Проект

Казанская Городская Телефонная Сеть

Заказчики: Казанская Городская Телефонная Сеть

Казань; Телекоммуникация и связь

Продукт: АНД Проджект: Телеком
На базе: Microsoft Dynamics AX

Дата проекта: 2011/06
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10611
системы - 725
вендоры - 302

На волне активного роста телекоммуникационной отрасли произошло одно из важных событий в истории компании. В 2006 году к ОАО "Таттелеком" было присоединено ОАО "Казанская городская телефонная сеть". Консолидация активов двух крупнейших операторов проводной фиксированной связи республики стала важным шагом на пути успешной реализации долгосрочной стратегии повышения капитализации и инвестиционной привлекательности Общества. Правильность и своевременность принятого Правительством РТ решения по объединению операторов подтверждается результатами её деятельности.

Развитие компаний и процесс интеграции операторов связи требовали пересмотра механизма управления. Чтобы эффективно руководить растущим предприятием, нужно видеть бизнес в комплексе, оперативно отслеживать рентабельность развивающихся направлений. Для повышения оперативности и согласованности действий структурных подразделений необходимо было использование единой информационной среды. Таким образом, требовалось создание единой управляющей системы, в которой был бы реализован весь спектр функций управления, в том числе бухгалтерского и налогового учета, управления кадрами. Ориентируясь на потребности бизнеса, руководство приняло решение внедрить ERP-систему.

При выборе системы, безусловно, принимался во внимание факт присоединения к ОАО «Таттелеком» компании ОАО «КГТС», так как интеграционные процессы отражаются на механизмах управления, способах решения задач учета и бюджетирования. Задачи объединения подразумевают использование единых методик управления и единой информационной системы.

В сентябре 2003 года Министерство связи республики Татарстан совместно с руководителями ОАО «Казанская ГТС» и ОАО «Таттелеком» объявили тендер. В его рамках рассматривались системы российских и зарубежных разработчиков, а участие в нем приняли как столичные, так и региональные компании, занимающиеся внедрением ERP-систем. В результате тендера было выбрано отраслевое решение на базе системы Microsoft Axapta 3.0., разработанное компанией «АНД Проджект».

Это решение предназначено для управления финансово-хозяйственной деятельностью телекоммуникационных компаний и крупных телекоммуникационных холдингов и включает бухгалтерский и налоговый учет и отчетность, расширенный договорной учет, расширенный учет кадров, бюджетирование, гибкий инструмент для распределения затрат и финансово-управленческую отчетность. В нем учтены особенности отрасли, что позволяет создать действительно эффективную комплексной системы управления компанией.

Ряд функций в финансовом учете любой телекоммуникационной компании, например, распределение затрат, сложно реализуемы. Использовавшаяся в КГТС автоматизированная бухгалтерская система не позволяла качественно осуществить эту процедуру из-за недостаточного уровня аналитической поддержки. В свою очередь, отсутствие этой процедуры не давало объективно оценить себестоимость предоставляемых услуг. Необходимый модуль был реализован во внедренной ERP-системе. Он позволил полностью автоматизировать процедуру «попроцессного» учета затрат, что дает возможность рассчитать себестоимость в разрезе каждой услуги. Модуль позволяет создавать произвольные шаблоны распределения затрат, используя древовидный справочник параметров (натуральных показателей). Пользователь может описывать базы распределения в виде формул, в которых в качестве элементов выступают показатели справочника. Возможность настройки счетов списания и счетов назначения позволяет рассчитывать сумму, подлежащую списанию, по одним счетам, а списывать эту сумму – с других. При этом можно распределять суммы не просто на счет, а в пропорции по его аналитическим разрезам. Результат внедрения данной функциональности – прозрачность затрат в разрезе каждой услуги и возможность проводить обоснованную тарифную политику. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.2 т

Еще одна особенность телекоммуникационных омпаний проявляется в бизнес-процессах бюджетирования и планирования. Операторы связи, как правило, планируют свою деятельность на длительные периоды (год и более). Инструментом планирования в телекоммуникационных компаниях является бюджетирование. Процедура создания бюджета в данном случае усложняется тем, что бюджеты включают большое количество статей затрат. В соответствии с разработанной в компании «Казанская ГТС» методикой планирования, в ходе проекта был внедрен специализированный модуль бюджетирования, входящий в состав отраслевого телекоммуникационного решения компании «АНД Проджект». Модуль позволяет формировать бюджеты предприятия с любым количеством уровней вложенности, обеспечивая распределение бюджета как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Кроме того, с помощью данного модуля можно осуществлять план-фактный анализ отклонений. При планировании бюджета могут использоваться натуральные показатели. Модуль даст возможность вести бюджетирование как на основе планирования доходов и расходов (БДР), так и кассовым методом (БДДС): создавать бюджеты, контролировать их исполнение по центрам финансовой ответственности, а также по бюджетным инвестиционным программам.

