2012/05/28 23:11:56

Андрей Бурин: Лавинообразный спрос на ИТ в регионах - это реальность

В современной России именно госсектор на протяжении последних нескольких лет генерирует мощный спрос на средства автоматизации и услуги по внедрению ИТ-систем. Андрей Бурин, руководитель направления целевых программ департамента по работе с госсектором « ФОРС», рассказал в интервью TAdviser об опыте компании по работе с госзаказом, а также об актуальных тенденциях в этой сфере.

Обзор TAdviser "ИТ в регионах России 2012"

TAdviser: Как давно ФОРС занимается автоматизацией госсектора? Насколько приоритетен для вас этот сегмент? Какой объем выручки приходится на долю госзаказов?


Андрей Бурин: Первые проекты в госсекторе ФОРС осуществил еще в 1991 году – на заре автоматизации в нашей стране. С годами накапливалось все больше опыта, наращивалась экспертиза, ширился спектр предлагаемых нами услуг. И сегодня среди наших заказчиков – крупнейшие федеральные министерства и ведомства, региональные и муниципальные органы власти, которые ставят перед нами как задачи по автоматизации своей внутренней деятельности, так и сложные интеграционные задачи по обеспечению взаимодействия с внешними системами и ресурсами. Причем, если раньше подавляющее большинство таких проектов выполнялось нами в Москве, то в последние годы мы стали все активнее развивать свою деятельность в регионах. В первую очередь, это связано с созданием региональных сегментов электронного правительства, проекты по которым послужили началом комплексной региональной информатизации.

Что касается доли госзаказов в нашей выручке, то год от года она остаётся примерно на одном и том же уровне – порядка 50-65 %.

TAdviser: Конкретно в плане государственных предприятий и органов власти – какова экспертиза ФОРС? Какие проекты вам приходится там чаще реализовывать – инфраструктурные, интеграционные, заказные разработки?

Андрей Бурин: Наша экспертиза покрывает все потребности государственных заказчиков – от поставки программного обеспечения и его разработки на заказ до внедрения, интеграции и сопровождения. Важно, что сегодня мы можем предложить не только ПО, но и полностью готовые к работе, преднастроенные высокопроизводительные вычислительные комплексы класса Oracle Engineered Systems, а также другие виды оборудования Oracle/Sun. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 15 т

Исторически проекты в госсекторе начались с заказных разработок, когда требовалось автоматизировать тот или иной процесс, а готовых программных продуктов не было. Постепенно задачи усложнялись, появлялись новые потребности, связанные с поиском информации внутри систем, ведением статистической отчетности, сбором, хранением и анализом данных, обеспечением информационной безопасности и т.д. Так постепенно происходил процесс, который позже назовут «лоскутной автоматизацией». Его большим недостатком явилась разрозненность систем, их несовместимость между собой, вследствие чего данные дублировались, искажались и по-разному интерпретировались. Возникла потребность в интеграции и главное – появились новые технологии и подходы, которые позволяли это сделать. Таким образом наступил очередной эволюционный этап в ходе всеобщей информатизации. Но жизнь не стоит на месте и предлагает нам новый вызов – как снизить стоимость владения, сократить издержки и одновременно повысить производительность систем? То есть, на первое место выходят комплексные инфраструктурные задачи. Решаются они при помощи различных технологий, позволяющих оптимизировать работу программного и аппаратного обеспечения, включая создание распределенных систем хранения и обработки данных, сетей VPN, виртуализацию серверов и рабочих мест и многое другое. Но это не означает, что какой-то один вид проектов полностью вытеснил все остальные. Скорее, они дополняют друг друга, позволяя комплексно решать стоящие задачи.

TAdviser: Кто ваши крупнейшие госзаказчики в органах власти? Расскажите об одном-двух недавних проектах в регионах.

Андрей Бурин: Крупный проект по построению аналитической системы и хранилища данных был нами реализован в ФМС России. По заказу Управления информатизации Правительства Москвы мы сейчас осуществляем работу сразу над несколькими проектами. Среди них – создание инфраструктуры для универсальной электронной карты москвича, комплексной многофункциональной системы по управлению городским хозяйством и ряд других. С 2008 года работаем над проектом по автоматизации задач содержания объектов дорожного хозяйства столицы (портал dorogi.mos.ru). Вообще надо сказать, что Москва стала первым городом в нашей стране, в котором автоматизация различных сфер жизни стала одной из приоритетных задач. Именно на наш город сейчас равняются регионы, тем более что у Москвы уникальный статус субъекта федерации и города одновременно.

