2024/10/15 14:03:04

Рынок клининговых услуг России


Содержание

2023

Рост расходов на услуги клининга на 10,2% до 552,8 млрд рублей

В 2023 году оборот рынка клининга в России достиг 552,8 млрд рублей. Это на 10,2% больше по сравнению с 2022-м, когда затраты в данной сфере оценивались в 501,7 млрд рублей. Рост обусловлен увеличением объемов строительства жилых и нежилых зданий, повышением популярности клининговых услуг в частном секторе и передачей крупными компаниями деятельности вспомогательных служб (в частности уборки) на аутсорсинг. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародованы в середине октября 2024 года.

По оценкам, в 2019 году затраты на услуги клининга в РФ составили 394,3 млрд рублей. В 2020 году расходы сократились на 2% — до 386,3 млрд руб. Причиной падения стали ограничения, введенные на фоне пандемии COVID-19: многие организации приостановили деятельность, в связи с чем потребность в уборке помещений снизилась. Месяцы карантина были непростыми для многих предприятий, занимающихся профессиональным клинингом, из-за ухода офисов и производств на вынужденные каникулы и удаленную работу. Но уже во второй половине 2020 года ситуация начала улучшаться: увеличились объемы уборки и дезобработки помещений и транспорта.

В 2021-м отмечен рост на 9,8% с результатом 424,1 млрд рублей, а в 2022 году прибавка составила еще 18,3%. Оборот операторов увеличился в результате повышения тарифов на услуги и увеличения обслуживаемых площадей.

В список крупнейших предприятий отрасли входят ООО «РТК», ООО «Партнеры Красноярск», ООО «ОМС-центр», ООО «Топ-сервис» и ООО «Современные технологии». Как правило, в ассортименте клининговых компаний представлены такие услуги, как разовая и регулярная уборка, генеральная уборка, уборка после строительства и ремонта, мойка окон и фасадов зданий, химчистка мебели и ковровых покрытий, уборка территорий и мест общественного пользования.[1]

Объем российского рынка клининговых услуг за год вырос на 11,5% и превысил 400 млрд рублей

В 2023 году объем российского рынка клининговых услуг превысил 400 млрд рублей. Рост по отношению к предыдущему году зафиксирован на уровне 11,5%, о чем говорится в исследовании NeoAnalytics, результаты которого опубликованы в конце февраля 2024 года.

Сегмент клининга в России демонстрирует устойчивую положительную динамику. Активное развитие рынка началось в конце 90-х годов, и было связано с приходом представительств зарубежных компаний в РФ, которые сформировали культуру уборки в нежилых помещениях. С 2000 года отрасль расширялась самостоятельно благодаря увеличению количества торговых центров, офисов, ресторанов, производственных площадок. Некоторое замедление темпов роста зафиксировано после 2013-го, что обусловлено сокращением количества новых нежилых площадей, вводимых в эксплуатацию.

Объем клининговых услуги в России вырос на 11,5%

В исследовании говорится, что в 2017 году затраты в области клининга в России составляли приблизительно 137,7 млрд. рублей. Таким образом, к 2023-му показатель вырос более чем в 3 раза, достигнув максимума. В общем объеме затрат на долю крупных, средних и малых организаций пришлось около 68%. С региональной точки зрения в 2023 году в тройку лидеров вошли Центральный федеральный округ (ЦФО) с долей примерно 35,9%, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) с 18,9% и Уральский федеральный округ (УФО) c 11,4%.Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.7 т

По состоянию на конец 2023 года из-за усиления конкуренции и замедления темпов роста клининговые компании стремятся диверсифицировать бизнес, зачастую предлагая заказчикам дополнительные услуги, не связанные непосредственно с уборкой. Это могут быть кейтеринг (организация питания), управление отходами, благоустройство территории и пр. Сотрудничество с организациями, предлагающими комплексный набор сервисов, позволяет владельцам коммерческих площадей не содержать в своем штате персонал, который отвечает за административно-хозяйственную работу и выполняет инженерные функции.[2]

2015

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка клининговых услуг в Москве и Московской области.

Объем рынка клининговых услуг в Москве и МО в 2015 году составил 15,4 млрд. руб., что на 10% больше показателя 2014 года. Основную долю рынка составляет рынок клининга Москвы – 9,4 млрд. руб. Доля рынка клининга Москвы и МО в общем объеме рынка Центрального ФО составила в 2015 году 69%. В 2014 году доля Москвы и МО равнялась 65%.

Основная доля клиентов клининговых фирм Москвы и МО – это предприятия розничной и оптовой торговли. Из-за влияния кризиса многие торговые помещения в Москве продолжают пустовать. Это приводит к тому, что клининговые компании теряют своих потенциальных клиентов и вынуждены менять стратегию бизнеса, чтобы остаться на рынке. Однако у многих компаний, занятых в сфере клининга, шансов остаться на рынке практически нет.

Некоторые компании стараются снизить свои издержки, в том числе и нечестными методами (закупка более дешевых чистящих средств). Однако авторитет клининговой компании выходит на первое место, поэтому на рынке клининга Москвы и МО останутся только конкурентоспособные фирмы.

2014

Рынок клининговых услуг в 2014 году составил 81,2 млрд. руб., что на 2,9% меньше показателя 2013 года. Объем рынка клининговых услуг в России в 2015 году составил 80,4 млрд. руб., что на 1% меньше показателя 2014 года. За период с 2007 по 2015 гг. рынок клининга в России развивается скачкообразно[3].

В 2015 году наибольшая доля рынка клининговых услуг принадлежит Центральному ФО – 28%. Далее следует Северо-Западный ФО – 24%. Замыкает тройку лидеров Приволжский ФО – 17%.

Рынок клининга в России определяется развитием нескольких федеральных округов, где клининговые услуги востребованы больше всего (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО). Соответственно, говорить о развитии рынка клининговых услуг можно, отталкиваясь от реалий в каждом конкретном регионе.

Несмотря на то, что на российский рынок клининга довольно легко прийти новым компаниям, развитие отрасли тормозится многими факторами.

В результате кризисных явлений 2014-2015 гг., доля пустующих торговых и офисных помещений достигла максимальных значений в 2016 году из-за значительного роста арендных ставок. В результате площадь помещений, требующих уборки, сокращается.

Примечания