2024: В Петербурге построят арену для киберсоревнований за миллиарды рублей
В апреле 2024 года стало известно о том, что в городе-спутнике «Южный» в Пушкинском районе Санкт-Петербурга «ИТМО Хайпарк» будет построена арена для киберспортивных соревнований. Подробнее здесь.
2023
Победители киберспортивных игр в России будут поступать в вузы без экзаменов
1 ноября 2023 года «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о праве победителей крупных международных соревнований на поступление в спортивные вузы без экзаменов. Инициативу поддержали Минобрнауки и Минспорта. Подробнее здесь.
Российские киберспортсмены выиграли чемпионат мира по Dota 2
В конце октября 2023 года российская киберспортивная команда Team Spirit стала победителем чемпионата мира по дисциплине Dota 2 - The International 2023. Турнир с призовым фондом $3,1 млн прошел в американском Сиэтле. Подробнее здесь.
Российские вузы начали добавлять баллы к ЕГЭ для киберспортсменов
Все больше российских вузов стали практиковать начисление дополнительных баллов при поступлении абитуриентам, достигшим успехов в киберспорте. Об этом 11 сентября 2023 года сообщил президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. Подробнее здесь.
Студент единственного в России факультета киберспорта победил в турнире по Counter Strike с призовым фондом в $1 млн
В августе 2023 года европейская команда G2 Esports по Counter-Strike: Global Offensive стала победителем престижного турнира Intel Extreme Masters Cologne 2023, призовой фонд которого составил $1 млн. В состав коллектива входит 18-летний россиянин Илья Осипов, который играет под ником m0NESY. Подробнее здесь.
В России введены разряды и звания по киберспорту
В России введены разряды и звания по киберспорту. Об этом 23 июня 2023 года сообщила пресс-служба Федерации компьютерного спорта (ФКС) РФ.
На первом этапе спортивные разряды и звания по компьютерному спорту смогут получить киберспортсмены, выступающие в дисциплине «Тактический трехмерный бой», Это стало возможно благодаря внесению соответствующих изменений в положение о Единой всероссийской спортивной классификации.
Соревнованиями, в рамках которых спортсмены смогут получить разряды, станут турниры по игре «Мир танков», которые будут проводиться Федерацией компьютерного спорта России (ФКС России) совместно с Lesta Games на платформе VK Play.
По словам президента ФКС России Дмитрия Смита, сотрудничество с «Миром танков» и VK Play направлено на популяризацию киберспорта, развитие виртуальных турниров и продвижение отечественных разработок в данной сфере.
Компьютерный спорт стал общедоступной частью современного общества, и мы стремимся проводить как можно больше различных турниров: в разных режимах и форматах, позволив сделать их не только регулярными, но и массовыми вовлекая многомиллионную аудиторию наших игр, — отметил операционный директор «Мира танков» Борис Синицкий. |
25 мая 2023 года ФКС России добилась признания новой киберспортивной дисциплины «Тактический трехмерный бой». Этот раздел компьютерного спорта включает в себя трехмерные экшены Counter-Strike: Global Offensive, Valorant, Rainbow Six: Siege, Warface, Armored Warfare, Overwatch, World of Tanks и War Thunder. Признание данной дисциплины позволяет проводить официальные соревнования, такие как чемпионат и Кубок России по компьютерному спорту, по вышеперечисленным видам программ на территории Российской Федерации.[1]
«Синергия» запускает программу магистратуры по направлению «менеджмент в киберспорте и фиджитал спорте»
Университет «Синергия» и проект «Игры будущего» запускают совместную программу магистратуры по направлению «менеджмент в киберспорте и фиджитал спорте». Первый набор абитуриентов планируется на 2023/2024 учебный год. Получить магистерское образование смогут специалисты фиджитал центров, региональных отделений федерации фиджитал спорта, организаторы профильных спортивных событий и все, кто планирует связать свою профессию с цифровыми видами деятельности. Об этом университет сообщил 16 мая 2023 года. Подробнее здесь.
Геймер купил скин для оружия в Counter Strike по цене квартиры в Москве
13 марта 2023 года богатый коллекционер из Китая совершил историческую сделку в многопользовательском онлайновом шутере Counter Strike: Global Offensive (CS:GO). Состоятельный геймер приобрёл скин для автомата Калашникова AK-47 приблизительно за $160 тыс. (около 12,2 млн рублей по курсу на 17 марта 2023-го). Подробнее здесь.
Кабмин выделил 5,2 млрд рублей на проведение первых киберспортивных игр, финансируемых из федерального бюджета
В феврале 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 5,2 млрд рублей на проведение первых киберспортивных игр, финансируемых из федерального бюджета. Речь идет о соревнованиях «Игры будущего». Подробнее здесь.
2022
Как растет российский рынок киберспорта
Объем российского рынка киберспорта по итогам 2022 года достиг $35,08 млн против $31,33 млн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Statista, о которых стало известно в ноябре 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы Statista, рынок киберспорта в РФ находится на подъеме и сохранит рост по меньшей мере до 2027 года, когда выручка на рынке будет измеряться $52,9 млн.
Сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов в разговоре с изданием отметил, что киберспортивные соревнования и турниры по компьютерным играм в основном переместились из России в другие регионы.
Сейчас наш сегмент киберспорта можно охарактеризовать как более национальный и самостоятельный, – добавил он в середине ноября 2023 года. |
С весны 2022 года крупнейшие российские киберспортивные клубы стали лишать права участия в международных соревнованиях. Например, организатор турниров по дисциплине CS:GO ESL Electronic Sports League (ESL) отстранил от турнира ESL Pro League российские клубы Virtus.pro и Gambit.
Профессиональный российский киберспорт в том виде, в котором он был до 2022 года, больше не существует, — сообщил «Коммерсанту» источник, близкий к одной из ведущих команд, покинувших РФ. — Крупные клубы, принадлежавшие российским компаниями, проданы, поскольку их не допускали на крупнейшие международные турниры. |
Один из информаторов газеты оценил объем российского рынка киберспорта в РФ в $10 млн по итогам 2022 года, что, по словам источника, вдвое меньше показателя годичной давности. Эксперт «Технологий Доверия» (ТеДо, бывший российский офис PwC) Кирилл Тихонов согласен, что в связи с релокацией или закрытием ключевых организаций объем профессионального сегмента киберспорта заметно снизился[2]Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей
Правительство РФ утвердило введение киберспортивных дисциплин в вузах
В середине декабря 2022 года правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила дорожные карты «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение». Согласно одному из документов, к 2024 году в программу российских вузов должны быть включены курсы киберспортивных дисциплин, причем как для технических, так и для гуманитарных специальностей.
Как пишут «Ведомости», в утвержденной дорожной карте ответственными исполнителями по первому этапу указаны «Ростелеком» и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). До начала 2023 года они должны провести исследование и найти примеры дополнения действующих образовательных программ киберспортивными дисциплинами в других странах. Затем к июню 2023-го «Ростелеком» и АНО «Цифровая экономика» должны собрать рабочую группу из представителей экспертного и университетского сообщества. К 2024 году должны быть определены первые образовательные программы «для внедрения в заинтересованных высших учебных заведениях с помощью заинтересованных компаний», следует из документа.
По мнению директора по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослава Мешалкина, новая правительственная инициатива поможет привлечь в университеты больше учащихся.
Наличие киберспортивных программ повышает привлекательность проживания в студгородках, способствует набору студентов и диверсифицирует обучение, – говорит он. – Статистика показывает, что 44% образовательных учреждений нуждаются в стимулировании интереса к обучению по техническим специальностям (STEM). |
Директор Ассоциации развития киберспорта и руководитель проекта LANGAME Павел Голубев считает, что в данном вопросе необходимо разделять два понятия: «гейминг» и «киберспорт».
Если речь идет о более широком понятии «гейминга», то ввиду последних инициатив государства по поддержке игровой индустрии – это достаточно логичный и правильный шаг, – говорит эксперт. – По крайней мере, это позволит попробовать хотя бы частично компенсировать нехватку кадров для реализации этих госпрограмм.[3] |
Россиянин стал чемпионом и лучшим игроком турнира по Counter Strike с призовым фондом $1 млн
18 декабря 2022 года в Абу-Даби завершился турнир по Counter Strike: Global Offensive, в котором победила немецкая киберспортивная команда G2 Esports. При этом самым ценным игроком (MVP) соревнований стал 17-летний россиянин Илья "m0NESY" Осипов, выступающий за G2 Esports. В решающей серии игрок сделал 39 убийств при 28 смертях. Для Ильи это первая подобная награда. Подробнее здесь.
Российская киберспортивная команда выиграла главный турнир по CS:GO и заработала $500 тыс.
13 ноября 2022 года состоялся финал турнира IEM RIO Major 2022 — крупнейшего соревнования серии Major по Counter-Strike: Global Offensive. Победителем стала российская компания Virtus.pro, которая в связи с антироссийскими санкциями выступала под нейтральным названием Outsiders. Подробнее здесь.
В России открылась первая государственная киберспортивная школа
В июле 2022 года России открылась первая государственная киберспортивная школа. Она расположена в Новосибирске, сообщает официальный Telegram-канал Новосибирской области. Подробнее здесь.
VK занялся разработкой метавселенной для первой в России Олимпиады киберспортсменов
Как стало известно 16 июня 2022 года, холдинг VK занялся разработкой метавселенной для первой в России Олимпиады киберспортсменов - «Игр будущего». Они пройдут в Казани в феврале 2024 года. Подробнее здесь.
Министерство спорта официально признало игру CS:GO киберспортом
Министерство юстиции России признало новую кибеспортивную дисциплину — «тактический трехмерный бой». В нее вошли 3D-шутеры Counter-Strike: Global Offensive, Overwatch, Valorant, Tom Clancy`s Rainbow Six Siege, Warface, а также трехмерные экшены World of Tanks, Armored Warfare, War Thunder. Об этом Федерация компьютерного спорта (ФКС) в России сообщила 26 мая 2022 года.
