2025/02/25 15:00:00

Вагоностроение в России


Содержание

Промышленное производство в России

2024: Рост производства грузовых вагонов на 17% до 74,9 тыс. единиц

В 2024 году в России было произведено 74,9 тыс. магистральных грузовых вагонов широкой колеи. Это на 17,2% больше по сравнению с показателем за 2023-й, когда было выпущено 63,9 тыс. штук. Такие данные приводятся в отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстат), с которым TAdviser ознакомился в конце февраля 2025 года.

В общем объеме произведенных вагонов в 2024 году на полувагоны пришлось примерно 29 тыс. единиц, что на 45,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, выпущено 19,8 тыс. хопперов (плюс 5,8% в годовом исчислении) и 12,7 тыс. цистерн (плюс 48,2%). Вместе с тем производство платформ год к году снизилось на 36,1%, составив 7,5 тыс. единиц.

Производство грузовых вагонов в России за год выросло на 17%

В 2024 году в России изготовлено 338 магистральных электровозов, что на 7,6% больше по сравнению с предыдущим годом. Выпуск маневровых и промышленных тепловозов уменьшился в годовом исчислении на 0,3% — до 291 штуки. Изготовлена 281 секция магистральных тепловозов, что на 28,9% больше по сравнению с 2023 годом.ИИ в госсекторе: Перспективные сценарии и план для начала использования 6.5 т

В отчете также сказано, что объем производства пассажирских железнодорожных вагонов составил 1651 единицу: это на 1,8% меньше, чем в 2023 году. А производство трамвайных пассажирских самоходных (моторных) вагонов подскочило в годовом исчислении на 43,9%, достигнув 472 штук.

Как отмечает РБК, РЖД предлагает переориентировать вагоностроительные предприятия на производство более актуальных и дефицитных вагонов, например, хопперов-минераловозов и хопперов-зерновозов, а также вагонов повышенной грузоподъемности. В отраслевом агентстве Rollingstock Agency полагают, что в 2025 году производство грузовых вагонов в России может не превысить 60 тыс. единиц, а сокращение ожидается по многим видам продукции.[1]

2023

Производство железнодорожных локомотивов и вагонов в России за год выросло на 24% и достигло 73,9 тыс. штук

В 2023 году объем производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава в России составил 73,9 тыс. единиц. Это практически на четверть — на 24% — больше по сравнению с предыдущим годом, когда было выпущено 59,6 тыс. локомотивов и вагонов. Такие данные приводятся в исследовании AnalyticResearchGroup, результаты которого опубликованы 18 февраля 2025 года.

Значимыми драйверами отрасли являются крупные проекты по разработке новых моделей локомотивов и вагонов. Так, «Уральские локомотивы» представили новый грузовой электровоз 3ЭС8, который способен тянуть поезда массой до 7,1 тыс. тонн на сложных горных участках Транссибирской магистрали. Для удовлетворения спроса на обновление железнодорожной инфраструктуры компании «Трансмашхолдинг» и «Синара — Транспортные Машины» продолжают расширять производство локомотивов и путевой техники. При этом старение парка вагонов является одной из основных проблем российской железнодорожной отрасли: средний уровень износа такой техники составляет 57% на 2022 год.

Производство железнодорожных локомотивов и вагонов в России за год выросло на 24%

По оценкам Росстата, в РФ в 2023 году было произведено 314 магистральных электровозов, что на 2,2% меньше по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем выпуск магистральных тепловозов поднялся в годовом исчислении на 23,2%, составив 218 единиц. Кроме того, в 2023-м в России произведено 1,7 тыс. пассажирских вагонов, что соответствует росту на 16,9% по отношению к 2022-му. Выпуск грузовых вагонов увеличился на 26,6% год к году — до 63,6 тыс. единиц.

В исследовании AnalyticResearchGroup сказано, что в РФ наблюдается значительный рост спроса на грузовые вагоны со стороны операторов: в 2023 году было реализовано 64,1 тыс. единиц, что на 28% больше, чем годом ранее. В частности, продажи крытых вагонов выросли в 4,4 раза, а спрос на хопперы увеличился в 2,3 раза.[2]

Рост производства пассажирских вагонов на 16,9% до 1,7 тыс. единиц

Производство пассажирских железнодорожных вагонов в России увеличилось на 16,9% в 2023 году, достигнув 1,7 тыс. единиц. О существенном росте в транспортном машиностроении в ноябре 2024 года сообщили официальные статистические органы.

По данным Росстата, декабрьский выпуск пассажирских вагонов составил 302 единицы, что на 26,4% превышает показатели декабря 2022 года. Наиболее значительный рост зафиксирован в производстве вагонов-цистерн — на 60,2% за год, достигнув 8,6 тыс. единиц.

