Складской учет или управление или как прийти к управлению ресурсами на складе
На данный момент на Российском рынке преобладают, в основном, системы складского учета, даже если в них присутствуют возможности организации адресации ячеек склада и использование беспроводных терминалов. Причем 95% таких систем базируются на типовых для российского рынка бухгалтерских платформах. На данный момент при принятии решения о покупке программы складского учета опираются на 3 основных показателя: цена (меньше да лучше), платформа (а у нас уже есть штат, который обслуживает бухгалтерию), подобная складская программа у конкурентов (значит и у меня будет). На самом деле уже начиная с этого момента, выбирая систему автоматизации учета склада, один путь: работа на складе как в бухгалтерии. Ничего против такой реализации проектов мы не имеем, есть и примеры отличных реализаций, но на системы автоматизации управления складом они не тянут, а базируются на ключевых пользователях, на местах у которых и без системы учета все в порядке, только помощника для оперативного управления не хватает.
Каталог WMS - систем управления складом и список реализованных проектов в России доступен на TAdviser
В чем отличия системы складского учета и системы управления складом WMS?
Разница есть уже в названии: "учет" или "управление". В любой момент в WMS мы знаем "где" МЫ, успеваем или нет, как использован ресурс и прочее, а в складском учете мы учитываем готовую продукцию и, как правило, только на конечных точках складских процессов. WMS уменьшает зависимость работы склада от его сотрудников, делая сотрудников универсальными и непривязанными к конкретной задаче. Если человек хочет зарабатывать - дайте ему такую возможность: универсализация и непрерывный поток заданий на терминале. Только WMS вам покажет, как эффективно вы используете персонал. Самый простой пример: начальник склада и начальник смены говорят, что для сбора такого объема требуется 80 сотрудников и они и только они прекрасно с ним справляются. Но, посмотрев на распределение заданий, видно, что все 80 начинают шевелиться к концу смены, и поэтому их нужно 80. И никто не говорит, что эти 80 - бездельники и не желают работать, просто некому показать это распределение и некому ими управлять. Этот объем при правильном управлении легко обрабатывают 40. Причем тут еще и задействована правильная приемка на склад: товар, который еще был в транзите и участвовал в заказах, был принят в первую очередь и минуя адресов хранения, т.е. Cross Dockingом.
Конечно, систему учета склада можно наращивать функционалом практически бесконечно, но это так и останется учетной складской системой. Необходимо менять идеологию в корне к подходу организации Управляемого склада.
Переход от складского учета к управлению складом с помощью WMS
Как показывает практика это не однозначный момент в эволюции склада и всей компании в целом, начиная от необходимости изменения образа мысли людей и заканчивая изменением внутренних складских процессов и процессов отделов закупок/продаж. Это отличный повод провести качественную проработку складских процессов и процессов взаимодействия со складом, что отнимет достаточное количество времени, но принесет ощутимый результат и предотвратит вариант использования микроскопа в качестве инструмента для колки орехов. Некоторые процессы нельзя запустить "как есть" с использованием WMS и переходить к запланированной схеме - нужно быть готовым к переходному процессу, который ни в коем случае нельзя останавливать. Остановленный процесс перехода имеет все шансы уничтожить все попытки перехода к управляемому складу. В любом случае придется довериться интегратору в этом процессе, по той причине, что переходы - это его профиль и он это делает по несколько раз в год, а специалисты заказчика может быть 2й раз в жизни. Специалистам заказчика тоже есть чем заняться - требовать качественную реализацию процессов работы склада.