Создание новой системы управления ОАО «КГТС» началось осенью 2003 года и проходило поэтапно. На первом этапе специалисты «АНД Проджект» начали обследование предприятия и анализ бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, а параллельно внедрили модуль «Учет основных средств». На следующем этапе проходила разработка, настройка и тестирование прототипов системы для КГТС. Этот этап занял 5 месяцев работы проектной команды и был завершен в мае 2004 года. За это время были подготовлены и перенесены в систему унаследованные данные, проведено обучение пользователей. В июне 2004 года в новой ERP-системе был подготовлен пробный баланс за первое полугодие. А с июля новая система стала использоваться в качестве единственного инструмента бухгалтерского и налогового учета. Одновременно с внедрением системы управления финансами, с мая 2004 года, «фронт работ» расширился за счет добавления автоматизации учета кадров и заработной платы, а также внедрения модуля «Бюджетирование». Внедрение решения было завершено осенью 2004 года. А с начала 2005 года система перешла в стадию поддержки. Таким образом, менее чем за год полномасштабное ERP решение было разработано, развернуто и запущено в промышленную эксплуатацию.

В результате, реализация методики бюджетирования позволила создавать и отслеживать выполнение бюджета доходов и расходов с помощью специальных инструментов управления финансами и основными средствами предприятия. Введен в эксплуатацию «попроцессный» учет затрат с возможностью оценить себестоимость в разрезе каждой предоставляемой услуги. Автоматизация учета основных фондов дала компании возможность автоматически рассчитывать НДС по введенным в эксплуатацию капитальным вложениям.

2010 год ознаменовался началом нового этапа ERP-системы в компании «Таттелеком». Для поддержания стратегии роста руководство компании принято решение о модернизации используемой информационной системы Microsoft Axapta 3.0. Рассматривались различные варианты, и после тщательного анализа было принято решение о переходе на новую версию ERP-системы Microsoft Dynamics AX 2009.

В пользу перехода на новую версию выступили результаты использования ERP-системы Microsoft на протяжении нескольких лет. Комплексная система управления ресурсами «Таттелеком» - в которой, в общей сложности, работает порядка 300 пользователей - удовлетворяет всем требованиям российского и международного законодательства. Проект перехода на новую версию и развития системы был доверен партнеру, зарекомендовавшему себя на протяжении 6 лет совместной работы - компании «АНД Проджект».

Новая версия ERP-системы удовлетворила требованиям бизнеса «Таттелеком» и позволила поддерживать стратегию развития компании. Одним из положительных эффектов от внедрения Microsoft Dynamics AX 2009 стало увеличение производительности. В рамках проекта широко применен дополнительный функционал, разработанный компанией Microsoft специально для новой версии системы. Он позволил оптимизировать трудоёмкие бизнес-процессы, ранее предполагавшие проведение расчёта ключевых показателей вне системы с последующей их регистрацией в Microsoft Dynamics AX вручную. К таким бизнес-процессам относятся: учёт курсовых и авансовых разниц, учёт спецодежды, учёт операций, в которых «Таттелеком» участвует в качестве налогового агента.

В рамках развития ERP-системы в компании внедрены новые функции, разработанные в отраслевом решении «АНД Проджект» за время его развития с 2005 года. Обновленный модуль «Бюджетирование» позволяет использовать гибкие настройки различных бюджетных моделей без дополнительного программирования. Также значительно расширена функциональность маршрутов утверждения различных документов: от плановых платежей, на основании которых формируется бюджет движения денежных средств, до заявок на оплату. Для контроля исполнения обязательств поставщиков используется функциональность учета спецификаций к договорам.

Особое место занимают обновленные формы первичных документов и оптимизированная система отчетности, разработанная в решении «АНД Проджект» на базе Microsoft Dynamics AX 2009. Одной из новинок является принципиально новое решение в части филиального учета, которое позволяет значительно сократить трудозатраты на регистрацию операций внутрихозяйственных взаиморасчетов. На данный момент компания «Таттелеком» имеет 7 филиалов в различных регионах Республики Татарстан, поэтому упрощение филиального учета в ERP-системе является весомым результатом нового внедрения.

Общий срок проекта составил всего 7 месяцев. За это время проанализирована используемая функциональность, подготовлены предложения по оптимизации бизнес-процессов в новой системе, разработан прототип, проведено обучение пользователей и произведен ввод новой системы в эксплуатацию. При этом в соответствии с пожеланием руководства предприятия запуск осуществлен без режима двойного ввода. Достижение таких результатов стало возможным благодаря повсеместному подключению к проекту не только сотрудников группы поддержки со стороны «Таттелеком», но и непосредственно ключевых пользователей: как на этапе подготовки дизайна решения, так и в процессе тестирования прототипа. Знание принципов работы системы позволяет более осознанно подходить к предложениям по оптимизации и использованию нового функционала Microsoft Dynamics AX 2009.

Подводя итог, можно отметить, что созданная на базе Microsoft Dynamics AX система уже более 7 лет позволяет оперативно планировать финансовые, материальные и человеческие ресурсы, в том числе получать данные о финансовом и хозяйственном состоянии бизнеса, технологически обеспечивать контроль за деятельностью филиалов, вести контроль за капитальным строительством, вести раздельный учет затрат, выявлять структуру себестоимости, тем самым обеспечивая базу для экономического обоснования тарифов на предоставляемые услуги, своевременно получать налоговую, бухгалтерскую отчетность, контролировать текущие и перспективные платежи, получать консолидированную отчетность, планировать и контролировать деятельность предприятия по центрам ответственности, благодаря гибкой системе бюджетирования, вести учет кадров и заработной платы. «Таттелеком» получил инструмент, с помощью которого можно значительно повысить эффективность контроля и управления телекоммуникационным бизнесом.