Мундари
Мундари - небольшая этническая группа в области Центральная Экватория Южного Судана.
Содержание[Свернуть] |
Основная статья: Население Южного Судана
На начало 2024 г мундари проживают в 75 км на север от столицы страны Джубы в районе городка Терекека. На востоке границей земель мундари служит Бахр-Эль-Джебель или Горный Нил. Такое название Белый Нил носит на территории Южного Судана.
В 2021 г численность мундари оценивалась всего в 70-100 тыс человек.
Происходят из группы скотоводов, пришедших из Эфиопии.
Народ мундари в это время делится на 6 групп, все из них разводят скот. Члены групп отличаются внешними признаками: шрамирование на лбу, удаление зубов на верхей или нижней челюсти.
Скот - главная ценность
Обильные осадки в сезон дождей и богатые пастбища дают большие возможности для отгонного скотоводства.
Мальчика называют именем быка, которого выбирает его отец, девочку - или именем коровы, или в честь места, в котором она родилась.
Крупный рогатый скот служит формой валюты и знаком статуса. Браки устраиваются предполагаемым женихом, предлагающим крупный рогатый скот семье невесты, и мужья могут взять столько жен, сколько смогут прокормить. ИИ определяет правила игры: что изменилось в подходах к созданию ЦОДов для больших данных
В сухой сезон мундари ведут войны с бор-динка, совершая набеги на стада крупного рогатого скота.
Мундари сосредоточены на разведении зебу, но также содержат и обычных коров.
Чистокровные породы зебу дают, как правило, меньше молока и растут медленнее, чем европейские коровы.
Самые дорогие и ценные зебу белые с редкими черными пятнами, чисто белые или черные. Имя тёлке дают после появления теленка.
Главное украшение коров - их рога, которые подпиливают и натирают, придавая им нужное направление роста. Быка украшают бусами или накидкой для демонстрации во время специального обхода лагеря или на танцах вечером.
Быки живут в среднем до 40 лет. Молодые животные, имеющие дефекты, очень крупные и быки старше 30 лет не продаются.
Бык живущий более 30 лет является частью группы людей, его уважают и относятся к нему как к проводнику для общения с предками. Например, его используют, когда появляются неразрешимые и сложные вопросы о здоровье, погоде.
Передвижные лагеря скота
В сухой сезон, когда травы вокруг деревни становится недостаточно, дети, юноши и девушки удаляются в передвижные лагеря, которые разбиваются у пастбищ. Лагерь может располагаться на расстоянии до нескольких дней ходьбы от основной деревни. Он оборудован несколькими тентами и лежанками для сна и отдыха и очагом, вокруг такой лежанки располагаются колышки, к которым привязывают скот. Таким образом скот оказывается вокруг тента и очага. Мелкий рогатый скот находится по краям лагеря. Приготовлением пищи так же занимаются на окраине лагеря.
В лагере живут молодые мужчины, мальчики и молодые девушки.
В лагере также находятся несколько взрослых с малолетними детьми.
Для ночлега устанавливаются скамьи из деревянных жердей, сверху прикрытые занавесом из ткани.
Как только ребёнок вырастает до возраста, когда он способен выполнять работу, на него ложится много обязанностей. Мальчики убирают лагерь, собирают навоз для очага, доят коров, продувают при необходимости, занимаются козами, выполняют поручения старших.
Взрослые мужчины после пробуждения могут общаться, курить кальян.
Утром дети собирают и относят взрослым мочу коров для умывания. Моча считается более чистой, чем вода в реке, она теплая и всегда под рукой.
Мундари чистят зубы мисваком – палочкой из ветки кустарника, обладающего целебными свойствами (экстракт растения добавляют в зубные пасты и противовоспалительные настойки). При разжевывании палочка расщепляется на многочисленные волокна, и получается щетка.
Следующий этап утренней гигиены - нанесение пепла на тело и голову. Пепел навозных костров используют для защиты людей и животных от насекомых.
Далее необходимо подоить коров. Делать это могут только дети или женщины. Предварительно, необходимо помыть бидоны коровьей мочой.
Если корова плохо доится, то ей необходимо сделать продувание. Для этого нужно некоторое время вдувать воздух ртом во влагалище коровы. Резкий выдох создает дополнительное давление в вымени, что стимулирует ход молока. Эта техника широко распространена у скотоводческих племён Африки.
В V веке до н.э. в Крыму, для повышения удоев молока, скифы также применяли вдувание воздуха корове или лошади во влагалище или в анус. Ещё Геродот описывал эту технику, отмечая, что скифы вдували воздух во влагалище коровы через полые костяные трубки, тогда как другой человек в это время доил корову.
После продувания коровы молоко идёт гораздо лучше и ребёнок может подкрепиться сам.
Когда стадо съедает всю траву рядом со стоянкой его приходится перегонять на другой берег протоки Белого Нила. Большинство коров переплывают реку самостоятельно, но несколько трусят и подросткам приходится заставлять их силой.