Производство пассажирских вагонов в России за год выросло на 16,9%

Успешные результаты продемонстрировал сегмент метровагонов, где производство увеличилось на 51,9% и составило 562 единицы за год. Существенный рост отмечен в выпуске магистральных тепловозов — увеличение на 23,2% до 218 секций.

Тем не менее, в некоторых сегментах наблюдается снижение показателей. Производство электровозов сократилось на 2,2% до 314 единиц, выпуск полувагонов уменьшился на 6,5% до 19,9 тыс. единиц, а железнодорожных платформ — на 12,5% до 11,7 тыс. единиц.

В декабре 2023 года производство полувагонов продемонстрировало признаки восстановления, увеличившись на 49,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и достигнув 1,9 тыс. единиц. Выпуск тягового подвижного состава в последний месяц года составил 48 единиц.

Отрасль показывает уверенный рост в сегменте пассажирского транспорта и специализированных вагонов, что отражает изменение приоритетов в развитии железнодорожного машиностроения России. Общий годовой объем производства тягового подвижного состава достиг 532 единиц, сформировав базу для дальнейшего развития отрасли.

Выпуск железнодорожных платформ в декабре 2023 года превысил ноябрьские показатели на 20,6%, что свидетельствует о восстановлении динамики производства в данном сегменте к концу года.[3]

Названы крупнейшие в России производители поездов

В 2023 году российские предприятия выпустили 314 магистральных электровозов, что на 2,2% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда объем производства составлял 321 единицу. Такие показатели в конце июня 2024 года обнародовала аналитическая команда RollingStock.

Крупнейшим производителем магистральных электровозов по итогам 2023 года стал «Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ), входящий в состав «Трансмашхолдинга». Предприятие выпустило 173 машины против 178 в 2022 году. На втором месте располагаются «Уральские локомотивы», у которых объем поставок в годовом исчислении снизился со 128 до 119 штук. Замыкает тройку «Коломенский завод» («Трансмашхолдинг») с 22 электровозами против 15 в 2022 году.

В сегменте магистральных тепловозов объем производства в 2023 году составил 218 секций, тогда как годом ранее было изготовлено 177 единиц такой техники. Лидирует «Брянский машиностроительный завод», который входит в состав группы «Трансмашхолдинг»: предприятие выпустило 214 секций против 173 секций в 2022 году. Еще четыре секции (как и годом ранее) поставил «Коломенский завод».

Объем производства маневровых тепловозов в 2023 году составил 299 единиц против 280 годом ранее. Таким образом, рост в годовом исчислении зафиксирован на уровне 7,9%. Лидером в данном сегменте является «Брянский машиностроительный завод» с 238 единицами техники.

В исследовании также отмечается, что в течение 2023 года российские предприятия изготовили 309 трамваев, что на 17% больше по отношению к 2022-му, когда объем выпуска равнялся 264 единицам. В тройку лидеров входят «ПК Транспортные системы» с долей 49,8%, УКВЗ с 38,5% и «Уралтрансмаш» с 11,7%.

Российскими предприятиями за 2023 год выпущены 63,6 тыс. грузовых вагонов, в частности 19,9 тыс. полувагонов, 11,7 тыс. платформ, 8,6 тыс. цистерн, 18,7 тыс. хопперов и 4,3 тыс. крытых вагонов.[4]

Рост продаж грузовых вагонов на 28% до 64,1 тыс. штук

В 2023 году в России было продано 64,1 тыс. грузовых вагонов, что на 28% больше, чем годом ранее. Такие данные союз «Объединение вагоностроителей» (ОВС) опубликовал в январе 2024 года.

Согласно представленной статистике, реализация крытых вагонов на российском рынке по итогам 2023 года выросла в 4,4 раза в сравнении с 2022-м и составила 4,7 тыс. единиц. Хопперы тоже показали рост спроса у операторского сообщества. Их, по сравнению с 2022 годом, реализовано в 2,3 раза больше, до 18,5 тыс. единиц. Платформы на спаде спроса, реализация их сократилась на 18%, до 12 тыс. штук. Спрос на полувагоны тоже снизился: 2023 году реализовано на 19,7 тыс. единиц, что на 2% меньше чем годом ранее.

В структуре выпуска доля самого массового рода – полувагонов – по итогам 2023 года составила 30,7%. По подвижному составу 25 тс на полувагоны пришлось 53,8%. В исследовании отмечается, доля вагонов с осевой нагрузкой 25 тс составляет 28%, до 18,1 тыс. штук, рост по сравнению с 2022 составляет 46%.

