Содержание |
Основная статья: Строительная техника (мировой рынок)
Лизинг строительной техники
Основная статья: Лизинг (рынок России)
2023
Импорт башенных кранов в Россию за год взлетел на 78%, до 515 штук
В 2023 году в Россию было импортировано 515 башенных кранов. Для сравнения, годом ранее в страну было завезено 290 таких машин. Рост составил около 78%, о чем говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого опубликованы в середине октября 2024 года.
В отчете сказано, что импорт башенных кранов в Россию устойчиво растет. По оценкам, в 2019 году показатель составлял 141 единицу. Год спустя объем импорта увеличился на 11,3% — до 157 штук. В 2021 году зафиксирована прибавка на уровне 40,1% с итоговым результатом 220 единиц. В 2022 году показан рост еще на 31,8%. В целом, в 2019–2023 годах импортные поставки башенных кранов в Россию выросли примерно в 3,7 раза.
Основным зарубежным поставщиком башенных кранов в Россию является Китай. В 2019–2022 годах доля КНР в общероссийском импорте составляла в среднем 72,6%, а в 2023-м выросла до 89,5% (461 штука). Техника китайских компаний пользуется все большим спросом среди российских покупателей. Цены на новые китайские краны часто сопоставимы с ценой европейских машин, бывших в эксплуатации несколько лет. В частности, из КНР завозится техника Dahan, Harbin Dongjian, Zoomlion, Xuzhou и пр.
В 2023 году в Россию были завезены 32 башенных крана из Белоруссии (6,2% российского импорта), 17 — из Турции (доля на уровне 3,3% от общего количества поставок). По две машины пришлось на Британию и Южную Корею. Еще один кран прибыл из Казахстана.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Рост импорта происходил на фоне того, что российские производители не могут полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка как по количеству, так и по ассортименту выпускаемой техники. Значимыми игроками отечественной отрасли названы ООО «Крановые технологии» и ООО ПО «Сыктывкарский металлообрабатывающий завод».[1]
Снижение производства экскаваторов на 17,5% до 1370 штук
В 2023 году в России произведено 1370 экскаваторов. Это на 17,5% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда в стране было выпущено 1660 таких машин. Резкое падение связано со сформировавшейся геополитической обстановкой, о чем говорится в отчете BusinesStat, опубликованном 16 мая 2024 года.
Отмечается, что производство экскаваторов в РФ росло в 2020–2021 годах. В частности, в 2020-м было изготовлено 2845 единиц техники, а прибавка по отношению к предыдущему году составила 4,1%. В 2021 году производство увеличилось еще на 21,2% — до 3447 штук. Однако затем последовало снижение: так, в 2022-м объем выпуска рухнул на 51,8%.
BusinesStat отмечает, что весной 2022 года о приостановке или снижении объемов выпуска техники в России заявили сразу несколько крупных международных корпораций, владеющих производственными площадками на территории РФ. Такое решение приняли Hitachi Construction Machinery (завод в Тверской области), Komatsu (завод в Ярославской области) и Caterpillar (завод в Ленинградской области). Кроме того, Hitachi объявила о прекращении экспорта экскаваторов из Японии в Россию «до дальнейшего уведомления» из-за потенциальных рисков, связанных с бизнесом.
Вместе с тем другие российские предприятия столкнулись с проблемами, обусловленными прекращением поставок иностранных комплектующих. В результате, некоторые заводы были вынуждены значительно сократить объемы производства. На этом фоне выпуск экскаваторов в России в 2022–2023 годах упал более чем на 2 тыс. единиц. В то же время доля российских предприятий на внутреннем рынке сократилась с 20% до 5%, что связано со значительным ростом поставок дорожно-строительной техники из Китая.
