2024/07/05 17:04:05

Постаматы в России


Содержание

Крупнейшие игроки

2024: Число постаматов в России за год сократилось на 8% до 17 тыс. штук

5 июля 2024 года стало известно о значительном сокращении количества постаматов в крупнейших городах России. По данным картографического сервиса 2ГИС, за период с июня 2023 года по июнь 2024 года число автоматизированных терминалов для выдачи заказов в городах-миллионниках уменьшилось на 8%, составив чуть более 17 тыс. единиц.

Как сообщает издание «Коммерсантъ», на фоне сокращения числа постаматов наблюдается значительный рост количества пунктов выдачи заказов (ПВЗ). За аналогичный период их число увеличилось на 20%, достигнув 38 тыс. точек в городах с населением свыше миллиона человек.

Сокращение постаматов в РФ на 8%

Крупнейшие участники рынка электронной коммерции подтверждают тенденцию к развитию сети ПВЗ. Представители «Яндекс Маркета» заявили, что компания делает ставку на открытие новых пунктов выдачи заказов, в то время как число постаматов остается неизменным. Схожую стратегию, по информации источников, близких к компании, реализует и Wildberries.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.5 т

Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-Аналитики», отмечает, что потребители все чаще заказывают крупногабаритные товары, которые невозможно получить через постамат. Кроме того, ПВЗ предоставляют возможность примерки одежды и упрощают процедуру возврата товаров.

Важным фактором, повлиявшим на рынок постаматов, стал уход в апреле 2023 года крупного игрока PickPoint, чья сеть насчитывала 6 тыс. терминалов. Компания прекратила работу в России из-за финансовых трудностей, оставив после себя задолженность около 730 млн рублей.

Несмотря на общую тенденцию к сокращению, некоторые участники рынка отмечают рост спроса на постаматы. Отечественный производитель Engy заявляет об увеличении продаж, особенно на рынках дружественных стран. Компания подчеркивает, что многие ПВЗ приобретают постаматы для расширения спектра услуг и обеспечения круглосуточного обслуживания клиентов.[1]

2022: Старт реализации проекта «Московский постамат»

В столице началась реализация общегородского проекта «Московский постамат». Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном портале Мэра Москвы 24 октября 2022 года. На первом этапе устройства городской сети доставки разместят в подъездах жилых домов и на придомовых территориях в Центральном, Северо-Западном и Юго-Восточном административных округах столицы. Подробнее здесь.

2021: Запуск городской сети постаматов

В июле 2021 года Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы анонсировал запуск «Городской сети постаматов». В этих аппаратах можно будет получать товары из интернет-магазинов, заказы из кафе, ресторанов и продуктовых магазинов, различные документы и справки, отправлять посылки без посещения почтового отделения, возвращать бракованные или неподошедшие товары, отправлять в сервисные центры технику на гарантийное и послегарантийное обслуживание и получать обратно. Подробнее здесь.

2020: Рост числа постаматов в России в 1,5 раза

Согласно оценкам «2ГИС», к концу 2020 года в крупнейших российских городах стало 7616 постаматов против 4938 годом ранее. В «Infoline-аналитики» насчитали более 18 тыс. единиц такого оборудования, установленного по всей РФ.

Наибольшее число точек расположено в трех крупнейших городах страны – Москве (3019), Санкт-Петербурге (1212) и Новосибирске (461).

В Новосибирске за 2020 год количество постаматов выросло на 88,1% (до 461 терминалов). В Омске рост составил 9,9% (233). При этом в Красноярске число постаматов увеличилось в полтора раза — до 115 терминалов. Это самый существенный годовой прирост среди крупных городов РФ. За 2020 год количество постаматов в Екатеринбурге увеличилось на 75,8%, до 422.

Число постаматов в России за 2020 год выросло в 1,5 раза

Лидером рынка, по данным «Infoline-аналитики», является Ozon, у которого насчитывается более 7500 собственных постаматов. На втором месте находится PickPoint (порядка 5300 точек).

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Ведомостями» отметил, что покупатели в условиях пандемии коронавируса COVID-19 стали с большей осторожностью относиться к курьерской доставке, за исключением тех случаев, когда речь идет о заказе продуктов или кулинарии.

Рынок постаматов будет расти и дальше. Бурмистров прогнозирует увеличение количества точек в 2-3 раза в ближайшие 2-3 года, они будут стоять в каждом крупном сетевом магазине. Однако и пункты выдачи заказа не будут терять популярности и продолжат развиваться в том или ином виде.

Компания Data Insight, по словам ее ведущего аналитика направления «Логистика» Наталии Крупениной, с мая 2019 года по сентябрь 2020-го зарегистрировала 134-процентный рост российского рынка постаматов.[2]

Примечания