СМ. ТАКЖЕ (6)

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862), русский композитор и театральный деятель, руководивший московскими театрами с 1825 по 1859 год. А. Н. Верстовский написал несколько водевилей и опер, в числе которых популярная опера «Аскольдова могила», романсов, песен, кантат на стихи А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского и других поэтов XIX века.

Биография

Родился в имении Селивёрстово при селе Мезинец (Козловский уезд Тамбовской губернии) 18 февраля (1 марта) 1799 в дворянской семье.

С 1808 жил в Уфе, в 1816-1817 учился в Петербурге в Институте корпуса инженеров путей сообщения, частным образом занимался музыкой — по фортепиано у Даниеля Штейбельта (1765-1823) и Джона Филда (1782-1837), по скрипке у Людвига Маурера (1789-1878), брал также уроки композиции и пения. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.2 т

С ранней молодости был увлечен театром: писал и переводил либретто водевилей, участвовал в любительских спектаклях, сочинял музыку к театральным представлениям.

1819: Постановка первого водевиля "Бабушкины попугаи" в Петербурге

В 1819 в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского "Бабушкины попугаи" по пьесе Н.И.Хмельницкого (1789-1845); всего же им в течение жизни была написана музыка более чем к тридцати спектаклям, в том числе к 25 операм-водевилям, оригинальным и переводным.

1823: Переезд в Москву

В 1823 Верстовский переехал в Москву.

Романс «Чёрная шаль» на стихотворение Пушкина

Знакомство и творческое содружество Александра Сергеевича Пушкина и Алексея Николаевича Верстовского связано с 20-ми и началом 30-х годов XIX века. Они встречались в домах общих друзей и знакомых – П. В. Нащокина, П. А. Вяземского, М. П. Погодина, А. С. Грибоедова, С. Т. Аксакова и других. Встречи друзей обычно посвящались поэзии и музыке. Поэта и композитора сближало отношение к творчеству, к высокому искусству, к театру.

В 1823 году стихотворение Пушкина «Чёрная шаль», написанное в ссылке в Молдавии в 1820 г, было положено Алексеем Верстовским на музыку. Это первый получивший широкую известность романс на стихи Пушкина. Его первый исполнитель - московский оперный певец Петр Булахов, отец композиторов Петра Булахова и Павла Булахова.

Баллада получила распространение и часто исполнялась в домашних концертах. В своих воспоминаниях Е. Соковкина, племянница С. Н. Бегичева – друга Верстовского, – писала: «Часто оживлял общество весельчак А. Н. Верстовский, который тогда написал знаменитый романс «Чёрная шаль» и певал его с особенным выражением своим небольшим баритоном, аккомпанируемый Грибоедовым».

Имена великого поэта и известного композитора часто звучали вместе. С. Т. Аксаков вспоминал: «Слушали мы, и с наслаждением, и музыку, и пение Верстовского. Его… «Приди, о путник молодой» из «Руслана и Людмилы», «Чёрная шаль» Пушкина и многие другие пьесы – чрезвычайно нравились всем, а меня приводили в восхищение. Музыка и пение Верстовского казались мне необыкновенно драматичными. Говорили, что у Верстовского нет полного голоса; но выражение, огонь, чувство заставляли меня и других не замечать этого недостатка». Советский музыковед Б. В. Асафьев в статье «Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский» писал: «Верстовский чутко отзывался на лирику современных ему русских поэтов, и современники любили его музыку, соотносящуюся с тогдашней поэзией Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Дмитриева, Языкова…»[1].

В июне 1823 года поэт был отправлен на службу в Одессу и, переписываясь с поэтом П. А. Вяземским, просил его передать Верстовскому «усердный поклон», сообщить, что скоро и ему ответит. Спустя год Пушкина ссылают в село Михайловское. И снова в письме к Вяземскому Пушкин просит передать ноты Верстовскому, если не будут они гравированы. Вероятно, речь шла о балладе «Чёрная шаль».

О «Чёрной шали» писал Николай Алексеевич Полевой в статье «Обозрение русской литературы в 1824 году» в «Московском телеграфе»: «Песни Пушкина сделались народными: в деревнях поют его Чёрную шаль. А. Н. Верстовский с большим искусством сделал на сию песню музыку, и доныне жители Москвы не наслушаются очаровательных звуков, вполне выражающих силу стихов Пушкина».

