Разработчики: | Евразийский экономический союз (ЕАЭС) |
Отрасли: | Государственные и социальные структуры, Интернет-сервисы |
2024
Конкурс на развитие ГИС «Антикартель» за 240,8 млн рублей сорван из-за жалобы на проведение всех подготовительных работ за 3 дня
Конкурс на создание государственной информационной системы (ГИС) «Антикартель» стоимостью ₽240,8 млн был сорван из-за жалобы на чрезмерно сжатые сроки выполнения подготовительных работ, установленные организаторами. Об этом стало известно в августе 2024 года. Повторная попытка запуска проекта по разработке системы, предназначенной для борьбы с картельными сговорами и нарушениями антимонопольного законодательства, вновь столкнулась с трудностями, что поставило под угрозу реализацию инициативы.
Как пишет Cnews, причиной остановки тендера стала жалоба ООО «Национальный Центр Информатизации» («НЦИ»), одного из участников электронного аукциона. В своей жалобе компания указала на то, что в конкурсной документации содержались требования, нарушающие законодательство о контрактной системе и создающие препятствия для участия в тендере широкого круга претендентов. Основным претензиям подверглись установленные сроки выполнения подготовительных работ – всего три рабочих дня, что, по мнению заявителя, существенно ограничивает конкуренцию и делает исполнение контракта практически невозможным.
Жалоба ООО «НЦИ» была связана с требованиями к первому этапу работ по созданию ГИС «Антикартель». Согласно техническому заданию, подрядчик должен был за короткий срок провести обследование процессов и процедур, разработать частное техническое задание, составить список сервисов, подлежащих реализации, создать блок-схемы и описания процессов, а также предложить очередность и этапность перевода процедур в электронный вид. Все эти задачи требовалось выполнить за три дня, что вызвало возмущение со стороны участников тендера и привело к приостановке конкурсной процедуры.
В августе 2024 года на странице госзакупки указано, что процесс определения поставщика завершен, однако выполнение контракта приостановлено в связи с жалобой.[1]
Расторжение контракта на создание первой очереди системы. Выбор нового исполнителя
Как обнаружил TAdviser, ФАС в одностороннем порядке расторгла госконтракт с «ЭйТи Консалтинг» («Эдвансед Трансформейшн Консалтинг», с 2022 года входит в состав ГК «Росатом») на создание первой очереди государственной информационной системы «Антикартель» и в июле 2024 года объявила конкурс по выбору нового исполнителя под проект. Информация об этом содержится на портале ЕИС «Закупки».
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в мае, ФАС приняла в связи с тем, что «ЭйТи Консалтинг» не предоставила доработанные результаты выполнения первого этапа проекта в установленные сроки, следует из опубликованного документа ФАС. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В «Росатоме» на момент выпуска материала не смогли прокомментировать TAdviser, согласны ли в «ЭйТи Консалтинг» с решением ФАС и планируют ли его оспаривать.
На тендере по выбору нового исполнителя заявлена та же максимальная цена контракта, что и в предыдущий раз – около 241 млн рублей[2].
Работы придётся выполнять в сжатые сроки. Подвести итоги определения поставщика планируется 8 августа и, согласно конкурсной документации, обследование процессов и процедур, разработку частного технического задания требуется завершить за три рабочих дня с даты заключения контракта, но не позднее 23 августа 2024 года. Разработку документации и программного обеспечения необходимо осуществить в срок до 14 октября 2024 года, а провести испытания системы – до 18 декабря 2024 года.
ФАС приступает к созданию ГИС «Антикартель» на базе «ГосТеха»
Как обнаружил TAdviser, 27 апреля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила конкурс на выполнение работ по созданию первой очереди государственной информационной системы «Антикартель». Её создание предусмотрено новой пятилетней межведомственной программой по выявлению и пресечению картелей, которую своим распоряжением утвердил в 2024 году глава правительства РФ Михаил Мишустин.
Максимальная цена, которую ФАС готова заплатить за работы по первой очереди системы, составляет около 241 млн рублей[3]. В 2021 году СМИ писали о том, что на тот момент, согласно плану цифровой трансформации ФАС, разработку и запуск системы «Антикартель» рассчитывали осуществить за 110 млн рублей (подробнее см. в блоке ниже).
Как следует из опубликованного технического задания на конкурс, ГИС «Антикартель» представляет собой совокупность программных и технических средств, обеспечивающих автоматизацию процесса выявления признаков картелей и иных антиконкурентных соглашений на торгах, запрещенных антимонопольным законодательством, посредством анализа больших данных, внедрения риск-ориентированного метода и элементов машинного обучения (ИИ).
