Сессия «ИТ в госсекторе»
TAdviser SummIT 29 ноября 2017
29 ноября 2017 года в рамках конференции TAdviser SummIT, собравшей в общей сложности более 400 участников, прошла сессия «ИТ в госсекторе». С докладами на ней выступили представители госорганов и поставщики ИТ-решений, которые рассказали об итогах уходящего года и поделились планами на будущее.
Заказчики: итоги и планы
Александр Горбатько, заместитель руководителя департамента ИТ города Москвы, отчитался о реализации в Москве более 300 цифровых проектов по самым различным направлениям:
- электронные сервисы и услуги, в рамках которого был реализован единый механизм предоставления электронных услуг и сервисов;
- здравоохранение – это электронные медицинские карты в облаке, электронные рецепты, единая система управления и диспетчеризации скорой помощи;
- образование – переход на электронную систему обучения в школах, журналы и дневники онлайн;
- ЖКХ – умное освещение, централизованный мониторинг техники;
- безопасность - интеллектуальная система видеонаблюдения, управление движением и парковками;
- гражданская вовлеченность – электронное голосование, краудфандинговая платформа, онлайн-обращения граждан;
- экономика – открытый бюджет, облачная бухгалтерия;
- ИТ-инфраструктура – GPS/ГЛОНАСС, Wi-Fi, широкополосные сети.
В заключение докладчик остановился на перспективах 5G и связанных с новым поколением мобильной связи вызовах:
- технология 5G потребует от участников сотового рынка кратного увеличения числа базовых станций и совершенно другого принципа планирования сети, что повлечет большие инвестиции;
- операторам придется построить новую большую инфраструктуру, что достаточно тяжело.
Чтобы не лишить проект 5G инвестиционной привлекательности, отметил Александр Горбатько, ДИТ Москвы предлагает объединить усилия всех заинтересованных сторон - операторов, инфраструктурных компаний, производителей оборудования. Правительство Москвы рассматривает возможность создания объединения по типу консорциума, на базе которого сотовые операторы смогут комфортно и с меньшими издержками развивать связь 5G.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной cлужбы cудебных приставов (ФССП РФ), рассказала о перспективах обновления электронных форм государственной услуги по получению информации касательно исполнительного производства (ИП) по физическим и юридическим лицам на едином портале госуслуг (ЕПГУ). Докладчик напомнила, что ФССП уже оказывает госуслугу «Предоставление информации по находящимся на исполнении ИП в отношении физического и юридического лица», в рамках которой предоставляется информация о наличии ИП, его ходе и размере судебной задолженности.
Изменение порядка создания и ведения банка данных исполнительных производств предполагает расширение возможности получения общедоступных сведений из банка данных в исполнительном производстве:
- на сайте ФССП России;
- через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
- предоставление доступа к интерфейсу программирования приложений (API) в интернете.
В перспективе, отметила Звягина, на ЕПГУ должна быть предусмотрена подача всех видов заявлений, подаваемых в рамках исполнительного производства - ходатайств, отводов, жалоб в порядке подчиненности и др., которые могут быть разбиты на две категории по типу стороны ИП (должник или взыскатель) и на восемь категорий по жизненным ситуациям.
Чтобы обеспечить электронное взаимодействие судебной системы с гражданами в 2017 году в ГАС «Правосудие» начался прием электронных исковых заявлений, подчеркнул заместитель руководителя ФГБУ ИАЦ Судебного департамента Роман Калина.
Что касается положения дел в целом, то интеграция, модернизация и развитие информационных систем судов в рамках единого информационного пространства ГАС «Правосудие» осуществляется в соответствии с концепцией развития информатизации судов до 2020 года, подчеркнул он. Одна из важнейших задач развития - переход на новый уровень предоставления информационных сервисов гражданам и организациям.
