Avride (ранее Yandex Self-Driving Group)
С 2020 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
121205, территория Сколково инновационного центра, Большой бульвар, дом 42 строение 1, помещение 1131 этаж 3
Проекты (3)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Заказчик | Продукт | Технология | Год | Проект |
---|---|---|---|---|
- Cosmos Collection Izumrudny Les | --- | |||
- KT Corporation | Яндекс.Ровер | Робототехника | --- | |
- Uber | --- |
Основная статья: Беспилотные автомобили в России
Компания Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG, ООО "Яндекс Беспилотные Технологии") занимается развитием беспилотных автомобилей.
2024
Анонс беспилотного грузовика
Основная статья: Беспилотные грузовики в России
В начале сентября 2024 года «Яндекс» представил беспилотный грузовик на базе китайского Shacman Х6000. Особенностью машины является резервирование ключевых систем, благодаря чему обеспечивается высокий уровень безопасности.
Грузовик Shacman X6000 оснащен двигателем WP13H с тепловым КПД более 50%, новым интеллектуальным ведущим мостом и точным сцеплением, обеспечивающим передачу мощности с КПД более 99,7%. В оснащение входит система мониторинга окружающего пространства с охватом 360 градусов: камеры позволяют различать объекты, идентифицировать другие транспортные средства и пешеходов при любых погодных условиях.
Сообщается, что «Яндекс» доработал грузовик, установив дополнительные датчики, радары, лидары и пр. Обработкой потока информации от этих сенсоров занимается специальный вычислительный блок. Машина получила два комплекта тормозов и два комплекта электродвигателей на рулевой рейке. Делается это на случай отказа или сбоя — благодаря дублированию грузовик можно остановить и увести в безопасное место в любой авариной ситуации. Как утверждают разработчики, это единственный самоуправляемый грузовой автомобиль, который обладает системой резервирования.ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября
Мы гордимся успехами нашего направления беспилотных автомобилей. Нам удалось создать одну из лучших в мире технологий беспилотного транспорта. Это стратегически важное направление для Яндекса, поэтому мы увеличиваем долю в нем и вкладываемся в его развитие, — говорит Аркадий Волож, сооснователь и бывший генеральный директор ГК «Яндекс». |
Компания активно работает над технологиями автопилотирования. При этом «Яндекс» создает не только специализированное программное обеспечение, но и аппаратные компоненты, включая лидары, которые могут в реальном времени менять свои параметры и адаптироваться под дорожную ситуацию.[1]
«Яндекс» выделяет проекты беспилотных авто и роботов-доставщиков в новую компанию
Проекты «Яндекса», связанные с беспилотными автомобилями и роботами-доставщиками, переводятся в новую компанию под названием «Автономный транспорт». Об этом стало известно в середине июня 2024 года. Подробнее здесь.
«Яндекс» набирает китайских специалистов для создания беспилотных авто нового поколения
23 января 2024 года стало известно о том, что «Яндекс» набирает китайских специалистов для создания беспилотных авто нового поколения.
Как пишет «Коммерсантъ», «Яндекс» на своей странице в LinkedIn сообщил, что компания ищет в китайском Сучжоу инженера по эксплуатации с опытом разработки электронных блоков управления (ЭБУ). В описании вакансии говорится, что специалист должен будет сотрудничать с «независимым китайским дизайн-бюро», которое вместе с «Яндексом» разрабатывает ЭБУ для «роботакси пятого поколения».
В «Яндексе» уточнили газете, что к январю 2024 года компания разрабатывает «универсальное решение» для автономного вождения, которое можно использовать на базе разных автомобилей.
В связи с этим мы рассматриваем различные платформы для создания беспилотных автомобилей нового поколения, - пояснили в «Яндексе». |
Появившийся в 2020 году автопилот на существующих роботакси «Яндекса» относится к четвертому уровню, то есть является почти полностью автономным. Он создавался для модели Hyundai Sonata и дорабатывался вместе с Hyundai Mobis. После начала военной спецоперации РФ на Украине Hyundai существенно сократила своей присутствие в России, и в «Яндексе» решили создать систему, которую можно было бы внедрить в разные автомобили. При этом «Яндекс» официально не сообщал о создании автопилота пятого поколения, отмечает «Коммерсантъ».
Газета добавляет, что Сучжоу, помимо множества небольших производителей электронных компонентов для автомобилей, базируется завод японской Hitachi Astemo. По словам источника издания, что прямое сотрудничество «Яндекса» с этой структурой в нынешней ситуации невозможно и потребует создания или привлечения независимых от российской компании структур.[2]
2023
«Яндекс» рассказал о случаях ДТП с беспилотными авто
13 ноября 2023 года в «Яндексе» рассказали о дорожно-транспортных происшествиях с участием беспилотных автомобилей. В компании признались, что такие ДТП случаются, но заявили, что их очень мало, а происходят они только по вине других участников дорожного движения.
Происшествий, в которых пострадал бы человек, у нас не было ни одного. Столкновения с другими автомобилями единичные, по вине беспилотного автомобиля они не происходили, - заявили ТАСС в «Яндексе». |
В компании отметили, что основным показателем является то, с какой частотой водителю-испытателю приходится вмешиваться в управление беспилотным автомобилем. В «Яндексе» отметили, что частота таких случаев снижается.
Мы тестируем беспилотные автомобили с водителем-испытателем на водительском и пассажирском сидении. На водительском сидении он не участвует в управлении, но в экстренной ситуации готов взять управление на себя. На пассажирском сидении у водителя есть устройство для экстренного торможения E-stop, c его помощью нажатием одной кнопки можно экстренно остановить автомобиль. Кроме того, к машине всегда есть возможность подключиться у удаленного оператора, - добавили в компании. |
Ранее в 2023 году АО «ГЛОНАСС» предложило «Яндексу» сделать публичной статистику, собираемую госинформсистемой «ЭРА-ГЛОНАСС» о дорожных происшествиях, происходящих с беспилотными такси компании, это может повысить доверие пользователей к технологии и ускорить ее массовое внедрение.
Доказательством низкой аварийности и безопасности роботакси должна стать открытая и регулярно публикуемая статистика с указанием причин происшествий, с которыми сталкиваются беспилотные автомобили на дорогах, - считает генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.[3] |
Тестирование беспилотных автомобилей без пилотов в салоне
«Яндекс» первым в Европе запустил беспилотные автомобили без водителей. Испытания проходят в Татарстане, в Иннополисе. Об этом пресс-служба компании сообщила 25 октября 2023 года.