Крупный скот пасут мужчины и юноши старше 15 лет. Мальчики младше пасут коз, приносят воду и молодую траву для телят, оставшихся в лагере. Женщины занимаются детьми.
После того как стада угоняют на пастбища дети начинают собирать навоз в кучи, чтобы он просох и служил топливом для костров.
Обычно навоз переносят к куче в руках или в ёмкости на голове. Но некоторые совершенствуют эту технику.
Перед возвращением стада в лагерь дети должны успеть разнести все привязи по отдельным колышкам, чтобы каждую корову можно было сразу закрепить в отведённом ей месте.
Одним из немногих предметов мебели на стоянке мундари является вкопанный в землю ствол с сучками. Его установку поручают ребятам постарше.
Для рытья ямы и удаления ненужных сучков используется небольшая металлическая лопата.
Важным предметом быта, который хранят на стволе, является барабан, имеющийся у каждой группы мундари.
Основой питания в лагере является каша на молоке.
Борьба - одно из главных развлечений среди детей и сфера соперничества среди молодых мужчин мундари.
Дети и юноши-мундари моют волосы в коровьей моче.
Мочевая кислота придает волосам красный, желтый или оранжевый цвет, который они считают красивым.
Вечером животных натирают пеплом от сгоревшего навоза для защиты от насекомых. Для рогов используют пасту из пепла, а для головы и тела - сухой пепел.
Молодёжь приходит на танцы после захода солнца со своими барабанами, на которых они играют поочерёдно в духе соперничества.
Девушки рассаживаются в центре, парни приводят для демонстрации своих самых красивых быков.
Деревня
В сезон дождей, когда вокруг много корма для скота, мундари проживают в деревнях. Основные деревни располагаются вдоль русел рек, служат постоянным местом жительства для взрослого населения, девочек, и тех, кто не участвует в выпасе скота. В деревнях есть общие зоны для приготовления пищи, сбора мужчин, танцев, обучения. В таких деревнях жилища круглой формы с высокой конусообразной крышей. Стены, пол и двор обмазаны смесью глины и навоза для защиты от насекомых и чистоты. Отдельно расположено хранилище для зерна и припасов. Одна семья занимает один двор. Дворы расположены на некотором расстоянии друг от друга.
У разных групп мундари в качестве отличительно знака можно встретить шрамы на лбу и отсутствие нескольких зубов, которые специально удаляются.
Внешний вид, одежда, украшения
Взрослые мужчины мундари имеют высокий рост (выше 190 см). Черепа красивой формы, тонкие конечности, крупные ладони, миндалевидные глаза. Взгляд гордый, люди сами по себе любопытные - любят прикасаться к белым иностранцам, интересуются одеждой и украшениями, легко идут на контакт.
Дети и мальчики ходят обнаженными, не имеют обуви, редко носят украшения. Мужчины в лагере носят в качестве накидки одеяла, реже футболки и майки и тонкое полотно ткани в качестве юбки, редко обувь. Носят бусы и браслеты из ткани или бусин, редко встречаются ракушки наули.
В деревне чаще встречается европейская одежда: шорты, брюки, футболки.
Девушки в лагере носят майки и полотно из тонкой ткани в качестве юбки и накидки через плечо. Редко обнажают грудь. В лагере скотоводов все девушки бреют голову. Носят бусы и браслеты и пояса из бусин традиционной расцветки.
Инициация, свадьба, похороны
Мужчины делятся на группы по возрасту, от которого зависит круг обязанностей.
До 12-14 лет мальчики много работают в лагере для скота (см. выше).
Переходом к новым обязанностям и взрослением является инициация по достижении 15 лет: мальчики небольшой группой уходят с небольшим числом зебу в буш, где должны самостоятельно провести около 5 месяцев (период с августа по декабрь).
После возвращения происходит праздник: парень должен убить быка, его рога водружают на высокий шест, раскрашенный чередованием черных и белых полос. Основанием для шеста служит яма, в которую наливают алкогольный напиток с пожеланием здоровья.
В этом возрасте происходит удаление зубов. У группы которую посещал TAdviser, удаляются четыре центральных зуба в нижнем ряду.
С 15 до 30 лет мужчины занимаются выпасом скота, ухаживают за рогами животных. обрабатывают коров пеплом.
Когда молодой человек готов жениться (у него досточно коров), он одевает специальные бусы, символизирующие его готовность. После свадьбы эти бусы переходят жене.
После 30 лет мужчины занимаются выпасом скота, решением вопросов группы, продажей и приобретением скота.
После смерти одного из членов семьи, его тело закапывают во дворе. Убивают одну или нескольких из принадлежащих семье коров, это зависит от статуса человека. Мясо едят вместе с другими жителями деревни. Рога на шесте устанавливают над захоронением во дворе дома.
См. также