Проблемы простоя крупных производственных площадок, принадлежавших международным корпорациям, начали решаться во второй половине 2023-го. Так, принято решение о совместном производстве гусеничных гидравлических экскаваторов между МГ Кранэкс и Komatsu на заводе ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус». А компания «ПСК-новые решения» приобрела российские активы Caterpillar.[2]
Рост продаж дорожно-строительной и специальной техники на 30% до 51 502 единиц
В 2023 году продажи дорожно-строительной и специальной техники в России достигли 51 502 единиц. Это приблизительно на 30% больше по сравнению с предыдущим годом, когда отгрузки оценивались в 39 565 штук. Такие цифры приводятся в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованном 19 марта 2024-го.
Ассоциация изменила подход к оценке объема рынка: агрегированные показатели включают не только статистику производителей, входящих в профильный комитет АЕБ, но также данные об импорте техники из Китая и Белоруссии и сведения от отечественных производителей.
В исследовании говорится, что факторами роста в 2023 году стали повышение спроса в строительстве, увеличение реализации инфраструктурных проектов, подъем российской промышленности в металлургии и добывающих отраслях. Положительная динамика также обусловлена ростом производства отечественной дорожно-строительной техники, перезапуском ряда предприятий после перестройки логистических цепочек и налаживанием поставки компонентов.
По оценкам, в 2023-м продажи экскаваторов-погрузчиков в России увеличились на 122%, до 9879 штук; гусеничных экскаваторов — на 21%, до 13 765 единиц; погрузчиков с бортовым поворотом — на 116%, до 6418 штук; колесных погрузчиков — на 1%, до 13 081 единицы; колесных экскаваторов — на 73%, до 2452 штук; самоходных грейдеров — на 1%, до 1718 единиц. Вместе с тем зафиксировано сокращение поставок гусеничных тракторов на 10% — до 3200 единиц и самосвалов с жесткой рамой на 9% — до 989 штук.
Согласно подсчетам ассоциации «Росспецмаш», в 2023 году выпуск отечественной дорожно-строительной техники в денежном выражении достиг 90 млрд рублей. Это на 19% больше по сравнению с предыдущим годом. На внутренний рынок в 2023-м было отгружено техники на 84 млрд рублей.[3]
Рост продаж дорожно-строительной техники на 15% до 84 млрд рублей
Продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) в России за 2023 год взлетели на 50% в сравнении с 2022-м и составили 80 тыс. единиц. Такие «Газпромбанк Лизинг» привел в январе 2024 года.
По оценкам аналитиков «Росспецмаша», в 2023 году было продано российской дорожно-строительной техники на сумму 84 млрд рублей, что на 15% превосходит показатель годичной давности, а производство такой техники выросло на 19% (до 90 млрд рублей).
В ассоциации также отметили, что в 2023 году увеличились объемы импортируемой в Россию спецтехники. По итогам 12 месяцев показатель увеличился на 58% и превысил отметку в 440 млрд рублей в денежном выражении. В результате «агрессивного импорта», как пояснили в «Росспецмаше», «ряд ключевых сегментов отечественной ДСТ показал отрицательную динамику».
По мнению руководителя отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг» Александра Анкушина, основными причинами увеличения продаж российской дорожно-строительной техники в 2023 году можно назвать рост объемов дорожного строительства, так как за последние 10 лет ему уделяется большое внимание со стороны правительства РФ. Разработана законодательная база и усовершенствованы эффективные механизмы управления транспортной инфраструктурой, отметил он. Анкушин добавил, что уход с отечественного рынка зарубежных поставщиков спецтехники стал драйвером развития собственного производства.
По данным «Газпромбанк Лизинга», в 2023 году наибольшим спросом на российском рынке ДСТ пользовалась техника китайских брендов LGCE, LiuGong, XCMG, Lonking, Sany, Zoomlion, Lovol и Shantui. При этом в основном на территорию РФ ввозятся средние колесные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, средние гидравлические экскаваторы и мини-погрузчики с бортовым поворотом, отметили в компании.[4]
2022
Рост объема рынка строительной техники вдвое за 4 года - 46,5 тыс. штук
Объем российского рынка строительной техники (автокраны, бетономешалки, автогрейдеры, башенные краны, бульдозеры, погрузчики и экскаваторы) в 2022 году достиг 46,5 тыс. единиц, что на 17,5% больше, чем годом ранее. В сравнении с 2018 годом продажи такого транспора удвоились. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства BusinesStat, обнародованные в декабре 2023 года.