«Яндекс» занимается разработкой автопилота для использования в такси с 2018 года. Технология тестируется в три этапа. В рамках первой фазы испытаний на водительском кресле сидит человек, готовый вмешаться в управление в случае непредвиденной ситуации. На втором этапе испытатель пересаживается на пассажирское место, при этом он по-прежнему может воспользоваться устройством для экстренного торможения. Третий и финальный этап подразумевает, что человек в салоне отсутствует. При этом робомобиль сопровождается другой машиной с оператором, который может совершить его остановку дистанционно, пояснили в компании.
К концу октября 2023 года беспилотные автомобили «Яндекса» проехали в общей сложности 1 млн километров в Иннополисе, совершив 77 тыс. поездок. При этом для всех желающих в городе открыт сервис роботакси — его могут заказывать как жители, так и туристы.
В октябре 2023 года «Яндекс» также запустил в тестовом режиме беспилотные такси рядом с Сочи, на федеральной территории «Сириус», а с июня беспилотные такси компании тестируются в московском районе Ясенево. С начала тестирования беспилотные авто «Яндекса» проехали уже больше 27 млн километров.
Пассажиры, которые пользовались роботакси в Ясенево и Иннополисе, автоматически получат доступ к тестированию в Сириусе, когда сервис роботакси откроют для пассажиров. Параллельно в Москве продолжатся испытания беспилотных автомобилей без пассажиров в салоне, - говорится в пресс-релизе, который компания распространила 25 октября 2023 года.[4] |
Возобновление работы над беспилотными авто за пределами России
Международная часть «Яндекса» (с 2022 года компания находится в процессе реструктуризации и делит активы на российские и зарубежные) открыла подразделение по разработке беспилотных автомобилей в Остине, штат Техас. Об этом стало известно 8 сентября 2023 года.
Направление самоуправляемых машин «Яндекса» начало работать за рубежом под брендом Avride. Ранее оно функционировало под именем Yandex Self Driving Group. Как уточняет ТАСС 8 сентября 2023 года, переименование произошло до июня 2023-го, а не так давно Avride запустил собственный сайт.
Там сказано, что проектом работают несколько сотен инженеров, большая часть из которых ранее занимались беспилотниками «Яндекса». Кроме того, согласно веб-ресурсу Avride, сервис уже помогает партнерам в разных странах, «от Южной Кореи до ОАЭ», расширять возможности доставки.
По данным ТАСС, зарегистрированное в США юрлицо Yandex Self Driving Group также было переименовано. Его новое название не уточняется.
По сообщению Forbes, в Остине уже работает офис. В США также релоцировалась часть специалистов израильского подразделения по разработке беспилотников. Еще часть команды ждет американские визы, уточнил один из источников издания, близкий к российской части «Яндекса». Сколько сотрудников планирует перебраться из Израиля в США, собеседник сказать затруднился.
По его словам, к к переезду членов израильской команды подтолкнули финансовые причины: в стране дорого жить. У релоцировавшихся в Израиль в 2022 году были налоговые льготы. Так, за первые 12 месяцев после переезда в страну иностранцы могут вычесть из налогообложения расходы на проживание — до 330 шекелей (около $87) в день или 50% от зарплаты. Когда срок налоговых льгот истек, некоторые сотрудники уволились, утверждает информатор.[5]
Сохранение в России разработки беспилотных авто после отделения международного бизнеса
«Яндекс» сохранил в России разработки беспилотных авто после отделения международного бизнеса. Об этом в начале сентября 2023 года сообщил руководитель бизнес-группы поиска и рекламных технологий компании Дмитрий Масюк.
Беспилотные технологии остаются в России, все исследования и разработки принадлежат «Яндексу» — у команды 72 патента и 194 заявки на новые. После разделения мы продолжим развивать технологии автономного вождения на российском рынке, — сказал он «Известиям». |
По данным источников газеты, после начала военной спецоперации РФ на Украине и введения санкций против России из подразделения беспилотных авто Yandex Self-Driving Group ушел многолетний его руководитель Дмитрий Полищук, а также часть команды разработчиков. Сообщалось, что при этом отделении российского бизнеса от международного некоторые бизнес-направления «Яндексы» будут выделены в самостоятельные компании и продолжат управляться нидерландской структурой Yandex N.V. К ним относится и международный бизнес по беспилотникам «Яндекса» (активы компании в США и Израиле), напоминает издание.
В итоге «Яндекс» продолжат развитие робомобилей в РФ. К началу сентября 2023 года соответствующее подразделение компании проводит дополнительный наем с сотрудников, сообщил Дмитрий Масюк. В пресс-службе компании добавили газете что 70 патентов на разработки в области беспилотных технологий было получено в 2022–2023 годах. В этот период подано еще 47 заявок на новые изобретения. Они связаны как с разработками программного обеспечения (ПО), так и «железа»: более эффективные сенсоры, лидары и другое.
У «Яндекса» есть все шансы для продолжения разработки беспилотных технологий в России — собственные разработки, специалисты, карты и навигация, понимание моделей поведения водителей в разных ситуациях и так далее, полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По мнению профессора Султана Жанказиева, самая большая трудность, с которой столкнулся проект «Яндекса» по беспилотникам в 2022 году после введения санкций, — это доступность компонентной базы для производства собственных технических решений и окупаемость этих технологий.[6]
«Яндекс» выпустил на дороги Москвы беспилотные автомобили без водителя за рулем
В августе 2023 года «Яндекс» выпустил на дороги Москвы беспилотные автомобили без водителя за рулем. Это новый этап тестирования технологии, позволяющей машине автономно двигаться в транспортном потоке большого города, сообщили в пресс-службе компании.
Водитель-испытатель по-прежнему может находиться в салоне робомобиля, но у него теперь нет возможности воспользоваться педалями газа и тормоза или рулем, поскольку он находится на пассажирском сидении. При этом у него есть специальное устройство E-stop, которое нажатием одной кнопки позволяет безопасно остановить автомобиль во время движения, в том числе в случае необходимости совершить экстренное торможение, пояснили в компании.
Испытания проводятся от станции метро «Ясенево» по улицам Ясногорской и Айвазовского, Соловьиному проезду, улице Рокотова и Литовскому бульвару. В пространстве беспилотный автомобиль ориентируется за счёт аппаратно-программного комплекса, который позволяет сканировать объекты вокруг автомобиля в радиусе до 300 метров.
Ранее в 2023 году, в июне, «Яндекс» запустил в Москве сервис заказа роботакси в тестовом режиме. Заказать поездку можно в приложении «Яндекс Go», она стоит 100 рублей. В машине всегда находится водитель-испытатель.
