Джурджулешты (порт)
Свободный порт Джурджулешты представляет особую ценность для внешней торговли Молдавии. Учитывая то, что страна лишена выхода к морю, данный порт является её основным логистическим центром, так как обеспечивает Молдавии выход в Чёрное море через Дунай.
Содержание |
Основная статья: Экономика Молдавии
На 2024 в Джурджулештах существует два порта:
- Международный порт
- Государственный порт
2024: Румыния начала переговоры с ЕБРР о покупке Международного порта
Правительство Румынии одобрило начало переговоров с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о покупке международного порта в Джурджулештах.
На порт претендует компания Аdministra ia Porturilor Maritime, которая находится в ведении министерства транспорта Румынии. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Глава пресс-службы правительства Молдавии Даниел Водэ заявил, что речь идет только о продаже Международного порта, которым управляет ЕБРР, в то время как есть ещё Государственный порт в национальной собственности.
Однако чиновник не уточнил, что Государственный порт Джурджулешты практически не работает, из-за чего Молдавия несет убытки и вынуждена транспортировать свою продукцию более дорогостоящим сухопутным путем.
Во владении румынской компании уже находятся газотранспортные сети Молдавии, также идут переговоры о приватизации Бухарестом энергосетей страны.
Ранее в правительстве Румынии также заявляли о том, что молдавская сторона не будет субъектом переговоров в сделке с ЕБРР. После этого в офисе Санду прозвучали робкие голоса, что без правительства Молдовы переговоры не должны проходить, но едва ли их мнение кого-либо волнует, писал канал "Рыбарь".
Это в том числе освободило Молдавию от зависимости от близлежащих портов — украинского Рени и румынской Констанцы.
В итоге румыны устраняют так и не состоявшегося конкурента в лице Молдавии.
2021: ЕБРР выкупает порт за 1000 евро
После череды судебных исков, арестов и разбирательств в мае 2021 года владельцем порта стал ЕБРР. С учетом обременений актива, сумма сделки составила всего 1000 Евро. В ЕБРР эту информацию опровергли, но отказались называть сумму сделки.
Эта сделка имеет ключевое значение для установления контроля над товарными потоками Молдавии. Контроль порта ставит в зависимость от европейских акционеров логистическую систему государства.
2006: Украина передала Молдавии 430 метров побережья на Дунае и Пруте для строительства порта
В 2006 году Украина передала Молдавии 430 метров побережья на Дунае и Пруте для строительства порта.
2004: Azpetrol предпринимателя Рафика Алиева получает контроль над портом
С 1990-х годов порт был предметом повышенного интереса региональных криминальных структур. В 2004 году его обладателями стали компании Azertrans SRL, Azpetrol SRL и Azpetrol Refinery SRL, принадлежащие азербайджанской группе Azpetrol предпринимателя Рафика Алиева.