Разработчики: | Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) |
Дата премьеры системы: | июнь 2023 г. |
Отрасли: | Транспорт |
Технологии: | Робототехника |
Содержание |
2023
Минпромторг разработал правила попадания в единый реестр производителей дронов
20 ноября 2023 года Минпромторг обнародовал «Правила формирования и ведения единого реестра российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем». Постановление вступает в силу с 1 января 2024-го.
В соответствии с разработанными требованиями, в реестр включаются организации, которые не является иностранным юридическим лицом, а также не находится под контролем иностранного государства. Компании, которые осуществляют разработку дронов, должны иметь сертификат типа на беспилотную авиационную технику. У производителей беспилотников доля выручки от их реализации должна составлять не менее 40% от суммарного дохода.
В документации Минпромторга говорится, что реестр формируется в целях организации учета и мониторинга российских организаций, занимающихся созданием и выпуском дронов. Формирование реестра позволит предоставлять таким предприятиям меры государственной поддержки: это субсидии, налоговые льготы и участие в госзаказе. За создание и ведение реестра отвечает Минпромторг.
Участники рынка, как сообщает газета «Коммерсантъ», считают, что разработанные правила создадут ряд сложностей для разработчиков и производителей беспилотников. В частности, требование о сертификации может привести к «засилью опытных образцов из китайских запчастей», что минимизирует дальнейшие попытки импортозамещения. Вместе с тем требование о 40-процентной доле выручки будет препятствовать попаданию в реестр крупных компаний с диверсифицированным бизнесом, таких как АО «НПП Радар ммс», «Геоскан», «Финко», «Транспорт Будущего» (ЭФКО) или «Аэромакс» (АФК «Система»). У этих организаций с миллиардными оборотами доля выручки от реализации дронов может исчисляться лишь единицами процентов.[1]
Создание реестра
7 июня 2023 года стало известно о создании Минпромторгом единого реестра производителей беспилотной авиатехники и ее компонентов. В предварительный список вошли более 100 компаний, среди которых - «Вертолеты России», УЗГА, «Аэромакс» и «Геоскан».
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на заявление Минпромторга, единый реестр производителей дронов и комплектующих будет утвержден осенью 2023 года. По сообщению издания, те компании, кто в список не попал, опасаются, что он может быть заморожен, а критерии внесения останутся непрозрачными, из-за чего невозможно будет получить доступ к госзаказу, объем которого до 2030 года составит 200 млрд рублей, и льготы.
Кроме того, к началу июня 2023 года в реестр не включены компании, оказывающие услуги в сфере беспилотной авиатехники. А ведь именно они занимаются разработкой специального ПО и влияют на добавленную стоимость БПЛА, отметил глава «Аэронекста» Глеб Бабинцев.
Лидеров отрасли, безусловно, следует поддерживать, отмечает гендиректор входящего в НТИ «Оптиплейна» Андрей Тимофеев, но «нельзя закрывать двери к мерам поддержки для развивающихся, новых и будущих компаний».
![]() | Сомневаюсь, что такое негативное развитие событий воплотится, но если к этому идет, то отрасль отреагирует соответствующе, — заключил он. | ![]() |
Дискриминация небольших производителей в лишении их льгот и снижение конкуренции на госзакупках чреваты «монополизацией рынка рядом крупнейших его игроков и имитацией результатов», говорит председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП) Сергей Детенышев. При этом ограничения в виде «критериев признания российским» не выдерживают критики в ситуации, когда «большинство крупных игроков занимаются крупноузловой сборкой из китайских комплектующих: от электроники до двигателей», полагает он.[2]
Примечания
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)