Миллиардную закупку для создания «умной» транспортной системы в Нижегородской области придется проводить заново. Найдены нарушения
Заказчики: Центр развития транспортных систем Нижегородской области Нижний Новгород; Государственные и социальные структуры Продукт: Проекты на базе технологий интернета вещей (IoT)Дата проекта: 2020/11
Бюджет проекта: 999 568 673 руб.
|
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
|
Содержание |
Миллиардную закупку для создания «умной» транспортной системы в Нижегородской области придется проводить заново. Найдены нарушения
ФАС в декабре рассмотрела и вынесла решения по жалобам на миллиардную закупку Центра безопасности дорожного движения (ЦБДД) Нижегородской области на создание в регионе центра управления интеллектуальной транспортной системой. Всего на тендер поступило четыре жалобы, указано на портале госзакупок: от «Ростелекома», «Швабе» (от лица «Швабе-Москва»), «Единой национальной диспетчерской системы» (ЕНДС) и нижегородской «Аэль-РТС инжиниринг».
Жалоба, которую подавала «Аэль-РТС инжиниринг», была отозвана, а остальные ФАС признала частично обоснованными, как видно на портале госзакупок[1]. Так, антимонопольная служба признала обоснованными доводы «Ростелекома» о том, что техзаданием не определены объёмы работ, и о том, что заказчик не должен был объединять в закупку технологически и функционально несвязанные работы – создание объекта капитального строительства и создание интеллектуальной транспортной системы.
Ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, не позволяющее участникам определить объем работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения государственного контракта, - пришла к выводу комиссия ФАС, рассмотревшая жалобу «Ростелекома». |
Также ФАС признала заказчика нарушившим правила заключения контрактов из-за того, что в закупочной документации нет сметы на проектирование и строительство объекта. Комиссия антимонопольной службы сочла, что действия ЦБДД, не разместившего проект сметы контракта, нарушают закон о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка осуществления госзакупок товаров, работ, услуг). Последнее влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. рублей.
Согласились в ФАС и с доводами «Ростелекома» о том, что в тендерной документации ненадлежащим образом установлен объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Жалобу «Швабе» рассматривала комиссия Нижегородского УФАС России. Она также пришла к выводу, что были неправомерно объединены в один предмет закупки работы по капитальному строительству и поставка оборудования с внедрением элементов информационной транспортной системы. Указанные товары, работы образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо однородными признаками, не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, считает комиссия.
Этот же пункт комиссия Нижегородского УФАС России сочла обоснованным и в жалобе «Единой национальной диспетчерской системы». Кроме того, в рамках исполнения госконтракта необходимо, в том числе, осуществить поставку радиоэлектронной продукции и ПО. Однако в тендерной документации не установлены условия допуска товаров, работ, услуг в соответствии с законом, указано в решении комиссии.
В результате ФАС решила выдать ЦБДД, уполномоченному органу, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений закона о контрактной системе. Также материалы дела будут переданы соответствующему должностному лицу управления контроля размещения государственного заказа ФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В Министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области сообщили TAdviser, что ЦБДД объявит новую закупку в начале 2021 года.
Изменения будут вноситься с учетом всех выявленных надзорным органом нарушений и замечаний. Кроме того, дополнительно будут проработаны вопросы, указанные в жалобах, для исключения повторных обращений в УФАС со стороны участников торгов, - сказали в ведомстве. |
Ранее на участие в закупке поступили две заявки: от ФГУП «Свэко», подведомственного ФСО, и концерна «Вега». Подробнее о том, как проходил тендер см. в блоке ниже.
Проведение тендера, жалобы
Центру безопасности дорожного движения (ЦБДД) Нижегородской области не удалось с первого раза найти поставщика для создания в регионе центра управления интеллектуальной транспортной системой, за который он готов был заплатить почти 1 млрд рублей[2]. Это следует из протокола подведения итогов тендера, опубликованного на портале госзакупок 10 декабря 2020 года.
Кроме того, на закупку поступило сразу несколько жалоб в ФАС, из-за чего ЦБДД Нижегородской области не смог бы заключить контракт с поставщиком, даже если бы выбрал его – антимонопольная служба заблокировала возможность заключения договора на время рассмотрения жалоб.
В рамках проекта необходимо создать объект капитального строительства и оснастить его оборудованием с элементами интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления транспортным движением, следует из технического задания. Проект разделен на пять этапов, реализация которых планируется к завершению к 1 июня 2024 года.
На тендер поступили две заявки участников: от ФГУП «Свэко», подведомственного ФСО, и концерна «Вега». Обе они были допущены до участия, но вторые части этих заявок заказчик признал несоответствующими своим требованиям. В результате аукцион был признан несостоявшимся.
