2020/12/28 11:44:06

Интервью TAdviser: Основатель DZ-Systems Дмитрий Завалишин – о слагаемых успеха российской ИТ-компании

Отечественный рынок ИТ-услуг пока еще невероятно молод. Самые сильные и значимые его российские высокотехнологичные компании едва ли разменяли третий десяток лет. Осенью 2020 года свой пятнадцатый день рождения отметил холдинг DZ Systems (ДЗ Системс), история которого началась в октябре 2005-го. Об этапах его развития и о том, с чем он подходит к значимой дате, в интервью TAdviser рассказал основатель группы компаний Дмитрий Завалишин.

Дмитрий
Завалишин
Завтрашний день таков, что мобильные приложения станут основным каналом коммуникации с клиентом в B2C

С чего все началось в 2005-м? Как вообще появилась компания? Все-таки это не было таким уж хорошим временем для российских ИТ…

Дмитрий Завалишин: На самом деле, все началось на несколько лет раньше. Я тогда работал в «Яндексе», это был практически самый старт системы, когда она еще только начала превращаться из поискового сервиса в экосистему, постепенно наращивать компетенции в e-commerce. В какой-то момент пришло понимание того, что, в принципе, работа ИТ-отрасли строится немного неправильно. Что мы в России пока еще плохо управляем разработкой, делаем это непрофессионально. И у меня возникла мысль построить компанию, которая могла бы делать это правильно. Тогда я оставил свою работу в Яндексе, несмотря на то, что она была интересной и перспективной, и совершенно сознательно потратил время на то, чтобы «прокачать» свои навыки в ряде отечественных и зарубежных компаний.

Поработал с заказчиками мирового уровня, с подрядчиками, прогнал себя через все необходимые роли в процессе разработки программного обеспечения, чтобы увидеть процесс как с точки зрения заказчика, так и с точки зрения исполнителя. И вот только тогда появилась на свет компания Digital Zone, с которой все, собственно, началось. В 2005 году у нас появился первый контракт, и с этого момента можно начинать отсчет истории компании.

Работая в рамках одного из проектов, выбранных для наработки опыта, я постоянно имел дело с программистами из Казани, так что у меня там оказалось много знакомых. Некоторых из них я пригласил работать вместе, и компания получилась сразу с двумя филиалами: московский офис занимался, в основном, продажами, менеджментом и аналитикой, а в казанском, который возглавил Матвей Кример, шла основная разработка программного обеспечения.

То есть все началось с Digital Zone?

Дмитрий Завалишин: Да, это, если можно так выразиться, прародитель всей группы компаний. Основные компетенции Digital Zone – заказная разработка бизнес-систем с веб-интерфейсом, причем сложных и под высокую нагрузку, и – отдельно – работа в области e-commerce. Впрочем, мы беремся за создание кастомных систем не только в этих областях. За минувшие пятнадцать лет проекты были реализованы самые разные - e-commerce платформа для кибермаркета Юлмарт, маркетплейс для Почты России, автоматизированная система планирования и доставки грузов на объекты сочинской Олимпиады 2014.

А когда Digital Zone начала превращаться в холдинг?

Дмитрий Завалишин: Весной 2013-го, с приходом компании e-Legion. К этому времени мы уже здорово выросли, укрепили свои позиции, но опыта работы с третьим подразделением, тем более, таким, которое формировали не мы, у нас не было. Поэтому когда на нашем горизонте оказалась компания e-Legion, мы поняли, что сперва нужно отработать правильную систему взаимодействия. Впрочем, так сложилось, что необходимый опыт пришел к нам очень быстро: среди наших субподрядчиков была компания из Ульяновска, основным профилем которой было программирование на языке Java. Мы предложили ей войти в состав нашей структуры с предложением выкупа 51% ее активов, при том, что она будет работать по нашим контрактам. Имея за плечами этот опыт, мы договорились с Александром Зверевым о вхождении e-Legion в группу компаний.