Человек, находящийся за рулем в такси, не только управляет автомобилем, но и выполняет целый ряд других функций. Совершает мелкий ремонт в дороге, при необходимости ставит детское кресло, помогает людям с ограниченными возможностями сесть в машину, грузит багаж, охраняет автомобиль. Неправильно считать, что если водителя убрали, то на его зарплате сэкономили, - говорит главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин. |
По его словам, поездки на роботакси, по прогнозам аналитиков, должны стоить на 30% дешевле. Но насколько такие технологии экономически выгодны, еще нужно проверить.[7]
Развитие проекта беспилотных авто «Яндекса» тормозится из-за нехватки чипов
Развитие проектов в сфере беспилотных автомобилей и искусственного интеллекта у «Яндекса» тормозится из-за нехватки чипов. Об этом стало известно 6 февраля 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источник водной из профильных ассоциаций, «Яндекс» предупреждал о проблемах, связанных с нехваткой «железа», еще в декабре 2022 года на заседании рабочей группы по ИТ на одном из форумов. Компания, как указано в ее блоге, использует графические процессоры Nvidia A100 в суперкомпьютерах для повышения скорости и точности поиска, работы голосового помощника «Алиса», облачной платформы Yandex.Cloud, потокового перевода иноязычных видео и других задач. На сайте суперкомпьютера «Яндекса» сообщается, что в нем 1592 графических процессора Nvidia A100 80G.
Механизмы, которые позволят «Яндексу» продолжить работу с ушедшими из России иностранными вендорами, «неоднократно обсуждались на различных уровнях», рассказал изданию источник в одной из крупных ИТ-компаний. Весной 2022 года «Яндекс» должен был получить крупную партию устройств Nvidia, но поставка сорвалась на фоне военной спецоперации РФ на Украине. Ввоз этих устройств возможен только по параллельному импорту, но в тех объемах, которые нужны «Яндексу», ввезти чипы сложно, говорится в публикации.
Гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров в разговоре с изданием назвал нехватку графических процессоров Nvidia серьезной проблемой для развития искусственного интеллекта в России, которая в отличие от Китая не имеет мощностей для их производства. Президент НП «Глонасс» Александр Гурко в свою очередь считает, что отказ Nvidia поставлять нейро- и графические процессоры не критичен для российского рынка, так как есть китайские аналоги.[8]
2022
Перенос разработки беспилотников из России в Израиль
«Яндекс» переносит разработку беспилотников из России в Израиль. Об этом стало известно 11 августа 2022 года.
Как пишет «Коммерсантъ», «Яндекс» переведет в Израиль разработку технологий для развития беспилотного такси и роботов-доставщиков. Компания уже начала перевод работы своих сервисов на облачную инфраструктуру зарубежных провайдеров. В частности, специалисты планируют заменить внутренний менеджер задач Startrack на YouTrack или Jira, а системный код проекта перенести из внутреннего репозитария «Яндекса» на GitHub.
На некоторых зарубежных рынках мы действительно используем внешние облачные сервисы, так как в ряде стран законодательство требует хранить локальные данные на своей территории. Сейчас мы смотрим на новые географии, например Сербию, — сообщили в «Яндексе». |
Собеседник газеты в профильном подразделении компании рассказал, что к 11 августа 2022 года обсуждается несколько потенциальных названий новой структуры, в том числе roovvy.ai, avride.ai и avnear.ai. Согласно данным сервиса who is, два последних домена были заняты в конце июня и конце июля, владелец доменов скрыл себя настройками приватности.
В «Яндексе» заверили, что исходный код и технологии беспилотных автомобилей останутся в России.
Собеседник газеты в одном из профильных министерств рассказал, что после начала спецоперации на Украине и введения масштабных санкций против России отечественные разработчики беспилотного транспорта стали испытывать трудности с закупкой оборудования. Гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров уточнил, что проблемы возникли из-за логистики.
С помощью переноса работы своих сервисов во внешние облака «Яндекс» стремится обеспечить себе мобильность, подчеркнуть интернациональный статус, а также снизить санкционные риски, считает Арлазаров.[9]
Увольнение в США десятков сотрудников, занимавшихся беспилотными авто и роботами-курьерами
«Яндекс» уволил в США десятки сотрудников, занимавшихся беспилотными авто и роботами-курьерами. Об этом стало известно в конце марта 2022 года.
По сообщению издания The Verge, «Яндекс» утверждает, что 9 марта 2022 года компания получила уведомление о том, что ее лицензии были приостановлены Департаментом транспорта Мичигана (MDOT). Компания подтвердила, что шесть водителей в Энн-Арборе были уволены. Кроме того, «Яндекс» уволил 21 работника в Аризоне и Огайо — вспомогательный персонал для роботов-курьеров.
В свою очередь, власти штата, комментируя происходящее, заявили, что не приостанавливали действие лицензий на тестирование беспилотных автомобилей. Пресс-секретарь госсекретаря штата Мичиган Трейси Уиммер сообщила, что у «Яндекса» к концу марта 2022 года по-прежнему остается 14 действующих номерных знаков, позволяющих проводить тесты беспилотных машин.
«Яндекс» же настаивает на том, что власти оказали давление на компанию, чтобы та прекратила деятельность в Энн-Арборе, пишет издание. Пресс-секретарь «Яндекса» Юлия Швейко сказала The Verge, что в начале марта компания провела встречу с представителями MDOT, в ходе которой те призвали ее приостановить испытания.
9 марта [2022 года] Департамент транспорта Мичигана сообщил нам, что действие лицензии на тестирование приостановлено. Испытания на дороге без нее невозможны, поэтому нам пришлось уволить шестерых водителей в Энн-Арборе, — добавила Швейко. |
Отмечается, что у департамента транспорта штата был контракт с «Яндексом» на управление автономным сервисом во время Североамериканского международного автосалона 2021 года в Детройте, однако он был расторгнут 1 июля из-за пандемии. В ведомстве заявили, что теперь с компанией никак не связаны.[10]
Разрешение запустить беспилотные такси в Москве
Правительство разрешило «Яндексу» запустить в Москве беспилотные такси. Об этом стало известно 17 марта 2022 года.
Эксплуатация беспилотных автомобилей с водителем будет разрешена в столичном районе Ясенево, а помимо этого — на территории Иннополиса в Татарстане и на федеральной территории «Сириус» рядом с Сочи. Испытания без водителя-испытателя разрешат в Иннополисе и «Сколково».
4 февраля заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что в течение года в столице начнутся испытания беспилотного трамвая. Согласно его данным, к концу 2022-го — началу 2023-го такой трамвай может начать работать в тестовом режиме[11].
Приостановка тестирования беспилотных автомобилей в США
«Яндекс» временно прекращает дорожные тесты беспилотных автомобилей в городе Энн-Арбор в США. Об этом стало известно 5 марта 2022 года. Подробнее здесь.
