2022/11/30 20:33:27

Импортозамещение систем WMS: сложности и перспективы



Статья входит в обзор TAdviser "Системы управления складом (WMS)".

Содержание

2023: «Импортозамещение — это просто путь, который всем нужно преодолеть»

Несмотря на то, что с ухода зарубежных вендоров прошло больше года, импортозамещение по-прежнему остается актуальным вопросом. Ожидается, что тренд в сторону замены зарубежных WMS-систем остается на горизонте 2-3 лет. При этом рынок, вероятно, продолжит активный рост, поскольку после ухода западных компаний исчезли многие ограничения, поставленные их головными офисами.

WMS23_(8).png

 

«
Можно отметить, что сократилось количество продуктов, которые могут выбрать клиенты. Однако нужно понимать, что в последние несколько лет рынок WMS-решений и так состоял преимущественно из продуктов российского производства. По разным оценкам доля отечественного ПО доходила до 80%. Также начался сложный процесс перестроения интеграторов, которые традиционно не имеют собственного ПО и внедряли ПО западных поставщиков. Им пришлось заключать новые партнерские соглашения, изучать непривычное для себя ПО и, как следствие, совершать ошибки «первых шагов». Помимо этого, выросла нагрузка на всех остальных игроков рынка. Подавляющее большинство его участников оказалось не готово даже на уровне оценки проекта и заключения контрактов, — прокомментировал Артем Долгих, директор по развитию бизнеса AXELOT.
»

Несмотря на ограниченный выбор продуктов в отрасли автоматизации, российские WMS много заимствовали от зарубежных основателей этой отрасли и за последние 10 лет очень сильно ушли вперед. К примеру, в компании «Ярус» сообщили, что в их компании проблем с софтом не наблюдается. Единственная сложность — оборудование, поскольку западные нишевые решения (например, ТСД для морозильных камер), пока что не заменить.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 15.5 т

Также на рынке пока что нет аналогов высокопроизводительным WMS-системам, которые раньше были представлены зарубежными вендорами. Кроме того, некоторые новые технологии, которые только начинали появляться на российском рынке, такие как роботизированные системы или очки дополненной реальности, также пока не имеют аналогов в российских разработках. Создать такие решения в короткие сроки – определенный вызов для отечественных ИТ-компаний, говорит Анна Корчминская, заместитель генерального директора, директор департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг».

Другая проблема в сфере — растущий кадровый голод на стороне заказчиков, вызванный с одной стороны миграционными процессами, с другой – ростом стоимости человеческих ресурсов. Одной из важнейших тенденций является снижение зависимости от любого персонала, минимизация затрат на обучение нового сотрудника, оптимизация количества работников склада.

Артем Долгих (AXELOT), отмечает, что мало просто импортозаместить продукт, нужно еще и импортозаместить сервис вокруг него:

«
Для клиента при выборе подрядчика также важно, чтобы он мог стабильно воспроизводить успешный результат — и это уже про внутренние инструменты, позволяющие сохранять и использовать знания, применять системный подход при организации работ и передаче задач и проектных особенностей между подразделениями, обеспечивать многоступенчатый контроль качества и общую проактивную позицию. Уровень лидеров отрасли заключается в том, что ты предоставляешь гарантированно качественную услугу, именно это привлекает твоего клиента. Автоматизация – это, в первую очередь, вопрос повышения эффективности и качества управления, поэтому ответственный бизнес не может позволить себе не управлять рисками и выбирает гарантированное качество.
»

Он также отметил, что незаменимых WMS нет, и замена всех западных аналогов — вопрос времени.

Дмитрий Блинов, основатель и управляющий директор ГК LogistiX, считает, что никаких проблем с импортозамещением нет:

«
Это просто путь, который всем нужно проделать — путь понятный и прозрачный. Те компании, которые применяли зарубежные компоненты в своих продуктах и не думали об открытых решениях, доступных для использования во время санкций, конечно, испытывают проблемы. Даже сейчас можно найти компании, которые продают абсолютно неприемлемые для заказчиков продукты, не внесенные в реестр отечественного ПО, либо из закрытого на территории РФ стека.

