Автозавод Санкт-Петербург (ранее Ниссан Мотор Рус)

Компания

Содержание

Выручка и прибыль по МСФО млрд ₽

Количество сотрудников компании

Продукты (1)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ПродуктТехнологияКол-во проектов
Xcite X-Cross 70

Цифровой паспорт (9 проектов)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаSoftline (Софтлайн)Microsoft SharePoint 2013Корпоративные порталы, СЭД2020
Описание проектаHaulmont (Хоулмонт)ТЕЗИС Система управления документами и задачамиСЭД2020
Описание проектаСКБ КонтурКонтур.ДиадокСЭД2015
Описание проектаSoftline (Софтлайн)NetApp FASxСХД2012
Описание проектаДиалог ИТ1С:Зарплата и управление персоналом 8HRM2011
Описание проектаEpicor Software CorporationEpicor iScalaERP2009
Описание проектаХомнет Консалтинг1С:Зарплата и управление персоналом 8HRM2009
Описание проектаNord Clan (Норд Клан)Nord Clan: KitBotHRM---
Описание проектаSysteme Electric (ранее Schneider Electric Russia)Комплексные проекты создания инженерных систем---

СМ. ТАКЖЕ (17)

«Ниссан Мотор Рус»российская компания, владеющая автомобильным заводом компании Nissan в Санкт-Петербурге.

Показатели деятельности

2021: Рост выручки на 1,6%, до 100,2 млрд рублей, прибыль - 2,92 млрд рублей

По итогам 2021 года ООО «Ниссан Мэнуфакчуринг Рус» (российское подразделение компании, занимается производством и дистрибуцией автомобилей марки) заработало 100,2 млрд рублей выручки, что на 1,6% больше, чем годом ранее. Себестоимость продаж у компании снизилась на 2,9%, до 92,4 млрд рублей. Об этом стало известно в конце марта 2022 года из аналитической системы «СПАРК-Интерфакс».

«Ниссан Мэнуфакчуринг Рус» завершил 2021 год с чистой прибылью в размере 2,92 млрд рублей, тогда как в 2020-м имели место чистые убытки в размере 2,21 млрд рублей. Как отмечает «Интерфакс», компания продемонстрировала чистую прибыль впервые за девять лет.

Nissan в России получил прибыль впервые за 9 лет

Прибыль от продаж в 2021 году составила 2,78 млрд рублей против 1,31 млрд рублей убытка в предыдущем году, прибыль до налогообложения - 3,1 млрд рублей против убытка 2,16 млрд рублей в 2020 году.

Завод Nissan в Петербурге в 2021 году собрал 45,04 тыс. автомобилей, что на 17% превысило результат годичной давности. Предприятие выпускает модели X-Trail, Murano, Qashqai и Terrano. Мощность фабрики составляет 100 тыс. автомобилей в год.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.5 т

По данным Ассоциации европейского бизнеса, российские дилеры Nissan в 2021 году реализовали 51338 автомобилей – это на 9% меньше, чем годом ранее. В результате Nissan занял девятое место по продажам среди всех автопроизводителей в России, а доля рынка марки составила 3,1% против 3,5% годом ранее.

Бестселлером Nissan на российском рынке в прошлом году стал кроссовер Nissan Qashqai, чьи продажи снизились на 7,4% и составили 20474 штуки. Второе место занял Nissan X-Trail с показателем 19010 реализованных машин, что на 6,1% ниже показателя годичной давности. Замыкает тройку лидеров в линейке Nissan кроссовер Terrano, на котором остановили свой выбор 9233 покупателей (-17%). Продажи флагманского кроссовера Murano составили 2617 экземпляров, что на 7% ниже результата годичной давности.[1]

2020: Снижение выручки на 8,6%, до 98,66 млрд рублей, убыток - 2,21 млрд рублей

Выручка ООО «Ниссан Мэнуфакчуринг Рус» (российское подразделение компании, занимается производством и дистрибуцией автомобилей марки) в 2020 году составила 98,66 млрд рублей, что 8,6% меньше показателя годичной давности.

