Конференция
BPM Day 2019
27 ноября, 2019

О конференции

27 ноября 2019 года в рамках конференции TAdviser SummIT, организованной аналитическим центром TAdviser, состоялась секция BPM, посвященная управлению бизнес-процессами. Волна цифровизации, которая буквально захлестнула современную экономику, стала ключевой темой прошедшего саммита. И на этой волне тема BPM приобрела еще большую актуальность. В ходе секции эксперты отрасли рассказали об особенностях развития отечественного рынка решений подобного класса, заказчики поделились опытом внедрения и использования BPM-систем, а поставщики представили свои разработки в этой области.

Открывающим стал доклад модератора сессии, вице-президента по операциям Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами ABPMP Russia Юлии Вагнер, которая акцентировала роль и влияние цифровых технологий на управление процессами. Она подчеркнула, что в условиях, когда технологии позволяют автоматизировать рутинные операции, возникает соблазн переключиться на локальную автоматизацию, не уделяя внимание аспектам повышения качества процессов. И процессным специалистам необходимо держать руку на пульсе и уделять внимание процессам как инструменту управления.

Юлия Вагнер, вице-президент по операциям Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами ABPMP Russia
Юлия Вагнер, вице-президент по операциям Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами ABPMP Russia

Опыт заказчиков, мнения экспертов

Крупные компании постоянно заботятся о повышении эффективности управления и совершенствовании бизнес-процессов. И понятно, что чем крупнее компания, тем сложнее эта работа и тем серьезнее могут быть последствия ошибок. В Газпромбанке, об опыте которого рассказала исполнительный директор центра управления развитием казначейства Татьяна Гордиенко, для прогнозирования последствий изменений создали «цифрового двойника» - копию модели управления, на которой тестируются предлагаемые изменения. В случае успеха эти изменения переносятся в действующую систему. Система планирования изменений, подкрепленная имитационной моделью, позволяет компании проводить необходимые изменения без риска нежелательных последствий.

Татьяна Гордиенко, исполнительный директор центра управления развитием казначейства Газпромбанка
Татьяна Гордиенко, исполнительный директор центра управления развитием казначейства Газпромбанка

А в Московском Кредитном банке (МКБ) сделали акцент на внутренних процессах, которые делают комфортной работу сотрудников. Такие внутренние процессы как командировки сотрудников, контроль исполнения поручений и другие не повышают ценности для внутреннего заказчика, но позволяют снизить затраты на внутреннюю деятельность. И это позволяет «продать» эту работу бизнесу, чтобы получить одобрение и поддержку руководства. Об опыте внедрения BPM в МКБ рассказала Ольга Рогозина, директор департамента развития технологий внутренних процессов подразделений МКБ.

Ольга Рогозина, директор департамента развития технологий внутренних процессов подразделений МКБ
Ольга Рогозина, директор департамента развития технологий внутренних процессов подразделений МКБ

Для тех, кто находится в начале пути внедрения процессного управления и автоматизации процессов, будет полезен опыт, которым поделился архитектор системы АК Барс «Цифровые технологии» Алексей Шармин. АК Барс уже пережил период выбора платформы для автоматизации процессов, период убеждения руководства о том, что необходимо двигаться в этом направлении.

«
Внедрение BPM-платформы – это инвестиции в будущее. Возможно, что изначально это будет дорого, но со временем инвестиции окупятся, - отметил Алексей Шармин.
»

И, несмотря на то, что пока еще существенных успехов достичь не успели, но некоторым опытом в банке уже готовы поделиться. Это касается выбора процессов для автоматизации. Надо отметить, что эта работа только на первый взгляд кажется простой и несущественной. На самом деле, как рассказал представитель АК Барс «Цифровые технологии», в банке изначально насчитывалось около 500 процессов, большая часть из которых при ближайшем рассмотрении оказались либо полностью устаревшими, либо требующими изменений. После аудита осталось 124 процесса, которые банк планирует реализовать в BPMS.

Продолжая банковскую тему, еще один докладчик – руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов банка «Веста» Андрей Александров - рассказал, что в «Весте» BPMS охватывает и бизнес, и внутреннюю деятельность. Эффект использования BPMS – это аналитика, высвобождение ресурсов, снижение количества ошибок. То есть BPMS – это универсальный инструмент, который может почти все. Почему «почти»? Есть еще «интеграция бумаги и ИТ» - ввод бумажных документов в систему, что сейчас решается роботами, а есть и более важные задачи – коммуникации с клиентами, которые тоже решаются роботами – чат-ботами. Но при этом в банке понимают ценность живого, человеческого общения.