Что касается производства комплектующих, выпуск цельнокатаных колес снизился на 6% (до 1542 единиц), по другим категориям — вагонные оси, рамы, балки и подшипники — зафиксирован рост. За 2023 год в России было реализовано 386,6 тыс. кассетных подшипников, показатель вырос на 72%. Причем в спросе отечественные комплектующие, доля реализованной в 2023 году импортной продукции – 15%. Согласно данным ОВС, зарубежные поставки сокращались в течение всего 2023 года.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что фактором сдерживания спроса выступает цена, которая резко выросла в 2023 году: инновационный полувагон стоит 5,1–5,3 млн рублей без НДС, тогда как еще в 2020 году некоторые крупные покупатели могли приобрести его за 2,7–2,8 млн рублей.[5]

2022: Производство вагонов в России выросло на 6%

В 2022 году производство типовых вагонов в России выросло на 6%. Всего за указанный период было выпущено более 50 тыс. грузовых вагонов. Такие данные в июне 2023 года привел первый замглавы «Ростеха» и председатель наблюдательного совета союза «Объединение вагоностроителей» Владимир Артяков.

«
Это говорит о том, что экономика страны приспособилась к новым условиям, растет активность грузоперевозок. Это в очередной раз подтверждает, что отрасль грузового вагоностроения является одной из самых технологически независимых, - сказал он, комментируя итоги работы отечественной вагоностроительной отрасли.
»

Производство вагонов в России за год выросло

Отдельно Владимир Артяков отметил поддержку отрасли со стороны органов власти и правительства, которая в совокупности с мерами, предложенными отдельными вагоностроительными предприятиями и Объединением вагоностроителей, позволила справиться с санкционными ограничениями. Результатом такой совместной работы стало обеспечение минимального порога выпуска грузовых вагонов и сохранение рабочих мест.

Среди других значимых для рынка достижений 2022 года Артяков назвал появление в линейке отечественной продукции четвертой инновационной тележки с нагрузкой 25 тонн на ось. Кроме того, дан старт проектированию скоростной грузовой тележки, осваиваются смежные рынки по производству универсальных контейнеров, танк-контейнеров и рефконтейнеров, продвигается экспорт нашей продукции на «пространство 1520», добавил он.

Отмечая сложности, с которыми столкнулась вагоностроительная отрасль, Владимир Артяков назвал нехватку комплектующих – кассетных подшипников, которая затронула производство инновационных вагонов. В то же время, как пояснил представитель «Ростеха», предприятия прилагают максимум усилий для выправления ситуации.

«
К концу апреля этого года нашими совместными усилиями удалось почти полностью восстановить прежний объем отгрузок: за четыре месяца поставлено более 140 тысяч кассетных подшипников, - добавил он.[6]
»

2020: Сокращение производства вагонов в РФ на 29%, до 56,2 тыс. штук, рейтинг производителей - Infoline

Производство вагонов в России в 2020 году сократилось на 28,7% относительно 2019-го и составило 56,2 тыс. штук. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Infoline.

Указанное количество вагонов было поставлено в РФ и страны «пространства 1520» (где ширина железнодорожной колеи совпадает с российской и составляет 1520 мм). Выпуск полувагонов, самого массового типа подвижного состава, сократился на 42,2% (до 21,8 тыс. шт.). На 21,3% (до 11,9 тыс. единиц) сократилась закупка фитинговых платформ, на 21,9%, (до 7 тыс.) — зерновозов. При этом закупки цистерн в 2020 году выросли на 73,7%, до 6,4 тыс., а крытых вагонов — на 60,3%, до 5 тыс. Плановое списание вагонов по итогам года составило 22,9 тыс. единиц.

НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) в 2020 году осталась крупнейшим производителем грузовых вагонов на «Пространстве 1520», поставив на рынок России и стран дальнего и ближнего зарубежья 16,6 тыс. вагонов (-20% к 2019-му). По итогам 2020 года компания является третьей в мире по производству грузовых вагонов после китайской CRRC и американской Greenbrier. «Уралвагонзавод» (УВЗ) в 2020 году сократил производство более чем на 40%, до 10,7 тыс. вагонов.

Выпуск грузовых вагонов крупнейшими производителями в России и в мире, тыс. ед.

По словам экспертов, вторая половина 2020 года оказалось позитивнее прогнозов, что связано в том числе со снижением цен, к которому прибегли производители в четвертом квартале. При этом специалисты говорят, что не понятно, как вагоностроители справятся с поставками по низким ценам с учетом подорожания металла.

По данным Росстата, в 2020 году производство пассажирских вагонов в России выросло на 21,3%, до 2 тыс. единиц. Выпуск грузовых вагонов сократился на 28,3%, до 57,1 тыс. единиц. Также уменьшился выпуск локомотивов: электровозов на 13,9%, до 342, тепловозов на 17,7%, до 233.[7][8]

Примечания