Чистые убытки российской «дочки» Nissan по итогам 2020 года достигли 2,21 млрд рублей, что в 3,8 раза меньше, чем годом ранее. Убыток от продаж уменьшился в 4,2% раза, до 1,31 млрд рублей. Убыток до налогообложения также сократился в 4,2 раза, до 2,16 млрд рублей, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на отчётность «Ниссан Мэнуфакчуринг Рус».

Nissan получила миллиардные убытки в России по итогам 2020 года

Агентство отмечает, что Nissan производит автомобили для российского рынка на заводе в Санкт-Петербурге, который был открыт в июне 2009 года. В него сначала было инвестировано $200 млн, а затем — 167 млн евро. К апрелю 2021 года на предприятии налажен выпуск моделей X-Trail, Murano и Qashqai. Мощность фабрики составляет 100 000 автомобилей в год. В 2020 году завод сократил производство на 26,7% по сравнению с 2019 годом — до 38 350 автомобилей.

Российские дилеры Nissan в 2020 году реализовали 56352 автомобиля – на 13% меньше, чем годом ранее. В результате Nissan занял восьмое место по продажам среди всех автопроизводителей в России, а доля рынка марки составила 3,5% против 3,7% годом ранее, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса.

Бестселлером Nissan на российском рынке в 2020 году стал кроссовер Nissan Qashqai, чьи продажи составили 22 110 единиц (-12%). Второе место занял Nissan X-Trail с показателем 20 237 реализованных машин (-3,2%). Замыкает тройку лидеров в линейке Nissan кроссовер Terrano, на котором остановили свой выбор 11 178 покупателей (-11%). Продажи флагманского кроссовера Murano составили 2815 экземпляров, что на 16% ниже результата 2019 года.[2]

История

2024

Получение активов Marelli в России

Итальяно-японский производитель автомобильных комплектующих Marelli уходит из России. О ликвидации его петербургского отделения – предприятия «Марелли Рус» — рассказал его директор Артем Сурков. По его словам, свои активы компания передает «Автозаводу Санкт-Петербург». Подробнее здесь.

Передача завода в госсобственность из-за санкционных рисков

«АвтоВАЗ», как сообщил в середине февраля 2024 года вице-президент по продажам и маркетингу компании Дмитрий Костромин, вернул в государственную собственность «Автозавод Санкт-Петербург». Теперь это самостоятельная единица заводская, отметил он.

Как сообщает РБК со ссылкой на источник, близкий к «АвтоВАЗу», завод перешел в собственность государственного автомобильного и автомоторного института НАМИ (подведомственен Минпромторгу). Ранее НАМИ выкупил завод у Nissan за символическую цену с опционом обратного выкупа в течение шести лет.

«АвтоВАЗ» вернул в государственную собственность «Автозавод Санкт-Петербург»

Опрошенные издания представители автомобильного рынка считают, что смена собственника предприятия может быть необходима для ухода от санкционных рисков.

«
Некоторые компании, прямо скажем, не хотят попасть под санкции из-за сотрудничества с Россией, - говорит управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. - Кроме того, несмотря на то что некоторых китайских автопроизводителей привлекает Россия, наш рынок для них пока не является приоритетным из-за малых по меркам Китая объемов продаж.
»

Один из собеседников издания утверждает, что «АвтоВАЗ» совместно с китайским производителем Chery к середине февраля 2024 года готовит завод к перезапуску. По его словам, в будущем завод может остаться в госсобственности и на его площадке организуют контрактную сборку для Chery, или же ФГУП НАМИ передаст завод китайской стороне в оперативное управление.

Как отметил Александр Васильев, директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности компании ДРТ (бывшая Deloitte), локализацию китайских брендов в России сдерживает несколько факторов:

  • продажа импортных автомобилей экономически выгоднее;
  • необходимость крупных инвестиций;
  • «приземление» технологий в России.[3]

2023

Смена названия завода на «Лада Санкт-Петербург»

Бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге, который с февраля 2023 года принадлежит «АвтоВАЗу», 29 июня 2023-го сменил название на «Лада Санкт-Петербург», следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Бывший завод Nissan в Петербурге начал сборку автомобилей Lada

17 июня 2023 года на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге запустили производство автомобилей Lada. На церемонии присутствовали глава Минпромторга Денис Мантуров, президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов и губернатор города Александр Беглов. Завод переименован в «Лада Санкт-Петербург».