Андрей Александров, руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов банка «Веста»
Андрей Александров, руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов банка «Веста»
«
Все, что организация делает, чтобы автоматизировать деятельность сотрудников, должно делаться не для того, чтобы сократить затраты, а чтобы освободить их время, чтобы они занимались заботой о клиенте, - подчеркнул Андрей Александров.
»

Несколько отвлеченный от темы BPM доклад Артема Салтанова познакомил участников с деятельностью «Атомэнергомаш», входящей в состав «Росатома». Цель компании – развитие новых направлений и снижение связанных с этим рисков. Процессных достижений в компании пока нет, но стоит надеяться, что именно в сторону процессов и будет нацелена работа группы по управлению рисками, руководителем которой является Артем Салтанов.

Артем Салтанов, руководитель группы по управлению рисками «<!--LINK 136:49-->»
Артем Салтанов, руководитель группы по управлению рисками «Атомэнергомаш»

Компания CarPrice – это обратный пример – вся деятельность основана на процессах – от подачи и сбора документов до работы с претензиями. Процессы автоматизированы. Но к этим успехам компания пришла через собственные грабли, набила шишки. И вот топ-5 ошибок, от которых докладчица Анастасия Левченко, продакт-менеджер компании, предостерегает тех, кто предпочитает учиться на чужих ошибках:

  1. неуместные инструменты – неудачный опыт использования CPM-системы для управления процессами;
  2. низкая погруженность в бизнес – попытка привлечения для автоматизации специалистов, в т.ч. и внешних, которые не знают бизнеса;
  3. преждевременная автоматизация – не до конца понятые процессы не надо автоматизировать;
  4. задачи без четких метрик и KPI – без этого непонятно, к каким результатам стремиться и как их оценивать;
  5. возможность жить по-старому – если пользователь имеет возможность выполнять работу по-старому, то бесполезно ждать, что он будет что-то менять.


Анастасия Левченко, продакт-менеджер CarPrice
Анастасия Левченко, продакт-менеджер CarPrice

Но не только ошибками, но и лайфхаками поделилась Анастасия. Это и тестирование на потенциальных потребителях (CustDev), и MVP для той же цели, и Process Mining для понимания процессных связей. Важно – это стратегическое видение, понимание, куда двигаться и к чему стремиться. Кроме того, автоматизировать надо процессы, а не людей.

Доклад Светланы Чаплинской, заместителя начальника управления автоматизации внутрибанковских процессов банка «Открытие», осветил еще один опыт автоматизации внутренних процессов банка. В «Открытии» эту программу назвали «Счастливый сотрудник». Задача - сделать счастливыми 25 тыс. человек. Именно столько сотрудников работает в банке. Оформление отпусков, справок, прием на работу – все это в планах автоматизации.

Светлана Чаплинская, заместитель начальника управления автоматизации внутрибанковских процессов банка «Открытие»
Светлана Чаплинская, заместитель начальника управления автоматизации внутрибанковских процессов банка «Открытие»

По состоянию на конец ноября были реализованы процессы приема сотрудника на работу. В банке правильно определили границы этого процесса, который заканчивается тогда, когда сотрудник прошел испытательный срок и окончательно освоился в организации. Сюда входят оформление, подготовка рабочего места, обучение, кураторство. В планах банка автоматизировать и остальные процессы. Создали дорожную карту, заручились поддержкой руководства.

Игроки рынка: тенденции и решения

Большой интерес вызвали доклады компаний – поставщиков ИТ-услуг. Современные технологии развиваются настолько быстро, что ИТ-компании вынуждены постоянно развивать свои продукты, включая в них все новые компоненты, такие как RPA (Robotic Process Automation), чат-боты, нейросети и т.д. О том, какие решения предлагают производители BPMS, рассказали представители трех ИТ-компаний – ELMA, РДТЕХ и IBM Russia.

Директор ELMA Алексей Трефилов отметил, что технологии стремятся исключить человека как «слабое звено» процесса. Сегодня роботы (технология RPA) позволяют заменить людей на многих операциях.

