Заказчики: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Москва; Государственные и социальные структуры Продукт: НИР и НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)Второй продукт: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) Третий продукт: Видеоаналитика (проекты) Дата проекта: 2022/07 — 2024/11
Бюджет проекта: 2 880 000 000 руб.
|
Технология: Data Mining
Технология: Data Quality - Качество данных
Технология: Робототехника
Технология: Системы видеонаблюдения
Технология: Системы видеоаналитики
|
2022: План разработки ИИ для замены пилотов гражданских самолетов
15 августа 2022 года стало известно о том, что Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг) собирается заменить второго пилота в самолетах гражданской авиации на виртуального ассистента. Выводы об этом можно сделать из условий министерского тендера, который был размещен в Единой информационной системе в сфере госзакупок 9 августа 2022 г. Начальная цена контракта составляет 2,88 млрд руб.
Тендер подразумевает выполнение научно-исследовательской работы «Расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий», которые включают в себя создание ИИ-решений и анализ условий их применимости в самолетах транспортной категории.
На разработку виртуального ассистента в 2022 г. предлагается выделить 302,7 млн руб., в 2023 г. – 696,9 млн руб., а в 2024 г. – 1,88 млрд руб. Работы планируется проводить в пять этапов. Первый этап завершится 15 ноября 2022 г., последний – 15 ноября 2024 г.
В приложениях к заявке отмечается, что виртуальный ассистент создается для «достижения цели по цифровой и низкоуглеродной трансформации отрасли и ускоренному внедрению новых технологий, определенной Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.». Авиаробот должен будет повысить уровень безопасности транспортной системы и снизить стоимость эксплуатации воздушных судов. Уверены в Минпромторге и в экологичности разработки.
Разработать виртуального пилота необходимо и в рамках Стратегии по цифровой трансформации страны – в документах указано, что «при разработке программных и архитектурных решений комплекса бортового оборудования (КБО) ВС» требуются принципиально новые, инновационные и интеллектуальные подходы.
Исполнитель должен будет разработать порядка десяти технологий: технического зрения и нейросетевых решений, самоэшелонирования самолета на маршруте, интеллектуального управления и др. Победителю конкурса нужно будет представить демонстратор виртуального второго пилота для самолетов в виде макета универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Минпромторг полагает, что для снижения нагрузки на пилота требуется в том числе модернизация информационно-управляющего поля кабины экипажа путем его эргономической перекомпоновки с использованием визуальных, тактильных и звуковых человеко-машинных интерфейсов. Также исполнителю нужно разработать технический облик виртуального пилота и систем автоматизации КБО, которые будут обеспечивать интеллектуальную поддержку первого пилота в реальном времени со стороны бортовой автоматики и наземных служб.
Потребуется помимо всего прочего провести интеграцию воздушных судов с виртуальным ассистентом в будущую систему управления воздушным движением. После разработки таких технологий, уверен регулятор, уже в 2030-е гг. удастся перейти к одночленному экипажу на коммерческих самолетах. Коммерческая авиация является частью гражданской авиации[1].