Первой моделью на новом этапе работы автозавода стал переднеприводный городской кроссовер Lada X-Cross 5 со 160-сильным турбированным двигателем и семиступенчатой АКПП. Конструктивные особенности автомобиля — панорамная крыша, интеллектуальные системы безопасности ADAS (контроль утомляемости водителя, предупреждение о выезде из полосы, адаптивное переключение дальнего света, системы кругового обзора и экстренного торможения), мультимедийная система, добавил он. В отделке интерьера, выполненного в спортивном стиле, применяются экокожа, мягкий пластик и вставки под дерево.

Lada X-Cross 5

Автомобиль на начальном этапе производится в режиме крупноузловой сборки на основе технологий восточного партнера «АвтоВАЗа», которого компания официально не называет. СМИ и профильные телеграм-каналы сообщали, что это концерн FAW, а за основу новой Lada взята модель FAW Bestune T77.

Продажи Lada X-Cross 5 должны начаться до конца лета 2023 года. Ранее на АвтоВАЗе говорили, что планируют выпустить на заводе в Санкт-Петербурге до конца года 10 тыс. автомобилей. Стоимость Lada X-Cross 5 пока не объявлена. Аналогичный FAW Bestune T77 к 19 июня 2023 года стоит в России от 2 169 000 рублей.

Глава Минпромторга высоко оценил автомобиль и рекомендовал его покупателям. Он также заявил, что к 2027 году на предприятии будет выпускаться более 100 тысяч автомобилей Lada каждый год. С 2023 года на площадке начнут производить седаны.[4]

Закрытие сделки по приобретению «АвтоВАЗом» 99% ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» за 1 евро

АО «АвтоВАЗ» 7 февраля 2023 года сообщил о закрытии сделки по приобретению доли в уставном капитале ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС». Соответствующие документы подписаны президентом АО «АВТОВАЗ» Максимом Соколовым и генеральным директором ФГУП «НАМИ» Федором Назаровым. Ранее сделка получила одобрение со стороны правительства РФ.

На фото (слева-направо): президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов и гендиректор ФГУП «НАМИ» Федор Назаров

В рамках договоренностей АО «АВТОВАЗ» приобрело долю в уставном капитале ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в размере 99% по цене 1 Евро с оплатой в рублевом эквиваленте по курсу на день платежа. Заключенная сделка сохраняет колл-опцион для компании NISSAN по обратному выкупу бывших активов в России в течение 6 лет, в случае принятия соответствующего решения в будущем и его одобрения со стороны правительства РФ.

«
На февраль 2023 года основным направлением нашей совместной работы является максимальное наращивание объёмов производства и предложения на российском автомобильном рынке. Однако в ответ на текущие вызовы перед командой АВТОВАЗа стоит задача не только запустить производство автомобилей на площадке в Санкт-Петербурге, но и обеспечить уверенное повышение уровня локализации выпускаемой на ней продукции. Кроме того, возобновление работы завода обеспечит рост показателей промышленного производства региона и сохранение рабочих мест,
»

Image:Nissan-emblema.png
«
АВТОВАЗ подтверждает планы по возобновлению производства автомобилей на бывшем заводе NISSAN в Санкт-Петербурге уже во II полугодии 2023 года. Это будут новые модели под брендом LADA в сегментах С и D. Объем выпуска в 2023 году может составить до 10 тыс. штук. В дальнейшем высокие профессиональные компетенции нашей команды могут обеспечить увеличение объемов производства практически до любых значений при наличии спроса на российском рынке. В 2024-2027 годах мы локализуем эти автомобили, где ключевой задачей будет являться максимальное использование возможностей более 30 региональных поставщиков автокомпонентов. При этом для успешного развития компонентной индустрии АВТОВАЗ рассчитывает на государственные механизмы стимулирования поставщиков, к примеру, льготные займы федерального и региональных фондов развития промышленности. Крайне важно, чтобы указанные механизмы были обеспечены надлежащим фондированием,
отметил Максим Соколов, Президент АО «АВТОВАЗ»[5].
»