Антон Сурков, заместитель начальника департамента информационных технологий Пенсионного фонда России (ПФР), поделился статистикой охвата электронными сервисами направлений деятельности фонда – назначение и выплата пенсий, персонифицированный учет прав, программа материнского капитала и ряд других. Более 1,7 млн. пользователей сайта ЕПГУ были информированы о размере пенсии и социальных выплат. Этот сервис был реализован с помощью виджетной технологии «Открытая платформа», сообщил спикер. Порядка 7 млн граждан воспользовались сервисами личного кабинета.
Второй год – с октября 2016-го – ПФР осуществляет регистрацию граждан в режиме онлайн, напомнил Антон Сурков, причем в 2017-м году обработано более 3 млн. заявлений. Мобильное приложение ПФР, позволяющее посмотреть состояние индивидуального лицевого счета, получить сведения о назначенной пенсии и социальных выплатах, скачали порядка 230 тыс. пользователей.
Заместитель руководителя Фонда cоциального cтрахования (ФСС РФ) Дмитрий Селиванов перечисли проекты ФСС РФ в области цифровизации, в частности:
- прямые выплаты застрахованному на карту «МИР»;
- электронный документооборот со страхователем;
- электронный листок нетрудоспособности (бюллетень);
- портал открытых данных;
- открытый контракт;
- реестр поставщиков социальных услуг.
Спикер подчеркнул, что доступ ко всем социальным услугам должен быть простым и понятным. С этой целью и реализуется проект «Единый социальный навигатор», который должен стать персональным интеллектуальным помощником, путеводителем по социальным услугам и сервисам, планировщиком социальной жизни и интерактивным помощником в различных жизненных ситуациях.
ПФР стремится перейти на цифровую модель оказания социальной помощи, подчеркнул Дмитрий Селиванов, что означает:
- выдачу электронного родового сертификата;
- электронное взаимодействие между всеми элементами единой государственной информационной системы социальной защиты – электронный листок нетрудоспособности, электронный рецепт, высокотехнологическая медицинская помощь, электронный обмен по вакцинации, диспансеризации, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и др.;
- выдачу электронных путевок на санаторно-курортное лечение;
- переход на электронный обмен с субъектами РФ при направлении на санаторно-курортное лечение и высокотехнологическую медицинскую помощь;
- единый каталог технических средств реабилитации;
- электронный социальный сертификат;
- трансграничное электронное взаимодействие с международными организациями социального обеспечения.
Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассказал о планах цифровизации в своем регионе на будущий период. Напомнив участникам работы секции основные цели программы «Цифровая экономика РФ», утвержденной правительством, спикер поделился деталями ее реализации в своем регионе на 2018 – 2030 годы:
- развитие сетей связи - интернет для всех больниц, 4G (LTE), развитие сетей нового поколения 5G, сети связи на автодорогах, доступ 97% населения к Интернету со скоростью не меньше 100 Мбт;
- развитие дата-центров – парк ЦОДов с единым центром обработки данных;
- внедрение цифровых платформ работы с данными;
- создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных.
Кроме развития ИТ-инфраструктуры, в регионе активно занимаются популяризацией единого портала госуслуг. Общее количество граждан, зарегистрированных на ЕПГУ в регионе, растет из года в год, подчеркнул спикер, и в 2017-м перевалило отметку в 1 млн. человек, что составляет 79,3% от населения Уральского федерального округа.
Олег Симаков, заместитель руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ, в первую очередь выделил задачи информационного обеспечения реабилитации инвалидов. Технологической основой для решения этих является единая вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система МСЭ (ЕВИИАС МСЭ), эксплуатируемая уже больше 4-х лет. Задачи информационного обеспечения, стоящие перед ведомством:
- совершенствование системы учета структуры, динамики и категорий инвалидности на основе использования и совершенствования ЕВИИАС МСЭ и учетно-отчетных форм статистической отчетности;
- создание физической и информационной доступности экспертных, реабилитационных и ситуационных услуг (сокращение пути инвалида);
- совершенствование межведомственного взаимодействия с использованием портала госуслуг.
