ПО, то для госкомпаний долгое время действовали лишь рекомендации. Принятые директивы Правительства для ключевых компаний с госучастием должны были сдвинуть процесс, много времени было уделено на согласование планов по импортозамещению. Теперь, когда многие из них сверстаны, нужно создать условия для их реализации, - считает Елена Бочерова, исполнительный директор «Акронис Инфозащита». |
Антон Ваганов, директор по ЕСМ-проектам ЛАНИТ, полагает, что должны быть выставлены обязательные для выполнения показатели использования отечественного ПО, обеспечены меры по контролю выполнения этих показателей и штрафы к корпорациям, не соблюдающим законодательство.
С другой стороны, должна быть положительная мотивация: например, снижение налогового бремени для корпораций, использующих российский софт. Дополнительно необходим тесный контакт с вендорами, создание экономических условий для российских разработчиков, ведь им предстоит вложить много долгосрочных инвестиций, чтобы практически с нуля создать софт, который уже много лет развивается на западе, - отмечает Антон Ваганов. |
Михаил Гусев напоминает, что дополнительно к законодательным мерам и экспертный совет по программному обеспечению своим протоколом по сути ввел очень жесткое ограничение на возможность использования в отечественном ПО иностранных СУБД и платформ. Однако это может привести к тому, что перед госзаказчиками замаячат и новые риски – выбирать не из лучших отечественных программ, а только из тех, что сохранятся в изрядно «похудевшем» Реестре отечественного ПО.
Низкий уровень автоматизации госкомпаний
Значительная часть госкорпораций была образована путем поглощения ранее убыточных активов, в которых не было автоматизации как таковой, а в ГК так и не организовали сквозные процессы управления, напоминает Тимур Ахмеров, генеральный директор «БАРС Груп». Поэтому многое в вопросах импортозамещения тормозится тем, что объект автоматизации к этому не готов. При этом он считает, что модернизация самой системы управления деятельностью, формирование требований к ИТ-системам – безусловно внутренний вопрос ГК. И государство или ИТ-партнер тут не поможет.
К тому же, по словам Ахмерова, реализацию импортозамещения сдерживает незрелость базовых отечественных решений по управлению деятельности, сложность их интеграции.
С некоторой вероятностью может помочь дополнительное финансирование развития отечественных продуктов со стороны государства. Также имеет смысл более четко определить, на какие конкретно продукты стоит направить ресурсы. При этом заявительный порядок государственного финансирования может и не решить проблемы качества российского ПО, - говорит гендиректор «БАРС Груп». |
Инертность инсорсеров
Большинство крупных государственных компаний концентрируются на полном и безоговорочном владении собственными технологиями, создавая все необходимые решения внутри собственного контура.
По мнению Леонида Тихомирова, руководителя ITPS, процесс импортозамещения часто сдерживает то, что без должной конкуренции инсорсеры зачастую относительно инертны и развиваются медленнее, чем рыночные ИТ-компании. Необходимо, чтобы государственный компании активнее сотрудничали с независимыми отечественными исполнителями, которым необходимы поддержка и заказы.
«Чувствительное» законодательное поле
Госкорпорации, как и любые государственные структуры, имеют особенности, в которых надежность ИТ-решения имеет наивысший приоритет. Государственные органы работают в очень «чувствительном» законодательном поле, которое во главу угла ставит защиту информации.
Здесь большое количества различных этапов согласования. В свою очередь, время их прохождения гораздо больше, нежели в коммерческом сегменте рынка. Эффективным решением здесь является создание тестовых площадок в различных областях промышленности со сниженными требования к безопасности в угоду ускорению внедрения. Также помогает практика бизнес-инкубаторов, которую использую государственные корпорации, позволяющие небольшим командам эффективно взаимодействовать с госкорпорациями и решать различные задачи все более и более эффективно, - считает Сергей Кузнецов, генеральный директор компании «Юнидата». |
Необходимость российского ПО, превосходящего зарубежные аналоги
В госкорпорациях на информационные системы завязаны не только общие процессы учета, но и производственные, логистические, управленческие процессы. Информационные системы для этого разрабатывались и внедрялись годами, в первую очередь на базе иностранного ПО. Поэтому им объективно сложнее заменять существующие продукты на аналоги.
