TAdviser: Как бы вы охарактеризовали состояние российского рынка HRM-систем? Каковы, на ваш взгляд, прогнозы его развития? Ощущается ли влияние кризиса на рынке HRM-систем?
Андрей Шабанов: В условиях глобального финансового кризиса компании сокращают расходные статьи бюджетов. Как следствие, сокращаются и затраты на закупку новых информационных систем, в том числе и HRM-систем. В рамках процесса по сокращению издержек организации могут увольнять сотрудников и, в частности, HR-персонал. Мне кажется, не стоит строить иллюзий: спрос на новые HRM-системы в любом случае будет снижаться.
С другой стороны, конечная цель внедрения любой HRM-системы заключается в снижении издержек и оптимизации кадровых процессов предприятия. Вести кадровое делопроизводство и выполнять прочие HR-функции по-прежнему необходимо, но делать это вручную, как правило, слишком накладно. Поэтому мне кажется, что те разработчики, которые сумеют четко обосновать экономическую эффективность своих продуктов, получат во время кризиса серьезное конкурентное преимущество. Компания UCMS Group не занимается продажами HRM-систем, а предоставляет доступ к ним в аренду в рамках концепции SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга). Отличительной чертой этой концепции является прозрачность и предопределенность инвестиций заказчика в процессе жизненного цикла использования системы. В условиях финансового кризиса это обстоятельство крайне важно, и я уверен, что SaaS-системы резко увеличат свою рыночную долю уже в ближайшем будущем.
TAdviser: По данным исследований аналитических компаний, таких как Gartner и Forrester, использование корпоративного ПО в модели SaaS очень популярно во всем мире. При этом самыми популярными SaaS-продуктами являются CRM- и HRM-системы. В какой степени эти утверждения справедливы для российского рынка? TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Андрей Шабанов: Насколько мне известно, на отечественном рынке сейчас присутствуют около 10 провайдеров различных SaaS-решений. Конечно, это мизерное количество для такой большой страны, как Россия. С другой стороны, около 70% из этих провайдеров работают именно на CRM и HRM – рынках, так что можно сказать, что именно эти классы продуктов чаще всего реализуются с помощью концепции SaaS. В принципе, такая ситуация довольно логична. В отличие от того же ERP, системы HRM и CRM проще реализовать в рамках SaaS, поскольку эти классы продуктов не требуют серьезной заточки под конкретного клиента и легко реализуются с помощью веб-технологий.
До начала финансового кризиса российский рынок действительно относился к модели SaaS очень настороженно. В компании UCMS Group мы выделяем несколько основных причин такой ситуации. Во-первых, еще пару лет назад у многих компаний (особенно региональных) просто не было технических возможностей использовать программное обеспечение через удаленный веб-доступ. Во-вторых, организации до сих пор опасаются использовать SaaS из-за возможных проблем, связанных с информационной безопасностью. И, в-третьих, основная целевая аудитория SaaS – компании среднего бизнеса – стали проявлять потребность в автоматизации кадровых процессов сравнительно недавно.
Но главная причина невысокой популярности SaaS находится в другой плоскости. Дело в том, что до наступления кризиса перед организациями не стояла задача строгой экономии ресурсов. Деньги на автоматизацию выделялись регулярно. Они могли приобрести любую информационную систему в свою собственность, не подсчитывая такие фундаментальные метрики, как совокупная стоимость владения (TCO) или возврат инвестиций (ROI). Теперь же ситуация будет меняться.
В условиях кризиса мне кажется принципиально важным выделить одно из преимуществ модели SaaS, а именно – отсутствие необходимости в масштабных единовременных инвестициях на закупку лицензий. Учитывая сегодняшние трудности с ликвидностью, получением кредитов и привлечением инвестиций, данный фактор может стать определяющим в процессе выбора HRM-системы.
TAdviser: Российские разработчики HRM-систем тоже приходят сегодня на рынок SaaS. Есть ли какие-то принципиальные различия между отечественными и зарубежными поставщиками и предлагаемыми продуктами?
Андрей Шабанов: Мы искали своих конкурентов на рынке SaaS. Единственная, по нашим данным, HR-система, которая еще предлагается в России по модели SaaS – это БОСС-Кадровик, но мы не слышали о каких-то крупных внедрениях этой системы по данной модели.
В России компания UCMS Group – пионер в этой области. Мы первые начали предлагать подобные услуги на российском рынке еще в 2005 году. Наша флагманская система Quinyx WorkForce имеет широкую функциональность и может применяться в компаниях любого размера.
Если сравнивать системы отечественных и зарубежных поставщиков, то отечественные системы хорошо приспособлены под российский бухгалтерский учет. Это всегда было и, наверное, всегда будет. Однако нельзя не отметить, что зарубежные разработчики также активно работают в этом направлении.
