Содержание |
Основная статья: Население России
2023: Мишустин утвердил введение в школах уроков информационной безопасности и цифровой грамотности
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию информационной безопасности детей, главная цель которой – защита несовершеннолетних от угроз и рисков в цифровой среде. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 5 мая 2023 года.
Документом предусмотрено введение уроков информационной безопасности и цифровой грамотности. Главная цель концепции – защитить детей от информационных угроз и рисков в современной цифровой среде. В интернете дети могут столкнуться с разными опасностями, например со злоумышленниками, которые под видом сверстников могут расспрашивать о личных данных ребёнка и его семье. Затем эта информация может использоваться для шантажа, угроз или манипуляций, а также для вовлечения детей в деструктивные организации.
Чтобы защитить детей в таких ситуациях, концепцией предлагается объединить усилия государства и родительского сообщества в этих вопросах, сформировать и внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности, научить школьников безопасному поведению в интернете, повысить их цифровую грамотность. Например, на таких уроках ребятам объяснят, как распознавать мошенников и как правильно поступать, когда незнакомцы начинают выяснять личные данные ребёнка или спрашивать о его семье.
Также планируется проводить на постоянной основе просветительские мероприятия для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек и других специалистов, которые связаны с воспитанием, обучением и организацией досуга детей. На этих мероприятиях расскажут о правилах безопасного поведения детей в цифровом пространстве и средствах защиты детей от доступа к информации, которая может нанести вред их здоровью, а также нравственному и духовному развитию. Кроме того, предполагается развивать социально значимые проекты для детей и подростков в печатных и электронных СМИ.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 28 апреля 2023 г. №1105-р
2021
Проанализированы цифровые навыки населения в регионах России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал на основе данных Росстата за 2021 год региональные различия в степени цифровизации домохозяйств и уровне цифровых навыков населения, опубликовав по итогам отчет 15 сентября 2022 года.
В целом, по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в России заметно выросла доля домохозяйств, подключенных к Сети, — по состоянию на сентябрь 2022 года она достигает 84%. В ряде субъектов РФ этот показатель ниже, например, интернет отсутствует в каждом пятом домохозяйстве в Новгородской и Орловской областях, республиках Марий Эл и Мордовия. Однако даже в регионах, лидирующих по доле домохозяйств, подключенных к Сети, ежедневно выходят в нее только порядка 76% населения.
В республиках Адыгея, Алтай, Марий Эл и Ингушетия, а также в Амурской области более половины домохозяйств имеют только мобильный широкополосный доступ. При этом в среднем 71% жителей выходят в Сеть ежедневно.
Прямой корреляции между частотой использования Сети в субъектах РФ и уровнем развития у населения цифровых компетенций эксперты не усмотрели. Так, в ряде регионов — Москве, Санкт-Петербурге, Мурманской области, Чукотском автономном округе — повсеместное распространение доступа в интернет в домашних хозяйствах сочетается с довольно высоким уровнем цифровых навыков населения.
В других субъектах РФ, несмотря на высокую долю домохозяйств, подключенных к интернету, и регулярное его использование населением, цифровые навыки у пользователей развиты довольно слабо. Так, в Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках, где более 94% домохозяйств подключены к Сети, почти 70% взрослого населения демонстрируют низкий уровень цифровых навыков.[1]
Как пандемия повлияла на уровень цифровых навыков россиян
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал изменение цифровых навыков россиян в 2019–2021 гг., опубликовав свой отчет 26 июля 2022 года.
Карантинные мероприятия, связанные с пандемией COVID-19, и вынужденный перевод различных социальных практик в виртуальную среду (работа, образование, совершение покупок и др.) стимулировали население к более интенсивному использованию Всемирной сети.
За 2019-2021 гг. доля активных пользователей интернета (выходящих в сеть чаще одного раза в три месяца) среди россиян в возрасте 15 лет и старше выросла с 77,5 до 83,4%. Данные тенденции заметны и среди пожилого населения: если в 2019 г. среди жителей страны в возрасте 55-64 лет пользовались интернетом 67,4%, то в 2021 г. — уже 81,1%. В группе 65-74 лет за этот период показатель вырос с 39,5 до 52,9%.