Изменить ситуацию, на мой взгляд, может только постепенное появление российских аналогов, действительно превосходящих зарубежное ПО в функциональности, уровне технической поддержке, гибкости. Также немаловажным фактором будет являться существенное снижение стоимости внедрения и последующего владения по сравнению с иностранными аналогами. Законодательные и ограничительные меры, направленные на замену иностранного ПО в госкорпорациях, на мой взгляд, работать не будут, - считает Евгений Шонов, руководитель направления «Локальные программные решения для автоматизации учета» компании «СКБ Контур». |
Мнения и предложения «Руссофт»
Президент Ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров считает, что низкая активность госкорпораций связана с целым рядом факторов:
1. Замещать кусочки целой ИТ-системы неразумно, поскольку цена поставки оставшейся импортной части ИТ-системы обойдется ГК в ту же сумму, что я вся система (такова бизнес-модель зарубежных вендоров);
2. При замене всей ИТ-системы ГК обязательно столкнется с проблемами совместимости отдельных блоков ПО, производимых разными российским производителями;
3. Цена замещения будет чрезвычайно велика, поскольку будет включать текущие лицензионные платежи на импортное ПО в соответствии с действующим контрактом, платежи за российское ПО и оплату услуг по доводке совместимости нового ПО и существующей ИТ-системы;
4. У ИТ-директора будет постоянный страх за то, что он будет обвинен в нарушении действующего контракта с импортным поставщиком из-за нецелевого использования бюджетных средств.
Для решения этих проблем Валентин Макаров предлагает применять к госкорпорациям «кнут и пряник». Во-первых, по его словам, необходимо ввести обязанность уведомления ФСБ или ФСТЭК о намерении приобрести импортное ПО (как это сделано в США при импорте ПО госорганами). Во-вторых, ввести обязанность в течение краткого срока (1-2 года) сформировать консорциум разработчиков, которые должны произвести импортозамещение крупной ИТ-системы, плюс обязательство приобретения разработанной Консорциумом ИТ-системы.
В качестве поощрительной меры он предлагает ввести со-финансирование разработки Консорциумом ИТ-системы для импортозамещения со стороны государства (института развития).
Координатор комитета по импортозамещению НП «Руссофт», директор по инновациям компании «Рексофт» Виталий Баланда, говорит, что в комитете «Руссофт» по импортозамещению для выхода из этой ситуации ведется работа по четырем основным направлениям. Первое из них – уход от точечной цифровой трансформации и постепенное движение отрасли к формированию полностью совместимых пакетных решений. Второе – Customer Development – вовлечение клиентов в формирование требований и лицензионной политики для таких пакетов. Следующий важный пункт - появление компаний-интеграторов нового типа, которые могли бы предоставлять мультивендорную поддержку пакетов по принципу «единого окна». И последние — это создание механизмов взаимодействия с сообществом со стороны регуляторов, выработка общих механизмов проектного инвестирования и страхования проектных рисков.
Другие мнения
Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании "Форсайт", говорит, что в госкомпаниях часто основные бизнес-процессы уже автоматизированы: все налажено и работает.
Наш опыт показывает, что корпорации используют российское ПО в новых проектах. Например, в «Транснефти» на базе продуктов «Форсайта» разработаны программные комплексы для управления инвестиционными программами и проектами, а также транспортным парком. Программный комплекс обеспечил возможность работы с несколькими десятками тысяч инвестпроектов, данные по которым используют несколько тысяч сотрудников организаций системы «Транснефть», - рассказывает Юлия Кудрявцева. |
По её словам, очень многие госкомпании сейчас заняты формированием стратегии цифровой трансформации, в рамках которой предпринимают попытки совместить «цифровизацию» и «импортозамещение». Формирование такой стратегии требует детального знания рынка продуктов российских вендоров, понимания как «собрать» из отечественных технологий комплексные решения для трансформации. При этом ИТ-рынок понимает эту непростую задачу заказчиков. Ассоциация «Отечественный софт» создала Комитет по интеграции отечественного ПО и выпустила каталог совместимости решений российских разработчиков. В этой инициативе активно участвовал и «Форсайт».
Сегодня вопросы импортозамещения отдельных видов ПО в госкорпорациях регулируются на уровне Правительства РФ. Кроме того, силами Минкомсвязи и Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-телекоммуникационных технологий разработаны методические рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественное офисное программное обеспечение. Т.е. на сегодня есть ответ на вопрос как осуществить переход, а также поставлены конкретные сроки и объемы мероприятий по импортозамещению, которые должны быть реализованы, в том числе, госкорпорациями. И большинство сроков – конец текущего года, так что активность госкорпораций в сфере импортозамещения уже высока и будет только расти, - считает Николай Домуховский, заместитель генерального директора по научно-технической работе УЦСБ. |
На наш взгляд, большинство госкорпораций активно ведут работы по импортозамещению в ИТ, как внутри, так и в кооперации различных госкорпораций. Государство последовательно мотивирует переход госкорпораций на отечественные решения, создает условия благоприятствования, дает льготы, субсидирует приобретения, помогает с центрами, аккумулирующими компетенции. Проделана огромная работа, и главная задача, главный вызов – обеспечить эффективную работу всех принятых нормативных актов, требований, поручений и директив, - говорит Армен Кочаров, коммерческий директор компании «МойОфис (ООО Новые облачные технологии)». |
Наталия Агафонова, генеральный директор АО НКТ (разработчик Р7-Офис), считает, что на сегодняшний день существует целый ряд причин, по которым госкомпании не торопятся переходить на отечественный софт в полном объеме, но главные из них три: финансовая, технологическая и законодательная.