Преимущества продуктов от глобальных разработчиков, и в том числе Quinyx WorkForce, расположены в функциональной плоскости, и в частности, в «продвинутых» функциях по управлению персоналом. Мы называем такие функции Soft HR («мякгий» HR), поскольку они практически никак не регламентированы российским законодательством. Такие функциональные области, как управление талантами, подбор персонала и обучение качественнее реализованы в западных продуктах и спрос на них все время повышается.
Добавлю, что сама компания UCMS Group является иностранным разработчиком только наполовину. Мы действительно работаем в целом ряде европейских государств и позиционируем себя как глобальную компанию, однако наш головной R&D-офис располагается в Москве. В этом смысле, мы ближе к российским заказчикам, чем те же компании SAP или Oracle.
TAdviser: Ваша компания оказывает услуги, как по аренде HRM-системы, так и по аутсорсингу расчета заработной платы. Какая из этих двух услуг более востребована сегодня на рынке?
Андрей Шабанов: Компания UCMS Group предоставляет услуги по аутсорсингу бизнес-процессов (BPO) в сфере кадрового делопроизводства и расчета заработной платы еще с 1995 года. Тогда на российском рынке мы работали под другим именем. В то время мы были первой подобной компанией на рынках Восточной Европы, стран СНГ и Балтии. Система Quinyx WorkForce была предложена заказчикам в качестве отдельного сервиса немного позднее.
Поэтому совершенно неудивительно, что направление аутсорсинга кадрового администрирования и расчета заработной платы является для нас на данный момент более развитым. Каждый месяц специалисты UCMS Group выполняют кадровое администрирование и расчет заработной платы для 80 тыс. сотрудников, работающих на 450 предприятиях по всему миру. До кризиса услуги по предоставлению в аренду нашей HRM-системы шли в основном в «праздничном наборе» с нашими основными BPO-услугами. Фактически мы давали клиентам доступ к системе Quinyx WorkForce как некий бонус к аутсорсинговым услугам.
Однако сейчас мы стремимся сделать SoD (программное обеспечение по требованию, Software on-Demand, синоним SaaS) основной услугой, мы даже вкладываем в эту аббревиатуру другой смысл - Service on Demand. Продукция нашей компании – это сервис. Сейчас некоторые заказчики видят нас как софтверную компанию, поскольку мы разрабатываем свой программный продукт и активного продвигаем решения на его основе. Мы же считаем себя компанией, которая предоставляет услуги. Мы не предоставляем доступ к конкретной HRM-системе, мы предоставляем доступ к комплексному решению, которое включает в себя услуги по аренде конкретного инструментария HRM-системы и сервисы по аутсорсингу бизнес-процессов. При таком подходе у нашего заказчика появляется возможность выбора: во-первых, он может полностью передать на аутсорсинг расчет зарплаты и кадровое администрирование, и тогда все эти неключевые бизнес-процессы мы возьмем на себя; во-вторых, он может самостоятельно управлять конкретными процессами в удаленном режиме с помощью нашей системы Quinyx WorkForce, доступ к которой мы предоставляем на условиях SaaS; и в третьих, выбрать комплексное решение, включающее оба варианта. На сегодняшний день такая смешанная модель предоставление услуг является уникальной для российского рынка.
TAdviser: Кто, на ваш взгляд, основной потребитель HRM-систем по модели SaaS в России в настоящее время? Можете ли Вы охарактеризовать своих клиентов по масштабу бизнеса и отраслевой принадлежности?
Андрей Шабанов: Компании, которые имеют больше 10000 сотрудников, предпочитают не пользоваться услугами аутсорсинга (как BPO, так и SaaS) у внешних компаний. Зачастую в таких холдингах имеются свои сервисные центры, которые и предоставляют такую услугу всем компаниям холдинга. Наша целевая аудитория в России состоит из компаний размером от 1 до 10000 человек, хотя наиболее типовой клиент – это организация, в которой работает от 500 до 1000 сотрудников.
Большинство наших заказчиков имеют западных владельцев и инвесторов. Отмечу, что среди наших клиентов присутствуют локальные представительства компаний из списков Fortune 500 и даже Fortune 100.
Отраслевой специфики у наших клиентов я не вижу. Мы обслуживаем компании абсолютно различного масштаба, структуры и сферы деятельности. Специфика HRM такова, что нам практически все равно, кого автоматизировать. В том случае, когда кадровое делопроизводство заказчика имеет какую-то отраслевую специфику, мы проводим необходимые доработки в функционале системы. Но наша практика показывает, что такие случаи происходят крайне редко, как правило, процессы управления персоналом строятся по универсальной модели в соответствии с требованиями российского законодательства.
TAdviser: Какие требования к HRM-системе предъявляет сегодня заказчик? Отличаются ли эти требования для покупаемой и арендуемой системы?