В этом году мы объявили о завершении первого этапа проекта по созданию регионального сегмента электронного правительства в Ростовской области. До этого аналогичные проекты были сделаны в Архангельске и Петрозаводске. Всех их объединяет то, что в основе разработанных там информационных систем лежит собственное типовое решение ФОРС, которое обеспечивает предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг, отвечающее всем утвержденным стандартам в этой области, и самое главное - позволяющее нашим заказчикам самостоятельно и гибко настраивать практически любые регламенты взаимодействия. Сотрудничество с этими регионами продолжается, системы развиваются, и мы будем их поддерживать.

TAdviser: В чем особенность предлагаемого вами типового решения по автоматизации деятельности органов муниципальной и региональной власти? Какие возможности его реализация создаёт для заказчика на ближайшую перспективу?

Андрей Бурин: Ключевое отличие заключается в том, что заказчик является собственником инфраструктуры электронного правительства. Он не зависит от поставщика решения, и дальнейшее развитие системы может осуществлять самостоятельно. Помимо финансовой выгоды, есть и преимущества другого порядка. Заказчик может расширять контур электронного взаимодействия за счет подключения все новых и новых участников информационного обмена, и делать это своими силами. Разработанная нами система имеет практически неограниченные возможности масштабирования и наращивания дополнительной функциональности, а благодаря использованию промышленных технологий, стандартизованных интерфейсов может быть развернута на уже имеющейся региональной информационно-технической базе, что, несомненно, оптимизирует стоимость владения этими комплексом. Конечно, такой подход более приемлем для регионов, которые не один год занимаются автоматизацией и уже обладают элементами построенной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также не испытывают кадрового голода в молодых ИТ-специалистах и готовы развивать компетенцию в данной области.

Если провести аналогию с транспортом, то мы не просто довезли пассажира до места назначения и взяли за это деньги, а научили его водить, дали автомобиль и снарядили всем необходимым для быстрой, безопасной и комфортной езды в любую погоду и на любые расстояния.

TAdviser: Скажите, есть ли между реализованными вами проектами по созданию региональных сегментов электронного правительства в регионах какая-то разница, и, если да, то в чем она состоит? Какое влияние оказывает специфика того или иного региона на разработку решения по автоматизации (лучше на примерах)?

Андрей Бурин: Типовое решение несет уже заложенную в нём функциональность, которая потом дорабатывается в зависимости от специфики того или иного региона. Несмотря на то, что существует утвержденный на федеральном уровне стандартный набор государственных и муниципальных услуг, регламент их исполнения в каждом субъекте федерации отличается. Эти отличия проистекают из особенностей процедуры оказания услуги в каждом отдельном случае, состава участников информационного взаимодействия, различных требований к построению порталов (в части функциональности, интерфейса, структуры размещения контента, алгоритмов авторизации пользователей и т.д.), а также эксплуатируемых в регионе информационных систем.

Так, в Ростовской области на момент внедрения у заказчика уже действовали типовые Реестр и Портал государственных и муниципальных услуг, продолжались работы по развитию региональной сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг. Поэтому перед нами стояла задача предложить такое решение, которое позволило бы интегрировать все источники данных и информационные ресурсы в рамках единой промышленной технологической платформы при максимальном сохранении уже действующей ИТ- инфраструктуры и сделанных в неё инвестиций.

В качестве еще одного примера отличий в проектах можно привести то, что и в Архангельске, и в Ростове используются комплексные варианты решения, а в Петрозаводске – только отдельные его компоненты в виде функциональных подсистем. К примеру, там мы не занимались разработкой регионального Портала - это заказчик делал сам и надо сказать, что очень успешно.

TAdviser: Как вы оцениваете эффективность конкурсных процедур применительно к ИТ проектам? Случалось ли так, что вы не одерживали победу в конкурсе, где все преимущества были на вашей стороне? Что вы бы хотели изменить в этой системе?

Андрей Бурин: Если раньше результаты конкурсов на размещение госзаказа были предсказуемы в 70-80 % случаев, то за последние 2-3 года ситуация изменилась, что можно оценивать двояко. С одной стороны – больше шансов для ИТ-компаний заключать контракты с новыми заказчиками. Но с другой – выше вероятность потерпеть фиаско там, где, казалось бы, победа очевидна. Мы не видим ничего плохого в том, что госструктуры предпочитают работать с теми подрядчиками, которых они знают и которым доверяют, предыдущий опыт сотрудничества с которыми был успешен. Такого рода «предсказуемость», на наш взгляд, совершенно справедлива. Когда студент идет на экзамен, будучи отлично к нему подготовлен, никто не удивляется полученной «пятерке». Но встречается и другое – когда конкурс проводится под конкретного «подрядчика», и условия его намеренно составляются таким образом, чтобы у других претендентов не оставалось шансов, даже когда их предложение объективно более выгодно. Так что, предвзятость и неравные условия, конечно же, есть.