Первая причина, конечно, финансовая. В этом случае исправить ситуацию помогло бы субсидирование госкомпаний целевым образом на тестирование и приобретение отечественных продуктов.
Вторая причина - технологическая. Она заключается в неготовности инфраструктуры госкорпораций к интеграции с отечественным ПО. Просто использовать российское ПО как stand alone продукт для них не является достаточным с целью обеспечения бизнес-процессов, а большинство внутренних систем традиционно заточены на работу с иностранным софтом. И если в отношении ФОИВ в 658 Постановлении Правительства есть требования о необходимости обеспечения совместимости с начала 2020 г. ГИСов минимум с 2-мя продуктами из реестра российского софта в каждом из классов, то для госкорпораций такого нормативного требования нет. Третья немаловажная причина — в недостаточном законодательном регулировании перехода корпораций на отечественный софт. Это выражается, например, в отсутствии официальной возможности включения требований о том, чтобы ПО было из реестра российского софта, при проведении корпорацией конкурсных закупок по 223-ФЗ. Или в задержке вступления в силу требований по предустановке отечественного ПО на закупаемые в РФ ПК. Закон №425-ФЗ вступит в силу с 1 января 2021 года, то есть он принят, но де-факто не действует. Включение подобных требований в закон должно способствовать органичному переходу корпораций на отечественные продукты (ОС, офисные пакеты, антивирусы и пр.) при обновлении парка техники, - рассказывает Наталия Агафонова. |
Вице-премьер Акимов: За 2019-2021 гг госкомпании купят российское ПО на 150 млрд рублей
В 2019 году расходы госкомпаний на приобретение российского программного обеспечения составят более 10 млрд рублей, - заявил 25 декабря 2019 года заместитель председателя правительства Максим Акимов на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Как отметил зампред, в целях - дорастить в 2020 году расходы госкомпаний на закупку отечественного ПО до 82 млрд рублей, в 2021 году - до 150 млрд рублей.
В 2019 году, по словам Акимова, для органов государственной власти было закуплено 220 тыс. офисных российских пакетов и 520 тыс. антивирусных приложений на сумму более миллиарда рублей.
Среди антивирусов, как уточнил представитель Акимова, 80% - программные продукты «Лаборатории Касперского» (409 тыс. лицензий), 20% – «Доктор Веб» (106 тыс. лицензий). Две трети закупленных лицензий офисных пакетов (150 тыс. штук) – разработки «МойОфис» компании «МойОфис (ООО Новые облачные технологии), одна треть - (70 тыс. штук) – «Р7-офис» компании «Новые коммуникационные технологии».[12].
Илья Массух: Госкомпании заплатят 180 млрд рублей за российское ПО в 2020 году
Госкомпании заплатят 180 млрд рублей за российское программное обеспечение в 2020 году. Об этом 26 ноября 2019 года сообщил директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух, выступая на конференции «Антисанкции. В чем выгода импортозамещения в сфере ИТ».
По его словам, к концу 2019 года для российских продуктов в общем объёме софта, используемого в госкомпаниях, составляет 10%. Государство не стремится к 100%, а комфортным, безопасным и суверенным уровнем, позволяющим стране быть самостоятельной в этой области, считается 60%.
При этом Массух отметил, что зависимость России от зарубежного технологического оборудования не так высока, как в случае с ПО.
Действия государства по регулированию позволили приостановить этот рост зависимости. И это приличное достижение. Задача — снизить зависимость, перейти на использование отечественных разработок и оборудования, — добавил он. |
Илья Массух перечислил основные преимущества и недостатки политики импортозамещения в области программного обеспечения. К минусам он отнёс следующее:
- отсутствие ответственности за ее невыполнение и как следствие неэффективное расходование бюджетных средств;
- отсутствие типовых масштабируемых отраслевых решений (полностью отечественных стеков технологий).
Плюс такие:
- активная технологическая кооперация российских вендоров;
- рост отечественной радиоэлектронной промышленности.
