Большие данные в электронной коммерции
В любой отрасли — туризм, финансы, спорт или розничная торговля — сегодня трудно представить бизнес без присутствия в Интернете в том или ином виде. Всемирная паутина дала возможность достучаться до каждого, а значит, расширить свою клиентскую базу стало просто как никогда. Но как собирать и где хранить информацию о клиентах? Как быстро и эффективно использовать большие объемы данных для принятия решений? Давайте обсудим, как с помощью Big Data привлечь клиентов, повысить рентабельность бизнеса и качество бизнес-аналитики.
Содержание |
Что может дать Big Data?
Информация о клиенте — вот за что не жалко отдать обе половины царства. И Big Data дает ответы на многие животрепещущие вопросы о заказчике: что он купил и что хотел бы купить, что ему понравилось, а что нет, когда он совершал покупки, как расплатился. И даже больше: персональные данные (адрес, пол, возраст), интересы (какие сайты посетил, кто в друзьях), активность (когда выходит в Интернет, что там ищет, какие отзывы оставляет) и многое другое.
Анализ такой информации — это шанс понять, нравится ли бренд покупателям. Готовы они покупать еще и еще или их следует немного «подтолкнуть» скидками и другими бонусами? Ответы на эти вопросы помогут создать идеального клиента. Того, который всегда готов купить товар по любой цене, активен в сообществах в социальных сетях, заинтересован в развитии бренда и рассказывает всем о понравившейся продукции.
К 2014 году каналов воздействия на клиента стало так много, что приходится использовать инструменты для их объединения. В туризме, например, давно существуют платформы, которые охватывают все аспекты организации путешествий: от планирования до заказа поездок. Туристы могут выбрать места в самолете, отель, достопримечательности, которые стоит посетить, и многое другое — все это в одном месте. Удобно, правда? Самое интересное, что и не только для пользователей. Такой подход делает весь процесс простым и эффективным также для всех остальных участников турбизнеса: авиакомпаний, отелей, туроператоров и т. д.
Однако с технической точки зрения это все — огромный объем информации. Обработка такого количества данных одновременно была невозможной еще несколько лет назад. Но на 2014 год нет никакой проблемы в том, чтобы предоставить клиенту персонализированный сервис на основе данных о его предпочтениях. И подать все в виде понятного и простого интерфейса, с которым даже ребенок справится.
Что в этом полезного?
Вот несколько примеров того, как можно получить конкурентные преимущества, используя Big Data:
- Персонализация — анализируя информацию о клиенте можно предложить решения, разработанные для конкретного пользователя. Получая конкурентное преимущество в глазах клиента и не тратясь при этом на улучшение качества продукта.
- Динамическое ценообразование — анализ данных о рынке позволит установить самую привлекательную цену для конкретного клиента. Иногда получить доверие в будущем гораздо важнее и выгодней, чем максимальная прибыль прямо сейчас.
- Обслуживание клиентов — Big Data поможет создать у заказчика чувство собственной значимости. Он сможет убедиться, что продавцу не все равно. Ведь покупатель получит именно то, что хочет.
- Трекинг — возможность уведомлять клиентов о том, где их заказ, в каком состоянии и когда он дойдет до них.
- Прогнозный анализ — с Big Data становится возможным предугадывать события до того, как они произойдут, и делать необходимые приготовления или изменения.
Помимо всего прочего Big Data сейчас используют еще и для воздействия на клиентов на эмоциональном уровне. Клиенту дают понять, что он особенный, создавая тем самым между ним и брендом определенную связь. Это в прямом смысле слова культивирует лояльность.Импортозамещение ПО в России: ключевые поставщики, крупные проекты, оценки и перспективы. Обзор TAdviser
Хорошим примером такого подхода может служить приложение, разработанное для бренда одежды Free People, которое обеспечило компании рост продаж на 38%. Приложение позволяет пользователям обсудить последние коллекции, поделиться своими фото в новых нарядах в Pinterest и Instagram, голосовать за самые лучшие снимки. Такое естественное взаимодействие очень эффективно. Без сомнения, это отличный вариант монетизации накопленных данных, и мы еще не раз сможем увидеть как ритейлеры и социальные платформы помогают друг другу достучаться до клиента.
Информационная перегрузка — это выгодно?
Все уже привыкли к тому, что найти хоть какую-нибудь действительно полезную информацию очень сложно. В блогах, социальных сетях люди всегда рады прочитать что-нибудь интересное. И именно благодаря инструментам Big Data теперь есть возможность предложить пользователю именно те факты, которые были отобранные специально для него на основе данных о предыдущих заказах, поисковых запросах, «лайках» в соцсетях и т. д.
Возьмем, к примеру, бизнес, связанный со спортом и фитнесом. Эта отрасль очень быстро развивается. Во многом благодаря успеху приложений, объединивших теорию и практику здорового образа жизни.
Будущее e-commerce — это объединение персональных целей (скинуть пару кило) с теорией (изучить новый курс тренировок) и коммерцией (купить новые кроссовки и тренажеры). Идеальное приложение не только даст общие рекомендации по тренировочным программам. Оно позволит пользователю заказать нужные спорттовары или другие продукты прямо здесь и сейчас. А продавец, основываясь на данных из таких приложений, сможет предложить клиенту персональные скидки, членство в клубе, программы лояльности и многое другое.
Хорошо это или плохо, но обслуживать клиентов, основываясь на их личных предпочтениях, сегодня можно только с помощью Big Data. Большие корпорации нанимают целые команды разработчиков, которые изучают их бизнес и создают уникальные приложения. Представители малого и среднего бизнеса используют более общие готовые решения. Но у всех цель одна — дать клиенту то, что он хочет, помогая тем самым e-commerce расти, развиваться и процветать.