В целях развития ЕВИИАС МСЭ в 2017-м году была отлажена работа с электронной подписью и осуществлено подключение к СМЭВ. На декабрь запланирован переход с СУБД MS SQL на PostgreSQL в русле импортозамещения, а в планах на 2018 год:
- продолжение работ по импортозамещению - в части рабочих мест пользователей;
- переход на взаимодействие с исполнителями индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПРИ) исключительно через ФИГИС федерального реестра инвалидов;
- повсеместная работа бюро медико-социальной экспертизы в едином информационном пространстве;
- совершенствование сводно-аналитической системы на основе ЕАВИИАС и электронного архива;
- развитие технологической и информационной составляющих портала МСЭ.
Решения и тренды
Доклад Владимира Рубанова, управляющего директора компании «Росплатформа», касался возможностей импортозамещения слоя виртуализации, ныне занимаемого платформами VMware, Microsoft Hyper-V и KVM. Спикер рассказал о системе «Р-Платформа», в которую входят два основных компонента – система серверной виртуализации «Р-Виртуализация» и программно-конфигурируемое распределенное хранилище «Р-Хранилище». Обе системы включены в реестр отечественного ПО и максимально полно гарантируют цифровой суверенитет организаций, внедривших эти решения.
Сравнив технические показатели обеих систем с характеристиками аналогичного свободного ПО – KVM, CEPH, спикер продемонстрировал, что в контексте импортозамещения решения компании «Росплатформа» и надежней, и производительней.
Владимир Рубанов рассказал также и о программно-аппаратном комплексе «СКАЛА-Р» - полностью сконфигурированной системе, включающей оборудование и ПО для виртуализации, хранения, контроля и защиты информации. «СКАЛА-Р», подчеркнул докладчик, позволяет в кратчайший срок собрать санкционно-устойчивый ЦОД и начать его эксплуатацию.
Решения компании «Росплатформа» внедрены в ФНС, Минтрансе России, Объединенной cудостроительной корпорации (ОСК), Прибалтийском cудостроительном заводе «Янтарь», Росгвардии, ряде университетов.
В завершение доклада спикер констатировал, что если у компании достаточно денег на сопровождение и поддержку ПО западных вендоров, риск санкционного противостоянии отсутствует или минимален, то можно продолжать работать на западном ПО, но если риск санкционного давления присутствует, целесообразно использовать только российское ПО. Очевидно, что для государственных министерств, ведомств, организаций и предприятий этот риск весьма существенен.
Генеральный директор компании «Открытая мобильная платформа» Павел Эйгес рассказал о доверенной мобильной платформе Sailfish Mobile OS RUS и проекте использования сотрудниками «Почты России» смартфонов с этой операционной системой. Проект стартовал в прошлом году, в июне этого года подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, на сегодня закуплено 6500 смартфонов.
В числе проблем широко распространенной системы Android, как отметил спикер - Google тайно собирает идентификаторы базовых станций с телефонов под управлением Android. Причем информация собирается, даже если пользователь отключил сервисы геолокации и GPS в устройстве, не устанавливал никаких приложений, восстановил заводские настройки или даже вынул СИМ-карту. Сведения передаются на сервера Google каждый раз, когда устройство попадает в зону действия другой базовой станции.
Спикер подчеркнул, что SailfishOS – доверенная мобильная ОС, которой свойственны следующие характеристики:
- частная облачная инфраструктура;
- нет сервисов Google и Apple;
- сертификат ФСБ России АК1/КС1;
- создана специально для использования в госорганах и крупных компаниях (прежде всего с государственным участием);
- внесена в реестр отечественного ПО.
Павел Эйгес отметил также, что SailfishOS – международное партнерство, в которое входит крупный китайский производитель мобильных устройств и боливийская компания JalaSoft, выпускающая смартфоны на базе SailfishOS для боливийского и российского рынков.
По завершении мероприятия участники общались в неформальной обстановке.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 29 ноября 2017 года и привлекла более 400 участников. Главные темы мероприятия - ИТ-планы крупнейших компаний и государственных ведомств России на 2018 год, перспективы развития цифровой экономики, ИТ-продуктов и сервисов. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.