2024/10/03 17:15:25

Бюджеты цифровой трансформации федеральных органов власти. Ранкинг TAdviser

TAdviser подготовил новую версию ранкинга федеральных органов власти по объемам расходов на цифровую трансформацию. Лидерами по расходам в 2024 году стали Минцифры, Федеральная налоговая служба и Социальный фонд России.

На исполнение ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ) входящие в ранкинг органы власти в 2024 году запланировали израсходовать 263,5 млрд рублей, еще 380,9 млрд планируется израсходовать в 2025-2026 годах.

Общая доля десяти наиболее крупных запланированных бюджетов занимает почти 80% в 2024 году, и превышает 81% суммарно в трехлетнем периоде.

Опубликованные в ФГИС координации информатизации (ФГИС КИ) данные также показывают, что в 2025 году ожидается снижение бюджетов более чем на 23%, и еще почти на 3% в 2026.

Однако, как отметил в беседе с TAdviser эксперт в области государственной цифровизации Альберт Бертяков, не стоит забывать, что ВПЦТ это плановые, а не фактические ИТ-расходы, причем, имеющие систематический дефект – многие ведомства не указывают в ВПЦТ реальные ИТ-расходы, которые проходят через их подведомственные структуры. Отследить эти расходы по состоянию на 2024 год крайне сложно, потому что с 2020 года закрыт реестр субсидий (в ряде случаев средства федерального бюджета, находящиеся в распоряжении ОГВ, передаются в виде субсидии или средств на исполнение госзадания в «подвед» и, в соответствии с правилами Бюджетного кодекса РФ, перестают считаться бюджетными, автоматически становясь собственными средствами «подведа»).

Структура запланированных бюджетов делится на 3 основных направления:

  • создание и развитие
  • эксплуатация
  • инфраструктура

Минцифры лидирует в 2024 году по объему запланированного бюджета, чуть более 54 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом бюджет увеличился более чем на 30%. Однако, в периоде до 2026 года Минцифры перемещается на второе место. Более половины от всего бюджета планируется тратить на эксплуатацию, с пиковым значением в текущем году и заметным снижением в два последующих. Эти средства предназначены для обеспечения работы инфраструктуры электронного правительства и входящих в нее ГИС. Еще 40% запланировано в текущем году потратить на создание и развитие.

"В обозримом будущем Минцифры станет безусловным лидером по ИТ-расходам, потому что консолидирует под собой все разработки по Гостеху и расходы на расширяющуюся инфраструктуру электронного правительства", - считает Альберт Бертяков.

ФНС, традиционный лидер по запланированным бюджетам прошлых исследований, в 2024 году расположился на втором месте, однако выходит на первое по суммарному бюджету 2024-2026. Структура распределения бюджета заметно отличается от Минцифры, доминирующим сегментом в бюджете является инфраструктура, около двух третей. Основными статьями расходов станут аппаратное обеспечение системы ЦОД и внешние централизованные телекоммуникации. Также, в конце 2023 года ФНС объявила крупный тендер на техническое обслуживание и обновление оборудования трех своих ЦОД.

СФР занимает доминирующую позицию в общем запланированном бюджете Минтруда, более 83%, поэтому принято решение вывести данную организацию отдельным участником ранкинга и не учитывать Минтруд консолидированно. Бюджетирование ВПЦТ CФР в 2024 году снизилось незначительно (-3%). Основная доля для СФР также приходится на эксплуатацию, почти 70%, эта тенденция сохраняется и до 2026 года.

Для Росреестра эксплуатация является большей статьей запланированных расходов в трехлетнем периоде и достигает почти 40% бюджета, более 30% средств запланированы на создание и развитие. Основные статьи расходов на эксплуатацию - это обеспечение функционирования информационных систем электронной регистрации объектов недвижимости и геоинформационных платформ. На инфраструктуру в 2024 году выделено менее трети бюджета, со значительным снижением объемов в последующие годы.

У Казначейства основным разделом бюджета является эксплуатация, на которую выделяется более половины средств, как в 2024 году, так и в трехлетнем периоде. Также, около трети средств выделяется на создание и развитие новых цифровых решений.

МВД основным направлением бюджета выделило эксплуатацию, доля которой превышает половину в 2024 году и достигает почти 75% в трехлетнем периоде. По сравнению с предыдущим годом размер планируемого бюджета на цифровизацию снизился почти на 30%.

Минфин в текущем году запланировал потратить более 40% бюджета на инфраструктуру, и такое распределение примерно сохранится и в трехлетнем периоде.