В таких решениях заказчики видят возможные риски в отключении от импортных инфраструктур и платформ. А компании, которые заранее адаптировали продукты под российский рынок, не имеют проблем — для них ничего не произошло, они просто перешли с одних технологий на другие.

»

Но сложности все же возникают у компаний, включая тех, которые готовились к переходу на отечественное ПО. Они связаны с IT-сервисами. Например, некоторые компании предоставляют услуги по поддержке IT-инфраструктуры заказчика. В данном случае пришлось переориентировать большое количество специалистов Windows на Linux. Это вызвало определенные затруднения, связанные с масштабированием.

Генеральный директор компании GTLogistics Иван Денисов подчеркнул риски компаний, где работают западные WMS. По его словам, основная опасность — невозможность дорабатывать системы под новые потребности бизнеса и даже легально их использовать. Именно поэтому актуально не только замещение западных решений на отечественные, но и выбор правильной системы, когда речь идет о внедрении «с нуля». Компаниям, рассматривающим зарубежные складские системы, следует помнить о высоких рисках, которые несет их внедрение. Он также добавил, что ожидает переход до 90% складских систем на российское программное обеспечение до конца 2023 года.

2022

Импортозамещение в 2022 году стало ключевым трендом для всего отечественного ИТ-рынка. Рынок WMS-систем – не исключение. Уход западных вендоров практически не оставил выбора российским компаниям. Если ситуация в санкционно-политическом плане в ближайшее время не изменится, на что рассчитывать пока не приходится, то других вариантов у компаний, кроме как проводить миграцию на отечественные разработки, не будет.

«

В глобальном смысле клиентов фактически лишили выбора. Осталось всего три варианта: заказная разработка, «» или решения локальных игроков с закрытым кодом и зависимостью от небольшой продуктовой компании, - отмечает Анна Корчминская, заместитель генерального директора, директор департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг».

»

Российские вендоры WMS фиксируют рост количества запросов от потенциальных заказчиков. Есть общее понимания, что бизнес должен развиваться, и останавливать процессы автоматизации нельзя.

«

К весне 2022 года ряд крупных государственных компаний уже завершил процесс принятия решений о переходе на отечественный софт (как мы понимаем, это процесс не быстрый). Проекты, начатые этой весной, дадут существенный рост рынка в конце 2022 - начале 2023 года, - отмечает Владимир Лыков, директор по работе с клиентами компании ЕМЕ.

»

Дмитрий Азаровский, исполнительный директор компании «Топлог», также прогнозирует продолжение роста спроса на WMS и другие программные решения для складской логистики с ориентацией на российские бренды.

«

Западное ПО в новых тендерах уже не участвует и наблюдается устойчивая тенденция замены западного ПО на российское, - подтверждает Дмитрий Филатов, директор по развитию бизнеса InStock Technologies.

»

Оценить влияние импортозамещения на рынок WMS-систем помогла бы информация о распределении долей между российскими и зарубежными решениями, которые используют клиенты в России. Объективных и актуальных данных об этом нет, поэтому TAdviser обратился к участникам рынка с просьбой озвучить их собственные оценки по этой части.

По их подсчетам, доля российских WMS-систем непрерывно росла на протяжении последних лет. Если в 2010 году соотношение импортных решений к отечественным оценивалось примерно 70/30, то к началу 2020 года оно изменилось на обратное – порядка 70% используемых решений были российскими.

На начало 2022 года, по усредненным данным, полученным от вендоров и интеграторов WMS-систем, в штучном выражении (не учитывая размер компаний) около 90% использовали российские решения. При этом доля импортонезависимого российского ПО оценивается в 75%.

Если рассматривать крупнейших клиентов WMS, то здесь ситуация противоположная. Так, по оценке «КОРУС Консалтинг», 90% крупнейших производственных компаний в России используют западное ПО. Аналогичная ситуация и в крупнейших розничных сетях страны – 12 из 15 применяют иностранные решения.