Илья Массух заявил, что директивы по переходу на отечественное программное обеспечение, которые были утверждены в 2016 году, начинают работать только к концу 2019-го. Госкомпании поняли, что задачи по составлению соответствующих планов до 2021 года правительство не отменит, указал он.
Он также добавил, что с 2020 года покупка зарубежного софта в госкомпании станет для Счетной палаты поводом для усиленной проверки.[13]
2018
Госкорпорации обязали перейти на российское ПО к 2022 году
17 декабря 2018 года стало известно о требованиях российских властей по поводу перехода крупнейших госкомпаний на отечественное программное обеспечение. К 2022 году российским у них должно быть более половины софта.
Как пишет «Коммерсантъ», первый вице-премьер министр финансов Антон Силуанов утвердил директивы для госкомпаний из перечня №91-р о переходе на «преимущественное использование» российских программных продуктов. Речь идет о таких компаниях, как «Аэрофлот», «Газпром», «Шереметьево», «Роснефть», РЖД, «Первый канал», «Роснано», ВТБ и др. Подробнее здесь.
Илья Массух: Переход госкомпаний на отечественное ПО должен стартовать в этом году
Распоряжения Правительства РФ о переходе российских госкомпаний на российское программное обеспечение (ПО) выйдут уже в мае 2018 года, передает 25 апреля 2018 года "Вести.Экономика" со ссылкой на заявление главы Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Ильи Массуха. По его словам, распоряжения уже прошли межведомственное согласование.
Как известно, в феврале премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Росимуществу, Минкомсвязи и АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" подготовить распоряжения госпредставителям в советах директоров госкомпаний о подготовке и утверждении планов перехода на российское ПО.
Директивы достаточно жесткие с точки зрения перехода на отечественное ПО. Должны назначить ответственных, составить план, выделить средства, отчитываться раз в полгода, кажется. Как они будут работать — покажет время, но они выйдут в мае, — цитирует слова Массуха РИА "Новости". |
Распоряжения затем будут направлены представителям государства в крупнейших госкомпаниях, входящих в так называемый "список 91-Р". По словам Ильи Массуха, закупки госкомпаний из этого списка составляют примерно 70% всех закупок госорганами.
Госорганы должны закупать, в первую очередь, российское ПО, руководствуясь реестром Минкомсвязи. При этом приобретать зарубежное ПО разрешается только в том случае, если нет российских аналогов. Однако именно госкомпании не готовы внедрять российское ПО, поскольку много лет использовали зарубежный софт, отметил Массух.
Наши продукты готовы, в основном, к применению российскими компаниями. А вот как раз госкомпании не готовы их применять. Их 20-30 лет учили использовать западные решения, они построили целую инфраструктуру, у них налажены поставки этой инфраструктуры, обслуживания. И просто по-человечески люди не хотят переходить на что-то другое, — заявил глава Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. |
Как уточнил Илья Массух, переход госкомпаний на отечественное ПО должен стартовать в 2018 году с составления детальных планов.
В течение трех лет мы видим явный процесс перехода госкомпаний на отечественное аппаратное и программное обеспечение. Это должен быть план, где мы видим, что в 2018 году начался процесс, в 2019 году — пилоты, в 2023 году перешли, — заключил он.[14] |
2017: Предложение Минкомсвязи взимать с госкомпаний сбор за закупку иностранного ПО
3 мая 2017 года Минкомсвязи предложило взимать с государственных компаний плату за приобретение иностранного ПО. Таким образом, ведомство намерено стимулировать закупки отечественных продуктов.
О том, что Минкомсвязи рассматривает возможность взимания особого сбора с госкомпаний, закупающих зарубежный софт при наличии российских аналогов в соответствующем реестре, журналистам рассказал глава министерства Николай Никифоров.
По его мнению, компенсационный платеж должен составлять около 5%, а собранные средства могут быть направлены в Фонд развития информационных технологий (ФРИТ), созданный в январе 2017 года.
Купил на 100 млн руб. зарубежного ПО, будь добр 5 млн рублей перечислить в Фонд развития ИТ… Считаем, что некая мера стимулирования рублем обязательно должна быть. Но эти предложения нам предстоит выработать вместе с коллегами из Минэкономразвития и Минфина, — отметил Николай Никифоров |
По состоянию на май 2017 года в России действует закон, ограничивающий закупки зарубежного программного обеспечения в случае присутствия российских аналогов в специальном реестре, который распространяется только на госорганы, но не на госкомпании.