Сборник вокальных произведений

Сборник вокальных работ Верстовского, изданный в 1823 г, хранится в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Recueil Choisi de différents morceaux pour le Chant d'Operas-Vaudevilles Russes composés et arrangés pour le [chant et le] Pianoforte par A.N.Werstovsky. -- St.Petersbourg: chez Paez, Magazin de Musique, gr.Morskoi №125, ц .р .1823. - [2], 21 с .; 28,6х 23,5см . - н .д . 2046. Инв. № 45840

Содержание:

  1. Дует из Оперы-водевиль: Бабушкины Попугаи ["Я страх как бабушек боюся"; Тереза, Флорвиль];
  2. Романс из Оперы водевиль: Карантин ["Мне вашим быть нельзя больным"; Стрельской];
  3. Куплеты из Оперы водевиль: Карантин ["Поверьте девушек не должно"; Ленушка];
  4. Дует из Оперы-водевиль: Новая Шалость ["Мы объяснимся здесь свободно"; Бабета, Форшмейстер];
  5. Польской из Оперы-водевиль: Новая Шалость ["Что если бы однакож"; Виктор];
  6. Романс из Оперы-водевиль: Станислав. Перев. с француск. Н.В.Всеволожским ["Быть добрым это ваше дело"; Лорета];
  7. Куплет из Оперы-водевиль: Сумашедший Дом. Перев. с француск. А.Н.Верстовским ["Ночь перьвую я вижу сон"];
  8. Романс из Оперы-водевиль: Сумашедший Дом ["Я десять лет"; Едуард];
  9. Польской из Оперы-водевиль: Сумашедший Дом ["Моею слабой красотой"; Изора];
  10. Последния куплеты из Оперы-водевиль: Сумашедший Дом ["Оконча курс моей науки"; Доктор Крак, Едуард, Жак, Изора].

Источник поступления: от Н.Ф.Финдейзена. Пометы: наклейка (титул, л.) "Perpétua Luceateis. Библиотека Николая Финдейзена (в центре — лира)" (част, заклеена).

1824: Музыка для водевиля Грибоедова и Вяземского "Кто брат, кто сестра"

Портрет композитора А. Н. Верстовского. П. В. Соколов, XIX век, первая половина

В 1823 году Александр Грибоедов служил на Кавказе под началом генерала Ермолова. В начале года, испросив у генерала отпуск, Александр Сергеевич вернулся домой. Больше двух лет он провёл в Подмосковье, затем недолго пожил в Петербурге. В это время он продолжал начатую на Кавказе пьесу "Горе от ума", написал стихотворение "Давид", драматургическую сцену в стихах "Юность Вещего", заметки на разные темы, эпиграммы, очерки, сочинил в первой редакции свой знаменитый вальс "e-moll". Совместно с Петром Вяземским написал комедийный водевиль с куплетами "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом", который был поставлен в 1824 году на музыку Алексея Верстовского.

Композитор был с авторами водевиля "на дружеской ноге", как и со множеством других известных литераторов и представителей искусства (Пушкиным, Одоевским, Алябьевым и др.). Грибоедов высоко ценил музыкальный талант Верстовского. В процессе работы над водевилем он писал композитору: "В красоте твоей музыки нисколько не сомневаюсь и заранее поздравляю себя с нею". Широкую известность получили два романса из данной постановки. "Ах, точно ль никогда" и "Жизнь наша сон". Первый в 1837 г был также положен на музыку Александром Алябьевым и вышел отдельным изданием.

В 1825 Верстовский был назначен инспектором музыки, в 1830 - инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848-1860 — управляющим конторой дирекции.

В 1833 экстерном окончил Московский университет.

В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись друг от друга. Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со славянофильским кружком (С.Т.Аксаков, М.Н.Загоскин, С.П.Шевырев и другие).

Многочисленные служебные обязанности он совмещал с постоянной композиторской деятельностью: кроме музыки к драматическим спектаклям и водевилям, Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные произведения — романсы, баллады, кантаты и проч., среди которых выделяются кантата "Певцы во стане русских воинов" на стихи Жуковского (1827) и весьма популярная в свое время баллада для голоса с оркестром "Черная шаль" на стихи Пушкина (1824).

Первая опера Верстовского, "Пан Твардовский" на либретто Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828; за ней последовали "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (по балладе Жуковского, 1832).

1829: Песни на стихи Пушкина и тесное общение с поэтом

Дошедшие до нас материалы говорят о встречах и сотрудничестве Верстовского и Александра Пушкина и во второй половине 1820-х гг. Известно, что в 1828 году композитор написал на стихи Пушкина «Гишпанскую песню» («Ночной зефир»), а в разное время 20-х годов XIX века – песни «Певец», «Муза» и на отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» – «Ложится в поле мрак ночной» и «У Лукоморья».