2022

ФГУП «НАМИ» передаёт активы компании "АвтоВАЗу"

Управлять бывшим автозаводом Nissan в Санкт-Петербурге, который принадлежит ФГУП "НАМИ", будет "АвтоВАЗ", производство на предприятии планируется начать во втором полугодии 2023 года.

В январе 2023 г сообщалось, что ФГУП «НАМИ», подведомственное Минпромторгу, передает «АвтоВАЗу» российские активы автоконцерна Nissan.

Планы по сборке китайских авто на заводе Nissan в Санкт-Петербурге

Бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге, о национализации которого заявил Минпромторг, начнет выпускать китайские автомобили. Как сообщили «Ведомости» 17 октября 2022 года, российские власти собираются привлечь китайский автоконцерн FAW при посредничестве «Камаза».

У ФГУП Минпромторга, который получил российские активы Nissan, будет производственный партнер. Им станет российская компания, которая будет управлять заводом в Санкт-Петербурге. Один из собеседников издания заявил, что этим партнером может стать «Камаз», но «есть и конкуренты».

На заводе в Петербурге будут собирать китайские авто

В России FAW представляет «ФАВ Восточная Европа». С 2007 года компания продает коммерческие и грузовые автомобили, с 2012 — и легковые. В 2017-2018 годах легковые машины FAW Besturn X80 выпускались крупноузловым методом на калининградском «Автоторе». Продажи грузовиков FAW в России по итогам прошлого года подскочили в два с половиной раза, до 1733 единиц, следует из данных «Автостата инфо». Доля рынка компании в этом сегменте составила 1,1%. Продажи легковых автомобилей выросли на 17%, до 3137 машин.

Источник «Ведомостей» среди консультантов китайского автопрома в России, впрочем, сомневается, что подобное предложение может быть интересно FAW. Наличие опциона на возврат для японского автоконцерна означает, что у китайской компании будет всего шесть лет для выпуска машин, что по меркам автопрома совсем немного, отмечает он. С другой стороны, учитывая, что FAW — это госкомпания, решение может быть «политическим», полагает собеседник.

В октябре 2022 года года Nissan Motor сообщил, что понесет убытки в размере около 100 млрд иен ($686 млн) в результате ухода из России. [6]

Все российские активы Nissan, включая завод, переходят в госсобственность в лице ФГУП НАМИ с правом обратного выкупа до 2028 года

В октябре 2022 г стало известно, что все российские активы автоконцерна Nissan, включая завод, перейдут в госсобственность в лице ФГУП НАМИ.

Компания продала свои активы с возможностью последующего выкупа. При желании Nissan может вернуть свои активы обратно до 2028-го года.

В рамках объявления о неминуемом уходе с рынка Исполнительный комитет компании Nissan 11 октября 2022 г одобрил продажу своего российского бизнеса Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту «НАМИ».

В ходе продажи все операции компании Nissan, осуществляемые в России через ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (Ниссан Россия), будут переданы НАМИ для реализации будущих проектов по производству легковых автомобилей. Передаваемый бизнес, включая производственные и научно-исследовательские центры компании Nissan в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве, будет функционировать под новым наименованием.

Ожидается, что продажа будет оформлена в ближайшие недели после получения разрешений соответствующих государственных органов. По условиям продажи компания Nissan вправе осуществить обратную покупку компании и бизнеса в течение последующих шести лет.

Единовременные убытки компании Nissan в связи с уходом с рынка оцениваются примерно в 100 миллиардов иен.

Решение Nissan покинуть российский рынок нанесло серьезный ущерб автоконцерну: чистая прибыль компании сократилась на 68%. Ни рост собственных продаж на 30%, ни увеличение операционной прибыли на 44,5% в третьем квартале не уберегли японского автогиганта от потерь из-за списания российских активов.