2021
Запуск производства лидаров для беспилотных авто
23 ноября 2021 года стало известно о производстве «Яндексом» собственных лидаров, предназначенных для беспилотных автомобилей. Компания оснастила такими датчиками все свои самоуправляемые машины четвёртого поколения на базе Hyundai Sonata, а в будущем планируется использовать только эти решения вместо сторонних.
Лидар — один из ключевых сенсоров беспилотного автомобиля. Он сканирует пространство безопасными для человека лазерными лучами и составляет трёхмерную карту окружающего мира. С помощью обработки отраженных лучей лидар может определять форму объектов на расстоянии в несколько сотен метров, в том числе в темноте. Лидар помогает беспилотнику с точностью до сантиметра понимать своё положение в пространстве благодаря сравнению получаемого скана со встроенными 3D-картами.
Особенность своего лидара «Яндекс» связал с гибкой настройкой параметров. Он посылает миллионы импульсов в секунду, сканируя пространство с помощью лучей, положение которых может меняться в реальном времени в зависимости от дорожных сценариев. Так, при движении по узкой улице, где много пешеходов, лидар может сфокусировать лучи на дороге перед автомобилем, а на широких скоростных трассах — фокусироваться на объектах, находящихся вдалеке. Изменение настроек позволит распознавать легковой автомобиль на расстоянии 200 метров, а фуру с 500 метров, заявили в компании.
Отмечается, что собственное производство лидаров помогает оптимизировать стоимость устройств. При цене, сравнимой с лидарами сторонних производителей, использовавшимися ранее, сенсоры «Яндекса» обладают значительно более продвинутыми характеристиками. При переходе на массовое производство это способно сделать беспилотную технологию более масштабируемой, добавили в компании.
К концу ноября 2021 года автомобили, оборудованные собственными лидарами «Яндекса», уже проехали более 500 тыс. км.
Запуск беспилотного такси в Москве
8 сентября 2021 года «Яндекс» анонсировал запуск в Москве первого сервиса беспилотного такси, которым сможет воспользоваться любой желающий. На первом этапе пассажироперевозки на самоуправляемых машинах будут доступны в районе Ясенево на юге столицы. Подробнее здесь.
Минэк разработал программу запуска коммерческих беспилотных такси
2 сентября 2021 года стало известно о разработанной Министерством экономического развития РФ программе запуска коммерческих сервисов беспилотного такси в стране. Документ создан в сотрудничестве «Яндексом». Подробнее здесь.
Выкуп «Яндексом» доли в бизнесе беспилотных автомобилей у «Яндекс.Такси»
Как сообщили CNews в пресс-службе «Яндекса», компания полностью выкупит у совместного предприятия (СП) с компанией Uber – группы компаний «Яндекс.Такси», доли в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке», «Яндекс.Доставке», а также в бизнесе беспилотных автомобилей и роверов. Общая сумма сделки, по данным «Яндекса», оценивается в $1 млрд. Об этом стало известно 31 августа 2021 года. Подробнее здесь.
Morgan Stanley оценила бизнес в сфере беспилотных авто «Яндекса» в $7 млрд
Инвестиционный банк Morgan Stanley оценил бизнес «Яндекса» по разработке беспилотных автомобилей в $7 млрд. Об этом говорится в отчете, который аналитики обнародовали в начале августа 2021 года.
Как пишет Forbes со ссылкой на это исследование, «Яндекс» добился видимого прогресса в части коммерческой разработки автопилота, и теперь компания входит в десятку крупнейших разработчиков самоуправляемых машин и, возможно, находится на третьем месте по пробегу таких транспортных средств.
Лидерами рынка аналитики назвали Waymo (подразделение Google) и Cruise («дочка» General Motors), каждого из которых в Morgan Stanley оценили в $30 млрд.
В Morgan Stanley отметили, что оценить разработчиков беспилотных автомобилей сложно. Они не раскрывают финансовые показатели. Их данные в общем доступе редко можно сравнивать корректно. Для сравнения, они взяли пять показателей: количество пройденных тестировочных миль на дорогах общего пользования, вмешательство водителя в работу беспилотника во время поездки, размер флота, число сотрудников и патентов.
В докладе отмечается, что несмотря на скромный бюджет, «Яндексу» удалось добиться исключительных успехов в разработке технологий автономного вождения, однако для сохранения лидерства нужно инвестировать больше.
Чтобы сохранить позиции на рынке, «Яндекс» должен вкладывать больше средств в исследования и разработки и расширить свой автопарк, считают в Morgan Stanley. К началу августа 2021 года автопарк «Яндекса» состоит из 170 беспилотных машин: возможно, в 2022-м компания будет искать внешнего инвестора, чтобы ускорить развитие своих беспилотников, полагают аналитики.
В целом беспилотные автомобили «Яндекса» проехали уже больше 8 млн миль (12,87 млн км), в штате компании работают 400 сотрудников, а беспилотный флот состоит из 170 машин.[12]
«Яндекс» опубликовал крупнейший в мире набор данных для обучения беспилотных авто
«Яндекс» опубликовал, как утверждает компания, крупнейший в мире набор данных для обучения беспилотных автомобилей. Об этом было объявлено 22 июля 2021 года.
Российская интернет-компания раскрыла датасет от своих самоуправляемых машин с целью исследований в области машинного обучения и автономного транспорта. База содержит более 1600 часов движения, разбитых на 600 тысяч размеченных фрагментов поездок на дорогах России, Израиля и США в разную погоду.
В «Яндексе» отмечают, что все данные обезличены: например, датасет по беспилотным автомобилям содержит высокоточные карты маршрутов и треки всех окружающих машин и пешеходов (их положение, скорость, ускорение и пр.), но не использует видео, где были бы видны номера машин или лица прохожих. Исследователи должны будут обучить алгоритмы на предоставленных данных, а затем проверить качество их работы в условиях сдвига.
Если вы привыкли водить машину в небольшом городе, то в Москве вы не сразу адаптируетесь к трафику и, скорее всего, поначалу будете более осторожны на дороге, — говорит старший исследователь Yandex Research Андрей Малинин. — Это и есть сдвиг данных. Вы можете оценить его масштаб и скорректировать свои действия. Машинное обученные модели должны уметь делать то же самое — оценивать величину сдвига и эффективно действовать в новых условиях. От того, насколько хорошо алгоритм может работать при сдвиге данных, будет зависеть широта его применения. |
Датасет опубликовали для конкурса Shifts Challenge, который Яндекс проведёт в рамках международной конференции NeurIPS 2021 совместно с учёными из Оксфорда и Кембриджа. Задача конкурса — привлечь внимание к проблеме «сдвига данных» в машинном обучении. Создатели алгоритмов, которые покажут лучшее качество, получат денежные призы.
