Новая инфографика охватила порядка 300 компаний - разработчиков и интеграторов ИТ-решений для цифровизации основных процессов банковской деятельности.
На карте отмечены четыре функциональных направления деятельности банка:
- Продукты и услуги,
- Продажи и обслуживание в каналах,
- Управление рисками и отчетность,
- Поддержка бизнеса.
Отдельными блоками выделены разработчики решений для построения автоматизированных банковских систем (core-banking) и для работы с данными, а также провайдеры ИТ-услуг, поставщики систем для управления ИТ-услугами и ИБ-компании, решения которых используются банками.
При подготовке новой карты мы опирались на базу знаний TAdviser, содержащую информацию о более чем 7 тыс. ИТ-проектов в финансовых организациях.
Партнерами карты выступили четыре ИТ-компании, имеющие широкий опыт в реализации проектов для банковской сферы: LANSOFT (LDM), BSS, «Кастис» и Т1.
По просьбе TAdviser, эксперты этих компаний поделились своими мнениями об особенностях цифровизации банков в России.
О приоритетных направлениях цифровизации банков
Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора «Кастис»:
На текущий момент одним из ключевых направлений развития для банков является переход на цифровой формат взаимодействия с клиентами всех категорий. Как правило, они создают для этого не просто отдельные решения, а формируют общее цифровое пространство коммуникаций и разрабатывают платформы и экосистемы продуктов, где весь клиентский путь и клиентский опыт являются предметом цифровизации. Мы видим, что в данной сфере российские банки — одни из лидеров на мировой арене.
Андрей Гулидин, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Т1 Иннотех:
Сегодня отечественные банки прежде всего сосредоточены на импортозамещении ПО, комплексном обновлении ИТ-инфраструктуры и автоматизации операционных и бизнес-процессов для повышения их эффективности. При этом важно сделать все изменения бесшовными и незаметными для пользователя финансовых сервисов.
Все больше внимания уделяется гиперперсонализации на основе ИИ: технология помогает сделать взаимодействие с клиентом более эффективным с помощью `умных` помощников и усовершенствованных рекомендательных сервисов. В финсекторе постоянно растет объем данных, поэтому организации инвестируют в технологии для работы с ними: предиктивные системы и решения для построения сложной аналитики, обработку естественного языка. Финтех продолжит развивать конвейеры машинного обучения (MLOps), стандартизировать инструменты работы ИИ-команд.
Константин Федоров, менеджер по развитию продуктов на платформе LDM (LANSOFT):
В реалиях 2024 года процессы цифровизации во многом связаны с процессами импортозамещения и часто проходят параллельно, дополняя друг друга. Например, процесс замещения западных решений для управления контентом предприятия (Filenet, Documentum, SharePoint), идет рука об руку с переходом от бумажных документов в цифру.
Ярким примером такой приоритетной цифровизации является переход к Электронным досье клиента, управление которым, можно сказать, является фундаментом банковской деятельности. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция регуляторов (Приказ ФНС России от 17.09.2021 №ЕД-7-2/816@ и ЕД-7-2/817, Положение Банка России от 06.11.2014 №440-П), которые обязывают банки предоставлять копии документов исключительно в электронном виде.
Этот же тренд подкрепляет рост изначально электронных документов на более чем 25% год к году (по данным СКБ Контур).
Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS:
В области цифровизации банков в РФ одним из главных приоритетных направлений являются государственные инициативы и регулирование. Мы видим, как Банк России прикладывает много сил для пилотирования цифрового рубля. Активно исследует и внедряет его, что является уникальным направлением в цифровизации банковской системы. И в целом, в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», мы видим усилия по стимулированию банков к развитию цифровых сервисов и инноваций.
Еще одно важное направление связано с деятельностью НСПК и развитием системы быстрых платежей (СБП), которые в условиях санкций и ограничений обеспечивают независимость от международных платёжных систем.
Актуальным направление остается безопасность и защита данных. С одной стороны, это выражается в импортозамещении в области ИТ-решений и развитии собственных систем и платформ, что связано с уходом зарубежных вендоров под давлением санкций. С другой стороны, мы наблюдаем повышенное внимание к вопросам кибербезопасности и защите данных клиентов в условиях развития цифровизации и всё усиливающейся киберпреступности.
Нельзя обойти стороной и финтех-сектор. В России активно развиваются финтех-стартапы, предлагающие новые финансовые услуги и технологии. А многие банки активно сотрудничают с финтех-компаниями для внедрения новых технологий и улучшения клиентского опыта.
Важным, все набирающим силу, становится тренд на персонализацию и клиентский опыт. Мы видим, как банки активно внедряют персонализацию предложений своим клиентам, стремятся к предоставлению наиболее релевантных продуктов и услуг. Этому способствует внедрение биометрических технологий для аутентификации клиентов, что призвано повысить удобство использования банковских услуг.
Конечно, ключевыми приоритетами цифровизации банков остаются задачи бизнеса. Это снижение издержек, ускорение бизнес-процессов, повышение продаж, улучшение клиентского опыта. Но здесь приоритеты сильно варьируются от банка к банку, поэтому четкую градацию выявить трудно.
Об импортозамещении иностранных ИТ-решений в банках
Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора «Кастис»:
В соответствии с требованиями ЦБ РФ до 2025 года всем банкам необходимо заместить системы, связанные с платежами и расчетами. В крупных банках эта функциональность, как правило, содержится внутри АБС. Поэтому они заменяют не системы целиком, а конкретные функциональные блоки, связанные с расчетами, зачастую заключенные в разных системах. Все это приводит к необходимости внесения изменений в архитектуру и перераспределения функций между различными системами. Именно поэтому банки, избравшие для себя путь модульной архитектуры ИТ-ландшафта, сейчас находятся в более выгодной ситуации.