«Я благодарю наших российских коллег от имени компании Nissan за вклад, который они вносили в бизнес на протяжении многих лет. Мы не можем продолжать работать на рынке, но нашли оптимальное решение для поддержки своего персонала», - сказал Макото Утида, президент и главный исполнительный директор компании Nissan.

Продление остановки завода в Санкт-Петербурге до декабря

В сентябре 2022 г японский автоконцерн Nissan принял решение продлить приостановку работы своего завода в Санкт-Петербурге до конца декабря 2022 года. Предполагалось, что предприятие сможет восстановить производство в сентябре.

Назначение Андрея Чиркова управляющим директором Nissan RBU East

13 июля 2022 года стало известно о том, что в компании Nissan произошли изменения в составе руководства Nissan RBU East. C 13 июля 2022 года на должность Управляющего директора Nissan RBU East назначен Андрей Чирков. Андрей Акифьев, занимавший пост Управляющего директора Nissan RBU East, принял решение покинуть компанию. Подробнее здесь.

Остановка производства из-за нехватки комплектующих

В июне 2022 г Nissan приостановил работу в России до 1 сентября. По словам исполнительного директора компании Макото Утиды, приостановка производства связана с нехваткой комплектующих. Решение принято на фоне спецоперации России на Украине.

2021

Резкий рост цен на авто в России

Сравнение цен на автомобили в 2020-2021гг.

Увеличение производства автомобилей в России на 17%

По итогам 2021 года компания Nissan на заводе в Санкт-Петербурге выпустила 45 040 автомобилей, таким образом на 17% увеличив объем производства на предприятии по сравнению с 2020 годом. Об этом 17 января 2022 года сообщили TAdviser представители Nissan в России.

Nissan увеличил производство автомобилей в России на 17%
Фото: russia.nissannews.com

По данным компании, с января по декабрь 2021 года с конвейера завода Nissan в Санкт-Петербурге сошло 22 156 кроссоверов Nissan Qashqai, которые закрепили за собой статус бестселлера марки на российском рынке. По объему выпущенных автомобилей эта модель превзошла показатели 2020 года на 17%. Вторым по популярности продаж и производства стал кроссовер Nissan X-Trail. В 2021 году на российском предприятии Nissan было собрано 20 312 автомобилей этой модели, что на 18% больше, чем годом ранее. Замыкает тройку полноразмерный кроссовер Nissan Murano с показателем 2 572 выпущенных экземпляра, превысив объем производства за 2020 год на 20%.

На экспорт, в Казахстан и Белоруссию, с завода Nissan в Санкт-Петербурге было всего поставлено 4424 автомобиля, что более чем вдвое превысило объем таких поставок прошлого года.

Подобных результатов компании удалось добиться благодаря деятельности слаженного профессионального коллектива сотрудников завода, а также запуску второй полноценной смены с 1 ноября 2021 года, отметили в Nissan.

В январе 2021 года с конвейера российского завода Nissan сошел 450 000-ый автомобиль. С 5 апреля 2021 года на заводе Nissan в Санкт-Петербурге стартовало производство кроссоверов Nissan Qashqai и Nissan X-Trail с системой ProPilot, а также фирменными функциями Nissan Connected Services.

По состоянию на середину января 2022 года на собственном заводе бренда в Санкт-Петербурге выпускаются три модели, пользующиеся наибольшей популярностью среди российских потребителей: Nissan Qashqai, Nissan X-Trail и Nissan Murano. Численность сотрудников предприятия составляет около 2 000 человек.