Расширение интернет-аудитории произошло и среди населения старше 75 лет, хотя свыше 80% представителей данной группы по-прежнему не используют возможности сети. Таким образом, проблема цифровой эксклюзии пожилых граждан сохраняет актуальность. Процесс интеграции старшего поколения в онлайн-среду осложняется отсутствием рядом близких, которые могли бы помочь им в освоении цифровых технологий (из 44,6% пожилых людей старше 55 лет, которые не используют интернет, 18,3% проживают одни).
Активизация использования интернета и цифровых устройств в период пандемии COVID-19 не повлекла за собой заметного развития цифровых навыков населения. Прирост интернет-аудитории был обеспечен притоком пользователей с низким уровнем таких компетенций: доля соответствующей группы выросла с 39,3% в 2019 г. до 44,1% в 2021 г. (рис. 1). Доля россиян, владеющих цифровыми навыками хотя бы на базовом уровне, практически не изменилась: 37,8% в 2021 г. против 36,4% в 2019 г.
Лучше всего цифровые навыки развиты у молодежи (15–24 года): 36,2% представителей данной группы владеют соответствующими компетенциями на базовом уровне, еще 28,1% — на высоком (рис. 2). Уровень владения цифровыми навыками в более старших возрастных группах заметно ниже: среди интернет-аудитории в возрасте 45 лет и старше основная масса пользователей и вовсе имеет пробелы в цифровых компетенциях.
Наиболее востребованы среди пользователей интернета коммуникативные навыки (отправка и получение электронной почты, участие в соцсетях, звонки) и навыки работы с информацией (поиск информации, связанной со здоровьем или товарами и услугами, получение информации с сайтов госорганов, сохранение информации в интернет-хранилищах). Ограничение социальных контактов в период пандемии COVID-19 привело к увеличению доли пользователей, владеющих коммуникативными компетенциями на уровне выше базового, — с 71,8% в 2019 г. до 75,4% в 2021 г. (рис. 3). Доля россиян с высоким уровнем навыков работы с информацией за три года увеличилась незначительно: с 61 до 62,2%. Зато в результате перевода различных услуг в онлайн почти на 10 п.п. выросла доля интернет-аудитории, навыки использования онлайн-сервисов которой превышают базовый уровень (в 2021 г. — 42,1%).
Более специализированные навыки распространены заметно слабее, т.к. в значительной мере связаны с профессиональной деятельностью или другими потребностями, не релевантными для большинства рядовых пользователей. Вследствие расширения интернет-аудитории за счет лиц, освоивших крайне ограниченный набор цифровых навыков, увеличилась доля пользователей, не знакомых с компьютерными программами (текстовыми редакторами, программами для работы с электронными таблицами и презентациями) и настройкой цифровых устройств.
Таким образом, обусловленное пандемией расширение интернет-аудитории не привело к существенному повышению уровня цифровых компетенций среди пользователей. При этом разрыв в уровне владения такими навыками между наиболее адаптированной молодежью и старшими возрастными группами лишь усугубился. Рост доли россиян в возрасте 15–24 лет с высокими навыками происходит, в том числе, за счет популяризации профессий в ИТ-сфере и появления новых образовательных онлайн-продуктов в этой области. Развитие компетенций в старших возрастных группах сдерживается ограниченным спросом на цифровые технологии в повседневной практике.
По информации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, оценка уровня цифровых навыков базируется на информации о действиях, которые выполнял индивид за последние три месяца. Она проводится по пяти группам: (1) работа с информацией; (2) коммуникация; (3) настройка цифрового оборудования; (4) использование онлайн-сервисов и (5) работа с программным обеспечением.
В свою очередь, уровень владения навыками внутри каждой группы оценивается по трехбалльной шкале: (1) нет навыков, (2) базовый уровень, (3) выше базового. Кроме того, рассчитывается интегральная оценка цифровых навыков по четырехбалльной шкале, где «навыки отсутствуют» — нет навыков ни в одной группе; «низкий уровень» — есть навыки по крайней мере в двух группах; «базовый» — наличие навыков во всех группах при условии, что в одной из них уровень владения — «базовый»; «выше базового» — наличие навыков во всех группах на данном уровне.