2020
«Яндекс» выделил разработку беспилотных авто в компанию Yandex SDG
4 сентября 2020 года «Яндекс» объявил о выделении направления беспилотных автомобилей в отдельную компанию, которая получила название Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG). Прежде оно относилось к группе компаний «Яндекс.Такси».
После реструктуризации «Яндекс» выкупит часть доли Uber в Yandex SDG, а также дополнительно инвестирует в новую компанию $100 млн и выдаст конвертируемый заём ещё на $50 млн. В результате доля «Яндекса» в Yandex SDG составит 73%, доля Uber — 19%, оставшиеся акции пойдут на мотивационную программу для сотрудников. Руководитель направления беспилотных автомобилей Дмитрий Полищук станет исполнительным директором Yandex SDG.
Мы гордимся успехами нашего направления беспилотных автомобилей, — говорит руководитель группы «Яндекс»Аркадий Волож. — Всего за три года нам удалось создать одну из лучших в мире технологий беспилотного транспорта. Это стратегически важное направление для «Яндекса», поэтому мы увеличиваем долю в нём и вкладываемся в его развитие. Дополнительные инвестиции позволят команде вывести на новый уровень отличный продукт, который принесёт пользу экосистеме сервисов «Яндекса» и сможет реализовать коммерческий потенциал за пределами компании, в том числе на международном рынке. |
К началу сентября 2020 года в парке беспилотных автомобилей «Яндекса» насчитывается 130 единиц техники, которая тестируется в России, США и Израиле. Регулирование в РФ пока не позволяет беспилотникам передвигаться по городу без инженера, пока они ездят только по Иннополису (там работает первая в Европе служба беспилотного такси, которое перевозит пассажиров без водителя за рулём).
В подразделение Yandex Self-Driving Group создано в результате реструктуризации, в рамках которой каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв» будет передан группе «Яндекс.Такси» и его показатели начнут отражаться отдельно в результатах сегмента такси.[13]
Старт тестирования в США
В августе 2020 г "Яндекс" запустил регулярное тестирование беспилотных автомобилей в США - городе Энн-Арбор в американском штате Мичиган, где беспилотникам разрешено выезжать на дороги без инженера-испытателя за рулем.
"В штате Мичиган беспилотным автомобилям разрешено выезжать на дороги без инженера-испытателя за рулем, так что тестирование в Энн-Арборе позволит расширить опыт "Яндекса", полученный в Иннополисе, где почти два года работает первый в Европе сервис роботакси без водителя", - говорится в сообщении.
Себестоимость беспилотных авто «Яндекса» сократилась вдвое
3 июня 2020 года себестоимость беспилотных автомобилей «Яндекса» сократилась вдвое. Благодаря этому компания рассчитывает быстро увеличивать количество такого автотранспорта, тестируемого на дорогах общего пользования.
Мы от второго [поколения] уменьшились в два раза. Второе [поколение] уже стоило дешевле сотни [тысяч долларов], сейчас мы еще вдвое упали, — сообщают «Вести» со ссылкой на директора по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артёма Фокина. — По большому счету, когда машину обвешивают оборудованием и она может ездить сама, получается новый объект, по свойствам эквивалентный машине с двумя водителями. И эта штука уже выгоднее, чем зарплата двух водителей. |
К началу июня 2020 года «Яндекс» перешёл на четвёртое поколение самоуправляемых машин и планирует выводить их на улицы всех российских городов, в которых компания уже испытывает их. Сюда входят Москва и Иннополис в Татарстане.
По словам Фокина, к началу 2020 года у «Яндекса» было около 100 робомобилей, а к концу декабря этот парк планируется увеличить до 200 «или чуть больше по всему миру». Причем компания намерена наращивать число беспилотных авто за счёт модели Hyundai Sonata. Прежде для тестирования автопилота «Яндекс» применял гибридные Toyota Prius.
Артём Фокин отметил, что при выходе на массовое производство объёмы будут гораздо больше. Изменятся и порядок цен на сенсоры и оснащение.
Конечно же, нам интересно договориться со всеми таким образом, чтобы машины уже с завода шли укомплектованные всем необходимым оборудованием. Чтобы мы могли залить туда свой софт, периодически обновлять и обслуживать, и больше не отвлекаться на трудоемкие механические работы, — сообщил он, добавив, что на это нужно около трех-четырех лет.[14] |
«Яндекс» представил четвёртое поколение беспилотных автомобилей
2 июня 2020 года «Яндекс» представил четвёртое поколение беспилотных автомобилей. Они созданы совместно с компанией Hyundai Mobis.
Самоуправляемая машина, построенная на модели Hyundai Sonata, получила доработанные Hyundai Mobis электронные блоки управления автомобиля с учетом задач автономного вождения. Инженеры «Яндекса», в свою очередь, усовершенствовали в автомобиле набор сенсоров.
На крыше появились радары для более точного распознавания машин впереди и сзади, а лидары на передних крыльях лучше различают пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. Кроме того, в новом поколении беспилотников увеличено число камер (с 6 до 9), в том числе добавлены с разным фокусным расстоянием.[15]
Как рассказала Engadget представитель «Яндекса» Юлия Шейко, несмотря на добавление нового оборудования, расходы на оснащение снизились наполовину по сравнению с предыдущим поколением беспилотных авто, созданным в 2018 году.
Если смотреть на беспилотное Hyundai Sonata как на потенциальное такси, то в течение среднего срока жизни автомобиля в три года стоимость установки оборудования экономически эффективнее, чем использование автомобиля и затраты на двух водителей с восьмичасовыми сменами, — сообщил «Коммерсанту» директор по развитию бизнеса направления беспилотных автомобилей Артем Фокин. |
К началу июня 2020 года парк беспилотников «Яндекс» совершил суммарный пробег в 5 млн км против 1 млн км осенью 2019-го. Испытания проходят не только в России, но также в Израиле и США.
К концу 2020 года «Яндекс» намерен построить 100 беспилотных автомобилей четвёртого поколения на базе Hyundai Sonata. К началу июня создано пять таких робомобилей.
Аналитики VTB Capital оценивают в $60 тыс. покупку и оснащение одного беспилотного автомобиля. Однако при использовании российской компанией собственных лидаров эта сумма, скорее всего, значительно снизится, считают эксперты. «Яндекс» подтверждает разработку собственных лидаров, но к началу июня не использует их.