По мнению Владимира Лыкова, в 2023 году доля новых импортных внедрений будет постепенно стремиться к нулю.

«

На рынке сейчас нет новых запросов на внедрение иностранных решений, - отмечает эксперт.

»

Проблемы использования зарубежных систем

Проблема, с которой столкнулись российские компании, имеющие контракты с зарубежными поставщиками WMS, заключается в том, что в отдельных случаях вендоры некоторых западных WMS ограничили функциональность и техническое сопровождение, несмотря на имеющиеся договорные обязательства и проведенные платежи.

«

Первый негативный момент, который наступил сразу – это снижение скорости реакции технической поддержки или её полное прекращение. Для такого продукта как система управления складом, где остановка склада недопустима даже на час, это очень критичный фактор, - говорит Дмитрий Филатов, директор по развитию бизнеса InStock Technologies.

»

Следующий момент — это то, что данное ПО работает на системном программном обеспечении и СУБД Oracle и Microsoft, которое тоже сейчас недоступно для приобретения в России.

Очень серьёзные риски появились и у компаний, которые используют WMS, установленную на зарубежных серверах. В этом случае, к риску прекращения техподдержки добавляется риск отключения удалённого доступа к системе.

Помимо этого, компании в перспективе могут столкнуться с дефицитом необходимого персонала, поскольку сократится количество желающих развивать свои компетенции в решениях, которых уже нет на локальном рынке.

По мнению директора по развитию бизнеса «Акселот-Л» Артема Долгих, единственный работающий способ обойтись без замены ПО – это сильная (на уровне архитекторов вендора) внутренняя команда. Однако часть её работы в этом случае все больше будет напоминать работу «группы хакеров», уверен эксперт.

В то же время единственный правильный способ, по словам Артема Долгих, заключается в миграции на решения российских разработчиков.

Варианты замещения и сложности миграции

Миграция с зарубежного решения на отечественное — это фактически процесс внедрения заново. И, по словам экспертов, по этому поводу не нужно испытывать иллюзий. При любом внедрении приходит соблазн перетряхнуть устаревшие процессы, избавиться от ненужных модификаций, внедрить что-то новое. Поэтому, смотреть на это нужно, как на отдельный проект.

«

Важно изначально понимать, что при переходе разница между западным, промышленным ПО и текущими аналогами будет значительной. Часть задач придется решать творчески - где-то переносить разработку на сторонние системы, где-то упрощать процессы, чтобы не потерять в производительности и в качестве, - считает Анна Корчминская, заместитель генерального директора, директор департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг».

»

В то же время Дмитрий Азаровский, исполнительный директор компании «Топлог», считает, что интеграторы российских систем могут предложить, как минимум идентичную прежней, а зачастую более высокую функциональность решения в сочетании с методологией перехода на новую систему с минимальными сроками внедрения. Он отмечает, что сейчас в приоритете у заказчиков прослеживается ориентированность на снижение себестоимости владения программным продуктом, быстрые сроки запуска в эксплуатацию, технологическую независимость и безопасность.

«

Стоимость процесса перехода на новую WMS определяется конкретной ситуацией на объекте заказчика в части процессов и операций в контуре системы, интеграционных взаимодействий и отчетности. По структуре работ такой проект соответствует полноценному проекту внедрения системы управления складом.

В случае его реализации опытной командой внедрения со стороны интегратора WMS, существует возможность оптимизации срока запуска системы в опытно-промышленную эксплуатацию и связанных с этим процессом трудозатрат. Стоимость проекта без потерь по качеству обеспечивается применением отработанных алгоритмов по проектированию/воссозданию целевой технологии, а также за счет упрощения альбома проектной документации и поддержки администраторов системы заказчика на различных этапах проектных работ, - поясняет эксперт «Топлог».

