Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/08/18 14:19:29

Электрозаправки
электрозарядные станции, ЭЗС


Содержание

[Свернуть]

Основная статья: Электромобили

Зарядные станции для электромобилей в России

Основная статья: Зарядные станции для электромобилей в России

Зарядки для электромобилей в Москве

Основная статья: Зарядки для электромобилей в Москве (ЭЗС)

  • Энергия Москвы - единая ИТ-система, которая объединяет всех операторов зарядных станций для электромобилей

2025

Разработчик электромобиля «Атом» начал создавать общероссийскую сеть зарядных станций

Компания «КАМА», разработчик первого российского серийного электромобиля «Атом», заключила соглашение о стратегическом сотрудничестве с концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) для создания общероссийской инфраструктуры зарядных станций для электромобилей. Партнерство направлено на формирование в России полноценной экосистемы для комфортного использования электротранспорта с адаптацией высокомощных зарядных станций под спецификации отечественного электромобиля. О заключении стратегического альянса сообщила пресс-служба «Ростеха» 25 сентября 2025 года. Подробнее здесь.

«Нартис» принимает участие в развитии зарядной инфраструктуры Краснодарского края

Российский производитель зарядной инфраструктуры и интеллектуальных приборов учёта «НАРТИС» подписал соглашение с Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Ключевой целью сотрудничества станет развитие в регионе сети зарядных станций для электротранспорта. Об этом Нартис сообщил 10 сентября 2025 года. Подробнее здесь.

Рост расходов россиян на зарядку электромобилей на 82,3%

Потребление услуг рынка зарядных станций для электромобилей на душу населения тесно связано с динамикой самого рынка. Несмотря на практически неизменную численность населения, показатель растет каждый год: с минимальных 1,28 рубля на человека в 2020 году до 15,7 рубля в 2024 году.

Такой рост (82,3%) обусловлен увеличением парка электромобилей, ростом числа владельцев, пользующихся ЭЗС, а также постепенным повышением тарифов на зарядку. Об этом свидетельствуют данные ГидМаркета, обнародованные в августе 2025 года.[1]

Снижение темпов роста станций быстрой зарядки электромобилей - в России их насчитывается 4,4 тысяч

Темпы ввода электрозаправок в России снижаются. По состоянию на 1 июля 2025 года в России насчитывалась 4441 быстрая электрозарядная станция для электромобилей. Информация в августе 2025 года следует из данных сервиса 2Chargers. Это публичные зарядки, которые по классификации сервиса имеют мощность не менее 22 кВт. Для сравнения: на 1 февраля 2025 года зарядок в стране было 3773. При этом в годовом выражении количество электрозаправок на 1 июля 2025 года выросло в 1,7 раза.[2]

Количество общедоступных электрозаправок в России за год выросло на 40%

Аналитики 2ГИС изучили развитие общедоступной инфраструктуры для зарядки электромобилей в России — где электрозаправки появляются быстрее, когда и какие виды станций чаще ищут водители. Об этом 2ГИС сообщил 8 августа 2025 года.

По данным 2ГИС, за последние 12 месяцев (с августа 2024 года) число общедоступных электрозаправок в стране выросло на 40% и превысило 6 тысяч. Больше всего станций — в Москве: в августе 2025 года их стало более 900, что на 64% больше, чем год назад. Вместе с Московской областью их количество превысило 1500. Трендвотчинг рынка No-code. Аналитический отчет TAdviser и Сакура PRO 11.3 т

На втором месте — Санкт-Петербург: более 330 станций, рост за последние 12 месяцев составил 36%. Третье место удерживает Красноярск — 169 станций, прирост — 3%. Совсем рядом Южно-Сахалинск, который по абсолютному числу станций зарядки электромобилей обогнал почти все миллионники (165 станций зарядки электромобилей, количество за год выросло на 31%).