Эксперты объясняют рост рынка строительной техники в РФ несколькими факторами:
- стимулирование государством спроса на жилье (программы льготной ипотеки);
- модернизация дорожной сети;
- продление программы льготного лизинга дорожно-строительной техники, которая позволяет получить скидку на авансовый платеж при покупке техники российского производства в лизинг в размере 10-15%.
Как сообщается в исследовании, продажи строительной техники в России в 2022 году продолжили расти. Несмотря на кризисные изменения, проекты жилищного и промышленного строительства не были остановлены, и для их завершения требовалась различная строительная техника. Также она привлекалась для восстановления новых регионов страны и строительства оборонительных сооружений. Кроме того, из-за высокой зависимости рынка от импорта известия о грядущем уходе крупных международных брендов (Volvo, JCB, Hitachi, Komatsu, Caterpillar, CNH, John Deere) стимулировали продажи в начале года: потребители приобретали технику, пока она еще была доступна.
Лидерами российского рынка строительной техники по итогам 2022 года названы следующие компании (перечислены без указания рыночных долей):
- «Вольво Восток»;
- «Петербургский тракторный завод»;
- «ХКМ Евразия»;
- «Джей Си Би Раша»;
- «ИЗ-Картэкс имени П.Г. Коробкова».[5]
Продажи башенных кранов в России за 4 года выросли втрое до 300 штук
В 2022 году в России было продано 300 башенных кранов, что на 22% больше, чем годом ранее. В сравнении с 2018 годом объем этого рынка вырос втрое - тогда реализация этого вида строительной техники измерялась 100 штук. Об этом в августе 2023 года сообщили аналитики BusinesStat.
Они отмечают, что продажи башенных кранов в РФ активно росли в 2018-2019 гг на 24-52% в год, что было связано с началом восстановления экономики и реализацией отложенного спроса после кризиса в 2014-2016 гг. В 2020 году темпы прироста продаж башенных кранов на российском рынке замедлились до 8%, что стало следствием пандемии коронавируса COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами, а в 2021-м продажи башенных кранов в России возросли сразу на 51% и составили 247 шт. Основными драйверами роста выступили оживление в секторе жилищного строительства благодаря реализации программы «Льготная ипотека», а также продление программы льготного лизинга дорожно-строительной техники.
В 2022 году объем рынка вырос, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. Подъем произошел благодаря нескольким факторам, среди которых:
- общая потребность в строительной технике, так как несмотря на кризисные изменения, проекты жилищного и промышленного строительства не были остановлены.
- нестабильность курса рубля, на фоне чего участники рынка опасались существенного удорожания башенных кранов и старались купить технику до момента повышения цен.
- опасения введения санкций и возможный дефицит импортных башенных кранов на российском рынке.
Башенные краны российского производства в основном поставляются в страны СНГ, чьи экономики тесно связаны. Начало спецоперации на Украине ударило по платежеспособности большинства клиентов российских производителей. Кроме того, на объемах экспорта негативно сказалось и снижение количества машин, произведенных в России.[6]
Снижение продаж дорожно-строительной техники до 13 677 единиц
В 2022 году в России было продано 13 677 единиц дорожно-строительной техники (ДСТ) и специальной техники, что на примерно на треть меньше, чем годом ранее (20 508 штук). Об этом свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), обнародованные 14 февраля 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы АЕБ, статистика ассоциации включает машины импортеров и российских производителей (например, «Кранекс», ПТЗ, «Четра»), на которых совокупно приходится примерно 80% российского рынка ДСТ и спецтехники. Согласно исследованию, в 2022 году снизилась реализация всех видов техники за исключением колесных экскаваторов, продажи которых поднялись на 9% до 1039 машин.
