Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/03/24 09:12:49

Мундари

Мундари - небольшая этническая группа в области Центральная Экватория Южного Судана.

Содержание

[Свернуть]

Основная статья: Население Южного Судана

На начало 2024 г мундари проживают в 75 км на север от столицы страны Джубы в районе городка Терекека. На востоке границей земель мундари служит Бахр-Эль-Джебель или Горный Нил. Такое название Белый Нил носит на территории Южного Судана.

В 2021 г численность мундари оценивалась всего в 70-100 тыс человек.

Происходят из группы скотоводов, пришедших из Эфиопии.

Народ мундари в это время делится на 6 групп, все из них разводят скот. Члены групп отличаются внешними признаками: шрамирование на лбу, удаление зубов на верхей или нижней челюсти.

Скот - главная ценность

Обильные осадки в сезон дождей и богатые пастбища дают большие возможности для отгонного скотоводства.

Мальчика называют именем быка, которого выбирает его отец, девочку - или именем коровы, или в честь места, в котором она родилась.

Крупный рогатый скот служит формой валюты и знаком статуса. Браки устраиваются предполагаемым женихом, предлагающим крупный рогатый скот семье невесты, и мужья могут взять столько жен, сколько смогут прокормить. ИИ определяет правила игры: что изменилось в подходах к созданию ЦОДов для больших данных 2.9 т

В сухой сезон мундари ведут войны с бор-динка, совершая набеги на стада крупного рогатого скота.

Мундари сосредоточены на разведении зебу, но также содержат и обычных коров.

Бык зебу в лагере скота мундари. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Чистокровные породы зебу дают, как правило, меньше молока и растут медленнее, чем европейские коровы.

Самые дорогие и ценные зебу белые с редкими черными пятнами, чисто белые или черные. Имя тёлке дают после появления теленка.

Главное украшение коров - их рога, которые подпиливают и натирают, придавая им нужное направление роста. Быка украшают бусами или накидкой для демонстрации во время специального обхода лагеря или на танцах вечером.

Бык зебу с подпиленными рогами, украшенный хозяином. Экспедиция TAdviser, январь 2024

Быки живут в среднем до 40 лет. Молодые животные, имеющие дефекты, очень крупные и быки старше 30 лет не продаются.

Бык живущий более 30 лет является частью группы людей, его уважают и относятся к нему как к проводнику для общения с предками. Например, его используют, когда появляются неразрешимые и сложные вопросы о здоровье, погоде.

Передвижные лагеря скота

В сухой сезон, когда травы вокруг деревни становится недостаточно, дети, юноши и девушки удаляются в передвижные лагеря, которые разбиваются у пастбищ. Лагерь может располагаться на расстоянии до нескольких дней ходьбы от основной деревни. Он оборудован несколькими тентами и лежанками для сна и отдыха и очагом, вокруг такой лежанки располагаются колышки, к которым привязывают скот. Таким образом скот оказывается вокруг тента и очага. Мелкий рогатый скот находится по краям лагеря. Приготовлением пищи так же занимаются на окраине лагеря.

В лагере живут молодые мужчины, мальчики и молодые девушки.

Передвижной лагерь мундари во время возвращения животных с пастбища. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г

В лагере также находятся несколько взрослых с малолетними детьми.

В лагере для скота мундари. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г

Для ночлега устанавливаются скамьи из деревянных жердей, сверху прикрытые занавесом из ткани.

Места ночлега в передвижном лагере мундари. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
Дети мундари под переносной скамьёй для ночлега. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Как только ребёнок вырастает до возраста, когда он способен выполнять работу, на него ложится много обязанностей. Мальчики убирают лагерь, собирают навоз для очага, доят коров, продувают при необходимости, занимаются козами, выполняют поручения старших.

Взрослые мужчины после пробуждения могут общаться, курить кальян.

Утром дети собирают и относят взрослым мочу коров для умывания. Моча считается более чистой, чем вода в реке, она теплая и всегда под рукой.

Сбор мочи для умывания взрослых. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г

Мундари чистят зубы мисваком – палочкой из ветки кустарника, обладающего целебными свойствами (экстракт растения добавляют в зубные пасты и противовоспалительные настойки). При разжевывании палочка расщепляется на многочисленные волокна, и получается щетка.

