2017/12/22 12:53:17

Открытое интервью с ИТ-директором «Дикси» Владимиром Муравьевым на TAdviser SummIT

На конференции TAdviser SummIT, состоявшейся 29 ноября 2017 года, ИТ-директор «Дикси» Владимир Муравьев в ходе открытого интервью поделился мнением о меняющейся роли CIO в современном мире, подходе компании к выбору партнеров и подрядчиков и актуальности импортозамещения. Беседу провел главный редактор TAdviser Александр Левашов.

Владимир Муравьев (на фото слева) и Александр Левашов

Сегодня все чаще можно услышать, что использование ИТ-бюджета перестало быть исключительно прерогативой директора по ИТ, а сам бюджет размывается между бизнес-подразделениями. Действительно ли есть такая тенденция? Как обстоят дела с ИТ-бюджетом в «Дикси»?

Владимир Муравьев: Бюджет «Дикси», как любой крупной бизнес-структуры федерального уровня, утверждается по регламенту и состоит из двух составляющих. Первая часть бюджета – это расходная часть по выполнению регулятивных требований государства (ЕГАИС, система «Меркурий», исполнение фискальных функций). Вторая часть связана с бизнес-инициативами, и эта составляющая бюджета действительно размывается между различными бизнес-подразделениями и ИТ-структурой. Таким образом, сегодня существует не ИТ-бюджет как таковой, а средства, выделенные для совместной работы бизнеса и ИТ-блока.

Какова динамика расходов на ИТ в компании «Дикси» за последние годы? Каковы планы на 2018 год?

Владимир Муравьев: ИТ-подразделение следует стратегии развития компании. Поскольку основной актив любого ритейлера – покупатель, а два главных драйвера – трафик и средний чек, то стратегия «Дикси» сегодня базируется сегодня на том, чтобы изменить подход к покупателю, сделать для него что-то новое. В соответствии со стратегией увеличится бюджет на магазины, переформатирование которых запланировано на следующий год. Вырастут расходы и на регулятивную часть бюджета, и на ИТ-инициативы по внедрению инноваций на основе современных технологий. Так что динамика бюджета положительная.

Расскажите, пожалуйста, о том, как вы выбираете ИТ-подрядчиков? Какие подходы практикуете, какие критерии используете при их оценке? Проводятся ли тендеры? Возможно, существует черный список ИТ-подрядчиков, с которыми вы больше не планируете сотрудничать?

Владимир Муравьев: В плане выбора ИТ-партнеров подход очень простой. Важно, чтобы ИТ-подрядчик обладал несколькими ключевыми навыками, и первый из них - проактивная позиция, предполагающая длительное сотрудничество. Зайти, сделать проект и уйти на другой объект, к другому заказчику – такая практика встречается, но она проигрышная, на мой взгляд.

Второй важный момент – наличие компетентных кадров и возможность их задействования в проекте. Не секрет, что любая крупная консалтинговая компания старается обкатать на проектах стажеров. Понятно, что совсем без такой практики обойтись невозможно, ведь начинающим специалистам надо где-то и как-то учиться, но при этом должен быть баланс между пулом ключевых, опытных специалистов, работающих в проекте, и числом тех, кто еще только учится. Немаловажно, чтобы и цена у стажеров была адекватная уровню их квалификации. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.1 т

И третье – все крупные проекты федерального масштаба сопровождаются, как правило, внешним аудитом подрядчика со стороны заказчика, и ИТ-партнеру не нужно этого опасаться, а тем более чинить препятствия. Ему следует быть открытым для такого рода проверок, свободным во взаимоотношениях с аудитором заказчика, исходя из того, что основная задача аудитора – сделать проект успешным, а не сделать кому-то плохо.

Общепринятые критерии при выборе ИТ-партнера тоже действуют: деньги, качество и сроки. Если у ИТ-подрядчика не всегда получается следовать правилам заказчика, это не означает, что он сразу попадает в черный список, просто ему придется столкнуться с некоторыми «выравнивающими» мероприятиями для того, чтобы взаимодействие было более эффективным.

Что касается тендеров, то они, безусловно, присутствуют как в любой крупной компании, но по его результатам, если проект крупный, мы ориентируемся в первую очередь на вендоров, имеющих соответствующий опыт подобных проектов. С другой стороны, сейчас бум стартапов, и на розничном рынке много небольших компаний, делающих специфические вещи для ритейла, с которыми мы тоже сотрудничаем. Так что подход гибкий, для решения каждой задачи мы ищем правильных, сильных ИТ-партнеров.

Понятно, что перед «ДИКСИ» как коммерческой компанией не стоит напрямую задача импортозамещения, но, возможно, вы все-таки занимаетесь им? Изучаете отечественные решения? Считаете ли импортозамещение целесообразным?

Владимир Муравьев: Целесообразным считаю, поскольку мы все живем в этой стране, переживаем за нее, и наличие в нашей экономике наукоемких отраслей, позволяющих реализовывать нечто «несырьевое», очень полезно. Так что у импортозамещения есть будущее, и мы даже используем интересные отечественные решения из ниши специализированного под ритейл. Что касается операционной системы, СУБД и больших, серьезных программных комплексов, то мы не готовы сегодня на замену западного ПО.

Есть мнение, что роль ИТ-директора в современном мире меняется и в первую очередь в связи с тем, что бизнес очень быстро меняется. А как вы считаете, меняется ли роль ИТ-директора и каким образом, если да?

Владимир Муравьев: На своем опыте – а я работаю ИТ-директором больше 20 лет – могу подтвердить, что роль ИТ-директора действительно меняется. И если на одной стороне взять образ человека, отвечающего исключительно за инфраструктуру, работоспособность программных продуктов, решений и так далее, а на другой - стратега, ответственного за решение задач бизнеса, близкого к генеральному директору, то ползунок от ИТ-инфраструктуры в сторону стратегии, безусловно, смещается.

Поддержка ИТ-ифраструктуры перестала быть важной задачей – это рутина, которой занимаются сотрудники. ИТ-директор становится партнером бизнеса, он дает толчок инновациям, предоставляет бизнесу возможность взглянуть на то, чем он занимается каждый день, под другим углом.

Это происходит отчасти в связи с новым витком развития технологий, который наблюдается во всем мире – искусственный интеллект, большие данные и другие, которые могут добавить бизнесу совершенно неожиданную, новую ценность. Давно уже никто не внедряет ИТ-решения просто потому, что это модно, вопрос экономики и монетизации возникает одним из первых, особенно когда речь идет о тиражировании решения на всю страну. И тем не менее, на мой взгляд, именно на стороне ИТ сейчас все возможности, чтобы трансформировать устоявшиеся концепции бизнеса в любой отрасли. И дело не только в возможностях новых технологий, а еще и в том, что люди бизнеса более консервативны, чем ИТ-директора, роль которого в трансформации бизнеса, безусловно, повышается.

Вы можете назвать топ-3 приоритетных направления развития ИТ в «Дикси»?

Владимир Муравьев: Первое направление – уже упоминавшееся удовлетворение регулятивных требований государства, от которого никуда не уйти. Второе – все, что связано с инновациями, стартапами, и третье – оптимизация внутренних бизнес-процессов.

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 29 ноября 2017 года и привлекла более 400 участников. Главные темы мероприятия - ИТ-планы крупнейших компаний и государственных ведомств России на 2018 год, перспективы развития цифровой экономики, ИТ-продуктов и сервисов. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.