Инициатором были вы?

Дмитрий Завалишин: На самом деле инициатором был Александр Зверев, основатель E-Legion. Но вообще это был логичный шаг для обеих компаний. Потому что обе доросли до такого рубежа, за которым для дальнейшего роста нужно было либо осуществлять большие вложения, либо идти по пути объединения с другими игроками. А Зверев, к тому же, планировал покинуть e-Legion, переключившись на другие проекты, и все сложилось как нельзя лучше. Мы понимали, что разработка мобильных приложений - очень перспективное дело, а у нашей компании она, конечно, была, но во-первых, не основным профилем, а во-вторых, мы делали мобильные приложения для внутреннего пользования, для бэк-офиса. А нам хотелось выйти на рынок публичных мобильных приложений. При этом российский рынок мобильных приложений состоял тогда, в основном, из мелких разработчиков, которых насчитывалось не менее 400, и подключая к нашим мощностям e-Legion, мы автоматически становились одним из самых крупных игроков. Весной 2013 сделка состоялась, компания перешла в наше управление и мы стали работать вместе.

Ожидания, разумеется, себя оправдали?

Дмитрий Завалишин: Да, вверх пошли и продажи e-Legion, и, как ни странно, продажи Digital Zone, и прибыль группы компаний в целом. Мобильный фронтенд и консалтинг, связанный с мобильными пользовательскими интерфейсами, – направления очень перспективные и развивающиеся очень бурно. Интересные проекты, реализованные нами после объединения, – мобильные приложения для Альфа Банка, для Сбера, пользовательское приложение для Теле2. Причем тут важен не только результат, но и сам процесс работы, потому что ключевой момент в работе e-Legion - высокая вовлеченность коллектива в интересы заказчика. Они вместе с заказчиком прорабатывают будущее этого решения. То есть выступают не только как разработчики, но и, в первую очередь, как эксперты, которые могут объяснить компании, как ей выстроить взаимодействие с клиентом посредством мобильного приложения.

Полагаете, это даже важнее, чем сама разработка?

Дмитрий Завалишин: Завтрашний день таков, что мобильные приложения станут основным каналом коммуникации с клиентом в B2C, а web останется второстепенным и будет закрывать только сложные сценарии взаимодействия. Как следствие, именно понимание правильной коммуникации бизнеса с конечным клиентом, потребителем услуги, становится ключевым местом, точкой конверсии. Тем местом, где, собственно и делается бизнес. И качество коммуникации тут критично. Поэтому правильный консалтинг при разработке приложений, которым предстоит эту коммуникацию обеспечивать, очень важен. Так что все именно так. В первую очередь, мы носители знания, как работает механизм коммуникации, и только во вторую – исполнители, которые могут это реализовать.

А когда в составе холдинга появился «Апрентис»?

Дмитрий Завалишин: Годом позже. Мы как-то очень легко сошлись с основателем и руководителем этой компании Антоном Чижовым и поняли, что нам нужно работать вместе, и объединение произошло просто и к обоюдной пользе. Дело в том, что «Апрентис» создал и поддерживает облачную платформу, которая позволяет реализовывать бизнес-приложения либо вообще без программирования, либо с небольшими его объемами. Своего рода конструктор. Основные сферы, в которые этот продукт хорошо ложится, - это CRM, ERP, HR-системы, и вообще все системы документооборотного типа, которые развернуты вовнутрь компании, призваны оптимизировать бизнес-процессы внутри нее. Получается практически идеальный бэк-офис. А при кастомной разработке создание бэк-офиса занимает большую часть ресурсов, достаточно трудоемко, и именно в этом месте обычные способы работы откровенно буксуют. К тому же практика показывает, что кастомные проекты очень сложно и дорого модифицировать, причем именно со стороны бэк-офиса возникает больше всего проблем, потому что бизнес-процессы клиента далеко не всегда оказываются такими, какими клиент их описал, когда заказывал проект. И в этом отношении платформа «Апрентис» оказалась отличным решением. Это была уже зрелая технология, и мы очень быстро включили ее в проект, который в тот момент реализовывали. На выходе получили почти идеальное соответствие системы тому бизнес-процессу, который хотел организовать заказчик, и с этого момента стали использовать платформу вплотную. Появились проекты, в которых на равных принимают участие все входящие в холдинг компании, каждая - в рамках своей компетенции. Первым из них стала разработка системы для HR Администрации Санкт-Петербурга. Элементы пазла сложились.

Что в итоге представляет собой DZ Systems в целом?

Дмитрий Завалишин: Единое целое, хорошо структурированную группу компаний с очень хорошо организованными внутренними процессами. Объединяющее начало в ней – это мощный проектный офис, способный управлять сроками и качеством решений. Умение выполнить работу качественно и уложиться точно в срок - это наше все. Потому что для клиентов сроки выполнения работ бывают критичны. Тут можно вспомнить ситуацию, когда оператор Теле2 запускался в Москве. Нам нужно было со своим приложением успеть четко к дате запуска, потому что уже было понятно, к какому сроку заработают вышки, и даже заказана реклама на телевидении. Успели идеально.

Маркетинг и продажи организованы по принципу федерации - центральная служба плюс локальные службы конкретных компаний, потому что так проще для всех подразделений холдинга и, что уж скрывать, эффективнее. Все проекты исполняются как отдельными компаниями в рамках их уникальных компетенций, так и всей группой компаний по мере надобности. И таких общих проектов – много. Ну, а если не хватает собственных ресурсов или компетенций, могут быть подключены внешние исполнители, - в этом случае мы выступаем как генподрядчики.

Такая универсальность должна стоить немало…

Дмитрий Завалишин: Мы ориентируемся на небольшое число клиентов, для которых важно высокое качество и точность выполняемой работы, на тех, для кого это все критично. За это они и платят. При этом DZ Systems, конечно, не самая дорогая компания, но вы правы: качество стоит денег.

Какова структура и динамика выручки компании за последние 5 лет?

Дмитрий Завалишин: В 2016 году выручка компании составляла 195 млн рублей. По итогам 2020 года прогнозируем её рост до 518 млн рублей. Основная доля в выручке приходится на мобильную и энтерпрайз-разработку.

Какова нынешняя структура владельцев и сколько всего человек сейчас работает в группе компаний?

Дмитрий Завалишин: Моя доля в компании составляет 73,7%. 14% принадлежит соучредителю и директору по развитию Евгению Молчанову, 4,2% - директору казанского представительства компании Матвею Кримеру, остальное - у нескольких миноритариев, бывших и нынешних сотрудников.

В штате сейчас порядка 200 сотрудников. И еще около 100 специалистов привлекаем на аутсорсинг для решения разных задач.

Кто ваши крупнейшие клиенты в 2019-2020 годах?

Дмитрий Завалишин: Альфа-Банк («Альфа-Директ») и Тинькофф Банк, X5 Group (супермаркеты «Пятерочка»), A&DD (мобильные приложения для JetKid, JetSport, JetPet), фармацевтическая компания Акрихин, телеком-операторы «Теле2» и «Эр-Телеком».

С каким направлением вы связываете дальнейшее развитие?

Дмитрий Завалишин: Мы ориентируемся на развитие потребностей наших клиентов, а они в последнее время все больше заинтересованы не только в чистой разработке ПО, а в консалтинговых услугах, помогающих более четко сформулировать бизнес-процессы, которые приводят каждого нашего клиента к реальному результату. Фактически мы все время предоставляли такие услуги. Если заказчик приходил и просил разработать для него какой-то софт, мы старались узнать, каковы его реальные бизнес-задачи и предложить решение под них. По сути мы не только программируем, но вместе с заказчиком развиваем его бизнес. И теперь эта услуга в нашей группе компании выделилась в отдельное консалтинговое направление, которое активно расширяется.