Дети мундари умываются мочой коровы. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г

Следующий этап утренней гигиены - нанесение пепла на тело и голову. Пепел навозных костров используют для защиты людей и животных от насекомых.

Нанесение пепла для защиты от насекомых. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г
Дети мундари у пепелища сгоревшего навоза. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г
Мальчик мундари, покрытый пеплом созжённого навоза. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г

Далее необходимо подоить коров. Делать это могут только дети или женщины. Предварительно, необходимо помыть бидоны коровьей мочой.

Мытьё посуды перед дойкой. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г
Ополаскивание пластиковой ёмкости коровьей мочой. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г
Мальчик мундари доит корову. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024 г

Если корова плохо доится, то ей необходимо сделать продувание. Для этого нужно некоторое время вдувать воздух ртом во влагалище коровы. Резкий выдох создает дополнительное давление в вымени, что стимулирует ход молока. Эта техника широко распространена у скотоводческих племён Африки.

Продувание коровы. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

В V веке до н.э. в Крыму, для повышения удоев молока, скифы также применяли вдувание воздуха корове или лошади во влагалище или в анус. Ещё Геродот описывал эту технику, отмечая, что скифы вдували воздух во влагалище коровы через полые костяные трубки, тогда как другой человек в это время доил корову.

После продувания коровы молоко идёт гораздо лучше и ребёнок может подкрепиться сам.

Ребенок пьёт молоко коровы. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Когда стадо съедает всю траву рядом со стоянкой его приходится перегонять на другой берег протоки Белого Нила. Большинство коров переплывают реку самостоятельно, но несколько трусят и подросткам приходится заставлять их силой.

Животные отказываются плыть на другой берег. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Крупный скот пасут мужчины и юноши старше 15 лет. Мальчики младше пасут коз, приносят воду и молодую траву для телят, оставшихся в лагере. Женщины занимаются детьми.

Пока юноши переправляют стадо на другой берег, девушки могут искупаться или отдохнуть у реки. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

После того как стада угоняют на пастбища дети начинают собирать навоз в кучи, чтобы он просох и служил топливом для костров.

Сбор навоза утром на стоянке мундари. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Обычно навоз переносят к куче в руках или в ёмкости на голове. Но некоторые совершенствуют эту технику.

Транспортировка навоза к куче в лагере скота мундари. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Перед возвращением стада в лагерь дети должны успеть разнести все привязи по отдельным колышкам, чтобы каждую корову можно было сразу закрепить в отведённом ей месте.

Ребенок готовит веревки для привязи коров. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
Иногда требуется забить новый колышек для крепления животного. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Одним из немногих предметов мебели на стоянке мундари является вкопанный в землю ствол с сучками. Его установку поручают ребятам постарше.

Перенос ствола дерева для вкапывания в землю. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024

Для рытья ямы и удаления ненужных сучков используется небольшая металлическая лопата.

Мальчик мундари готовит ствол дерева к установке. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024

Важным предметом быта, который хранят на стволе, является барабан, имеющийся у каждой группы мундари.

Основой питания в лагере является каша на молоке.

Приготовление каши на молоке. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024

Борьба - одно из главных развлечений среди детей и сфера соперничества среди молодых мужчин мундари.

Часть лагеря переходит в другое место и лучший борец забирает с собой свой флаг. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
В младшей лиге размер флагов лучших борцов меньше, чем у взрослых. Юноша переносит вместе с флагом ягнёнка и колышки для коров. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
Чемпионские флаги зарабатываются в серьёзных соревнованиях с судьями, но бороться можно и просто утром для удовольствия. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024
Шутливая борьба в лагере скота. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Дети и юноши-мундари моют волосы в коровьей моче.

Душ после борьбы. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото: TAdviser, январь 2024

Мочевая кислота придает волосам красный, желтый или оранжевый цвет, который они считают красивым.

Юноша мундари с волосами, окрашенными коровьей мочой. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024 г
Юноша мундари с волосами, окрашенными коровьей мочой. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024
Звук горна, в который трубят мундари, помогает животным-лидерам легче найти лагерь при возвращении с пастбищ. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024

Вечером животных натирают пеплом от сгоревшего навоза для защиты от насекомых. Для рогов используют пасту из пепла, а для головы и тела - сухой пепел.