За 2022 года продажи гусеничных экскаваторов в РФ снизились на 16% (до 5318 штук), гусеничных тракторов - на 23% (до 1307 штук), колесных погрузчиков - на 22% (до 1223 штук), экскаваторов-погрузчиков - почти в 2,7 раза (до 1907 штук). Техника других номенклатур с более скромным объемом продаж в абсолютных цифрах также показала отрицательную динамику.
Снижение рынка ДСТ и спецтехники в России произошло, по данным АЕБ, впервые с 2016 году Тогда причины спада были связаны с введением утилизационного сбора, дорогими кредитами и девальвацией рубля, поясняла в 2017 году ассоциация. Снижение в 2016 году составляло всего 7% к предыдущему году. Затем в этом сегменте произошел резкий рост продаж – сразу на 49% в 2017 году и на 31% – в 2018 году По итогам 2019 году они увеличились на 12%, в 2020-м – на 0,3% и в 2021 году – на 47%.
Из-за военной спецоперации РФ на Украине поставки большей части номенклатуры спецтехники попали под санкции ЕС и Японии. В результате в 2022 году рынок помимо поставок отечественных игроков пополнялся только за счет китайского импорта, отмечает «Коммерсантъ».[7]
Продажи российской дорожно-строительной техники выросли на 35%, до 75,6 млрд рублей
Производство российской дорожно-строительной техники (ДСТ) по итогам 2022 года достигло 75,6 млрд рублей, что на 35% больше, чем годом ранее. Такие данные в январе 2023 года привели в ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет компании, выпускающие порядка 80% ДСТ в РФ.
Отгрузки ДСТ в 2022 году потребителям выросли на 33% относительно показателя годичной давности и составили 73,4 млрд рублей. В количественном выражении отгрузки экскаваторов за 2022 год по сравнению с 2021 годом увеличились в 2,1 раза, фронтальных погрузчиков – на 42%, кранов-манипуляторов – на 18%, автогрейдеров – на 12%, мини-погрузчиков – на 6%, гусеничных бульдозеров – на 6%.
За этот же период отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 60%, катков – на 21%, телескопических погрузчиков – на 19%, кранов-трубоукладчиков – на 12%, автокранов – на 0,3%.
Как отмечается в исследовании, в 2022 году иностранные компании в отличии от отечественных производителей не сталкивались с проблемами, связанными с прекращением поставок комплектующих, поиском новых партнеров и перестройкой логистических цепочек, получив главное конкурентное преимущество.
Российские заводы сообщают об агрессивном импорте строительно-дорожной техники. Не редки случаи, когда такие машины и оборудование реализуются фактически по себестоимости или ниже её, указывают эксперты.
В ассоциации «Росспецмаш» считают, что 2022 год наглядно продемонстрировал все риски, связанные с использованием иностранной техники. Среди них отсутствие импортных запчастей и компонентов, зависимость применяемых в строительстве технологий от иностранных машин, снижение качества проводимых работ при эксплуатации импортной техники с технически упрощенным функционалом, увеличение срока поставок машин.[8]
2021: Рост производства дорожно-строительной техники в РФ на 28%, до 56,1 млрд рублей
В 2021 году в России была произведена дорожно-строительная техника (ДСТ) на сумму 56,1 млрд рублей, что на 28% больше, чем годом ранее. Ее поставки на российский рынок достигли 55,3 млрд рублей, увеличившись на 29% относительно показателя годичной давности и поставив новый рекорд. Такие данные в январе 2022 года обнародовали в «Росспецмаше» (объединяет данные 80% отечественных производителей ДСТ).
Если смотреть в штуках, то больше всего в России по итогам 2021 года выросли продажи кранов-трубоукладчиков (в 3,8 раза), мини-погрузчиков (на 57%), автогрейдеров (на 22%), гусеничных бульдозеров (на 16,6%), автокранов (на 13%), фронтальных погрузчиков (на 10%).
Также отмечается рост продаж телескопических погрузчиков, однако здесь имеет место небольшая база, поскольку их производство было запущено лишь 2021 году. А продали их в количестве 96 штук.
