Содержание[Свернуть] |
2025: ГКРЧ выделила частоты для спутникового интернета на транспорте
В январе 2025 года государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение о выделении частот для абонентских земных станций, устанавливаемых на транспортных средствах, для работы через российские спутники на негеостационарных орбитах в 2025 году.
Как передает CNews, решение принято на основании доклада Российского научно-исследовательского института радио им. М.И.Кривошеева для систем «Рассвет», «Скиф» и «Экспресс-РВ».
Для системы «Рассвет» выделены частоты 10,7-12,725 ГГц, 19,075-19,3 ГГц, 19,7-20,2 ГГц для направления космос-Земля и 14-14,495 ГГц, 29,5-30 ГГц для направления Земля-космос. Система «Скиф» получила диапазоны 17,8-18,6 ГГц, 18,8-19,3 ГГц и 27,6-29,0605 ГГц.Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
К 2030 году группировка «Рассвет» будет состоять из 292 спутников для обеспечения широкополосного доступа в интернет на всей территории Земли. Система «Скиф» включит 12 космических аппаратов на средней орбите, а «Экспресс-РВ» — четыре спутника на высоком эллипсе для покрытия территории России и Арктической зоны.
Весь трафик, формируемый находящимися в России абонентскими земными станциями, должен проходить через российскую станцию сопряжения по радиоканалу между указанной станцией и космическим аппаратом, — говорится в решении ГКРЧ. |
Операторам необходимо обеспечить круглосуточный контроль всех абонентских станций, включая управление параметрами их излучения вплоть до полного выключения. При выявлении вредных радиопомех операторы должны принять меры по их устранению.
ГКРЧ поручила операторам систем «Экспресс-РВ», «Скиф» и «Рассвет» до 30 июня 2025 года представить согласованные условия совместного использования полос радиочастот с геостационарными спутниковыми сетями.
Абонентские станции на морских и речных судах должны включаться в разрешение на судовую радиостанцию, а на воздушных судах — в разрешение на установку и использование такой аппаратуры.[1]
2024: Минцифры: Wi-Fi на борту российских самолетов станет повсеместным с 2028 года
Wi-Fi на борту российских самолетов станет повсеместным с 2028 года. Об этом министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев сообщил журналистам 22 мая 2024 года.
Как уточнили РБК в Минцифры, речь идет о проекте компании «Бюро 1440», которая занимается созданием низкоорбитальной спутниковой группировки, чтобы оказывать услуги широкополосного доступа в интернет с глобальным покрытием с 2027 года.
22 мая 2024 года «Бюро 1440» заключило с РЖД и «Аэрофлотом» соглашение о сотрудничестве по применению спутниковых. Стороны договорились о совместном развитии цифровых сервисов на базе спутниковой низкоорбитальной группировки, отечественных технологий в области цифровой трансформации наземного и воздушного транспортного комплекса, а также на создание востребованных отраслевых ИТ-решений.
В частности, планируется создание сервиса широкополосной передачи данных, который позволит до 10 раз увеличить скорость передачи данных (с 100 Мбит/с до 1 Гбит/с на абонентский терминал) и существенно снизить задержку передачи данных (с 700 мс до 70 мс). Компании транспортной отрасли смогут внедрять сервисы удаленного управления, сценарии резервирования, видеосвязи на всей территории страны и за ее пределами, уточняет пресс-служба Минтранса.
В «Бюро 1440» добавили, что компания собирается предоставить широкополосный канал передачи данных до транспортного средства (вагона, самолета), а перевозчик или специальный оператор, в свою очередь, будут организовывать цифровой развлекательный и информационный сервис пассажирам.
В январе 2024 года Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации рекомендовал Роскосмосу и профильным ведомствам РФ подготовить предложения по развитию спутников, способных обеспечить качественный доступ к интернету, в том числе на борту самолетов.[2]
2019: В России запустят быстрый интернет в самолётах и поездах
21 ноября 2019 года стало известно о том, что в самолётах и поездах в России появится высокоскоростной интернет. Для этого планируется запустить экспериментальный сегмент из десяти ретрансляторов с радиусом действия 150 км для каждого (у сотовой вышки он в среднем 5 км).
Самолеты и поезда оборудуют устройствами, принимающими и передающими сигнал, пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу Национальной технологической инициативы (НТИ).
Стандарты Wi-Fi или 4G не обеспечивают стабильный доступ к интернету на скоростях 90−120 км/ч и выше, а также дальности действия более 20 км, говорится в презентации проекта. В России нашли решения, позволяющие обеспечить связью объекты, перемещающиеся со скоростями до 1,5 тыс. км/ч.
Авторы проекта хотят реализовать задумку таким образом, чтобы система была совместима с действующими стандартами сотовой связи, например, 5G.
К 2025 году планируется запустить экспериментальный сегмент сети в Геленджике, а первый опытный район — на направлении Москва—Адлер. Полная стоимость одобренного проекта не уточняется.
По мнению инициаторов проекта, доступ в интернет только на железной дороге может принести 21,5 млрд рублей в год. Показатель на авиатранспорте — около 5 млрд рублей.
Проект претендует на грантовую поддержку Российской венчурной компании при условии вложения средств частных инвесторов, уточнили в пресс-службе НТИ. Финансовые параметры там не раскрыли. Источник «Известия», знакомый с деталями проекта, говорит, что одна вышка на начальном этапе будет стоить порядка 2 млн рублей. Себестоимость заметно снизится, когда будет налажено массовое производство такого оборудования в нашей стране, добавил он.
По мнению замруководителя Центра компетенций НТИ «Сколтех» Виталия Шуба, потребность в быстром интернете в транспорте велика, но строительство подходящих для этого вышек выгодно лишь в густонаселенных районах страны.[3]