Творческое сотрудничество композитора и поэта продолжалось. 29 мая 1829 года Верстовский писал Шевырёву: «…Пушкин ко мне пристал, чтобы я написал музыку Казака из «Полтавы» – посылаю его к Вам, – мысль пришла недурная выразить галопом всю музыку».

Знаменательное событие для поэта и композитора произошло 23 декабря 1829 года – они были избраны в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Осень 1830 года застала Пушкина в Болдино. Это была знаменитая болдинская осень, когда Пушкин переживал необычайный творческий подъём. Он дорабатывал тогда роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии «Скупой рыцарь», «Каменный гость», повесть в стихах «Домик в Коломне», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и другие. Несмотря на такую одержимость творчеством, Пушкин помнит о Верстовском и пишет ему письмо из Болдино, обращаясь на «ты» – свидетельство близких, доверительных отношений поэта к композитору.

Приближалась важная перемена в личной жизни Пушкина. Ещё в апреле 1830 года родители Натальи Гончаровой дали согласие на брак своей дочери с ним. Через год должна была состояться свадьба. Она была назначена на 18 февраля 1831 года. Накануне свадьбы Пушкин устроил встречу друзей и приятелей, на которую собрались И. В. Киреевский, Е. А.  Боратынский, Д. В. Давыдов, П. В. Нащокин, Н. М. Языков, П. А. Вяземский с сыном Павлом, брат Л. С. Пушкин и А. Н. Верстовский. Это было в доме на Арбате, где теперь находится мемориальный музей поэта.

В 1832 году Верстовский создал одно из своих наиболее популярных произведений – «Песню Земфиры» на слова цыганской песни, которую Пушкин в переводе на русский язык использовал в поэме «Цыганы». Композитор написал песню для Надежды Васильевны Репиной – будущей жены. На этот текст писали музыку и другие известные русские композиторы, например А. А. Алябьев, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, но наибольшая популярность выпала на долю песни Верстовского. Надежда Васильевна была её замечательной исполнительницей.

1835: Опера "Аскольдова могила"

Основная статья: Аскольдова могила (опера)

В 1835 году по Загоскину Алексеем Верстовским была написана опера "Аскольдова могила". Именно благодаря ей композитор вошёл в историю музыки. "Аскольдова могила" постоянно шла на российских сценах в течение столетия.

Далее последовали оперы Верстовского "Тоска по родине" (по Загоскину, 1839), "Чурова долина, или Сон наяву" (по пьесе В.И.Даля, 1844), "Громобой" (по балладе Жуковского, 1857). Все они пользовались успехом, и отдельные номера из них становились популярными. Все оперы Верстовского написаны по типу зингшпиля — формы, в которой музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в городской фольклор.

1846: Премьера инсценировки романа «Евгений Онегин» с музыкой Верстовского

Г. В. Кугушев сделал инсценировку романа Пушкина «Евгений Онегин», и Верстовский написал к ней музыку. Премьера драматического представления с музыкой Верстовского состоялась в 1846 году в Москве на сцене Малого театра.

1859: Кантата «Пир Петра Первого» на стихи Пушкина

Последним сочинением Верстовского на стихи А.С.Пушкина стала кантата «Пир Петра Первого», написанная в 1859 году.

1862: Смерть в Москве в возрасте 63 лет

Умер Верстовский в Москве 5 (17) сентября 1862 года в возрасте 63 лет. Похоронен композитор на Ваганьковском кладбище в Москве.

Память

Имя Верстовского носят улицы в Староюрьеве и Тамбове.

Жизни и деятельности известного композитора на 2017 год посвящены экспозиции в Староюрьевском историко-музыкальном музее имени А. Н. Верстовского, в Тамбовском областном краеведческом музее, есть о нём материалы в ряде музеев Москвы и Мичуринска.

В Московском мемориальном музее Пушкина посетители могут прочитать статью В. Ф. Одоевского «Несколько слов о кантатах Верстовского», напечатанную в первом номере «Вестника Европы» за 1824 год. В музее есть портреты Алексея Николаевича Верстовского и его жены Надежды Васильевны Репиной – примадонны московских театров.

Сведения о Верстовском и его творческом содружестве с Пушкиным находятся в Тамбовском областном краеведческом музее и в Историко-музыкальном музее имени А. Н. Верстовского села Староюрьево. А афиши и концертные программы нашего времени говорят о том, что произведения Верстовского на стихи Пушкина входили и входят начале XXI века в репертуар выдающихся певцов современности.

Примечания