Общедоступные заправки электромобилей появляются в курортных регионах, особенно активно — на юге России. Количество станций зарядки в Майкопе за год достигло 30 (рост в 6 раз за счет эффекта низкой базы), в Кавказских Минеральных Водах — 36 станций (в 4,5 раза). Кроме того, больше чем в два раза выросло количество электрозаправочных станций в Калининграде.

Наиболее высокие цены на зарядку авто характерны для южных курортных регионов: 1 кВт/ч энергии в Сочи или Новороссийске в среднем обойдется в 20 рублей. Восточнее, ближе к Каспийскому морю, цена значительно ниже: в Астрахани, Нальчике и Махачкале стоимость 1 кВт/ч энергии варьируются от 10 до 12 рублей. Самые низкие цены на электрозаправки в Сибири: в Красноярске и Новосибирске 1 кВт/ч будет стоить в среднем 10 рублей, в Тобольске — 9 рублей.

2024

В Китае начали продавать гигантские пауэрбанки для электромобилей. ФОТО

В конце октября 2024 года китайский автомобильный гигант Wuling представил две мобильные зарядные станции для электромобилей. Одна из них представляет собой пауэрбанк размером с тележку для мороженого, другая намного больше, но способна передвигаться и работать полностью автономно. Такие четырехколесные пауэрбанки позволят расширить сети зарядных станций в случае резкого спроса и обеспечить поддержку водителям, оказавшимся в затруднительном положении. Подробнее здесь.

Huawei представила станцию зарядки электромобилей за 8 минут. В Китае их установят 100 тыс. штук

В начале февраля 2024 года компания Huawei представила новую станцию сверхбыстрой зарядки электромобилей. Установка под названием FusionCharge, как утверждается, способна полностью восполнить запас энергии среднестатистической машины с питанием от батарей всего за 8 минут. Подробнее здесь.

2023

В Японии появилась дорога с функцией беспроводной зарядки электромобилей на светофорах

В середине октября 2023 года в городе Касиве на юго-востоке Японии (префектура Тиба) началась эксплуатация первой дороги с функцией беспроводной зарядки электромобилей. Предполагается, что данная технология в перспективе позволит частично решить проблему нехватки зарядных станций, а также поможет уменьшить массу аккумуляторных блоков в электрифицированных транспортных средствах.

Идея заключается в том, чтобы передавать энергию электромобилям в зонах размещения светофоров, где машины обычно замедляются или полностью останавливаются. Для этого в дорожное полотно вмонтированы специальные катушки, создающие электромагнитное поле. Принимающие катушки расположены на днище автомобиля возле колес. По принципу действия система аналогична беспроводным зарядкам смартфонов. Утверждается, что 10 секунд передачи энергии таким способом достаточно для увеличения запаса хода электромобиля приблизительно на 1 км. Технология также подходит для зарядки гибридных транспортных средств с возможностью подключения к электрической сети.

В дорожное полотно вмонтированы специальные катушки, создающие электромагнитное поле. Принимающие катушки расположены на днище автомобиля возле колес

Платформа беспроводной зарядки электромобилей на светофорах разрабатывается в рамках партнерства, в которое входят Токийский университет, производитель шин Bridgestone, поставщики автозапчастей NSK и Denso, группа Mitsui Fudosan и Университет Тиба. Передача энергии активируется только тогда, когда датчики в дорожном полотне фиксируют проезд совместимого автомобиля.

Дорога с функцией зарядки в Касиве будет тестироваться до марта 2025 года. Участники проекта намерены оценить безопасность платформы, долговечность, эффективность и другие параметры. После этого будет принято решение о внедрении системы в масштабах страны. Технология в числе прочего позволит решить проблему возможной нехватки аккумуляторов по мере роста объемов производства электромобилей.[3]

Engy начинает производство быстрых зарядных станций для электротранспорта

ГК Engy 24 января 2023 года сообщила о том, что начинает производство быстрых зарядных станций для электротранспорта. Подробнее здесь.