«
«Несмотря на трудности, связанные с пандемией, которые повлекли за собой, в частности, кризис полупроводников и сложную ситуацию на автомобильном рынке в целом, компания Nissan в 2021 году увеличила объемы производства на 17%. Хочу поблагодарить коллектив работников российского завода Nissan за высокий профессионализм, приложенные старания и усилия, упорство и добросовестность, преданность своему делу и достойный результат. Отдельная благодарность нашим потребителям за доверие легендарной японской марке и выбор автомобилей, собранных в России», – подчеркнул генеральный директор завода Nissan в Санкт-Петербурге Евгений Шевелев.
»

План увеличения объема производства на 20%

C ноября 2021 в связи с восстановлением рынка и ростом продаж автомобилей завод Nissan в Санкт-Петербурге переходит на двухсменный режим работы. Эта запланированная и объявленная еще летом мера позволит увеличить объем производимых автомобилей – Nissan Qashqai, Nissan X-Trail и Nissan Murano – до 20%.

Завод будет работать пять дней в неделю с двумя восьмичасовыми рабочими сменами. Суббота и воскресенье - выходные.

«
Мы отслеживаем ситуацию на автомобильном рынке и понимаем, что на ноябрь 2021 года остро необходимо увеличивать объемы производства. Для этого мы вводим вторую смену, для чего в штат завода уже набрано дополнительно 300 человек,
сказал генеральный директор завода, Евгений Шевелев.
»

На территории предприятия обеспечено строгое соблюдение требований Стандарта безопасной деятельности и санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции. Руководство завода прикладывает максимум усилий для поддержания сотрудников на пути к созданию коллективного иммунитета: вакцинация на заводе доступна любому желающему, каждому вакцинированному предоставляется дополнительный день к отпуску либо сертификат в спортивный магазин. Для минимизации рисков распространения COVID-19 офисные сотрудники компании частично направлены на дистанционный (удаленный) режим работы.

После дополнительного набора персонала для второй смены на заводе на ноябрь 2021 года трудится 1926 человек.

За 9 месяцев 2021 года было произведено на 17% больше автомобилей, чем в 2020 году (30526 против 26058 автомобилей, что частично объясняется остановкой в апреле 2020 г из-за шатдауна). В третьем квартале 2021 года также наблюдается рост в 5% (10557 против 10039).

Экспорт в Казахстан и Белоруссию также наращивает обороты. За 9 месяцев поставки в Белоруссия и Казахстан увеличились более, чем вдвое (на 119% в Белоруссия, и на 117% в Казахстан). 3-ий квартал показывает еще больший рост – в Белоруссию было поставлено, более чем в 4 раза больше годом ранее (429 автомобилей против 109), в Казахстан – в три раза больше прошлогоднего результата (709 автомобилей против 246).

2020: Развитие квантовых вычислений в России

22 января 2020 года стало известно о начале совместной работы Российского квантового центра (РКЦ) и Nissan в области квантовой химии. Партнёры намерены создать новые методы поиска материалов, которые могут быть использованы в новых аккумуляторных батареях электрических автомобилей.

О сотрудничестве «Ведомостям» рассказали представители РКЦ и Nissan. При этом они не стали раскрывать детали партнерства, в том числе финансовые. Известно лишь, что совместная работа носит коммерческий характер.

Стало известно о начале совместной работы Российского квантового центра (РКЦ) и Nissan в области квантовой химии

По словам руководителя группы квантовых информационных технологий РКЦ, PhD в теоретической физике Алексея Федорова, к 22 января 2020 года партнером РКЦ выступает российский исследовательский центр Nissan, но результаты совместных исследований будут использоваться в глобальном производстве.

В рамках партнерства предполагается создать новые методы моделирования квантовых систем и протестировать их с использованием существующих квантовых процессоров.

В перспективе, использование квантовых технологий значительно сократит время на разработку новых материалов, а также позволит прогнозировать их соответствие запросам индустрии и бизнеса. Исследования группы РКЦ будут проводиться как с помощью существующих квантовых компьютеров, так и с использованием квантово-вдохновленных алгоритмов собственной разработки.