В текущем году Роскомнадзор планирует потратить на эксплуатацию около 60% своего "цифрового" бюджета. Еще треть пойдет на направление "создание и развитие", что можно объяснить проектом по внедрению инструментов искусственного интеллекта в уже действующую систему мониторинга информационных ресурсов. В течение двух лет данные технологии планируется внедрить и для ведения реестра операторов персональных данных.

В прошлом году Минздрав заявил об основных трендах цифровизации здравоохранения, куда вошли внедрение инструментария искусственного интеллекта, персонализация медицинских услуг и телемедицина. На внедрение новых медицинских информационных систем в 2024 году планируется потратить почти 40% бюджета. Однако основной статьей остается эксплуатация действующих систем.

Основной статьей бюджета ФТС является эксплуатация, на которую приходится более 80% средств. При этом, объем бюджета в текущем году снизился более чем на 40%, что возможно объяснить завершением работ по вводу в эксплуатацию главного ЦОД ведомства в конце 2023 года. Процесс миграции данных и ПО будет продолжаться в течение 2024 года.

Бюджеты федеральных органов исполнительной власти на цифровизацию в 2024-2026 гг.
Наименование ОГВ 2024 2025 2026 Бюджет на 3 года
Минцифры 54 008 706,0 25 466 285,5 26 532 070,4 106 007 061,9
ФНС 41 153 180,8 35 319 808,5 38 158 962,2 114 631 951,5
СФР 24 727 578,1 23 894 237,6 23 894 237,6 72 516 053,3
Росреестр 23 333 622,3 22 899 646,0 20 721 078,4 66 954 346,7
МВД 19 292 421,2 8 730 067,1 8 555 185,0 36 577 673,3
Казначейство 18 237 320,6 19 009 012,7 19 557 860,2 56 804 193,5
Минфин 7 608 123,1 7 583 252,7 4 335 279,5 19 526 655,3
Роскомнадзор 6 932 663,0 4 894 771,3 4 916 498,9 16 743 933,2
Минздрав 6 799 054,4 751 941,3 766 353,6 8 317 349,3
ФТС 5 153 181,7 4 752 733,4 4 999 014,7 14 904 929,8
Минтранс 4 719 157,7 2 832 776,1 2 867 396,9 10 419 330,7
Минобрнауки 4 349 626,6 3 199 709,6 852 133,7 8 401 469,9
Минэкономразвития 3 582 496,4 2 303 596,5 2 327 734,6 8 213 827,5
Минсельхоз 3 287 445,0 1 880 675,0 1 887 194,9 7 055 314,9
Росгвардия 3 229 289,3 2 926 401,7 2 926 401,7 9 082 092,7
ФССП 3 148 195,4 3 043 353,6 2 150 288,4 8 341 837,4
Росавтодор 2 119 367,5 2 048 563,3 1 939 563,3 6 107 494,2
МЧС 1 898 915,6 1 482 257,6 1 500 055,0 4 881 228,2
Росприроднадзор 1 847 011,4 149 522,6 149 522,6 2 146 056,6
ФСИН 1 683 288,1 1 527 775,1 1 527 775,1 4 738 838,3
Росстат 1 506 098,4 1 079 532,8 1 018 863,6 3 604 494,8
Минстрой 1 393 680,3 1 030 101,6 449 003,6 2 872 785,5
Минпромторг 1 358 078,4 739 568,9 285 587,0 2 383 234,4
Рослесхоз 1 214 432,9 307 397,7 307 397,7 1 829 228,4
Минпросвещения 998 780,8 286 209,8 290 672,3 1 575 662,9
ФОМС 980 184,0 759 128,6 759 128,6 2 498 441,2
ФМБА 955 675,7 660 449,7 660 307,4 2 276 432,8
ФАС 851 505,2 339 669,1 339 669,1 1 530 843,4
Рособрнадзор 826 922,7 334 639,8 344 521,3 1 506 083,8
Минюст 809 215,4 538 570,8 540 518,2 1 888 304,4
Росалкогольтабакконтроль 800 024,9 839 101,9 618 284,3 2 257 411,1
Росгидромет 788 897,7 753 993,6 754 943,8 2 297 835,1
МИД 691 973,7 628 799,6 644 407,3 1 965 180,6
Минкультуры 690 362,9 688 842,7 720 789,9 2 099 995,5
Роспатент 682 716,9 295 772,0 300 017,0 1 278 505,9
РСХН 660 862,9 402 802,7 400 358,2 1 464 023,8
Росимущество 566 956,7 413 936,7 393 239,9 1 374 133,3
Ростехнадзор 509 127,60 453 541,60 451 742,60 1 414 411,80
Роснедра 445 751,90 401 537,90 401 537,90 1 248 827,70
Росводресурсы 426 020,70 420 462,20 418 306,60 1 264 789,50
Ространснадзор 418 558,90 417 308,90 417 308,90 1 253 176,70
Роспотребнадзор 386 176,10 386 645,80 383 615,80 1 156 437,70
Минвостокразвития 383 967,60 166 714,50 166 714,50 717 396,60
Росздравнадзор 373 138,80 296 638,80 307 638,80 977 416,40
Росстандарт 371 240,90 191 674,10 179 644,10 742 559,10
Минприроды 336 466,22 542 725,91 64 836,14 944 028,27
Минэнерго 336 114,60 338 771,20 349 152,90 1 024 038,70
Росрезерв 313 022,80 175 480,80 175 480,80 663 984,40
Росаккредитация281 368,90 166 005,40 164 432,30 611 806,60
Росавиация 201 000,40 134 091,60 249 304,20 584 396,20
Росрыболовство 168 146,90 108 238,90 108 289,50 384 675,30
Минспорт 150 019,50 37 561,10 63 970,00 251 550,60
Росмолодежь 93 442,50 98 442,50 98 442,50 290 327,50
ФАДН 66 240,70 66 240,70 66 240,70 198 722,10
Россотрудничество 59 459,30 59 602,60 59 774,50 178 836,40
Росморречфлот 53 564,00 50 048,10 51 691,30 155 303,40
Росархив 51 845,60 51 846,10 51 846,10 155 537,80
Росжелдор 38 598,50 38 598,50 38 598,50 115 795,50
ФПП (Пробирная Палата) 32 986,50 32 970,20 32 970,2098 926,90