2022

Застройщиков в Сиэтле обязали устанавливать станции для зарядки электромобилей около новостроек

В середине июля 2022 года законодатели Сиэтла одобрила правила, согласно которые новые и существенно перестроенные многоквартирные дома в округе Кинг (административный центр - Сиэтл) должны будут иметь 10% парковочных мест, способных заряжать электромобили, а 25% мест должны иметь инфраструктуру, чтобы переоборудовать их для зарядки электромобилей. Подробнеездесь

Число станций для зарядки электромобилей в Китае удвоилось за год

К концу июня 2022 года в Китае было установлено 3,918 млн зарядных станций, что на 101,2% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Об этом свидетельствуют данные Китайского альянса по развитию инфраструктуры зарядки электромобилей (EVCIPA), обнародованные в июле 2022 года. Подробнее здесь.

В Австрии появились беспроводные зарядки для электромобилей

20 июня 2022 года стало известно, что два города Австрии, Вена и Грац, приступили к реализации проекта eTaxi Austria, в рамках которого 10 стоянок такси и 66 электромобилей будут оснащены системой Matrix Charging, автоматизированной технологией зарядки, разработанной компанией Easelink. Подробнее здесь.

Украина начала строить национальную сеть зарядных станций для электромобилей

В июне 2022 года на Украине началось строительство национальной зарядных станций для электромобилей. Реализацией этого проекта занялся «Энергоатом», который привлек для него средства «Укргазбанка». Подробнее здесь.

Атака Brokenwire позволяет удаленно прерывать процесс зарядки электротранспорта

Исследователи Оксфордского университета и специалисты Федерального управления оборонных закупок Швейцарии (Armasuisse) выявили новый метод атаки, позволяющий удаленно вмешиваться в процесс зарядки электрических транспортных средств. Об этом стало известно 31 марта 2022 года.

Атака, получившая название Brokenwire, заключается в беспроводной отправке атакуемому транспортному средству вредоносных сигналов с целью вызвать электромагнитные помехи и сорвать процесс зарядки.

Атака нацелена на Combined Charging System (станции быстрой зарядки DC) и предполагает вмешательство в процесс коммуникации между зарядным устройством и транспортным средством.

Исследователи подчеркивают, что атака работает только по отношению к станциям быстрой зарядки DC. Домашние зарядные станции, обычно использующие зарядку AC, являются неуязвимыми к Brokenwire, поскольку в них используются другие стандарты связи.

В ходе экспериментов исследователям удалось осуществить атаку на семь типов транспортных средств и 18 зарядок на расстоянии до 47 м с помощью программно определяемого радио, 1-ваттного радиочастнотного усилителя и дипольной антенны. Атака успешно работала на расстоянии нескольких этажей, через заборы и даже, если проезжать мимо заряжающегося транспортного средства.

Атаке Brokenwire подвержены не только электрокары, но и электрические корабли, самолеты и большегрузные автомобили.

После начала атаки автомобиль не будет заряжаться до тех пор, пока атака не прекратится, и он не будет повторно подключен к зарядной станции вручную. Эксперты отметили, что, хотя атака может быть использована для прерывания процесса зарядки, она, по-видимому, не наносит необратимого ущерба системам.

Исследователи сообщили о своем открытии затронутым производителям, и некоторые технические детали атаки не были обнародованы, чтобы предотвратить возможные злоупотребления. По словам исследователей, атака может быть проведена с использованием готового радиооборудования и при наличии минимальных технических знаний[4].

2021

50 энергетических компаний США начали строить национальную сеть станций зарядки электромобилей

7 декабря 2021 года Эдисонcким электрическим институтом (EEI) было объявлено, что более 50 энергетических предприятий в США объединились, чтобы ускорить строительство станций зарядки электромобилей вдоль автомагистралей страны. Новая организация получила название National Electric Highway Coalition. Подробнее здесь.

