2019/05/07 19:26:17

Концерт для чембало с оркестром ре мажор Дмитрия Бортнянского (Concerto di Cembalo)

Дмитрий Бортнянский, будучи учителем игры на клавесине княгини Марии Фёдоровны (супруги будущего императора Павла I), написал для неё ряд сочинений, среди которых выделяется Concerto di Cembalo.

Основные статьи:

Произведение входит в Лучшая музыка России. Список TAdviser.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2 т

Сохранилась только первая часть концерта (Allegro), найденная в 1980-х в архивах Национальной Библиотеки в Париже. Является наиболее ранним клавирным концертом в истории русской музыки.

Манускрипт представляет собой не партитуру, а клавираусцуг: партия оркестра дана на нотном стане, идущем параллельно с партией солиста. Отсюда - отсутствие единого стандарта исполнения данного концерта, каждый исполнитель выбирает свой вариант инструментовки. Возможно даже исполнение этого произведения соло: так, французский клавесинист Оливье Бомон, изучавший парижский манускрипт, пришёл к выводу, что перед ним масштабная пьеса для клавесина без сопровождения, имитирующая диалог между солистом и оркестром (наподобие Итальянского концерта И.С.Баха). Подобная имитация диалога вполне может быть достижима сменой регистров клавесина. Этот же принцип может быть использован и при исполнении Концерта на органе.

"... сонатное аллегро вполне можно было бы отнести к стилю, скажем, И.К.Баха, если бы не элегический ре-минорный эпизод, совершенно российско-украинский, - писала Елена Рыцарева. - Он созвучен духовным трио Бортнянского, некоторым фрагментам его концертов, а также ансамблям "простых" героев из его "французских" опер - всем моментам, восходящим к "российской песне"... В этом сочинении очевидна та же театральность и стремительность действия, что и в других инструментальных пьесах Бортнянского"[1].

Известны следующие записи:

1. Украинский музыковед и пианист Михаил Степаненко, которому принадлежит честь обнаружения Концерта, впервые опубликовал его (в своей редакции и со своей каденцией), а также осуществил премьерную запись. Михаил Степаненко, фортепиано. Камерный оркестр Perpetuum mobile. Дирижёр Игорь Блажков. Оркестровка и каденция М.Степаненко. Запись 1986 г.

2. На рубеже 1980-1990-х годов по радио прозвучала совсем иная версия Концерта Бортнянского, в исполнении на клавесине в сопровождении струнных и с совершенно оригинальной каденцией. Исполнителями выступили Евгений Ржанов и струнный квартет Гостелерадио.

3. Выбор TAdviser: В 1996 г. камерный ансамбль "Барокко" п/у Игоря Попкова (коллектив, известный своей пропагандой русской музыки 18 века) записал Концерт Бортнянского, основываясь на редакции Степаненко (и с его каденцией), но в собственной инструментовке (партию оркестра исполняют флейта, гобой, скрипка и виолончель). Солист - Виктор Васильев, клавесин.

4. В том же 1996 г. уже упоминавшийся Оливье Бомон записал свою версию Концерта на клавесине соло, причём именно на таком клавесине, (фирмы Shudi) который во второй половине 18 века поставлялся производителями в Россию. В сопровождающем буклете Бомон наивно утверждал, что это премьерная запись данного концерта. Каденция, судя по всему, самого Бомона.

5. В 2003 г. Павел Сербин, художественный руководитель камерного оркестра Pratum Integrum (Москва), сделал свою реконструкцию оркестровки и версию аккомпанементов. В том же году Концерт в новой редакции был записан Ольгой Мартыновой (клавесин) и оркестром Pratum Integrum. Каденция здесь тоже новая, отличная от трёх других, звучавших в предыдущих исполнениях.

Примечания

  1. Елена Рыцарева, "Дмитрий Бортнянский. Жизнь и творчество композитора". "Композитор", СпБ 2015 г. стр. 135-136