Заказчики: Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: Системы документооборота Продукт: Практика СЭДВторой продукт: PostgreSQL СУБД Дата проекта: 2012/03 — 2016/12
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
|
Содержание |
С 2011 года правительство Москвы развивает систему электронного документооборота на базе продукта "Практика", подключая к ней ведомства и бюджетные учреждения.
СЭД позволяет госслужащим обмениваться информацией между собой и вести работу с обращениями граждан. Руководители органов исполнительной власти также имеют возможность просматривать и визировать документы вне стен офиса посредством использования мобильной версии.
*2016: Миграция с Oracle на Postgres
В мае 2016 года подконтрольный московскому правительству ИТ-подрядчик "Электронная Москва" решил провести миграцию массива информации из системы электронного документооборота правительства Москвы "с целью перехода на новую технологическую платформу и повышения уровня отказоустойчивого хранения информации системы из электронного документооборота".
По состоянию на май 2016 года московская СЭД работает на базе Oracle 11g Enterprise Real Application Cluster. Целевой системой выбрана PostgreSQL, говорится в документации.
Исполнителем работы стала компания "Системы документооборота-Техцентр"[1]. Сумма контракта - 41,8 млн рублей. Метавселенная ВДНХ
В цену включено "обеспечение возможности оперативного восстановления работоспособности", для чего исполнитель должен разместить компоненты программно-аппаратного комплекса со всей информацией из СЭД не менее чем в двух территориально разнесенных ЦОДах на период 8 месяцев.
Миграция прикладной системы с одной СУБД на другую в случае больших объемов данных и поэтапного переключения подразумевает параллельное существование двух систем на период перехода, - говорит Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional. - В одном из проектов миграции, который выполняла компания Postgres Professional, нам совместно с разработчиками электронного документооборота удалось значительно сократить срок параллельной работы двух систем. Однако в данном случае объемы данных значительны и большое количество пользователей, поэтому в течение продолжительного времени системы будут работать параллельно |
По данным ТЗ, к московской СЭД по состоянию на май 2016 года подключено 66 тысяч пользователей, в ней хранится 100 млн документов объемом 110 ТБ.
2014: Развитие проекта внедрения СЭД
В апреле 2014 года в ДИТ Москвы сообщили, что в результате развития проекта к СЭД подключены все органы исполнительной власти города и 1,8 тыс. государственных учреждений (поликлиники, школы и др.). Количество пользователей электронного документооборота превысило 46 тыс. человек. По мнению сотрудников ДИТ - это самая крупная в России государственная система документооборота.
По расчётам чиновников, исключение бумаги из деловой переписки и отказ от услуг фельдъегерей, вкупе с переходом на электронный документооборот, экономят городу около 100 млн рублей в год.
2013: Перевод в СЭД нормативно-правовых актов
После окончания внедрения СЭД в 2012 году Департамент информационных технологий Москвы планировал заняться разработкой и добавлением в систему модулей с расширенным функционалом, в первую очередь для создания и движения нормативно-правовых актов, рассказывал TAdviser глава ведомства Артем Ермолаев.
По его мнению, модульность дальнейшей системы позволит более четко формулировать потребности ИТ-систем города.
По состоянию на 2013 год с помощью СЭД было нельзя поставить резолюцию на том ли ином документе, все это делалось на бумажных носителях. "Одной из ключевых проблем перевода нормативно-правовых документов в СЭД является снижение количества согласований между ведомствами, коих может насчитываться до сотни", - говорил Ермолаев.
Одним из первых нормативно-правовых документов в СЭД планировалось перевести постановления правительства города.
При этом, Ермолаев был уверен, что абсолютно все документы в СЭД перевести не удастся. "Еще одна проблема - документы с грифами "секретно" и "для внутреннего" пользования", - продолжал он. - Их тоже довольно много и основная задача, стоящая перед нами - не допустить их утечек".</blockquote>
По состоянию на 2013 год к системе документооборота было подключено около 12 тысяч столичных чиновников. "До конца года мы подключим и остальных. Всего нас 21 тысяча", - говорил он. Оставшиеся неподключенные - это люди, которые будут работать с системой по схеме "прием-отправка" документов и не принимать решающего участия в создании документов.