Оператор сети зарядки электромобилей ChargePoint купил компанию по управлению автопарком ViriCiti

В начале августа 2021 года крупнейший в мире оператор сети зарядки электромобилей ChargePoint купил европейскую компанию по управлению автопарком ViriCiti за $88 млн наличными. Эта новость появилась всего через несколько недель после того, как ChargePoint объявил о приобретении европейской компании по разработке ПО для зарядки электромобилей has·to·be за $295 млн. Подробнее здесь.

BMW строит 360 тыс. пунктов зарядки электромобилей в Китае

В начале июня 2021 года BMW Group сообщила, что планирует построить 360 000 пунктов зарядки электромобилей в Китае до конца года. Об этом заявил генеральный директор BMW в Китае Йохен Голлер (Jochen Goller) в четверг на саммите по устойчивому развитию Китая, проходящем в Пекине. Подробнее здесь.

Подключенные к Uber электромобили начали использовать зарядные станции, меняющие батареи за 10 минут

В середине марта 2021 года стартап Ample представил новую технологию замены батарей для электромобилей. Компания разработала компактные зарядные станции, которые занимают не больше двух стандартных парковочных мест, не нуждаются в крупной электроинфраструктуре и способны заменить батареи за 10 минут. В Сан-Франциско эти небольшие, быстро развертываемые станции уже обслуживают парк электромобилей Uber. Подробнее здесь.

2020

Заправки Tesla начали бесплатно заряжать любые электромобили из-за ошибки в ПО

В сентябре 2020 года некоторые владельцы электромобилей обнаружили, что они могут практически бесплатно заряжать аккумуляторы на новых станциях Tesla Supercharger V3 в Европе, где используется общий стандарт CCS. Как оказалось, это вовсе не приятный бонус, а ошибка в программном обеспечении зарядного оборудования. Подробнее здесь.

Калифорния установит 40 тыс. заправок для электромобилей

27 августа 2020 года Комиссия по вопросам деятельности коммунальных служб Калифорнии единогласно одобрила программу строительства крупнейшей в США сети зарядных станций для электромобилей.

Всего в рамках программы планируется построить более 40 тыс. зарядных станций в течение 4 лет. Для выполнения этой задачи из бюджета будет выделено $436 млн. Проект будет реализован сетевой компанией Southern California Edison.

Ранее, в 2014 году, власти Калифорнии совместно с Southern California Edison анонсировали программу по строительству в штате 1,5 тыс. зарядных станций для электромобилей. Стоимость программы составила $22 млн. И это была первая часть более крупной инициативы.

Калифорния установит 40 тыс. заправок для электромобилей в рамках крупнейшей программы

Новая программа является продолжением предыдущей программы. И ее цель заключается в оборудовании зарядными станциями мест большого и длительного скопления автомобилей, таких как офисные здания и многоквартирные дома, в том числе в районах, в которых проживает население с небольшим уровнем дохода.

Как отметили в комиссии, отсутствие зарядных станций у дома и работы, то есть там, где заряжать электромобиль было бы удобнее всего, сдерживает распространение этого экологически чистого транспорта.

К концу 2030 года власти Калифорнии планируют видеть на дорогах штата 5 млн электромобилей. Ожидается, что развитие сети заправочных станций способствует реализации этого плана. К концу 2025 года в штате, согласно планам правительства, должно насчитываться свыше 250 тыс. станций, на которых можно будет подзарядить электромобиль.

По состоянию на конец августа 2020 года власти США в целом одобрили программы по развитию инфраструктуры для электромобилей на общую сумму $2,1 млрд.[5]

Власти Осло запускают электротакси с беспроводной зарядкой

28 июня 2020 года стало известно о том, что компания Jaguar Land Rover присоединяется к участникам программы электрических такси ElectriCity, которая реализуется в Осло при участии местных властей. Подробнее здесь.

Начало строительства дорог, заряжающих электромобили на ходу

В начале июня 2020 года стало известно, что израильская компания Electreon Wireless начинает устанавливать электрические зарядные катушки на автомагистрали в Тель-Авиве. В результате дорога будет заряжать электромобили на ходу. Первый такой участок дороги будет иметь длину 1,9 км. Подробнее здесь.