Официальное признание Минспорта РФ дисциплины «тактический трехмерный бой» открывает уникальные новые возможности для развития профессионального и массового киберспорта в масштабах всей России. В ближайшей перспективе это позволит миллионам россиян реализовать свой потенциал в качестве профессиональных киберспортсменов в данных видах программы. Как внутри страны, так и на международной арене, - заявил президент ФКС России Дмитрий Смит. |
Признание данной дисциплины позволяет проводить официальные соревнования, такие как чемпионат и Кубок России по компьютерному спорту, по вышеперечисленным видам программ на территории Российской Федерации. По словам Смита (его заявление опубликовано 26 мая 2022 года), в ближайшее время планируется включать турниры по новой дисциплине в официальный план массовых соревнований ФКС России.
Мы давно ожидали признание официальной дисциплины «Тактический трехмерный бой». Такие популярные и любимые участниками наших турниров виды программы, как CS: GO и Valorant, давно входят в пул дисциплин «Московского Киберспорта» и Московской студенческой киберспортивной лиги, которые проводятся при поддержке департамента спорта города Москвы на площадке cybermos.ru, но мы не могли включать соревнования по ним в единый календарный план спортивных соревнований. Теперь такая возможность есть. Она позволит нам выдавать спортивные разряды по этим видам программы и сформировать сборные команды столицы. Это даст новый стимул и перспективы для киберспорта в Москве и России в целом, — заявил президент Федерации компьютерного спорта города Москвы Максим Флер.[4]» |
Киберспортивные команды с наибольшим ростом стоимости
Минспорта РФ утвердило программу подготовки киберспортсменов
В январе 2022 года был зарегистрирован приказ Министерства спорта РФ от 01.12.2021 № 938 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт». Этим документом ведомство согласовало программу подготовки киберспортсменов в стране.
Согласно документу, опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации, физическая подготовка киберспортсмена должна занимать 25-40% тренировочного времени, тактическая — 25-35%, техническая — 4-5%. На теоретическую подготовку должно уходить 15-25% времени, психологическую – 15-20%.
Попасть в группу высшего мастерства смогут только те киберспортсмены, которые сдали норматив. Для мужчины это бег на дистанцию три километра не более чем за 15 минут и приседания без остановки 25 раз. Женщина должна будет пробежать два километра за 12 минут и выполнить приседания 23 раза. Помимо этого спортсменам необходимо совершить наклоны вперед и подъемы туловища, а также сдать тест на определение технического мастерства. Киберспортсмены должны также выполнять нормы игровой технической программы на тренажерах — ПК и игровых консолях.
Помимо физических упражнений, в документе закреплена необходимость тактической, теоретической и психологической подготовки. Подробности этих частей тренировочного процесса к 21 января 2022 года не раскрываются.
Зато указаны требования к техническому оборудованию киберспортсмена. Это должен быть компьютер с башенным кулером для охлаждения процессора, оперативной памятью не менее 16 Гбайт, монитором с диагональю не менее 19 дюймов и накопителем объёмом не менее 2 Тбайт.
Минспорта по документу предлагает проводить обучение киберспортсменов в 4 этапа. Причем возраст на этапе высшего спортивного мастерства может быть от 17 лет.
Примечания
- ↑ Российские киберспортсмены смогут получить спортивные разряды в новых дисциплинах
- ↑ Создатели компьютерных игр получат процент от букмекеров
- ↑ Правительство подготовило план по введению киберспорта в вузах
- ↑ В РОССИИ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАНА НОВАЯ ДИСЦИПЛИНА КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА — «ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕХМЕРНЫЙ БОЙ»
2021
Российско-украинская киберспортивная команда Na`Vi выиграла турнир по CS:GO и заработала $0,5 млн
Киберспортивная команда Natus Vincere (NAVI), состоящая из российских и украинских игроков, в декабре 2021 года выиграла турнир BLAST Premier по Counter Strike: Global Offensive (CS:GO). За победу в соревновании геймеры получили приз в $500 тыс. при общем призовом фонде в $1 млн. Турнир проходил с 14 по 19 декабря в Копенгагене. Подробнее здесь.
Смерть киберспортсмена из России Алексея Малышева при странных обстоятельствах
17 октября 2021 года стало известно о смерти бывшего лидера команды киберспортсменов Политехнического университета Алексея Малышева. 23-летнего молодого человека обнаружили возле гаражей в городе Никольское (Ленинградская область). Подробнее здесь.
Победа Team Spirit из РФ в международном турнире по компьютерной игре Dota 2
17 октября 2021 года российская киберспортивная команда Team Spirit победила в международном турнире по компьютерной игре Dota 2. Речь идет о соревновании The International, которое спортсмены из РФ выиграли впервые. Чемпионат проходил в Румынии. Подробнее здесь.
2020: Рост рынка в США
Ожидается, что рынок киберспорта в США в 2020 году вырастет на 12% (в то время как остальные спортивные отрасли терпят убытки) и приблизится к $200 млн. В 2021 году рост продолжится и ускорится.
2018
В 2018 году около 6 миллиардов часов население Земли потратило на просмотр киберспорта.