В марте 2017 года Никифоров говорил, что такие ограничения нужно распространить и на госкомпании, у которых объем закупок значительно выше, чем у всех госорганов. Тогда же президент России Владимир Путин предлагал, чтобы на начальном этапе ориентация на закупки отечественного ПО была для госкомпаний рекомендацией.
Ранее несколько госкомпаний, включая «Газпром», «АЛРОСА» и ВТБ, ввели изменения в положения о закупках корпораций и их «дочек», подразумевающие приоритет российского ПО при закупках, напоминает «Интерфакс»[15].
Согласно проекту разработанной Минкомсвязи программы "Цифровая экономика России", направленному на согласование в ведомства в конце апреля 2017 года, стоимостная доля программного обеспечения, закупаемого федеральными и региональными органами власти, госкорпорациями и компаниями с госучастием, в 2017 году составит 80%, в 2020 - должна снизиться до 40%, а в 2025 - до 30%.
2016: Постановление правительства о приоритете российских товаров, работ, услуг в госкомпаниях
16 сентября 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о приоритете товаров российского происхождения[16].
Документ устанавливает приоритет отечественных товаров, а также работ и услуг, выполняемых россиянами по отношению к иностранным товарам и иностранным работникам. Принятое решение призвано стимулировать развитие всех отраслей российской экономики, говорится в пояснении к постановлению.
Приоритет устанавливается при осуществлении закупок госкомпаниями путем проведения конкурса, аукциона и иных способов, за исключением закупки у единственного поставщика.
При проведении конкурса заявки с российскими товарами или услугами, которые оказываются российскими гражданами, оцениваются по цене, сниженной на 15% от предложенной участником. При этом договор заключается по нормальной цене.
При проведении аукциона, в случае, если победителем закупки представлена заявка с иностранными товарами или услугами, выполняемыми иностранцами, договор заключается по цене, сниженной на 15%.
Приоритет не предоставляется в случаях, если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки, а также если в закупке содержатся предложения о поставке только российских или только иностранных товаров, оказания услуг только российскими гражданами или только иностранными.
Кроме того, приоритет отсутствует в случае, если в заявке участника стоимость российских товаров или услуг составляет менее 50% от общей цены предложения.
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.
2015: Путин поддержал идею ограничить закупки иностранного ПО в госкомпаниях
22 декабря Владимир Путин поддержал предложение ИТ-отрасли ограничить закупки иностранного софта не только госорганам, но и госкомпаниям. Об этом рассказала «Ведомостям» гендиректор Infowatch Наталья Касперская, участвовавшая во встрече руководителей российских ИТ-компаний с президентом на форуме «Интернет-экономика 2015». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил «Ведомостям», что Путин поддержал идею и вопрос будет прорабатываться.
Ранее идею ограничения закупок иностранного ПО госкомпаниями высказывал и глава Минкомсвязи Николай Никифоров.
Закупки госорганов и госкомпаний за первое полугодие 2015 г. подсчитал «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (см. график). Председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин сообщил "Ведомостям", что учтены в нем лишь те закупки, в названии которых было явно указано название вендора; оценить полную стоимость закупок, по его словам, невозможно. Во второй половине 2015 г. закупки как минимум удвоились, уверен Назаркин[17].
Примечания
- ↑ Правительство определило дополнительные меры стимулирования госкомпаний для достижения ключевых показателей эффективности
- ↑ Постановление правительства
- ↑ Разработчики ПО пожаловались на нерациональное использование денег из бюджета
- ↑ Для госкомпаний установили сроки перехода на отечественный софт
- ↑ Статья перерасходов: госкомпании обяжут отдавать 70% IT-бюджетов на сторону
- ↑ Российские госкомпании с 2025 года должны перейти на отечественные ОС и офисные пакеты
- ↑ Минцифры установит российским корпорациям ограничения на внутренние ИТ-разработки
- ↑ Власти проработают схему по ускорению замены зарубежного софта
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
- ↑ Доля российского софта в госкомпаниях оказалась вдвое ниже нормативов Среди отстающих в импортозамещении ПО — РЖД, «Аэрофлот» и ВТБ
- ↑ Власти предложили госкомпаниям импортозаместить ПО для интернета вещей, робототехники и распознавания лиц
- ↑ Акимов рассказал Путину о многомиллиардных закупках российского софта
- ↑ Госкомпании заплатят за российский софт 180 млрд рублей в 2020 году
- ↑ Переход госкомпаний на российское ПО начнут в мае
- ↑ Минкомсвязи захотело взимать плату с госкомпаний за закупки иностранного ПО
- ↑ Постановление о приоритете товаров российского происхождения
- ↑ Владимир Путин поддержал идею ограничить госкомпании в закупках импортного софта