Заказчики: Энергетическая сбытовая компания Башкортостана (ЭСКБ) Подрядчики: ICL Soft (АйСиЭл Софт, ранее ICL Solutions) Продукт: ICL: ЭнергобиллингНа базе: Microsoft Dynamics AX Дата проекта: 2014/03 — 2014/12
|
Содержание |
Задачи проекта
ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана», входящее в состав ОАО «РусГидро», включает 9 межрайонных отделений, 61 участок, которые созданы по принципу взаимодействия с сетевыми организациями. По итогам 2014 года клиентская база Общества составила 1 351 340 потребителей, 1 302 906 – бытовые потребители (8,8% электроэнергии) и 48 434 юридические лица (91,2% потребления). Компания является Гарантирующим поставщиком по реализации электрической энергии для конечных потребителей на территории Республики Башкортостан.
До настоящего момента в сбытовых компаниях РусГидро не было единой информационной системы – так сложилось исторически, что каждая энергосбытовая компания решала этот вопрос индивидуально, – рассказывает начальник департамента развития энергосбытовых технологий ЭСК РусГидро Александр Филатов, – это создавало сложности в процессе работы. К тому же используемые программы не в полной мере соответствовали ужесточившимся требованиям к информационным системам, обеспечивающим основные бизнес-процессы компании. Было решено оптимизировать автоматизированную систему расчетов и создать для всех гарантирующих поставщиков новое программное обеспечение которое заменит множество локальных систем биллинга в структуре управляемых обществ ОАО «ЭСК РусГидро».
Требования законодательства к уровню клиентского сервиса стали катализатором для российских энергетических компаний в области работы с потребителями электроэнергии. Повышение требований к качеству обслуживания подтолкнуло компании выстраивать процессы, смещая фокус от взаимоотношений с клиентом к самому клиенту. Клиент должен стать не просто строкой в договоре, а ключевой фигурой.
«Программному обеспечению в энергетической отрасли предстоят значительные эволюционные изменения. Мы столкнулись с этим, внедряя CRM в центрах обслуживания клиентов энергетических компаний. Различный подход к организации данных порождает ряд технических проблем и просто недостаток данных о потребителе при интеграции с биллинговыми системами. В нашем случае ООО «ЭСКБ» принял стратегическое решение, ведь основное отличие новой системы состоит в архитектуре данных», - комментирует Марат Шарафетдинов, руководитель проекта со стороны ICL-КПО ВС.
Для того, чтобы процесс реализации клиентоориентированной стратегии проходил наиболее эффективно, руководством компании ООО «ЭСКБ» было принято решение о внедрении новой комплексной системы биллинга.
Основными целями проекта по внедрению решения стали:
- повышение эффективности Компании за счёт унификации и автоматизации бизнес-процессов сбытовой деятельности и упрощения процедур передачи данных между подразделениями Компании;
- обеспечение прозрачности деятельности Компании для руководства, инвесторов и для компании в целом;
- повышение качества и надежности энергоснабжения потребителей;
- повышение качества обслуживания потребителей.
Ожидаемые от проекта эффекты были направлены в первую очередь на повышение удобства клиентов ООО «ЭСКБ». Предполагалось, что добиться этого позволит обеспечение и улучшение дополнительных каналов обслуживания и альтернативных способов оплаты. Кроме того, в проекте была заложена интеграция с 13-ю смежными системами.Метавселенная ВДНХ
Ход проекта
Выбор решения проходил путем открытого тендера согласно политике Компании. К партнерам предъявлялись высокие требования: наличие опыта реализации аналогичных проектов (или отдельных компонентов проекта) за последние три года, наличие в штате исполнителя сертифицированных специалистов по управлению проектами, системному инжинирингу, защите информации, продукту Microsoft Dynamics АХ.
Оптимальное сочетание цены и качества оказываемых услуг, предложенных ICL-КПО ВС, а также глубина экспертизы и профессионализма специалистов команды, привели руководство ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» к окончательному выбору.
Итог проекта
Для решения всех поставленных руководством компании целей, специалисты компании ICL создали информационную систему управления сбытом электроэнергии на основе единой интегрированной базы данных.
Решение было успешно интегрировано с 13-ю смежными системами:
- Система приема платежей от кредитных организаций;
- Система взаимодействия с сетевыми предприятиями;
- Система «Mobil+» (работа с СМС сообщениями);
- Система «MoBill.CallCenter»;
- ЛКК;
- СД – Энергия;
- Рассылка счетов по э/почте Emailsender;
- Система взаимодействия с Республиканским центром социальной поддержки населения;
- Система СНРГ;
- Обмен данными по социальным нормам
- Архив счетов-извещений;
- Администрации муниципальных образований.
- Прием показаний абонентов через мобильные телефоны посредством USSD запросов.
Специалистами компании ICL была произведена полная автоматизация бизнес-процессов сбыта электроэнергии. Продукт включил в себя механизм соотнесения потребления электроэнергии, начисления и полученной оплаты с отслеживанием и учётом несоответствия между ними. В системе были предусмотрены механизмы создания автоматических оповещений о наступающих событиях, например, в соответствии с договорными обязательствами, сроками отчётности
Минимизация времени принятия решений в производственных процессах ООО «ЭСКБ», повышение адекватности принимаемых решений обеспечивается с помощью средств быстрого создания отчётов и выборок, а также запланировано внедрение аналитической подсистемы для возможности аналитической обработки данных.
Исключение вероятности совершения ошибок и влияния человеческого фактора на работу системы было обеспечено благодаря возможности определения и ограничения полномочий и прав каждого пользователя.
Решение по автоматизации бизнес-процессов сбыта электроэнергии создано на базе платформы Microsoft Dynamics AX2012.
В результате проекта централизованная автоматизированная система учета реализации электрической энергии была разработана, протестирована и подготовлена к тиражированию в 70 участках сбытовой компании Башкортостана. Проект по внедрению специалисты компании ICL реализовали в кратчайшие сроки, несмотря на то что заказчик выдвинул исполнителю очень высокие требования к будущему информационному продукту. Данное решение смогло помочь изменить концепцию деятельности ЭСКБ, сделав центровым звеном клиента. Новый программный комплекс позволяет использовать единую базу данных потребителей электроэнергии для всех гарантирующих поставщиков. На практике, клиенты обслуживаются в любом удобном для них офисе своего региона, а не по адресу прописки, как это происходило ранее. Система автоматически контролирует уровень дебиторской задолженности потребителей, создает оповещения о долге за электроэнергию, а также обладает массой других достоинств.
В пользу новой системы говорит и то, что она делает прозрачными все текущие процессы деятельности энергосбыта, а также содержит полноценную и многофункциональную единую базу потребителей, – подчеркнул Александр Филатов.
Внедрение системы обеспечило повышение оперативности и качества работы с абонентами, снижение трудозатрат и сокращение издержек на управление, а также усиление контроля над основной деятельностью Компании. Сотрудники отделений ЭСКБ, которые сейчас осваивают ее специфику, отмечают высокий уровень автоматизации всех процессов: графики, заявки и уведомления теперь не нужно заполнять вручную, как было прежде. Система создала необходимые условия для повышения эффективности, доли интеллектуального производительного труда и снижения трудозатрат на рутинные операции при ведении Компанией сбытовой деятельности.