2019
«Яндекс» начал использовать в беспилотных авто лидары и камеры собственного производства
В середине декабря 2019 года стало известно о том, что «Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства. В компании утверждают, что её решения наполовину дешевле иностранных аналогов.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу «Яндекса», к 16 декабря первые самоуправляемые машины, оборудованные новыми сенсорами, проходят испытания. Такие же устройства найдут применение в автономных роботах-доставщиках «Яндекс.Роверы».
В беспилотный автомобиль устанавливаются три основных вида сенсоров: камеры, радары и лидары. Последний сенсор сканирует пространство с помощью лазерных лучей, которые отражаются от объектов и создают трехмерную картину окружающей среды, в отличие от камер, его работа не зависит от условий освещения, а также дает гораздо больше информации об объекте, чем радар.
К середине декабря 2019 года «Яндекс» ведет работу над двумя типами лидаров: первый с обзором 360 градусов собирает информацию об объектах вокруг беспилотного автомобиля; второй — твердотельный лидар, который имеет угол обзора 120 градусов. Помимо этого, на беспилотные автомобили устанавливаются камеры, которые также разрабатываются «Яндексом», и специальные радары.
Беспилотный автомобиль «Яндекса» в начале разработок стоил более $150 000. В середине 2019 года его цену удалось снизить до $100 000, а к концу года — до $90 000. Но всё равно больше половины этой суммы составляют системы беспилотного управления автомобилем, из них львиная доля уходит на лидары. Стоимость одного такого датчика колеблется от $10 000 до $25 000, при этом на одну машину инженеры «Яндекса» устанавливают по четыре сенсора разной стоимости.
В «Яндексе» заявляют, что после начала серийного производства лидаров можно будет сэкономить до 75%.[16]
Беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП
12 ноября 2019 года беспилотный автомобиль «Яндекса» попал в ДТП на Аминьевском шоссе в районе Проектируемого проезда №493 в Москве. Об этом агентству ТАСС рассказали в компании.
Согласно заявлению «Яндекса», авария произошла по вине водителя, находившегося за рулем машины с автопилотом. После случившегося водитель был отстранён от участия в тестировании, хотя в результате ДТП никто не пострадал, а транспортные средства получили незначительные повреждения.
Отмечается, что в момент столкновения автомобиль «Яндекса» был в режиме ручного управления, но водитель не успел затормозить перед впередиидущей машиной.
К середине ноября 2019 года в Москве тестируется 69 беспилотных машин «Яндекса». В соответствии с постановлением правительства по тестированию беспилотников, каждый автомобиль застрахован на 10 млн рублей.
Как отмечает пресс-служба «Яндекса», за два года тестирования уже были единичные случаи ДТП с беспилотниками компании, но они происходили по вине других водителей.
В частности, в июне 2018 года на Трубецкой улице в Москве беспилотный автомобиль притормозил перед пешеходным переходом, а водитель, ехавший за ним, на стал этого делать и врезался в машину сзади.
Другой инцидент с беспилотником «Яндекса» произошел летом 2019 года: тогда тестовая машина выехала за стоп-линию на красный сигнал светофора, нарушив ПДД. В случившемся также обвинили водителя.
Беспилотные автомобили «Яндекса» к сентябрю 2019 года в рамках испытаний проехали более 1 млн км по дорогам России и Израиля. Машины с автопилотом научились самостоятельно передвигаться в условиях загруженного московского трафика, а также маневрировать по узким улицам Тель-Авива. Испытания велись в разных погодных условиях, в том числе в снег и в дождь.[17]
Создание отдельной компании для развития беспилотных авто — «Яндекс.СДК»
В конце октября 2019 года стало известно о создании компанией «Яндекс.Такси» отдельной дочерней структуры, которая сосредоточится на развитии беспилотных автомобилей. Предполагается, что такая реструктуризация позволит российскому агрегатору такси улучшить рентабельность в преддверии IPO.
Решение о создании новой компании под названием «Яндекс.СДК» было принято на внеочередном общем собрании участников компании 18 сентября 2019 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на уведомление, поданное в «Вестник государственной регистрации» 2 октября. Генеральным директором «Яндекс.СДК» назначен Дмитрий Полищук, который сейчас возглавляет направление беспилотных автомобилей «Яндекса».
Беспилотные автомобили — стратегически важный актив для «Яндекса», передачу контроля мы не рассматриваем. Выделение - стандартный процесс, который позволит нам еще сильнее сфокусироваться на развитии бизнеса. |
Подразделению беспилотников было бы «выгодно развиваться как частное юрлицо» в свете планируемого выхода «Яндекс.Такси» на IPO, говорится в отчете Bank of America Merrill Lynch. В пресс-службе «Яндекса» сообщили следующее:
Источник «Коммерсанта» в инвестиционных кругах также слышал о желании «Яндекс.Такси» «кристаллизовать» ценность этого актива путем продажи доли «третьему лицу». По его словам, сокращение доли в «Яндекс.СДК» ниже контрольной позволит «Яндекс.Такси» повысить рентабельность.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, для «Яндекс.Такси» лучше будет сохранить контроль в «Яндекс.СДК», однако денег на развитие самоходных машин может не хватить, поэтому нужно привлекать инвесторов.
Мне кажется, что сохранение контроля и продажа миноритарной доли — оптимальный вариант, — считает эксперт.[18] |
2018
Первые 1000 поездок в Иннополисе
1 ноября 2018 года Министерство информатизации и связи республики Татарстан сообщило, что через 2 месяца после запуска тестовой зоны беспилотных автомобилей в Иннополисе беспилотник Яндекс.Такси совершил свою тысячную поездку. Чаще всего жители города пользовались беспилотным транспортом, чтобы доехать в университет и технопарк. Ежедневно автомобиль совершает в среднем 20 поездок, продолжительность каждой – в пределах 10 минут.
Беспилотное такси протестировал президент РТ Рустам Минниханов. Соглашение о развитии беспилотного транспорта в республике подписали генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина и заместитель Премьер-министра Татарстана - министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов.
Показательно, что тестовая зона беспилотников от Яндекс.Такси открылась именно в Татарстане, который давно стал местом, где происходит апробация и внедрение современных технологий. Мы также включились в работу по развитию и дальнейшему внедрению этих технологий на транспорте в целом по стране. Так, мэр Иннополиса входит в состав федеральной рабочей группы по законодательному и административному регулированию Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», которая вырабатывает предложения, в том числе, и по беспилотному транспорту. Также мы предложили помощнику Президента РФ Игорю Левитину определить территорию Татарстана в качестве пилотной зоны для тестирования беспилотных транспортных средств. Мы надеемся, что в дальнейшем это будут также и собственные наработки Университета Иннополис, и решения КАМАЗ. Роман Шайхутдинов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи
|
Пользоваться беспилотным автомобилем Яндекс.Такси могут все взрослые жители города, которые дали согласие на участие в тестировании. На ноябрь 2018 года в России работают уже две тестовые зоны, где можно ездить на беспилотнике Яндекс.Такси: вторая с осени 2018 года запущена в подмосковном "Сколково".
