2015/12/21 15:25:39

Свободное программное обеспечение (СПО) в образовательных учреждениях России

Данная статья посвящена теме использования СПО в образовательных учреждениях России. Использование свободного ПО в других отраслях рассматривается в статье Свободное ПО в России.

Содержание

2010: Исследование стоимости использования СПО в школах от IDC

IDC В феврале 2010 г. Microsoft предложила за $8 продлить лицензии на пакеты своих программ на каждом школьном компьютере, а поставщики СПО просят около $6 за оснащение ПК только операционной системой (остальной софт поставляется бесплатно), отмечается в отчете IDC. Школам дешевле пользоваться лицензионным софтом, нежели свободным программным обеспечением (СПО). Такой парадоксальный вывод сделала исследовательская компания IDC.

Исследование IDC (август 2010 г.) подготовлено по заказу Центра информационных технологий и учебного оборудования Москвы, входящего в систему городского департамента образования. Оказалось, что пользоваться свободным ПО на 3,3% дороже, чем лицензионным. Аналитик «IDC-Россия» Виктор Цыганков объясняет это отличной от лицензионного ПО структурой стоимости владения. Производители СПО в отличие от разработчиков лицензионного софта чаще всего не предлагают бесплатной поддержки и обучения персонала. Президент Microsoft в России Николай Прянишников говорит, что при поддержке его компании бесплатно прошли обучение более 100 000 учителей. Специалистов, которые могли бы объяснить основы СПО, не много и их услуги дороги, считает Цыганков. Насколько дороже подготовить учителя для СПО-класса, чем для класса с «закрытым» ПО, он не уточнил.

Обучить учителей использовать СПО стоит недорого, уверяет гендиректор разработчика СПО Alt Linux Алексей Смирнов. Например, за последний год на это в России ушло не более 200 млн руб.

IDC измеряет эффективность использования ПО в основном для коммерческих компаний, для которых лицензионное ПО часто эффективнее, чем СПО, указывает президент Leta Group Александр Чачава. Но для образовательной системы СПО постепенно становится стандартом: его сложнее освоить, зато оно лучше позволяет изучить компьютер.

2009: Массовое внедрение СПО в школах

В 2009 году продолжилось присоединение к проекту непилотных образовательных учреждений. В свободный доступ был выложен комплект разработчика (Software Development Kit — SDK), используемый при создании школьных дистрибутивов Линукс.

В феврале вышла расширенной редакция серверного дистрибутива для образовательных учреждений «Школьный Сервер».

В марте число непилотных школ, присоединившихся к проекту внедрения СПО, превысило число пилотных.

2008: Школьный Linux, пилотные проекты

В 2008 году началось внедрение пакета СПО в школы трех пилотных регионов России: Пермский край, Республика Татарстан, Томская область. Компании-партнеры проводили установочные семинары для школ и установку пакета на школьные ПК. В пилотных регионах была развёрнута бесплатная система поддержки.

Пилотная апробация была проведена в 12 школах Республики Татарстан, 12 школах Пермского края и 10 школах Томской области, по итогам апробации доработаны комплекты пакетов СПО.

В том же году Федеральное агентство по образованию выпустило циркулярное письмо `Об использовании ПСПО для общеобразовательных учреждений Российской Федерации` от 17 июня 2008 №15-51-450/01-09, в котором предлагает образовательным учреждениям из любого региона РФ принять участи в апробации пакета СПО. Поступают заявки на участие из разных регионов России.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.3 т

В июле-августе прошло массовое внедрение СПО в школах. По состоянию на 31 августа, его установка в пилотных регионах была полностью завершена.

В сентябре вышло новое издание пакета СПО для школ.

2007: Запуск проекта поставки СПО в школы

В октябре 2007 года вышло распоряжение председателя правительства, согласно которому Министерству образования и науки и Министерству связи предписывалось закупить лицензию на 3 года на проприетарное программное обеспечение для всех школ и обеспечить разработку и внедрение в школы СПО по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения. Данная инициатива стала одной из первых и главных стимулов развития рынка СПО в России.

Закупка трехлетних лицензий на проприетарное ПО осуществлена для того, чтобы снять накал проблем, связанных с пиратским ПО, и за это время качественно подготовить систему образования к переходу на СПО.

На закупку софта для 675 000 школьных компьютеров из федерального бюджета было выделено 2,7 млрд руб. По истечении срока действия лицензий проприетарного ПО каждому региону предстояло решить, переходить ли школам на СПО или использовать лицензионное ПО.

В ноябре Федеральное агентство по образованию провело открытый конкурс на право заключения госконтракта по созданию пакета СПО и пилотному апробированию его в образовательных учреждениях. По итогам конкурса исполнителем работ стала компания «РБК-центр» (ГК «Армада»), а соисполнителями — ведущие отечественные разработчики программного обеспечения (ALT Linux, Linux Ink и др.).

На основе требований стандартного базового пакета программного обеспече­ния был разработан пакет СПО для нужд образовательных учреждений, не требующий лицензионных отчислений.

2006: Дело Поносова

В ноябре 2006 года прокуратура обвинила Александра Поносова, бывшего директора сельской школы села Сепыч Верещагинского района Пермского края, в использовании для обучения детей информатике нелицензионных версий ОС Windows. По версии следствия, Поносов сознательно использовал нелицензионные версии Windows и тем самым нанес правообладателю - Microsoft - материальный ущерб на сумму 266 тыс. руб.

Поносов утверждал, что компьютеры с Windows поступили в школу от Управления капитального строительства Пермской краевой администрации с уже установленным ПО. Директор школы также заявлял, что не обладает достаточным уровнем компьютерной грамотности, чтобы оценить, являются ли установленные копии операционных систем легальными или нет.

Дело оказалось в центре внимания многих российских чиновников и политиков, выступивших в защиту учителя. В феврале 2007 года суд закрыл дело Поносова за "малозначительностью" причиненного ущерба. В марте 2007 года вышестоящий суд отменил это решение и направил дело на новое рассмотрение, а в мае директор сельской школы был признан виновным и приговорен к штрафу в 5 тыс. руб. в пользу государства. В декабре 2008 года был полностью оправдан решением Пермского краевого суда.