Ежедневную работу в лагере выполняют только молодые люди, так как это тяжёлый труд. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024
Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024
Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024
Вечер в лагере скота мундари. Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024

Молодёжь приходит на танцы после захода солнца со своими барабанами, на которых они играют поочерёдно в духе соперничества.

Девушки рассаживаются в центре, парни приводят для демонстрации своих самых красивых быков.

Пепел костров остывает всю ночь и служит источником тепла. Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024

Деревня

В сезон дождей, когда вокруг много корма для скота, мундари проживают в деревнях. Основные деревни располагаются вдоль русел рек, служат постоянным местом жительства для взрослого населения, девочек, и тех, кто не участвует в выпасе скота. В деревнях есть общие зоны для приготовления пищи, сбора мужчин, танцев, обучения. В таких деревнях жилища круглой формы с высокой конусообразной крышей. Стены, пол и двор обмазаны смесью глины и навоза для защиты от насекомых и чистоты. Отдельно расположено хранилище для зерна и припасов. Одна семья занимает один двор. Дворы расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Женщины и дети мундари укрываются от солнца под навесом в деревне недалеко от города Терекека. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024 г
Когда домашние животные находятся в передвижных лагерях дел в деревне для детей не так много. Деревня недалеко от г.Терекека. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024 г
Европейская одежда и образы получают все большее распространение в среде мундари. Деревня недалеко от г.Терекека. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024 г

У разных групп мундари в качестве отличительно знака можно встретить шрамы на лбу и отсутствие нескольких зубов, которые специально удаляются.

Шрамирование лба и висков мундари. Деревня недалеко от г.Терекека. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024 г

Внешний вид, одежда, украшения

Взрослые мужчины мундари имеют высокий рост (выше 190 см). Черепа красивой формы, тонкие конечности, крупные ладони, миндалевидные глаза. Взгляд гордый, люди сами по себе любопытные - любят прикасаться к белым иностранцам, интересуются одеждой и украшениями, легко идут на контакт.

Дети и мальчики ходят обнаженными, не имеют обуви, редко носят украшения. Мужчины в лагере носят в качестве накидки одеяла, реже футболки и майки и тонкое полотно ткани в качестве юбки, редко обувь. Носят бусы и браслеты из ткани или бусин, редко встречаются ракушки наули.

В деревне чаще встречается европейская одежда: шорты, брюки, футболки.

Девушки в лагере носят майки и полотно из тонкой ткани в качестве юбки и накидки через плечо. Редко обнажают грудь. В лагере скотоводов все девушки бреют голову. Носят бусы и браслеты и пояса из бусин традиционной расцветки.

Инициация, свадьба, похороны

Мужчины делятся на группы по возрасту, от которого зависит круг обязанностей.

До 12-14 лет мальчики много работают в лагере для скота (см. выше).

Переходом к новым обязанностям и взрослением является инициация по достижении 15 лет: мальчики небольшой группой уходят с небольшим числом зебу в буш, где должны самостоятельно провести около 5 месяцев (период с августа по декабрь).

После возвращения происходит праздник: парень должен убить быка, его рога водружают на высокий шест, раскрашенный чередованием черных и белых полос. Основанием для шеста служит яма, в которую наливают алкогольный напиток с пожеланием здоровья.

Шест с рогами быка - символ превращения мальчика в мужчину. Южный Судан, фото TAdviser, январь 2024 г

В этом возрасте происходит удаление зубов. У группы которую посещал TAdviser, удаляются четыре центральных зуба в нижнем ряду.

С 15 до 30 лет мужчины занимаются выпасом скота, ухаживают за рогами животных. обрабатывают коров пеплом.

Когда молодой человек готов жениться (у него досточно коров), он одевает специальные бусы, символизирующие его готовность. После свадьбы эти бусы переходят жене.

После 30 лет мужчины занимаются выпасом скота, решением вопросов группы, продажей и приобретением скота.

После смерти одного из членов семьи, его тело закапывают во дворе. Убивают одну или нескольких из принадлежащих семье коров, это зависит от статуса человека. Мясо едят вместе с другими жителями деревни. Рога на шесте устанавливают над захоронением во дворе дома.

Могила уважаемого человека в деревне мундари отмечена высоким разноцветным флагом и рогами крупных животных. Деревня недалеко от г.Терекека. Центральная Экватория, Южный Судан. Фото TAdviser, январь 2024 г

См. также