На улице в Лондоне от каждого фонаря теперь можно зарядить электромобиль

В конце марта 2020 года компания Siemens представила первую в Великобритании улицу более полумили длиной, где теперь можно зарядить электромобиль от каждого фонаря. Подробнее здесь.

2019: Число зарядных станций для электромобилей в мире выросло на 60%

В середине июня 2020 года Международное энергетическое агентство (IEA) опубликовало исследовательский отчет, согласно которому число общественных зарядных станций для электромобилей в 2019 году выросло на 60%.

Проблему установки зарядных станций часто описывают как задачу «курицы и яйца»: электромобили не будут популярны, пока не станут доступны общественные зарядные станции, а их не будут устанавливать, пока не станут популярны электромобили. Сглаживают данную проблему частные пункты зарядки электромобилей. Однако общественные зарядные станции более удобны для владельцев и чрезвычайно важны для широкого внедрения нового типа транспорта.

Количество общественных зарядных станций для электромобилей в 2019 году увеличилось на 60%

В отчете IEA говорится, что на конец 2019 года в мире насчитывалось около 7,3 млн зарядных точек, однако большинство из них являются частными (6,5 млн). Их популярности способствуют экономическая эффективность и разнообразные политики поддержки (такие как льготные тарифы, льготы при покупке оборудования и скидки). В то же время, по мнению аналитиков, число общественных зарядных станций в 2019 году выросло на 60%. В 2018-м на общедоступные зарядные станции приходилось 12% мировых зарядных устройств для легких транспортных средств, и большинство из них были медленными. В 2019 году во всем мире количество общедоступных зарядных устройств (медленных и быстрых) увеличилось на 60% - то есть число станций растет быстрее, чем количество электромобилей.

Кроме того, IEA сообщает, что доля быстрых зарядных станций среди впервые развернутых в 2019 году составляет 31%. Такой высокий рост обусловлен работой нескольких сетей, включая Tesla Supercharger, Ionity и Electrify America, которые также значительно выросли в 2019 году. В целом по установке зарядных станций лидирует Китай, крупнейший в мире рынок электромобилей.[6]

2017

В Европе создадут масштабную сеть зарядных станций для электромобилей

BMW Group Group, Mercedes-Benz Group (ранее Daimler), Ford Motor Company и Volkswagen Group, включая Audi и Porsche, 3 ноября 2017 года объявили о создании совместного предприятия Ionity, которое займется разработкой и строительством сети высокомощных зарядных станций для электромобилей по всей Европе. Всего запланировано строительство примерно 400 станций сверхскоростной зарядки к 2020 году, что сделает путешествия на электромобилях на дальние расстояния комфортными. Подробнее здесь.

В Казахстане установят 120 электрозарядных станций для авто

В Казахстане Минэнергетики республики до конца 2017 года в Алматы и Астане установит 100 электрозарядных станций для электромобилей. Еще 20 ЭЗС для мгновенной зарядки будут расположены вдоль республиканской трассы Астана-Алматы. В Астане первые электрозаправочные станции уже появились на территории аэропорта и железнодорожного вокзала «Нурлы жол», а в Алматы ЭЗС установили в центральной части города[7].

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, новые ЭЗС соответствуют мировым стандартам IEC 62 196−2 и IEC 61 851−1 и способны зарядить электромобиль за время от 1 до 4 часов. На одной ЭЗС можно зарядить одновременно четыре электромобиля. Мощность каждой установленной ЭЗС составляет 51 кВт.

На сентябрь 2017 года в Казахстане насчитывается более 200 электромобилей. И если сейчас они используются для передвижения лишь по городу, то развитие сети ЭЗС позволит совершать поездки за его пределами.

Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили

В России:

В мире:

Технологии накопления (хранения) энергии: