Содержание[Свернуть] |
Заказчик | Продукт | Технология | Год | Проект |
---|---|---|---|---|
- Munich Re Group | SAP HANA Cloud Platform (SAP HCP), Проекты ГИС | Cloud Computing, СУБД, ГИС - Геоинформационные системы | 2016.12 |
Штаб-квартира Агентства находится в Париже. В Нордвейке (Нидерланды) расположен Европейский центр космических исследований и технологий. Европейский космический центр управления расположен в Дармштадте (Германия). В другом германском городе, Кёльне, расположен Европейский центр астронавтов. Центр наблюдения за Землёй и информационный центр Европейского космического агентства находятся во Фраскати под Римом (Италия). Для запусков создаваемых космических аппаратов используется космодром Куру во Французской Гвиане. ЕКА имеет контактные офисы в Бельгии, США и России и наземные станции слежения по всему миру.
У агентства 10 учредителей: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания.
В агентстве постоянно работает 1907 человек (2005), а его бюджет составляет более 4 миллиардов евро (2012).
История
2023
Лишение ArianeGroup монополии на запуск космических ракет ЕС и попытка запуска конкуренции поставщиков услуг по модели США
Задержки с поставкой Ariane 6, проблемы с более компактной Vega-C, производимой итальянской компанией Avio, и разрыв сотрудничества по российской ракете среднего класса "Союз" привели к тому, что Европа осталась без собственного пускового потенциала. Вместо этого блоку приходится обращаться к SpaceX Илона Маска, даже для выполнения особо важных миссий.
Йозеф Ашбахер, генеральный директор Европейского космического агентства, назвал отсутствие возможности запуска "кризисом" для суверенного доступа Европы к космосу.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Ашбахер давно выступал за модель, подобную американскому космическому агентству NASA, при которой Европа не закупала бы ракетные системы, а покупала бы услуги полета у европейских коммерческих пусковых компаний.
В ноябре 2023 года его желание было исполнено. Страны-члены ЕКА решили объявить конкурс на следующее поколение ракет, сначала на промежуточную ракету-носитель, а затем на преемницу Ariane 6. ArianeGroup, принадлежащая французским Airbus и Safran, больше не будет гарантированным генеральным подрядчиком.
Требование конкуренции исходило от Германии, где расположены одни из самых многообещающих европейских ракетных стартапов. Это была цена, которую Франции пришлось заплатить за поддержку Германией европейского пакета поддержки Ariane 6 в размере 1 млрд евро. Без субсидий расходуемая ракета Ariane 6 не смогла бы конкурировать с многоразовой Falcon 9 компании SpaceX.
"Ariane 6 должна была конкурировать на коммерческом рынке без каких-либо субсидий", - сказал Тони Толкер-Нильсен, исполняющий обязанности директора ЕКА по космическому транспорту. "Это не удалось, и теперь государства-члены хотят, чтобы мы изменили систему".
В то время как заключалось соглашение о конкуренции, итальянская компания Avio отозвала свою небольшую ракету-носитель Vega у Arianespace, дочерней компании ArianeGroup, которая продает и управляет всеми европейскими запусками.
Avio возразила против плана ArianeGroup нацелиться на рынок Vega с помощью MaiaSpace, своего стартапа по производству малых ракет.
"Как мы можем иметь организацию по продажам и маркетингу, которая создает конкурирующий продукт?" - сказал главный исполнительный директор Avio Джулио Ранцо (Giulio Ranzo). "Если Ariane собирается стать конкурентом, вы не хотите, чтобы у него была информация о вашей ракете".
Представители ЕКА, которое не зависит от ЕС, но выступает в качестве его закупочного агентства и включает в себя страны, не входящие в ЕС, такие как Британия и Швейцария, заявили, что целью проекта было не заменить действующие компании, такие как ArianeGroup или Avio, а подтолкнуть их к повышению эффективности.
"Мы хотели дать им электрошок. Мы это сделали. Мы полностью изменили парадигму доступа к космосу", - сказал Толькер-Нильсен.
Но отдельные государства-члены ЕКА, как и многие другие страны, хотят получить свой кусок растущей космической экономики, стоимость которой, по прогнозам Morgan Stanley, к 2040 году составит $1 трлн. Возможность запуска - ключевой момент: В Европе насчитывается около 20 стартапов, разрабатывающих микроракеты, и у большинства из них есть планы по созданию более крупных ракет.
"Мы не должны допустить, чтобы это превратилось в соревнование между странами", - говорит Толькер-Нильсен. "Это будет нелегко".
Конкуренция означает, что ЕКА также придется пересмотреть принцип георезерва, в соответствии с которым государства-члены получают контракты, пропорциональные их инвестициям в ракетную программу. Критики говорят, что это приводит к неконкурентной цепочке поставок, отдавая предпочтение самым крупным, а не самым эффективным инвесторам.
Но упразднение системы было рискованным, считает Лайоннет. "С георезервом руководители программ знают, какой у них бюджет и кто является поставщиком", - сказал он. Это также будет сложно для правительств, которые "не будут знать, нужно ли им инвестировать 20 млн евро или 100 млн евро", добавил он.
Однако Ашбахер надеется, что предоставление поставщикам услуг по запуску возможности самостоятельно выбирать поставщиков и при этом обеспечивать справедливую прибыль государствам-членам позволит снизить стоимость миссий и стимулировать европейский коммерческий космический сектор.
Контракты NASA не только способствовали росту компании SpaceX Илона Маска, но и позволили ее многоразовым ракетам значительно снизить стоимость запуска, создав динамично развивающуюся космическую отрасль США.
"Мы изучили американскую модель и извлеченные уроки", - сказал генеральный директор ЕКА в интервью FT. "Мы предоставим промышленности свободу, чтобы она могла сделать это наилучшим образом с их точки зрения".
Однако не все в этом убеждены. Лори Гарвер, бывший заместитель администратора Nasa, говорит, что стратегический поворот космического агентства может быть трудно повторить. "У нас была уникальная ситуация с самым богатым человеком в мире, когда наша стратегия совпадала с тем, что он хотел сделать в любом случае", - сказала она.
Европейским ракетам придется конкурировать не только с Falcon 9 компании SpaceX, но и с ее гигантским Starship, который, как ожидается, сможет поднимать на орбиту полезную нагрузку весом до 150 тонн, когда наконец начнет работать.
Самое главное, что Европа может столкнуться с трудностями в обеспечении достаточного постоянного спроса, который поможет снизить затраты. Потребности ее проектов, таких как навигационная служба Galileo, планируемая широкополосная группировка IRIS² или научные миссии, ничтожны по сравнению с США. "У нас нет такого большого спроса на ракеты-носители, как у американцев", - говорит Лайоннет.
По оценкам консалтинговой компании Euroconsult, ежегодные расходы европейских правительств на космос в 2022 году - либо через национальные программы, либо через ЕКА - составили менее трети от американских.
Чтобы добиться успеха, государствам-членам придется согласиться объединить свои институциональные потребности в запусках, чтобы кормить этих европейских конкурентов, даже если другие могут быть дешевле. ЕКА пыталось сделать это в течение многих лет, но "не преуспело", сказал Толькер-Нильсен.
Европейские ракетные стартапы приветствуют конкуренцию, но некоторые настаивают на том, что для убеждения инвесторов необходимы более четкие сигналы. "ЕКА должно вести себя как настоящий якорный клиент", - говорит Эзекиль Санчес, исполнительный президент испанской ракетной компании PLD Space, утверждая, что ЕКА должно добиваться "полного контракта на запуск миссий".
Но объединение спроса может оказаться бессмысленным, если национальные интересы возобладают.
"Вместо того чтобы попытаться найти общее решение, которое было бы оптимальным для всех... некоторые видят в этом возможность построить больше на своей стороне", - сказал Лайоннет из Eurospace. "Но не существует хорошего национального решения для европейского суверенитета при запуске. Взаимозависимость должна быть правилом".
В ЕС начинают создавать сеть спутников для быстрого интернета. В нее инвестируют 6 млрд евро
В середине февраля 2023 года депутаты Европарламента поддержали размещение на орбите спутников для обеспечения защищенной связи и высокоскоростного интернет-доступа. Сеть европейских спутников связи IRIS2 будет введена в эксплуатацию с 2024 года, а масштабное развертывание намечено на 2027-й. Подробнее здесь.
2020: Первый испанский спутник стоимостью 200 миллионов евро пропал через 8 минут после запуска
В декабре 2020 г испанский спутник SEOSAT-Ingenio , крупнейший космический проект, к которому приступила национальная промышленность, был потерян вскоре после его запуска, по-видимому, из-за отказа ракеты Vega VV17, которая должна была вывести его на орбиту.
Через восемь минут после старта, ракета, совместно разработанная Итальянским космическим агентством и Европейским космическим агентством (ЕКА) , отклонилась от своей траектории по пока неизвестным причинам.
1975: Основание агентства
Европейское космическое агентство основано в 1975 году.
Космос и спутниковые системы
- Хронология Вселенной до появления планеты Земля
- Тёмная материя
- Млечный путь
- Скорость света
- Солнечная система
- Земля (планета)
- Луна
- Венера (планета)
- Марс (планета)
- Астероиды
- Научный космос
- Космический туризм
- Космическая медицина
- Космический мусор, Млечный путь, Astroscale Спутник для уборки околоземного космического пространства
- Космическое оружие
- Международная космическая станция (МКС)
- Российская национальная орбитальная служебная станция (РОСС)
- Космонавтика России и СССР
- Роскосмос (Федеральное космическое агентство)
- Национальный космический центр
- Ракетно-Космический центр Прогресс
- Энергия РКК им. С.П.Королева
- Российские космические системы (РКС)
- Организация Агат (Роскосмос)
- ЦЭНКИ
- С7 Космические транспортные системы
- Морской старт (Sea Launch)
- Многоразовые транспортные космические системы
- Малые космические аппараты
- Ракетно-космический завод
- Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК)
- Космокурс
- Success Rockets, Success Rockets Stalker Орбитальная ракета
- Лин Индастриал (Lin Indastrial)
- Институт космических исследований РАН (ИКИ РАН)
- ГРЦ Макеева
- Авант - Спэйс Системс (Avant Space)
- Федеральная космическая программа (ФКП)
- ЕКС (Единая космическая система)
- Байконур Космодром
- Восточный Космодром
- Европа (космодром в Дагестане)
- Лунная программа России
- Международная научная лунная станция (МНЛС)
- Роскосмос: Лунный скафандр
- Видеосистема для выхода в открытый космос
- Орлёнок (космический корабль)
- Союз МС пилотируемый космический корабль
- Федерация Российский космический корабль
- Буран (космический корабль)
- FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research)
- МГ-19 Беспилотник России для полета в космос
- Енисей (ракета-носитель)
- Марс-500
- Orbital Express
- Возврат-МКА-Л (космический аппарат)
- Космонавтика Китая, Tiangong (космическая станция)
- Космонавтика в Южной Корее
- Космонавтика в Индии, GSLV (ракета-носитель)
- Космонавтика в Иране
- Европейское Космическое Агентство (ESA)
- Германский центр авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt, DLR)
- Космическое агентство стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Agência Latino-Americana e Caribenha do Espaço; ALCE)
- Космонавтика Украины
- Космонавтика Британии
- Космонавтика в Японии
- Космонавтика США
- Лунная программа США
- Deep Space Gateway Лунная станция
- Космические силы США (United States Space Force)
- NASA, NASA DART (зонд для уничтожения астероидов)
- Space Exploration Technologies (SpaceX), Starship, Crew Dragon, Falcon, Starlink SpaceX
- Perseverance (марсоход)
- Boeing Starliner
- Blue Origin, New Shepard, Orbital Reef
- Virgin Galactic, Virgin Orbit - LauncherOne (ракета-носитель)
- MADV Lockheed Martin, Lockheed Martin
- VOX Space
- United Launch Alliance
- Interstellar Lab
- Momentus Space
- Privateer Space
- Starlab (космическая станция)
- Spaceport Nova Scotia
- Космические спутники стран мира
- ГЛОНАСС
- ЭФИР Спутниковая система глобальной связи или Глобальная многофункциональная информационная спутниковая система (ГМИСС)
- Сфера Космическая программа многоспутниковых систем
- Спутниковая связь и навигация
- Глобальные системы навигации
- Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)
- Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)
- Федеральная сеть дифференциальных геодезических станций (ДГС)
- ЭРА-ГЛОНАСС
- ECall (emergency call - экстренный вызов)
- Транспортная телематика (мировой рынок)
- Системы безопасности и контроля автотранспорта
- Геоинформационные системы - ГИС
- Самые интересные способы применения ГЛОНАСС/GPS
- GPS
- Galileo
- BeiDou
- Michibiki
- IRNSS (навигационная система)
- Mounted Assured PNT Systems (MAPS)
- AIS Automatic Identification System - Автоматическая идентификационная система в судоходстве