По данным аналитиков, к концу 2021 года износ существующего парка машин составляет в среднем по России около 30%. Это техника со сроком эксплуатации от десяти лет и выше.
Общий спрос в 2021 году вырос примерно на 50%, сообщил «Коммерсанту» глава группы по развитию бизнеса строительной техники Hitachi Construction Machinery Eurasia Антон Волков. Динамика продаж техники, задействованной в горнодобывающей отрасли, была выше, чем в строительном секторе. Это связано в первую очередь с беспрецедентно резким ростом цен на уголь, отметил он.
Кроме того, государство продолжает инвестировать в строительство дорог и реализацию инфраструктурных проектов, среди которых - БКД (федеральный проект «Безопасный и качественные дороги»), М12, реконструкция портов, добавляет директор по продажам строительной техники John Deere Михаил Маклаков. Это влияет и на рост индустрии строительного оборудования, подчеркнул он в интервью газете.[9]
2020: Рост импорта импорта дорожно-строительной техники в III кв. до 224%
1) Сегмент асфальтоукладчиков показал значительный рост в сравнении с III кварталом 2019 года: количество ввезённой техники — 136 шт. (+223,81%), суммарная таможенная стоимость данных машин — $25 803 459 (+539,56%). Более 80% техники (а именно 82,35%) были импортированы из Германии, также в топ-3 стран вошли Япония (8,09%) и Китай (5,88%).
2) Объём поставок асфальтовых катков — 193 единицы (+19,14%) на сумму $8 555 212 (+47,01%). Практически половина техники поступила из Германии (доля — 47,67%, также осуществлялись поставки из Японии (18,13%), Китая (16,06%).
3) Грунтовые катки были ввезены в количестве 177 единиц, что на 29,2% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Таможенная стоимость техники составила $10 202 685 (+27,36%). При этом машины преимущественно импортировались из Китая (доля данной страны — 63,84%), Чехии (16,95%) и Германии (13,56%).
2019
По итогам 2019 года рост рынка спецтехники составит порядка 10–11%, но докризисного уровня 2013 года достигнет, возможно, не раньше чем в 2020–2021 годах. Динамика в 2019 году снижается, и в 2020 году мы ожидаем увидеть рост сегмента не более 3–5%[10].
После периода затяжного падения спроса на спецтехнику (2014–2016 гг.) в 2017 году рынок начал расти. Износ старой техники у многих компаний достиг критического уровня, и начался процесс обновления автопарка, который продолжился в 2018 и в 2019 году. В основном при покупке используются лизинговые и кредитные схемы. Объем лизинговых сделок по приобретению спецтехники вырос в течении 2019 года практически в 4 раза.
На стабилизацию рынка спецтехники повлияли господдержка, льготное кредитование, дотации научно-исследовательских и конструкторских работ российским производителям. Широко использовалось субсидирование компаний, выплачивающих утилизационный сбор, и лизинговых договоров. Продажи экскаваторов-погрузчиков и гусеничных экскаваторов за период январь–ноябрь 2019 года показали рост более чем на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, поворотные погрузчики и гусеничные экскаваторы росли менее впечатляющими темпами: порядка 10%. Краны-манипуляторы и автокраны также показывают двузначный рост. Наибольшим спросом пользуется техника, использующаяся в дорожном строительстве. Говоря о производителях, впечатляющую динамику продаж в Москве и области продемонстрировала JCB — компания опережает средние показатели по рынку.
Власти оказывают поддержку российским производителям. Так, для импортной спецтехники установлен повышенный утилизационный сбор, который уже вызвал снижение продаж импортных колесных погрузчиков, тракторов, грейдеров и самосвалов. Сохраняется вероятность дальнейшего повышения сбора. Кроме того, в марте 2019 года президент ограничил возможность приобретения зарубежной техники в лизинг для муниципалитетов и регионов при наличии российских аналогов. Законодательная инициатива была направлена на защиту внутреннего рынка и обеспечение загрузки производственных мощностей отечественных предприятий. А осенью 2019 года «Росспецмаш» начал продвигать инициативу ограничения допуска импортной спецтехники и оборудования, аналоги которых производятся в России, к участию не только в госзакупках, но и в тендерах компаний с госучастием.