Источник: ФГИС КИ

Для сравнения с таблицей, актуальной на начало июля 2024 года, приведена ретроспектива данных по паспортам ВПЦТ за 2021 - 2023 годы (см ниже). Данные по исполненным бюджетам недоступны и для этого периода.

Ретроспектива бюджетов ВПЦТ за 2021-2023 гг
Наименование ОГВ 2021 2022 2023 Динамика 2022/21 Динамика 2023/22
ФНС России 29 025 159,5 38 934 521,2 44 627 278,3 34,10% 14,60%
Минцифры России 29 530 658,5 39 285 167,1 35 714 154,5 33,00% -9,10%
СФР (ПФР + ФСС) 25 689 628,7
ПФР (с 2023 - СФР) 14 149 500,0 14 957 271,3 5,70%
ФСС России (с 2023 - в составе СФР) 3 391 533,0 3 989 400,0 17,60%
МВД России 17 592 301,5 18 463 554,1 21 200 678,7 5,00% 14,80%
Росреестр 9 095 307,6 19 367 310,9 16 121 408,3 112,90% -16,80%
Казначейство России 13 088 192,4 20 546 755,7 16 077 899,8 57,00% -21,70%
Роскомнадзор 2 219 330,8 24 014 881,6 14 265 885,1 982,10% -40,60%
ФТС России 10 366 932,6 11 630 573,6 8 742 992,6 12,20% -24,80%
Минздрав России 4 327 731,7 3 513 118,3 7 312 983,0 -18,80% 108,20%
Генпрокуратура РФ 7 830 967,6 5 055 997,0 5 401 600,0 -35,40% 6,80%
Минэкономразвития России 3 978 287,5 3 486 130,9 4 520 272,8 -12,40% 29,70%
Минтранс России 2 179 559,8 4 533 955,7 4 109 822,6 108,00% -9,40%
Минфин России 2 703 752,6 4 150 610,3 3 780 542,2 53,50% -8,90%
Минсельхоз России 1 223 767,4 2 448 440,7 3 415 097,1 100,10% 39,50%
Минобрнауки России 1 700 790,9 1 946 879,8 3 279 095,1 14,50% 68,40%
ЦИК России (Центризбирком) 4 637 669,5 2 777 425,3 3 068 298,5 -40,10% 10,50%
Росгвардия 5 019 400,2 4 617 727,6 3 012 743,7 -8,00% -34,80%
Роструд 1 374 876,8 2 139 537,3 2 988 216,2 55,60% 39,70%
ФССП России 4 084 560,4 2 418 791,4 2 888 293,2 -40,80% 19,40%
ФМБА России 2 656 701,3 3 784 462,9 2 198 624,3 42,40% -41,90%
МЧС России 1 839 469,3 2 435 496,3 2 186 443,6 32,40% -10,20%
Росстат 2 225 191,3 2 495 330,4 1 802 589,8 12,10% -27,80%
ФСИН России 2 282 873,8 1 501 742,3 1 659 181,1 -34,20% 10,50%
Рослесхоз 664 434,7 2 432 797,8 1 609 708,5 266,10% -33,80%
Росавтодор 943 751,3 1 095 149,6 1 548 085,0 16,00% 41,40%
Минстрой России 522 055,3 1 389 067,8 1 455 562,2 166,10% 4,80%
Росприроднадзор 530 700,8 725 960,0 1 289 922,7 36,80% 77,70%
Росимущество 795 177,7 1 276 188,3 1 229 450,3 60,50% -3,70%
Россельхознадзор 563 055,6 803 245,0 1 140 568,6 42,70% 42,00%