Тестовая зона на территории "Сколково"
В октябре 2018 года «Яндекс» подписал соглашение о создании тестовой зоны для передвижения автомобиля на территории «Сколково». Там беспилотник можно будет вызвать прямо в приложении «Яндекс.Такси».
«Яндекс» решил создать тестовую зону именно в "Сколково" так как компании интересно понять, как беспилотник будет работать в среде, которая постепенно становится стандартом городского устройства.
Беспилотный автомобиль «Яндекса» будет свободно ездить по территории. Чтобы вызвать его, нужно открыть приложение «Яндекс.Такси»: сервис сам определит местоположение пользователя и, если тот находится на территории наукограда, предложит услугу поездки на беспилотнике наравне с обычными тарифами.
Чтобы воспользоваться услугой, нужно принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. Еще нужно быть старше 18 лет — беспилотник катает только взрослых пассажиров. Время ожидания машины будет зависеть от спроса.
Самоуправляемый автомобиль строго соблюдает правила дорожного движения, определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит — в общем, умеет все, что делают обыкновенные машины с водителем за рулем. При этом в «Яндексе» понимают, что беспилотники — непривычное явление на дорогах. Поэтому в салоне автомобиля всегда будет находиться инженер-испытатель, следящий за его движением[19].
«Яндекс» договорился с властями Москвы о развитии беспилотного транспорта
17 июля 2018 года «Яндекс» объявил о заключении с властями Москвы соглашения о развитии беспилотного транспорта в городе. Договор сроком на пять лет с возможностью продления был подписан на Московском урбанистическом форуме.
Детали договоренностей стороны будут обсуждать позднее, однако уже известно, что совместная работа с властями позволит подготовить законодательную базу для внедрения беспилотных автомобилей на улицах Москвы. В результате испытывать прототипы робомобилей в реальных условий станет проще.
Как пояснили в столичной мэрии, в рамках соглашения планируется создать стандарты, которые, в частности, будут определять ответственность при ДТП, чтобы было понятно, кто виноват в аварии: программист, написавший программное обеспечение, или сам робот под каким-то номером, или производитель. Также предстоит определить технические стандарты, например, на какой частоте должен передаваться сигнал светофора прямо в машину.
Подписанный документ предусматривает развитие и внедрение в Москве технологий беспилотного управления на всех видах городского пассажирского транспорта и формирование бизнес-моделей при оказании услуг с использованием самоуправляемых машин.
Кроме того, будут развиваться технологии телематических транспортных и интеллектуальных автомобильных систем и услуги на их основе. Будут подготовлены кадры в этой сфере, а также предусматривается разработка и апробация решений, связанных с кибербезопасностью при эксплуатации беспилотного транспорта.
Предполагается, что высокоавтоматизированные и беспилотные транспортные средства будут разрабатываться с применением преимущественно российских технологий. Безопасность проведения тестовых испытаний беспилотного транспорта обеспечат комплексная схема организации дорожного движения и интеллектуальная транспортная система.[20]
Испытания на маршруте Москва-Казань: 789 км на автопилоте
Беспилотный автомобиль сервиса «Яндекс.Такси» самостоятельно самостоятельно преодолел расстояние между Москвой и Казанью. Об этом написала «Российская газета».
В автомобиле все время находился опытный пилот, который наблюдал за поведением беспилотника. Однако 99% пути машина проехала сама. Всего беспилотное транспортное средство преодолело расстояние в 789 километров за 11 часов.
Это первые испытания новинки в условиях настоящей дороги. При этом автомобиль успел «побывать» в разных погодных условиях — под палящим солнцем и под дождем. На протяжении менялось качество асфальта и разметки, а трасса то сужалась, то расширялась. Кроме того, машина ехала как темное, так и в светлое время суток.
Зимние испытания в Москве
В феврале 2018 года, после снегопада в Москве, прошло испытание прототипа беспилотного автомобиля, который разрабатывает «Яндекс.Такси». Об этом говорится в пресс-релизе компании (есть у РБК).
В водительском кресле беспилотника, который передвигался по заснеженным улицам столицы, находился водитель-испытатель, однако поездка проходила полностью в автоматическом режиме. Испытания проходили в районе Хамовники, где расположен главный офис «Яндекса».
«Нам важно обучить беспилотные автомобили передвигаться в разных метеоусловиях, в том числе и зимой, которая на большей части территории России длится достаточно долго. У поездок в холодное время года свои особенности. Во-первых, беспилотнику нужно уметь преодолевать трудности, с которыми сталкиваются обычные водители. Прежде всего это снег и лед», — говорилось в пресс-релизе.
«Во-вторых, особые требования зимой предъявляются к обработке видеопотока с камер. Изображение с обилием белого сильно отличается от картинки, которую беспилотник «видит» летом. Зимой сложнее выявить очертания дороги, считать дорожную разметку и знаки», — пояснили в компании.
До того как беспилотник испытали на дорогах общего пользования, команда разработчиков совершила множество тестовых заездов на полигоне, в том числе и в условиях зимы.
2017
Демонстрация беспилотника Президенту Путину
21 сентября 2017 года президент России Владимир Путин посетил московский офис «Яндекса». Визит был приурочен к 20-летнему юбилею «Яндекса». Президенту показали беспилотный автомобиль, разработанный «Яндексом». Путин понаблюдал, как гибридный автомобиль Toyota Prius тронулся и поехал по внутреннему двору компании.
Подробнее о визите президента здесь.
Тестирование прототипа беспилотного такси
В мае 2017 года компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси собственной разработки. Двухминутное видео, на котором показано тестирование автомобиля, было выложено в Сеть 30 мая 2017 г. На видео авто с пустым водительским креслом справляется с такими задачами, как подобрать пассажира, завернуть за угол здания или объехать расставленные на дороге цистерны.
Тестирование проводилось на пустынном участке дороги, испытать автопилот в условиях городского трафика компания собирается в 2018 г. Конечная цель проекта — создать беспилотный автомобиль пятой категории, самой высокой в классификации беспилотников. Эта категория предполагает полное невмешательство человека в процесс вождения.
