Помилуй мя, Боже (Сарти, Санкт-Петербургский барочный ансамбль)
Оратория, написанная по заказу Григория Потёмкина в 1785 г итальянским композитором Джузеппе Сарти, работавшим в России.
Содержание |
Основная статья: Музыка в России в XVIII веке
Григорий Потёмкин был известен своей религиозностью и интересом к теологии. Еще во время обучения в Московском университете он особенно успевал в богословии, есть даже сведения о желании Потемкина постричься в монахи. Очевидно, что текст 50-го псалма был особенно близок князю. Об этом свидетельствует Канон Спасителю, сочиненный Потемкиным незадолго до кончины. Через весь текст Канона лейтмотивом проходят начальные слова псалма Давида: Помилуй мя, Боже!
Композиции
Ниже приводится список композиций с комментариями Андрея Пенюгина.
50-й псалом «Помилуй мя Боже» (в латинском варианте — Miserere) — наиболее популярный текст из Псалтири в истории западноевропейской музыки, от Жоскена Депре до Моцарта. В XVIII веке 50-й псалом в музыкальной практике стал использоваться особенно часто.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
Оратория Джузеппе Сарти состоит из 14 стихов-частей. Выбор определенного состава для каждого стиха — толкование композитором текста псалма. В некоторых случаях текст псалма незначительно изменен (вариант Сарти дан в скобках).
Увертюра
В экземпляре Российского национального музея музыки псалму предшествует инструментальная Увертюра, которой нет ни в одной другой рукописи. Необычность Увертюры в том, что она написана не в основной тональности оратории, фа миноре, а в доминантовом до миноре.
I. Хор
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Хор используется в тех стихах, где композитор хочет символически изобразить обращение к Богу всего человечества.
II. Терцет
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
Терцет, написанный в размере 3⁄4, противопоставлен строгости первой части. Плавность ритма и интонаций создает зримый образ омовения.
III. Ария тенора / Хор
Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. (Согреши Тебе единому, Тебе Единому согреших...)
Солирующие тенор и виолончель в высоком регистре помогают создать музыкальное изображение человека, который, как маленький ребенок, оправдывается перед Отцом.
IV. Хор
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Хоральное звучание создает образ человечества, отягощенного грехом.
V. Ария баса
Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Сарти традиционно доверяет слова об истине и мудрости солирующему басу.
VI. Речитатив сопрано
Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
Для создания образа чистоты после омовения композитор использует форму речитатива, которая дает наиболее прозрачное звучание, и высокое солирующее сопрано.
VII. Ария сопрано
И слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
В первой арии сопрано Сарти добавляет в верхний регистр тембр флейты траверсо, что наполняет эту часть Небесным Светом.
VIII. Хор
Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
Чистоту и радость двух предыдущих частей прерывает диссонанс. Хор вновь выступает как символ греховности всего человечества.
IX. Ария альта
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. (Созижди во мне сердце ново, созижди, Боже, во мне сердце чисто, и дух прав обнови во утробе моей).
Грудной тембр солирующего альта (меццо-сопрано) — символ сердца.
X. Хор
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Вновь хор олицетворяет человечество.
XI. Ария сопрано
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. (Воздаждь ми, Боже, Твоего спасения. Даждь ми радость Твоего спасенья...)
Вторая ария сопрано — самая виртуозная в оратории. С голосом состязается первый альт из инструментального ансамбля. Сарти использует понятие виртуозности в его буквальном значении — добродетельность (от virtu — добродетель).
XII. Хор
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. (...Яко аще б жертвы восхотел еси, дал бых убо, всесожжения не благоволиши).
Часть построена на противопоставлении нисходящих реплик альта и тенора из хора и восходящих интонаций ликующего хорового фугато.
XIII. Ария сопрано
Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ответ на номер III. Снова солирующая виолончель в верхнем регистре, но тенор заменен на высокое и светлое сопрано.
XIV. Хор
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Сарти завершает ораторию фугой для полного состава.
Буклет
Исполнители
Санкт-Петербургский барочный ансамбль
Санкт-Петербургский барочный ансамбль:
- Художественный руководитель —
Андрей Пенюгин - альт (соло 12)
- Вера Чеканова - сопрано (соло 7, 8, 12, 14)
- Марина Куперман - альт
- Юлия Гайколова - альт
- Варвара Касторская - виолончель (соло 4, 14)
- Ирина Шнеерова - клавесин
- Аглая Потапова - флейта траверсо (соло 8)
- Григорий Воскобойник - контрабас
Хоровая коллегия Санкт-Петербурга
Хоровая коллегия Санкт-Петербурга:
- Художественный руководитель - Николай Романов
- Сопрано: Александра Репина (соло 3), Екатерина Бережная, Ирина Михайлова
- Альты: Надежда Брусницына (соло 3, 10), Иван Егоров
- Теноры: Данис Имамутдинов (соло 4), Даниил Лашин
- Басы: Николай Мазаев (соло 3, 6), Роман Тархов
Запись
Диск записан в рамках инициативы "Опыты Максима Казака".
Организатор записи - компания ReachSound.Art.
Звукорежиссер, монтаж и сведение - Владимир Рябенко
Инженер звукозаписи - Павел Тимофеев
Продюсер - Антон Яковлев
Обложка
На обложке: Федор Алексеев. Фрагмент акварели «Городская площадь в городе Херсоне» (Третьяковская галерея). По указанию Екатерины ІІ Григорий Потёмкин был похоронен в Херсоне, в Екатерининском соборе, фрагмент фасада которого изображён на акварели слева. Храм возводился с 1781 по 1786 годы под надзором князя и в итоге стал его усыпальницей.
Дизайн - Ольга Сенькевич
Купить MP3
Для покупки диска в формате MP3 отправьте запрос издателю диска по адресу omkcenter@yandex.ru
Стоимость 680 руб (все треки высылаются отдельно).
Слушать
- Слушать альбом в Яндекс.Музыке
- Слушать в VK Музыке
- Слушать в Zvuk
- Слушать в сети OK
- Слушать в МТС Музыка
СМИ о диске
Ноты
Партитура оратории набрана по рукописному экземпляру из РНБ. Увертюра добавлена по рукописному экземпляру из Российского национального Музея Музыки.