Минтруд России 1 047 315,7 1 185 212,5 1 120 155,2 13,20% -5,50%
Минпросвещения России 1 381 615,9 1 390 722,8 1 017 499,1 0,70% -26,80%
Росфинмониторинг 1 381 730,7 1 058 011,1 956 068,9 -23,40% -9,60%
Минпромторг России 1 169 368,0 1 436 173,5 941 095,3 22,80% -34,50%
Минприроды России 108 607,5 120 697,2 908 340,6 11,10% 652,60%
Рособрнадзор 911 383,9 939 385,1 881 045,2 3,10% -6,20%
Ростуризм 106 744,1 191 437,2 879 880,2 79,30% 359,60%
Минкультуры России 576 174,5 902 728,3 731 322,8 56,70% -19,00%
Роспатент 796 591,8 740 109,5 731 076,0 -7,10% -1,20%
МИД России 787 534,5 789 175,2 708 161,5 0,20% -10,30%
Минюст России 302 838,2 531 853,9 681 013,9 75,60% 28,00%
Росалкогольрегулирование * 709 711,0 657 014,7 657 336,6 -7,40% 0,00%
Роспотребнадзор 941 280,5 511 676,9 515 875,7 -45,60% 0,80%
Минспорт России 241 734,6 372 396,7 486 264,9 54,10% 30,60%
Минэнерго России 699 782,4 623 988,8 467 429,8 -10,80% -25,10%
Росгидромет 325 216,1 335 890,9 455 424,5 3,30% 35,60%
Ростехнадзор 557 123,6 600 305,2 452 776,9 7,80% -24,60%
Роснедра 97 174,0 132 428,0 421 813,0 36,30% 218,50%
Росаккредитация 282 793,7 407 270,3 421 540,2 44,00% 3,50%
Ространснадзор392 468,6 418 107,0 417 308,9 6,50% -0,20%
Росводресурсы 252 165,6 385 277,8 400 817,1 52,80% 4,00%
ФАС России 675 330,3 849 380,3 386 373,5 25,80% -54,50%
ФФОМС 1 008 986,7 2 348 765,1 380 765,1 132,80% -83,80%
Росздравнадзор 378 543,0 379 316,9 376 150,0 0,20% -0,80%
СП РФ 854 308,4 754 832,9 281 379,4 -11,60% -62,70%
Россотрудничество 333 594,4 70 261,3 246 269,4 -78,90% 250,50%
Минвостокразвития России 362 782,5 366 110,5 221 714,5 0,90% -39,40%
Росстандарт 195 173,9 253 883,9 206 838,5 30,10% -18,50%
Росрезерв 405 081,6 313 560,9 189 880,7 -22,60% -39,40%
ФАДН России 63 029,6 129 996,7 153 109,3 106,20% 17,80%
Росавиация 133 166,0 168 035,6 123 514,9 26,20% -26,50%
Росмолодежь 44 350,7 34 181,6 120 780,6 -22,90% 253,30%
Росрыболовство 269 032,5 260 303,5 97 278,7 -3,20% -62,60%
Росморречфлот 59 453,5 58 041,3 54 198,6 -2,40% -6,60%
Росархив 58 942,2 138 723,1 53 814,2 135,40% -61,20%
Росжелдор 38 857,7 40 447,6 38 598,5 4,10% -4,60%
ФПП России 428 578,0 89 181,2 38 104,9 -79,20% -57,30%
ГФС России 61 156,4 Н/д Н/д Н/д Н/д
Роспечать ** 58 111,3
Россвязь ** 31 721,3


* В 2023 г. изменилось название - Росалкогольтабакконтроль
** Упразднено с 2022 г.

Источник: ФГИС КИ