«
В рамках проекта мы разрабатываем методы квантовой химии с использованием машинного обучения и квантовые оптимизации. Разработанные методы мы планируем интегрировать в систему дизайна материалов, которая используется сегодня в Nissan. Сегодня это позволит Nissan полностью раскрыть потенциал квантовых вычислений для своих задач, а в будущем достигнуть технологического лидерства, — сообщил Алексей Федоров.[7]
»

2019

Модернизация производства в Санкт-Петербурге. Итоги 10 лет развития

В феврале 2019 года на заводе Nissan в Санкт-Петербурге начат выпуск обновленного кроссовера Nissan Qashqai. По сравнению с европейской версией, у Qashqai, собранного в России, модернизированы шасси, кузов и оснащение, за счет чего автомобиль стал тише и комфортнее на ходу, а также лучше приспособлен к суровым российским климатическим условиям. По состоянию на 4 июля 2019 года Qashqai уже можно приобрести у официальных дилеров.

Как рассказали представители российского завода Nissan, параллельно с автомобилем было модернизировано и производство, где он будет выпускаться. Помимо сборочного конвейера, завод теперь имеет собственный цех штамповки и цех по производству пластиковых деталей и экспортирует детали на послепродажный рынок обслуживания в Европе — например, бамперы.

Российский завод признан одним из самых эффективных подразделений компании Nissan

По своим размерам цех штамповки сравним с футбольным полем, его площадь около 9000 кв.м. Высота здания — 22 метра, и в нем установлена линия штамповки японской фирмы IHI с четырьмя мощными прессами. В самом крупном, с усилием 2400 тонн, листовая сталь принимает форму будущей детали. Остальные три гнут заготовку, калибруют и обрезают края, пробивают необходимые отверстия. Готовые кузовные элементы можно хранить на складе площадью 4300 кв.м, где помещается до 50 000 деталей.

За прошедшие годы завод в Санкт-Петербурге уже дважды получал премию «Лучший завод по качеству выпускаемой продукции» среди всех предприятий Nissan в мире

Все кузовные панели на все модели производятся из стали российских поставщиков. Когда завод только открылся, кузова будущих автомобилей сваривали вручную, с помощью сварочных клещей. Теперь на самых важных участках работают 38 сварочных, 8 вальцовочных и 1 мастичный роботы. Всего на кузов ставится около 3 200 сварных точек, 40% из которых делают роботы. В конце кузовной линии есть пост контроля качества, где с помощью специального оборудования контролируют отсутствие дефектов на металле, проверяют зазоры между панелями и точность соединения деталей. В случае любых отклонений незамедлительно принимаются меры по их устранению.

Всего на кузов ставится около 3 200 сварных точек, 40% из которых делают роботы

Еще выше степень автоматизации цеха пластиковых комплектующих. Здесь методом литья под давлением производят бамперы, а также защитные арки колес. В цехе установлен термопластавтомат (ТПА) — горизонтальный пресс с усилием до 3200 тонн, который формирует нужную деталь в среднем за 48 секунд. Когда возникает необходимость перейти на изготовление деталей другой формы, смена оснастки занимает менее пяти минут, утверждают в Nissan. При этом весь процесс производства пластика в каждой смене обеспечивают всего 9 рабочих.

Комплектующие и кузова к станциям производственных линий доставляют автоматизированные транспортировщики. Они работают от аккумуляторов и могут перевозить до 1,5 тонн груза. Тележки беспилотные, перемещаются по магнитным лентам на полу цехов.

В свою очередь, благодаря автоматизированной системе поставки деталей IPO (Individual Parts Order) оператор знает, какие именно детали необходимо укомплектовать, и куда и когда нужно доставить. Если в первые годы завод был вынужден делать большие партии одинаковых машин, то внедрение автоматизированной системы поставки деталей позволило собирать автомобили разных комплектаций в любой последовательности. По словам представителей завода Nissan, это приблизило производство к запросам клиента.

Автоматизированные транспортировщики, перемещающиеся по магнитным лентам на полу цехов

Однако логистика — только часть единой компьютерной сети, управляющей заводом. Система с элементами искусственного интеллекта также контролирует все процессы производства, их качество и показатели эффективности, оперативно информируя сотрудников, ответственных за тот или иной производственный участок. Кроме того, компьютер следит за состоянием наиболее важного оборудования, сигнализируя о малейших отклонениях в его работе. Все это позволяет добиться должного качества выпускаемых автомобилей.

