Принятие решений – действие на опережение. Какие возможности дает платформа поддержки принятия решений для регионов РФ
Время принятия решений в кризисной ситуации значительно сокращается — проблемы надо решать быстро. Средства автоматизации дают удобный инструмент, который обеспечивает поддержку принятия решений на всех этапах. В Брянской и Вологодской областях для этого задействована платформа «Триафлай». О том, какие задачи она выполняет, в статье, подготовленной для TAdviser, рассказал Артем Гришковский, коммерческий директор компании «Доверенная среда».
Вопрос создания информационно-аналитических систем ситуационных центров регионов (ИАС СЦ) в текущих реалиях стоит как никогда остро. С одной стороны, западные санкции в отношении России накладывают ограничения на бюджетные расходы в части автоматизации, с другой — растет потребность оперативно видеть объективную картину и управлять ей.
В этой ситуации федеральным органам власти нужна полная и оперативная информация от регионов, самим же регионам необходимо не только владеть такой информацией, но и иметь инструменты ее своевременного получения и обработки для принятия решений.
Время принятия решений в кризисной ситуации значительно сокращается — проблемы надо решать быстро. И средства автоматизации для управленческого состава должны быть удобным инструментом, который обеспечивает поддержку принятия решений на всех этапах этого процесса. Этот инструмент должен обладать следующими характеристиками:
- Высокая скорость развертывания в существующем ИТ-ландшафте за счет гибкой интеграции в существующей экосистеме и простые принципы работы, для сокращения условного time-to-market требуемого решения;
- Низкая стоимость владения. Настройка и сопровождение без программирования силами сотрудников заказчика;
- «Зрелый» с точки зрения совокупности инструментов: интеграция с разными источниками данных, донасыщение данных через валидированный, верифицированный workflow процесс сбора данных, инструменты расчетов и построения моделей, уведомления по правилам и алгоритмам, визуализация и доставка информации нужным способом и в нужное время, генерация предложений, формирование поручений, контроль их исполнения.
Одним из таких уникальных решений на российском рынке является платформа «Триафлай», обладающая совокупностью вышеприведенных требований. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Проиллюстрировать применение «Триафлай» для решения задач информационной поддержки регионального управления можно на опыте Брянской области и Вологодской области.
С использованием платформы «Триафлай» настроены и эффективно используются следующие модули управления:
- Мониторинг COVID-19 – формируется актуальная аналитика региона, донасыщенная информацией по количеству обращений и исследований в распределении по районам;
- Мониторинг СЭД – анализ загруженности подразделений и сотрудников, контроль сроков поручений, контроль динамики внешних обращений, поступающих в СЭД через порталы органов власти и т.д.;
- Ситуационный центр ЖКХ: портальное региональное решение. Региональные операторы электроэнергии, газа, воды, канализации через личные кабинеты формируют инциденты, этапы их обработки. Сводная картина видна в регионе, выставляются весовые коэффициенты, информация выгружается в Федеральные информационные системы;
- Мониторинг паводковой обстановки;
- Мониторинг госконтрактов;
- Мониторинг капитального строительства;
- Контроль оперативной обстановки и чрезвычайных ситуаций;
- Мониторинг социальных сетей;
- Аналитика обращений в Центры управления регионами;
- Мониторинг показателей 204 и 68 Указов президента;
- Расчет и прогнозирование показателей СЭР;
- Формирование паспортов районов;
- Прогнозирование производства и сбыта ключевой продукции региона.
За каждым из модулей скрывается бизнес-процесс, логика принятия решений, основанная на конкретной задаче. При этом полнота картины и объективность информации обеспечивается за счет получения оперативных данных, подписанных ответственными лицами электронной подписью, а также получением данных из федеральных информационных систем ЕМИСС, ГАС Управление, ЕИС «Закупки», ГИИС «Электронный бюджет», Региональный электронный бюджет и других региональных и федеральных информационных систем. Использование платформы «Триафлай» дает целый ряд преимуществ:
- Формируется единое региональное аналитическое хранилище данных (АХД);
- Управление хранением и извлечением данных осуществляет платформа «Триафлай»;
- Пользователь взаимодействует с платформой через показатели – то есть понятные ему объекты (количество зерна, объем продаж, дебиторская задолженность и т.п.);
- Предметная область АХД динамически расширяемая, к ней может быть предоставлен доступ из региональных и федеральных систем через существующий API (например, в интересах Центра национальных проектов Аналитического центра при правительстве Российской Федерации). То есть по сути АХД «Триафлай» это практическое воплощение региональной системы управления данными (РСУД);
- Новые модули в зависимости от сложности задачи могут быть настроены за время от нескольких часов до месяца;
- Контроль целостности предоставления данных, модели и расчеты, регламентные и аналитические отчеты, настройка способов предоставления данных, формирование поручений в СЭД, настройка своевременности уведомлений об изменениях настраиваются средствами платформы «Триафлай».
При использовании платформы «Триафлай» появляется возможность трансформировать работу с данными и информацией в регионах. В результате реализованный на платформе «Триафлай» сценарий информационной поддержки регионального управления выглядит следующим образом: 1. Внедряется «Паспорт Района» из 203-х показателей, часть из которых вводится ответственными в районах, часть загружается из ЕМИСС, Бюджета, Росстата; 2. На базе введенных и загруженных показателей строятся прогнозы по cельско- хозяйственным производственным и социальным показателям; 3. Районы ранжируются, кластеризуются по разрезам показателей; 4. Информация агрегируется автоматически и представляется в нужных разрезах как на уровне района, так и области в целом. Сводная информация представляется в необходимых регламентных отчетах и интерактивных представлениях; 5. На уровне области происходит донасыщение данных через сбор и загрузку недостающих параметров, формируется ретроспективная база знаний, база экспертных сценариев.
В итоге формируется единая картина по области с агрегированным набором показателей, который может оперативно расширяться по мере необходимости или на уровне района или региона. Имеется возможность получить детальную информацию по районам, посмотреть кластеры и ранги выделяющие проблемные для районов и области показатели, ранжирующие районы по достижению показателей в социальной, экономической, производственной сферах , выделить конкретные рисковые направления, сформировать отчеты на лету, настроить уведомления о проблемах и рисках на основе экспертной базы, предложить варианты решений лицам ответственным за конкретные направления, руководству региона и потенциально страны.