Тем не менее надежность и производительность многих видов зарубежной техники остается непревзойденной. Использование качественной импортной спецтехники в строительстве позволяет соблюсти сроки выполнения работ, минимизирует вероятность отказа техники и ее простоя в связи с ремонтом. Хочу подчеркнуть, что ограничивается только финансовый лизинг, поэтому к муниципальным контрактам зарубежную технику можно привлекать в аренду.
2016
Объем продаж на российском рынке строительной техники за 2016 год упал на 7%. Такие данные опубликовал комитет производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса. Спад продолжается уже четвертый год подряд, говорится в материале комитета.
Одной из причин сохранения негативной тенденции эксперты считают налоговую политику.«На падение продаж во многом повлияло введение утилизационного сбора в феврале 2016 года. И без того подорожавшие машины (в том числе из-за девальвации рубля) были обременены дополнительным сбором от 450 тыс. до 6 млн руб. Это привело к тому, что поставки некоторых типов техники остановились совсем», — заявил председатель комитета Андрей Комов.
Наиболее существенно «просел» спрос на экскаваторы. Продажи гусеничных машин снизились на 14% до 1920 штук, колесных — на 25% до 237 штук. Что интересно, при этом существенно выросло число реализованных самосвалов. Продажи сочлененной техники такого типа увеличились на 18% до 109 штук, самосвалов с жесткой рамой — сразу на 60% до 120 штук.
По итогам первого полугодия объем продаж новой строительной и специальной техники в России упал на 10%. Это подсчитали эксперты комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), пишет РИА Новости. «Это самое затяжное падение за последние 10 лет», - заявил глава комитета и гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.
По данным АЕБ, сильнее всего упали продажи экскаваторов. В том числе гусеничных - на 22%, колесных - на 26%. Вырос объем реализации только самоходных грейдеров, сочлененных самосвалов и самосвалов с жесткой рамой (на 8%, 9% и 100% соответственно). Всего в базу ассоциации входят данные о продажах компаний, занимающих 80% рынка строительной и специальной техники.
От каких-либо прогнозов о динамике рынка в отрасли в самой АЕБ отказались, сославшись на прямую зависимость тех или иных трендов от общеэкономической ситуации в стране. Ряд экспертов дают осторожные прогнозы о дальнейших перспективах. Сегодня серьезное влияние на рынок в данной сфере оказывают цены на нефть, ранее отметил в комментарии «Российской газете» руководитель бизнес-дивизиона «Россия и СНГ» Hitachi Construction Machinery Исии Соносукэ. В случае их закрепления на уровне 45-50 долларов и стабилизации рубля можно оптимистично смотреть на дальнейшее развитие ситуации и ожидать постепенного восстановления отрасли, отметил эксперт.
Примечания
- ↑ Импорт башенных кранов в Россию в 2023 г вырос на 78%: с 290 до 515 шт.
- ↑ Производство экскаваторов в России за 2022-2023 гг снизилось относительно 2021 г на 60% и составило в 2023 г 1 370 шт.
- ↑ Продажи новой дорожно-строительной и спецтехники в России за 4-й квартал 2023 года
- ↑ Апгрейдер дорожной техники
- ↑ За 2018-2022 гг продажи строительной техники в России выросли почти вдвое и по итогам 2022 г составили 46,5 тыс шт.
- ↑ За 2018-2022 гг продажи башенных кранов в России увеличились в 3 раза: со 100 до 300 шт.
- ↑ Продажи спецтехники в России в 2022 году упали впервые за шесть лет
- ↑ ДИНАМИКА ОТГРУЗОК И ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК В 2022 ГОДУ
- ↑ Российские бульдозеры нарыли рекорд
- ↑ Что происходит на рынке спецтехники