Андрей Шабанов: Конечно, определяющим фактором в условиях кризиса является стоимость владения системой. Широкая функциональность системы является вторым ключевым требованием. Выше я уже отмечал, что в последнее время заказчики уделяют повышенное внимание автоматизации продвинутых и неформализованных HR-областей, таких как подбор персонала, аттестация или обучение.
Кроме того, у каждого конкретного клиента могут быть какие-то специфические требования. Например, если у него уже была система, которая устраивала его по функционалу, но не устраивала по производительности, то одним из важных требований будет «похожесть» на старую систему. При этом надо помнить, что любая, даже самая лучшая система автоматизирует максимум 80% работы, а 20% все равно останутся на ручной труд.
К системе, работающей по модели SaaS, предъявляются дополнительные требования по обеспечению безопасности и бесперебойности работы. При покупке офлайновой HRM-системы данные требования также возникают, однако они имеют значительно меньший вес, и оказывают меньшее влияние на выбор того или иного продукта и зачастую решаются силами отдела ИТ самого заказчика
TAdviser: Возможна ли полноценная интеграция арендуемой HRM-системы с ERP-системой, используемой в компании?
Андрей Шабанов: Интеграция возможна, и мы ее делаем. Как правило, клиенты просят создавать бухгалтерские проводки в формате той системы (например, SAP, Scala, 1С и т.п.), которая стоит у заказчика. Это одна из наших стандартных услуг. Более сложная интеграция возникает тогда, когда у заказчика уже есть своя система расчета зарплаты, а ему требуются HR-услуги по аутсорсингу этого расчета. Но интеграцию такого рода мы тоже делаем.
TAdviser: Как осуществляется администрирование системы Quinyx WorkForce? Были ли инциденты, связанные с удаленным использованием системы за время ее работы?
Андрей Шабанов: Перед тем, как непосредственно ответить на этот вопрос, я позволю себе небольшую ремарку. У многих заказчиков действительно возникают опасения за безопасность, однако они крайне редко бывают оправданы. Дело в том, что у SaaS-провайдера значительно больше возможностей обеспечить безопасность и отказоустойчивость системы, поскольку она централизованно размещена в крупном центре обработки данных вместе с инсталляциями других заказчиков. Как следствие, мы имеем более широкие возможности по обеспечению безопасности, чем организация-заказчик, которая размещает сервера у себя. И более того, даже если какие-то инциденты будут происходить, заказчики имеют право взыскать ущерб в соответствие с соглашением об уровне сервиса. Фактически мы принимаем на себя все риски, связанные с безопасностью и отказоустойчивостью, которые ложатся на заказчика в случае самостоятельного размещения системы.
Все инсталляции наших систем размещаются в крупных центрах обработки данных, которые надежно защищены программно, технически и физически, и даже мы сами не имеем к ним свободного доступа. Администрирование системы осуществляется в удаленном режиме. Кроме того, у нас внедрена система управления качеством по ИСО 9001, в которой прописаны процедуры управления данными и информационной безопасности.
Основная проблема, которая может возникать, это слабость Интернет-каналов у заказчика. Конечно, мы пытаемся оптимизировать работу системы, однако надо понимать, что мы не можем делать это бесконечно в ущерб функционалу и интерфейсу продукта.
Поскольку мы используем несколько центров обработки данных, то они частично зеркалируют друг друга на случай каких-то аварийных ситуаций. Таким образом, в случае выхода сервера из строя у нас есть «горячие» сервера для быстрого восстановления системы. Однако пока у нас не было инцидентов, которые повлекли бы за собой необратимые последствия.
TAdviser: В каком направлении вы видите развитие системы Quinyx WorkForce в ближайшее время?
Андрей Шабанов: Наиболее активное развитие сейчас наблюдается в направлениях «мягкого» HR. Это непрерывный и практически бесконечный процесс. Отмечу, что большая часть наших ресурсов нацелена именно на развитие, а не на поддержку существующей системы.
Нам приходится делать продукт очень гибким. С самого начала разработки продукт Quinyx WorkForce разрабатывался с учетом модели SaaS и был ориентирован на работу с законодательствами различных регионов и государств. Наше решение выгодно отличается от конкурентов отсутствием «наследственных болезней», которые зачастую ограничивают возможности развития системы.
В основе логики Quinyx WorkForce располагаются принципы многослойности и модульности. В системе имеется основное ядро, на которое накладываются программные слои с бизнес-логикой. В этих слоях может быть заложена специфика страны, специфика региона или специфика индустрии, вплоть до специфики конкретного клиента. Таким образом, когда меняется, например, алгоритм расчета зарплаты на уровне страны, мы просто редактируем один слой, и все наши клиенты автоматически переходят на работу по новому алгоритму. Если клиент просит нас о каких-то доработках системы, мы сразу смотрим, нельзя ли эти изменения внести на более глубокий слой (например, на уровень индустрии или региона, а то и всей страны). Многие глобальные изменения в нашей системе появились именно таким образом.