По словам Дмитрия Полищука, главы проекта по созданию беспилотного «Яндекс.Такси», автомобили без водителя круто изменят транспортное сообщение уже в ближайшие 10 лет. Многие компании развивают проекты в этой области, но большинству не хватает либо ресурсов, либо собственных разработок, либо инженерно-технического опыта, отмечает Полищук[21].
Автопилот был создан на базе собственных технологий «Яндекса», таких как компьютерная картография, навигация в реальном времени, компьютерное зрение и распознавание объектов. Все эти разработки долгое время использовались в других сервисах компании, пишет «Яндекс» в своем блоге. Некоторые из них сейчас решают новые задачи: например, компьютерное зрение, которое раньше помогало искать одинаковые изображения в результатах поиска, теперь распознает дорожные знаки и ищет свободные слоты на парковке.
В условиях сложного городского трафика автопилот «Яндекса» сможет самостоятельно принимать решения, за это отвечают фирменные алгоритмы, искусственный интеллект и машинное обучение. Как пояснили ресурсу TechCrunch в «Яндексе», это стало возможным благодаря анонимным данным, полученным от пользователей сервиса «Яндекс.Навигатор». Сервис собирает информацию о пробках, происшествиях, ограничениях скорости и других дорожных обстоятельствах.
Что касается железа, то «Яндекс» использует в проекте как свои наработки, так и распространенную продукцию известных производителей, пишет TechCrunch. На видео можно заметить GPU Nvidia в самом автомобиле, а также лидар Velodyne на крыше. Сейчас «Яндекс» ведет с партнерами переговоры о создании кастомного железа под проект.
2016
«Яндекс» собирается запустить в столице беспилотное такси
Ожидается, что проект будет реализован на базе сервиса «Яндекс.Такси». Как сообщила в сентябре 2016 года сетевому изданию m24.ru руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская, сейчас компания ведёт переговоры с несколькими представителями автомобильной промышленности. Предметом обсуждений является старт тестирования системы полуавтономного управления машиной[22].
Кроме того, Ставиская отметила, что «Яндекс.Такси» видит большой потенциал в интегрировании службы интеллектуального распределения заказов и беспилотных автомобилей.
Старт разработки беспилотных автомобилей
В феврале 2016 года стало известно о планах «Яндекса» разрабатывать беспилотные автомобили. Компания намерена стать одним из пионеров рынка технологий автономного управления транспортными средствами.
Как пишут «Ведомости», на сайте «Яндекса» появилось объявление о вакансии разработчика-исследователя, которому предстоит заниматься технологиями распознавания светофоров, знаков, полос и разметки, машин и других участников дорожного движения. Также «Яндекс» хочет научиться сопоставлять поток входящих данных с камер и радаров, моделировать окружающие объекты, следить за ними и предсказывать поведение, планировать и исполнять маневры, говорится в сообщении компании.
Своей основной целью в «Яндексе» называют оказаться «в числе первых в мире компаний, создавших технологию для беспилотного управления автомобилем».
Ранее, кстати, «Яндекс» уже предпринимал шаги в направлении автономного транспорта: в 2016 году компания заключила соглашение с «Камазом» по созданию и внедрению искусственного интеллекта в автомобили.
Кроме того, в том же году «Яндекс» занимался проектом городского микроавтобуса без водителя: планировалось, чтобы беспилотное транспортное средство могло перевозить 10—12 человек. Новая вакансия касается отдельного проекта, уточнили в «Яндексе».
Помимо «Яндекса», разработку беспилотного автомобиля ведут крупные автопроизводители. В 2017 году компании Tesla Motors, BMW, Ford Motor и Volvo Cars пообещали появление на дороге своих полностью самоуправляемых автомобилей в течение следующих пяти лет.
Параллельно «Камаз» работает над беспилотным грузовиком. В феврале 2015 года автозавод анонсировал партнерство с ИТ-компанией Cognitive Technologies, которая должна была создать систему искусственного интеллекта, а «Камаз» бы доработал для нее автомобиль. [23] Подробнее смотрите Беспилотный автомобиль КамАЗ.
Яндекс.Такси
«Яндекс.Такси» — это онлайн-сервис заказа такси через приложение для iOS и Android, а также на сайте taxi.ya.ru. Сервис был запущен в октябре 2011 г., веб-версия — летом 2012 г. Заказывая авто, пассажир может выбрать ценовую категорию и оговорить наличие детского кресла, кондиционера и т. п.
Помимо Москвы сервис доступен в 48 городах России и ближнего зарубежья: Украины, Армении, Грузии, Белоруссии и Казахстана. По данным компании, с «Яндекс.Такси» работает около 120 тысяч водителей в 1200 таксопарках и диспетчерских. Месячный оборот сервиса за декабрь 2016 г. составил 16,2 млн поездок.
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Каталог систем и проектов Роботы Промышленные
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Каталог систем и проектов Роботы Сервисные
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT - IIoT - Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Роботы-пылесосы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA - Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики в России
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили
Примечания
- ↑ Грузовик от Яндекса
- ↑ «Яндекс» подкатывает к Китаю
- ↑ "Яндекс" сообщил о единичных случаях ДТП с беспилотными автомобилями
- ↑ "Яндекс" стал тестировать в Иннополисе беспилотные авто без водителя в салоне
- ↑ «Яндекс» возобновил работу над беспилотными автомобилями в США под новым брендом
- ↑ Российский сегмент «Яндекса» продолжит развитие беспилотников
- ↑ "Яндекс" начал тестировать в Москве технологию вождения без водителя за рулем
- ↑ Нехватка чипов Nvidia может затормозить проекты «Яндекса» по беспилотникам и ИИ
- ↑ Беспилотники рвутся в облака
- ↑ Russia’s Yandex lays off two dozen US-based workers from its robot and self-driving teams
- ↑ Правительство разрешило «Яндексу» запустить беспилотные такси в Москве
- ↑ Беспилотный бизнес «Яндекса» оценили в $7 млрд
- ↑ Яндекс выделяет направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию
- ↑ Вести.net: беспилотники "Яндекса" подешевели вдвое
- ↑ Yandex Debuts Automated Driving Prototypes Based On Hyundai Sonata
- ↑ "Яндекс" разработал прототип лидара для беспилотников, который на 50% дешевле аналогов
- ↑ Беспилотный автомобиль "Яндекс" попал в аварию в Москве
- ↑ Беспилотники отъезжают от «Яндекс.Такси»
- ↑ Беспилотный автомобиль на территории "Сколково"
- ↑ «Яндекс» договорился с властями Москвы развивать беспилотный транспорт
- ↑ «Яндекс» показал свой беспилотный автомобиль. Видео
- ↑ Беспилотные такси могут появиться в Москве
- ↑ «Яндекс» хочет разрабатывать беспилотные автомобили