В ФАС рассчитывают, что ГИС «Антикартель» позволит снизить временные и операционные затраты сотрудников их ведомства на поиск информации о торгах, осуществлять автоматический анализ 100% закупочных процедур по отдельным показателям нарушения антимонопольного законодательства. Также ФАС ожидает экономию бюджетных средств за счёт своевременного выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Система должна позволить осуществлять ежедневное сканирование информации ЕИС в сфере закупок о торгах и иных сведений из информационных систем/БД в автоматическом режиме и с помощью элементов ИИ, исходя из риск-ориентированного метода. Результатом станет выявление закупок с признаками нарушений антимонопольного законодательства, требующих детальной проверки, распределение данных закупок между сотрудниками антимонопольного органа, учитывая их загрузку и специализацию.
Также будет вестись сбор статистики по рискам и выявленным нарушениям в разбивке регионов, отраслей, заказчиков с отображением в табличном виде и на интерактивной карте.
В техническом задании указано, что сборку и развертывание системы необходимо обеспечивать с использованием сервисов производственного конвейера платформы «ГосТех». Кроме того, надо обеспечить поддержку технологий виртуализации и контейнеризации, используемых в составе «ГосТеха». Построение архитектуры системы должно осуществляться с применением микросервисного подхода.
Определить поставщика ФАС планирует 17 мая. На разработку документации и ПО исполнителю проекта отводится срок с 3 июня по 14 октября 2024 года, а провести испытания ГИС «Антикартель» необходимо до 18 декабря.
Запуск программы по борьбе с картелями. Для нее создадут специальную ГИС
В марте 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил новую пятилетнюю межведомственную программу по выявлению и пресечению картелей и других ограничивающих конкуренцию соглашений. В числе основных направлений этой инициативы:
- цифровизация методов выявления картелей, в том числе внедрение государственной информационной системы «Антикартель»;
- совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие появлению картелей, налаживание оперативного обмена информации о фактах и участниках картелей между ведомствами;
- повышение эффективности процедуры смягчения или освобождения от ответственности для добровольно сообщивших об антиконкурентном нарушении;
- организация работы по взысканию в судебном порядке дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Особое внимание будет уделено цифровизации методов противодействия незаконной практике, - подчеркнул Михаил Мишустин в ходе оперативного совещания с вице-премьерами 11 марта 2024 года. - В частности, внедрению информационной системы «Антикартель» - это разработка отечественных специалистов. Она автоматически станет выявлять признаки нарушения антимонопольного законодательства... Рассчитываем, что в результате увеличится эффективность конкурсных процедур и справедливость ценообразования. |
Как добавляет пресс-служба кабмина, реализации мер новой программы позволит объединить усилия антимонопольных и правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, федеральных министерств и ведомств в сфере борьбы с картелями. Программа подготовлена в рамках указа Президента «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 5 марта 2024 г. № 512-р
2021: ФАС создаст ИТ-систему для борьбы с картелями
В конце мая 2021 года о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создаёт ИТ-систему для борьбы с картелями. Новое решение, использующее технологии больших данных и искусственного интеллекта, получило название «Антикартель».
Об этом проекте говорится в плане цифровой трансформации, на который ссылается «Коммерсантъ». Согласно документу, запуск аналитической информационной системы (АИС) «Антикартель» намечен на 2023 год, на ее создание планируется потратить 110 млн рублей.
Планируется, что система будет работать на основе распределенного хранилища больших данных, соединенных в единый кластер. Для автоматизированного поиска возможных нарушений антимонопольного законодательства предполагается внедрение скринингового сервиса, основанного на технологиях машинного обучения и искусственного интеллекта.
В частности, благодаря АИС сотрудники ФАС смогут автоматизировать процесс выявления и доказывания антиконкурентных соглашений. Пользу от системы могут получить и сами участники рынка, которые получат возможность воспользоваться функцией «самопроверки риска участия» в картеле.
Аналогичные системы, анализирующие множественные интернет-ресурсы, включая профили в соцсетях и сайты госзакупок, уже действуют в различных компаниях и ведомствах.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты полагают, что «Антикартель» может анализировать сайты компаний, их профили в социальных сетях, товарные каталоги, публичную отчетность, сайты закупок и данные, которые на уровне государства могут быть запрошены у компаний в рамках внедрения АИС. Сговор будет определяться как по сверке ценовых предложений и движений рынка, так и по косвенным признакам.
По мнению главы Института исследований интернета Карена Казаряна, очень сложно сделать так, чтобы решения и выводы АИС имели юридическую силу в суде. Для этого придется подготовить «большую законодательную нормативную базу, считает он.[4]