Параллельно доработке Nissan Qashqai с помощью цифрового моделирования процесса сборки были найдены пути увеличения эффективности работы завода. Часть оборудования модернизировали, внедрили несколько систем, упрощающих сборку — например, движущиеся параллельно с автомобилями платформы с инструментами и деталями. Смонтировали два дополнительных автоматических конвейера — для сборки дверей и колес.

Обычно после окраски кузова двери с него снимают и собирают отдельно — без этого трудно установить всю внутреннюю отделку и комплектующие автомобиля. Раньше готовые и уже довольно тяжелые двери возили на тележках. Теперь нужда в них отпала — 500-метровый конвейер заканчивается прямо на месте установки дверей на автомобиль.

На заводе в Санкт-Петербурге на автомобили также монтируется дополнительное оборудование

Помимо всего, на заводе в Санкт-Петербурге есть участок, где на автомобили монтируется дополнительное оборудование. Например, защита картера или мультимедийная система Яндекс.Авто.[8]

Производственные мощности завода в Санкт-Петербурге — 100 тыс. авто в год

На июль 2019 года в стенах завода в Санкт-Петербурге работает 2000 сотрудников, а производственные мощности позволяют выпускать до 100 тыс. авто нескольких моделей. Помимо сборочного конвейера, завод уже имеет собственный цех штамповки и цех по производству пластиковых деталей и экспортирует детали на послепродажный рынок обслуживания в Европе — например, бамперы.

2010: Запуск второй смены на заводе в Санкт-Петербурге

По завершении стартового этапа запуска, а также как следствие постепенного восстановления российского рынка и роста потребительского спроса в 2010 года, объемы производства были увеличены, что потребовало расширения штата и запуска с 1 июня 2010 года второй смены.

В дополнение к уже существующим 750 рабочим местам на заводе было создано еще 750 мест. Набор сотрудников для второй смены начался на заводе в феврале 2010 года. В течение четырех месяцев новые сотрудники проходили тестирование и обучение, овладевали навыками работы, изучали стандарты производственной системы Nissan.

2009: Запуск производства в Санкт-Петербурге с плановой мощностью 50 тыс. авто в год

Завод компании Nissan в Санкт-Петербурге - Nissan Manufacturing Rus («Ниссан Мануфэкчуринг Рус»), расположенный в северо-западной части города в промышленной зоне Каменка, был открыт 2 июня 2009 года. Территория застройки занимает площадь 60 000 кв. метров. Инвестиции в проект составили $200 млн.

С конвейера завода сошли первые автомобили Nissan российской сборки – Teana и X-Trail. Плановая мощность предприятия - порядка 50 тысяч автомобилей в год. Российский завод Nissan – самый молодой среди европейских производственных площадок компании.

На относительно небольшом производстве работало всего 750 человек, а почти все детали и комплектующие привозились от глобальных поставщиков из Европы, Японии и других странах мира.

2007: Закладка первого камня в основание завода в Санкт-Петербурге

8 июля 2007 года состоялась официальная церемония закладки первого камня в основание завода.

В феврале 2007 года принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга о присвоении инвестиционному проекту строительства завода по производству автомобилей компании Nissan статуса стратегического проекта города.

2006: Планы по созданию сборочного производства в Санкт-Петербурге

13 июня 2006 года был подписан Меморандум о взаимопонимании с городом Санкт-Петербургом и Соглашение с Министерством экономического развития и торговли РФ о промышленной сборке автомобилей.

О своих планах по созданию сборочного производства в Санкт-Петербурге компания «Ниссан Мотор Ко. Лтд.» объявила 25 апреля 2006 года.

2011

На февраль 2011 года широкая дилерская сеть Nissan представлена во всех крупных городах страны, число дилеров постоянно растет.

2004: Начало работы «Ниссан Мотор Рус»

Официальный представитель Nissan в России — ООО «Ниссан Мотор Рус» — начал реализовывать автомобили в январе 2004 года.

Примечания