2011-2012: В облако переедут все
С новой СЭД на базе решения "Практика" в правительстве Москвы начали работать в апреле 2011 года. Поначалу ее использование велось в пилотном режиме небольшим количеством человек. В сентябре 2011 года был проведен тендер на 40 млн рублей по обеспечению органов исполнительной власти Москвы доступом к СЭД, который выиграла «Электронная Москва», после чего число пользователей системы резко пошло вверх.
В феврале 2012 года с «Электронной Москвой» был заключен еще один госконтракт - на сумму порядка 145 млн рублей. В рамках него к СЭД планировалось подключить еще примерно 10 тысяч пользователей. По словам директора департамента информационных технологий Москвы Артема Ермолаева, в этом же году должен был быть проведен еще один конкурс, чтобы охватить СЭД оставшихся пользователей. «Второй контракт, по сути, является пролонгацией первого. Выиграть его другой компании сейчас было бы затруднительно», - говорил Ермолаев.
По данным на апрель 2012 года, к системе электронного документооборота правительства Москвы было подключено около 4 тысяч пользователей. Сюда входили сотрудники аппарата мэра и правительства Москвы, а также свыше десятка органов исполнительной власти. Общее число пользователей в правительстве города превышало 25 тысяч человек, и все они со временем должны были перейти на использование СЭД.
По словам Ермолаева, СЭД позволила перевести в электронный вид порядка 75% документооборота. Сокращение затрат на бумаге, принтерах и картриджах для них позволило экономить правительству города свыше 16,5 млн рублей в год. Время доставки документов между органами исполнительной власти сократилось с трех дней (при доставке «Почтой России») и половины дня (доставка курьером) до 3 секунд.
Для работы руководителей органов исполнительной власти Москвы с новой СЭД ДИТ закупил планшеты iPad 2. Еще одна крупная закупка аналогичных планшетов была проведена для руководителей префектур.
В ДИТ также говорили, что для использования в правительстве Москвы решение "Практика" было существенно переработано.
«Зоопарк» Лужкова
В ДИТ рассказывали, что до начала использования СЭД на базе "Практики" в правительстве Москвы существовал целый «зоопарк» разных решений: в общей сложности насчитывалось 5-6 систем, мало интегрированных между собой. Создание СЭД для правительства города началось при предыдущем мэре Москвы Юрии Лужкове в рамках программы «Электронная Москва». Ее первый виток стартовал в 2003 года и был рассчитан на пять лет. Затем программу продлили до 2011 года.
В середине 2011 года Контрольно-счетная палата опубликовала итоги своей проверки расходования средств по информатизации Москвы за 2008-2010 и первую половину 2011 года. В них говорилось о выявлении финансовых нарушений на сумму 282 млн рублей и объеме неэффективно использованных средств свыше 4 млрд рублей. Там же отмечалось, что запланированная СЭД так и не была создана.
Артем Ермолаев говорил, что первые СЭД были попыткой хоть как-то автоматизировать работу городского правительства. Они распространялись лишь на несколько управлений аппарата правительства - общее число пользователей не превышало 1 тысячи человек, а функционал этих систем затрагивал лишь документооборот (нынешняя СЭД позволяет также организовать и делопроизводство). Одно из этих решений в 2008 году внедряла «Энвижн Груп», выигравшая соответствующий контракт на сумму свыше 100 млн рублей.
После смены мэра Москвы на Сергея Собянина было принято решение отказаться от старых СЭД и перейти полностью на новое решение. По словам Артема Ермолаева, в ДИТ сочли нецелесообразным развивать разрозненные системы, оставшиеся от предшественников, и решили создать централизованное общегородское решение.
Ермолаев говорил, что перевести правительство на электронный документооборот требовалось в сжатые сроки, за которые было сложно просчитать все риски и развернуть решение на своей стороне со всей инфраструктурой, поэтому было решено пойти по пути аутсорсинга СЭД как услуги. В 2012 году старые СЭД уже практически не использовались[2].