Информационные системы, используемые в госсекторе – это часто уникальное, специально разработанное ПО, поэтому и поддерживать их должен тот, кто максимально полно отвечает критериям квалификации и качества работ. Сторонней компании будет гораздо трудней обеспечить услуги по сопровождению на высоком уровне, чем разработчику - ведь сначала нужно разобраться с самой системой и её функциональностью. Хотя и здесь встречаются демпинговые предложения со стороны новых игроков. И тогда часто бывает так, что, победив по условиям конкурса, качественную услугу они так и не могут предоставить, но зато вовлекают заказчиков в затяжные разбирательства, вплоть до судебных процессов, а в итоге никто из этого ничего не получает. Заказчик остается без своевременного и качественного решения задач, а поставщики несут убытки.

Выход нам видится во внесении таких принципиальных изменений в действующий закон о госзакупках, чтобы демпинговать было не выгодно или даже невозможно. Так, к примеру, нужно обязательно вернуть положение о том, что при получении права на ведение крупных проектов должен учитываться масштаб бизнеса соискателя – его обороты должны быть сопоставимы с суммой контракта, а также при выполнении высокотехнологичных работ необходимо максимально эффективно использовать критерий квалификации и качества, предъявляемые к участникам размещения заказа, а не отдавать предпочтение ценовому критерию. Тогда будет создан надежный механизм для предотвращения появления на рынке ИТ-компаний, готовых искусственно занижать цены при отсутствии опыта, необходимого для реализации крупных проектов.

TAdviser: По вашим оценкам, как растет спрос на ИТ-услуги в регионах? Какого рода решения будут там наиболее востребованы – порталы, системы электронного взаимодействия, аналитические системы?

Андрей Бурин: Лавинообразный спрос на ИТ в регионах - это уже реальность. Главным драйвером этого процесса стало создание инфраструктуры для региональных сегментов электронного правительства. Следует отметить, что, несмотря на то, что многие субъекты РФ пользуются типовыми решениями при реализации подобных проектов, это никак не снижает спрос на информационные системы, автоматизирующие отдельные функции учреждений и ведомств в регионах. Обе эти тенденции развиваются одновременно на двух разных уровнях, взаимно дополняя и усиливая друг друга. К примеру, если начинали с внедрения простых систем электронного документооборота, то сегодня уже требуется принципиально иной класс систем для поддержки принятия решений - BPM, BI, ECM. Эта потребность сформировалась буквально в последние годы, в том числе, вместе с развитием региональных ситуационных центров, которые уже не могут быть просто хорошими залами для проведения оперативных совещаний. Для эффективной организации их работы нужен специализированный инструментарий для сбора, хранения, консолидации, анализа информации и главное – прогнозирования в разрезе различных показателей деятельности. Поэтому трудно выделить что-либо одно – сейчас востребованы все виды решений, поскольку каждое нацелено на специфический вид задач.

TAdviser: Какие новые продукты и услуги вы планируете развивать для внедрения в регионах?

Андрей Бурин: В портфолио ФОРС – целый спектр собственных готовых решений, позволяющих регионам быстрыми темпами осуществить автоматизацию различных областей деятельности. Среди них следует, прежде всего, выделить типовые, наиболее востребованные наши решения для создания:

  • регионального сегмента электронного правительства;

  • системы электронного документооборота и ведения архивного хозяйства;

  • региональной комплексной информационно-аналитической системы, позволяющей осуществлять сбор, мониторинг и анализ данных по различным направлениям деятельности региона;

  • комплексной системы управления городским хозяйством, которая может внедряться как комплексно, так и покомпонентно – в зависимости от приоритетов той или иной сферы для города. Решение позволяет создать единую систему объединенной диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства города, которая будет постоянно развиваться за счет подключения новых услуг.

Кроме того, мы предлагаем мобильные решения, обеспечивающие доступ к порталам госуслуг или корпоративным системам учреждений посредством мобильных устройств, решения в области информационной безопасности, а также интегрированные вычислительные комплексы для развертывания самой современной ИТ-инфраструктуры. Сейчас мы работаем над созданием облачных версий своих решений. Думаем, что уже в скором времени мы будем оказывать услуги по переносу региональных информационных систем в облака.