При реализации подобных сложных проектов мы наблюдаем два различных подхода. В первом случае импортозамещение осуществляется через взаимодействие банков с вендорами продуктов. Во втором замена модулей, связанных с расчетами, происходит на собственные решения, которые создаются банками самостоятельно или в партнерстве с подрядчиками.
Андрей Гулидин, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса Т1 Иннотех:
Остаются сложности с замещением некоторых узкоспециализированных решений. Одним из приоритетных направлений в финсекторе на текущий момент является создание отечественной автоматизированной банковской системы (АБС). На смену традиционным решениям на монолитной архитектуре придут микросервисные решения, которые сформируют новый стандарт банковских систем. Рынку также предстоит проделать много работы для замещения оборудования и создания аналогов решений Oracle и Microsoft, зависимость от которых была довольно серьезной.
Константин Федоров, менеджер по развитию продуктов на платформе LDM:
Большинство систем в банковской отрасли исторически было построено на западных решениях. Это правомерно для всех ключевых банковских систем АБС, CRM, ERP, BPM, ECM/CSP.
Банки уже сейчас прошли большой путь и в значительной степени заместили системное и прикладное ПО, которое было представлено в банке в наибольшем количестве (ОС, офисные решения, антивирусы и т.д.).
В настоящий момент фокус смешается в сторону банковских систем. Актуальной задачей является замена ERP и ECM-систем, различных архивов на их основе. Данный процесс хоть и является достаточно сложным, но его можно разделить на этапы, а рынок предлагает достаточно зрелые конкурентные решения: 1С, Галактика, LDM и другие.
Наиболее сложным вызовом является замена АБС. Для крупных банков – это задача будущих 3-5 лет. Текущие системы, даже разработанные в РФ, часто опираются на западные технологии (например СУБД Oracle), либо пока не могут предоставить соразмерное крупным банкам предложение.
Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS:
Процессы импортозамещения в российских банках имеют как свои успехи, так и вызовы. Основные трудности связаны с необходимостью разработки высококачественных аналогов зарубежных решений, а также с потребностью в больших инвестициях и квалифицированных кадрах. Однако в целом направление активно поддерживается на государственном уровне и становится приоритетом для многих банков.
Ведущие банки России разрабатывают и внедряют собственные ИТ-решения, чтобы заменить зарубежные аналоги. Национальные платформы и системы, такие как Национальная система платёжных карт (НСПК) и Система быстрых платежей (СБП) помогли снизить зависимость от международных поставщиков. Их дальнейшее развитие – залог нашего суверенитета.
Учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию, банки увеличивают инвестиции в разработку и внедрение отечественных программных продуктов и решений. Повышенное внимание уделяется развитию дата-центров и облачных сервисов, которые базируются на российских технологиях. Банки активно сотрудничают с местными ИТ-компаниями и стартапами, что способствует развитию экосистемы отечественных технологических решений. Переходят на открытые стандарты и технологии, такие как open-source решения, что помогает ускорить процесс импортозамещения и снизить зависимость от зарубежных поставщиков. Вкладываются в подготовку ИТ-специалистов для поддержания высокого уровня компетенций в российских банках. К сотрудничеству с банками подключаются ведущие вузы и образовательные центры для подготовки необходимых кадров.
Если говорить о том, какие из ИТ-решений сложнее всего замещать в банках, то надо учитывать, что эта картина достаточно мозаичная — как по разным банкам (кто-то уже существенно продвинулся, кто-то даже не приступал), так и по разным классам решений. Если говорить в целом, то по импортозамещению прикладного ПО картина хорошая, в первую очередь, потому что банки и до этого использовали преимущественно отечественные решения. Хуже она в области системного ПО и, в особенности, аппаратных решений. Ключевыми сложностями сперва было отсутствие готовых решений (но с этим отрасль смогла справиться), сейчас главный вызов — это масштаб и сложность таких проектов и необходимость их реализовывать без остановки основных критичных для бизнеса проектов цифровизации.
Скачать карту в высоком разрешении можно по ссылке.
Заявки на печатную версию карты можно направлять на адрес editor@tadviser.ru. Бесплатная доставка осуществляется по Москве руководителям ИТ-подразделений банков. Также возможно приобретение карты.
Новая карта российского рынка информационных технологий – это 16-й продукт TAdviser из этой серии. Ранее были подготовлены:
- Карта российского рынка информационных технологий 2024
- Российские программно-аппаратные комплексы. Карта производителей
- Карта российского рынка программного обеспечения
- Карта рынка «Цифровизация строительства»
- Карта «Цифровое рабочее место сотрудника 2023»
- Карта российского рынка информационной безопасности 2023
- Карта российского рынка информационных технологий 2022
- Карта рынка Информационные технологии в банке
- Карта российского рынка информационной безопасности 2021
- Карта рынка поставщиков ИТ-решений для промышленности
- Карта российского рынка информационных технологий 2020
- Карта российского рынка информационных технологий 2019
- Карта рынка «Информационные технологии в банке»
- Карта рынка «Информационные технологии в ритейле»
- Карта российского рынка промышленной робототехники
Читайте также
- Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 2023
- Российский рынок банковской информатизации
- Тренды банковской информатизации
- ИТ-новшества российской банковской сферы
- Информационная безопасность в банках
- Цифровая трансформация российских банков