В основу отчета ИСИЭЗ НИУ ВШЭ легли собственные расчеты института по данным Росстата; результаты проекта «Исследование цифрового неравенства в России и его влияния на цифровизацию экономики и общества» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.[2]
2019: Уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п. до 60 п.п. по 100-балльной шкале
Аналитический центр НАФИ 23 августа 2019 года совместно с организацией «Цифровая экономика» представили вторую часть исследования, посвященного отношению россиян к современным технологиям и готовности к жизни в цифровом обществе. В этой части исследования – про отношение россиян к «умным» устройствам, нейротехнологиям, а также инновациям в сфере транспорта.
Отношение к технологическим инновациям – одна из пяти составляющих цифровой грамотности, показателя, который отражает готовность общества к цифровой экономике.
По результатам исследований НАФИ, за 2018 год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п. и составил 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Отношение к технологическим инновациям проявляется в знании современных тенденций в технике, навыках работы с гаджетами и приложениями, а также в установках о пользе технологических инноваций. В 2018 году эта компонента общей цифровой грамотности выросла только на 4 п.п. и составила 51 п.п. из 100.
Большинство россиян положительно относятся к использованию так называемых «умных» технологий и устройств. 60% хотели бы жить в «умном» доме, 55% – носить одежду из «умных» материалов, меняющую свойства в зависимости от погоды.
Виртуальные голосовые помощники также популярны среди россиян. Так, 59% опрошенных заявили, что готовы пользоваться голосовыми помощниками, встроенными в смартфоны и другие устройства.
С меньшим энтузиазмом россияне относятся к внедрению нейротехнологий и технологий дополненной реальности. 38% хотели бы воспользоваться очками, которые самостоятельно находят информацию в сети о любом объекте, на который направлен взгляд. 32% заинтересованы в использовании нейроинтерфейсов – миниатюрных устройств, с помощью которых можно отдавать команды компьютеру силой мысли.
Технологии в сфере транспорта при их появлении готовы использовать сравнительно небольшое число россиян. 37% стали бы использовать автомобиль с электрическим двигателем. Беспилотным автомобилем воспользовался бы каждый пятый опрошенный (21%). 38% хотели бы воспользоваться технологией доставки товаров или почты беспилотными летательными аппаратами.
Чаще всего использовать современные технологии готовы мужчины, россияне в возрасте от 18 до 34 лет, а также люди с высоким уровнем дохода.
Еще лет пятнадцать назад многие из технологий, которым был посвящен опрос, казались фантастикой. Исследование показало, что интерес к таким фантастическим вещам, которые становятся реальностью, у россиян довольно высокий. Многие хотят жить в умных домах или пользоваться голосовым помощником в смартфоне. Чуть меньше людей желают ездить на беспилотных автомобилях или заказывать доставку товара с помощью дронов, наверное, потому, что эти технологии еще не вошли в обиход. И чтобы приблизить их запуск в повседневную жизнь и в целом ускорить цифровизацию всех сфер деятельности, в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» создано семь дорожных карт по сквозным технологиям: от искусственного интеллекта и робототехники до виртуальной реальности и квантовых технологий. Конкретные проекты для реализации этих карт будут отбираться уже осенью, отметил Сергей Наквасин, директор по направлению «Цифровые технологии» организации «Цифровая экономика
|
Самым большим интересом пользуются инновации, отражающие популярные веяния повседневной жизни – использование цифровых технологий, увлечение ЗОЖ и заботой об экологии. Так, «умный» дом позволяет вносить свой вклад в заботу об окружающей среде. Персональный консультант способен облегчить жизнь, в которой в разы увеличился информационный поток, и стало сложно найти нужную информацию не потому, что ее нет, а потому что информации слишком много. Браслет, измеряющий состояние здоровья, и тесты на выявление предрасположенности к генетическим заболеваниям – атрибуты вдумчивого отношения к собственному здоровью и здоровью будущих детей, а также повсеместному увлечению здоровым образом жизни, сказала Анастасия Яранова, руководитель исследовательских проектов в сфере HR-исследований Аналитического центра НАФИ
|