»

По мнению Дмитрия Филатова из InStock Technologies, полная замена одной WMS на другую – это проект минимум на 6 месяцев и стоимостью от 10 млн рублей. Для снижения сроков запуска и стоимости проекта в компании предлагают переход на облачную WMS, которая была представлена InStock Technologies в сентябре 2022 года. По словам представителей компании, новое решение позволяет осуществить такую миграцию плавно без серьезных единовременных затрат. Оно является «полнофункциональной системой управления складом, обладает базовым функционалом и сохраняет все преимущества InStock WMS», говорится на сайте разработчика.

В компании ЕМЕ, помимо полной замены иностранной WMS на российскую, предлагают рассмотреть еще ряд вариантов. Один из них заключается в обеспечении непрерывности операций, путём установки дублирующей фоновой российской системы (BCP–решение), что позволяет минимизировать влияние сбоев на основной системе.

Другой вариант предполагает установку российского решения на региональных складах.

«

В случае отказа основной системы у нас уже есть готовое работающее решение, которое можно быстро масштабировать. Сам процесс перехода с одной WMS на другую не требует существенных затрат, в случае с системами 5-го поколения нужно только перенести остатки и логику бизнес-процессов, - говорит Владимир Лыков, директор по работе с клиентами компании ЕМЕ.

»

В компании «Акселот-Л» предлагают рассмотреть сложности, с которыми могут столкнуться компании при миграции WMS-систем на импортонезависимый стек.

Первый вариант предполагает миграцию российских кроссплатформенных решений, установленных на ПО Microsoft и Oracle. Как отмечает Артем Долгих, директор по развитию бизнеса «Акселот-Л», абсолютное большинство решений в данной категории – это решения на платформе , которые используют операционную систему MS Windows и СУБД MS SQL Server. Комбинация Linux с PostgreSQL также поддерживаются платформой 1С, поэтому миграция возможна с минимальными трудозатратами и с сохранением всех данных и доработок.

В то же время в компании советуют обратить внимание на различные плагины, которые строятся вокруг 1С. Они могут не поддерживаться в Linux / PostgreSQL. Это, например, com-объекты или скрипты для базы данных.

К первому варианту также относятся продукты, разработанные на открытых кроссплатформенных стеках – Java и .Net Core. Такие решения, как утверждают в «Акселот-Л», тоже обычно легко мигрировать с сохранением всех данных и доработок, но при условии, что никакая бизнес-логика не реализована на стороне СУБД, например на T-SQL (MS SQL Server) или PL/SQL (Oracle DB).

Второй вариант предполагает миграцию российских решений, построенных на проприетарных технологиях Microsoft и Oracle. Например, реализованные на .Net и/или с реализацией бизнес-логики на стороне СУБД, например на T-SQL (MS SQL Server) или PL/SQL (Oracle DB). Такие решения требуют довольно трудоемкого «портирования» на стек Linux / PostgreSQL, вплоть до переписывания большого количества кода и решения целого ряда оптимизационных задач под новый стек.

В этом случае необходимо обратить внимание на практический опыт применения адаптированного по стеку Linux / PostgreSQL программного обеспечения, говорит Артем Долгих. Сложность миграции со старой системы здесь оценивается как средняя (при отсутствии доработок текущий системы) или высокая (при наличии проектных доработок). В последнем случае все доработки придется повторить в новой системе, поэтому речь скорее пойдет о внедрении нового программного продукта.

И третий рассматриваемый вариант – это иностранные решения. К данной категории относятся продукты западных разработчиков из «недружественных» стран. Это логистические решения SAP, Oracle, Manhattan, Infor, GSC, PSI и другие. Здесь миграция невозможна, поэтому переход на независимое ПО представляет собой внедрение новой системы.

По мнению представителей «Акселот-Л», все компании, использующие сейчас зарубежные WMS-системы, накапливают проблемы в режиме «снежного кома» – чем дальше, тем сложнее будет перейти на новые продукты.

Еще один стимул к оперативному переходу на отечественные решения называют в «Компании КомЛайн». По словам Салавата Самарова, менеджера продуктов «Цифровая маркировка», «КомЛайн: WMS», российские решения пока стоят дешевле, но уже наметилась тенденция в удорожании и самих решений, и IT-команд.

Читайте также

Примечания