А жалобы в ФАС на тендер поступили в декабре от четырех организаций, указано на портале госзакупок: «Ростелекома», «Швабе» (от лица «Швабе-Москва»), «Единой национальной диспетчерской системы» (ЕНДС) и нижегородской «Аэль-РТС инжиниринг».
Вопросов к тендерной документации у этих организаций набралось немало. Так, «Ростелеком», например, просивший рассмотреть его жалобу именно в центральном аппарате ФАС, изложил, что в ТЗ не определены объемы работ, в закупку объединены технологически и функционально несвязанные работы, отсутствует проект сметы. Кроме того, нарушены правила разъяснения положений документации и установлены неисполнимые требования в контракте, сочли в компании.
У «Ростелекома» возникли сомнения, в том числе, по поводу цены закупки.
Начальная цена контракта определена заказчиком, исходя из доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом сведения о представленных коммерческих предложениях позволяют утверждать, что стоимость работ превышает один миллиард рублей, – пишет представитель «Ростелекома» в своей жалобе. |
В «Ростелекоме» полагают, что размещение процедуры закупки путем «занижения» начальной цены контракта направлено исключительно на ограничение возможности обжалования действий заказчика участниками данных процедур в центральном аппарате ФАС. Согласно письму ФАС от 13.10.2015, его центральный аппарат рассматривает жалобы на действия госзаказчика при осуществлении закупок от 1 млрд рублей и выше.
В жалобах от других участников доводы частично перекликаются с изложенными «Ростелекомом». Например, о включении в одну закупку технологически и функционально не связанных работ – создание объекта капитального строительства и поставку оборудования с внедрением элементов интеллектуальной транспортной системы.
А в жалобе «Швабе» также, к примеру, указано, что заказчик неправильно привел номер распоряжения правительства Нижегородской области, которое служит основанием для создания центра управления интеллектуальной транспортной системой. Приведенное в ТЗ распоряжение регионального правительства касается строительства инфекционного корпуса на территории одной из нижегородских больниц и никак не связано с предметом контракта, говорят в «Швабе».
Один из доводов жалобы «Аэль-РТС инжиниринг» – документация о закупке с начальной ценой контракта почти в 1 млрд рублей носит исключительно общий характер.
Положения и конкретные требования к выполняемым работам/услугам, товарам отсутствуют. Количественный объем поставляемых товаров, работ, услуг полностью отсутствует. Требования к ИБ полностью отсутствуют. Перечислены исключительно названия модулей подсистемы, но наполнение не определено, – перечисляет «Аэль-РТС инжиниринг». |
От пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области не удалось оперативно получить комментарии о том, когда планируется заново провести тендер, и какие замечания из жалоб будут учтены. А в ФАС не смогли оперативно уточнить статусы рассмотрения всех жалоб по состоянию на 11 декабря. На портале госзакупок у всех жалоб еще указан статус «рассматривается».
Но, похоже, жалобы уже были рассмотрены. В «Ростелекоме» сообщили TAdviser, что антимонопольная служба признала обоснованными большинство их доводов и выдала заказчику предписание об устранении нарушений.
Трудно однозначно ответить на вопрос нашего участия в аукционе в будущем. Все будет зависеть от новых условий закупки. Проект затратный, требуется тщательный просчет экономического обоснования, - заявили TAdviser в «Ростелекоме». |
Ранее «Ростелеком» уже выполнял работы, связанные с транспортной системой Нижегородской области: компания реализовала проекты фото-видео-фиксации и весогабаритного контроля на дорогах. В сентябре 2020-го «Ростелеком» заключил контракт с ЦБДД на услуги по предоставлению каналов связи для АПК «Безопасный город» региона в 2021 году.
«Аэль-РТС инжиниринг» в ноябре заключила с ЦБДД госконтракт на услуги по предоставлению информации с мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств, зафиксированных на автомобильных дорогах Нижегородской области. А в феврале она стала поставщиком услуги техподдержки программного комплекса системы видеонаблюдения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный Город» Нижегородской области.
«Швабе» тоже сотрудничала с регионом по транспортной линии, правда, с ЦБДД контрактов не заключала, судя по данным из реестра закупок этой организации в базе юрлиц «Контур.Фокус». В 2014 году, например, «Швабе» сообщала о поставке высокотехнологичных пешеходных светофоров в областной центр и город Богородск Нижегородской области.
У ЕНДС также не находится ранее заключенных контрактов с ЦБДД в базе «Контур.Фокус». Но она, к примеру, ранее оснащала парк пассажирских автобусов Нижнего Новгорода оборудованием ГЛОНАСС, внедряла навигационно-информационную систему «Навигатор ПАТП».