Трефилов Алексей, Директор ELMA
Трефилов Алексей, Директор ELMA
«
Но без качественного стержня, такого как процессы, применение этих технологий бесполезно. Сначала нужно стабилизировать процессы, и только потом нанизывать на них технологии, - подчеркнул Алексей Трефилов.
»

Компания ELMA реализовала в своем продукте технологии RPA, одновременно решая задачи обучения роботов (нейросети, искусственный интеллект). Но при этом есть понимание, что если технологии пытаются автоматизировать хаос, то в результате получится автоматизированный хаос.

Менеджер по работе с партнерами IBM Russia Роман Шемпель рассказал о том, как развивается направление BPM в линейке продуктов IBM. Компания выбрала путь создания микросервисов (контейнеров), которые управляются «оркестровщиком», в качестве которого IBM используют решение Open Shift от Red Hat. Это действительно гибкий подход, который позволит IBM быстро реагировать на вызовы цифровизации, отметил докладчик.

Шемпель Роман, Менеджер по работе с партнерами IBM Russia
Шемпель Роман, Менеджер по работе с партнерами IBM Russia

Множество различных технологий, которые требуют постоянной поддержки со стороны технических специалистов, повышает роль технического консалтинга, часто оказываемого сторонними организациями – поставщиками ИТ услуг. Одна из них – РДТЕХ, которую представил руководитель отраслевого направления центра технического консалтинга Глеб Желтов.

Глеб Желтов, руководитель отраслевого направления центра технического консалтинга РДТЕХ
Глеб Желтов, руководитель отраслевого направления центра технического консалтинга РДТЕХ

На примере одной компании он рассказал, как организовано взаимодействие с заказчиком по направлениям обследование данных, восстановление работоспособности в случае сбоев. Опыт РДТЕХ, безусловно, будет полезен для тех, кто заботится о клиентоориентированности, как о ключевом факторе успешности бизнеса.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.

Презентации докладов

Презентация Докладчик
ВРМ в цифровом поле Юлия Вагнер, вице-президент по операциям Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами ABPMP Russia
Automation: Управление бизнес-процессами не BPM единым Алексей Трефилов, Директор ELMA
Цифровая трансформация бизнеса с помощью гибких инструментов автоматизации бизнес-процессов Роман Шемпель, Менеджер по работе с партнерами IBM Russia
Оптимизация бизнес-процессов технического консалтинга Глеб Желтов, руководитель отраслевого направления центра технического консалтинга РДТЕХ
Каких преимуществ можно добиться от внедрения BPM на примере общебанковских процессов Ольга Рогозина, директор департамента развития технологий внутренних процессов подразделений МКБ
Внедрение BPM-платформы. Как выбирать бизнес-процессы? Алексей Шармин, архитектор системы АК Барс «Цифровые технологии»
Роль человека в организации при использовании BPM Андрей Александров, руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов банка «Веста»
Риски и возможности внедрения ВРМ при развитии новых направлений бизнеса Артем Салтанов, руководителm группы по управлению рисками «Атомэнергомаш»
Автоматизация в условиях непрерывных изменений Анастасия Левченко, продакт-менеджер CarPrice
Счастливые мгновения при приеме сотрудников на работу Светлана Чаплинская, заместитель начальника управления автоматизации внутрибанковских процессов банка «Открытие»

Спикеры и Участники конференции

Юлия Вагнер
Модератор
Артем Салтанов
Руководитель группы управления рисками, Атомэнергомаш
Глеб Желтов
Руководитель отраслевого направления Центра технического консалтинга, РДТЕХ
Роман Шемпель
Менеджер по работе с партнерами, IBM Russia
Алексей Шармин
Архитектор системы, АК Барс Цифровые технологии
Ольга Рогозина
Директор Департамента развития технологий внутренних процессов подразделений, МКБ
Павел Шингарев
Начальник центра управления развитием Казначейства, Газпромбанк
Алексей Трефилов
Директор ELMA
Светлана Чаплинская
Заместитель начальника управления автоматизации внутрибанковских процессов, Банк "Открытие"
Анастасия Левченко
Продакт-менеджер CarPrice
Андрей Александров
Руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов, банк «ВЕСТА»

Контакты

По вопросам регистрации, выступления с докладами или спонсорского участия, обращайтесь по адресу: conf@tadviser.ru