2024/09/13 09:52:42

Цифровая маркировка строительных материалов


Содержание

Основная статья: Государственная информационная система маркировки товаров

Хроника

2024

В России начинается маркировка стройматериалов. Правительство наметило сроки запуска

Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения проект «Правил маркировки отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке…»[1], который предполагает введение маркировки на целый ряд строительных материалов, таких как гипс, известь, цемент, доломит, стекольные и садовые замазки, шпатлевки, герметики, мастики, строительные смеси и растворы. Часть материалов нужно будет помечать уже с 1 апреля 2025 года, а часть – с 1 сентября 2025 года. Также с 1 сентября 2026 года предполагается передавать информацию об обороте строительных материалов в информационную систему мониторинга.

Общественное обсуждение, в процессе которого можно предлагать корректировки, продлится до 4 октября.

В сопроводительной документации к проекту указана следующая причина введения маркировки:

«
Увеличение доли фальсифицированных сухих строительных смесей, цемента, а также наличие в обороте нелегальных и контрафактных отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке, которые приводят к рискам возникновения угроз для жизни и здоровья граждан Российской Федерации, потерям бюджета Российской Федерации.
»

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства №287 с 15 марта по 1 декабря 2024 г. проводится эксперимент по маркировке отдельных видов строительных материалов: цемента, бетонных и сухих строительных смесей, строительных растворов.

«
С 15 марта 2024 г. по 1 декабря 2024 г. в отношении отдельных видов строительных материалов проводится добровольный эксперимент, в рамках которого участники рынка могут протестировать основные процессы по маркировке продукции и работе в информационной системе маркировки, – пояснили TAdviser в Минпромторге. – При этом коды маркировки и необходимое оборудование (на период проведения тестирований) предоставляются бесплатно. Необходимость дополнительного оснащения программно-аппаратными средствами для полноценного внедрения системы маркировки на предприятии зависит от уже имеющихся оборудования и программного обеспечения, а также степени автоматизации бизнес-процессов. В целях снижения нагрузки на производителей строительных материалов в рамках эксперимента прорабатывается вопрос нанесения средств идентификации на стадии производства упаковки сервис-провайдером (поставщиком упаковки, типографией).
»

В правилах сказано, что участник оборота товаров должен:

  • Владеть сертификатом ключа проверки электронной подписи, позволяющего создавать УКЭП;
  • Иметь ПАК для формирования УКЭП;
  • Иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре информационной системы мониторинга;
  • Иметь договор с оператором электронного документооборота.

«
Для проверки маркировки товаров необходима регистрация в системе «Честный знак», подключение к оператору ЭДО, приобретение специального оборудования и интеграция с системами учета, – перечислил для TAdviser необходимые требования Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG, «Крок». – Пока маркировка касается лишь части ассортимента, но в целом — это серьезный вызов для отрасли DYI. Мы оцениваем готовность рынка как среднюю, но время еще есть, а сам процесс не вызывает трудностей, потому что фактически в самом торговом зале кардинально ничего не меняется. Добавляется специальный сканер и обновляется ПО на кассе. Система товароучета — это бэкенд система.
»

Однако оборудовать решениями для нанесения маркировки и ее контроля необходимо не только производителей, но и логистические компании, которые доставляют упаковки до потребителя. В целом по индустрии таких решений будет достаточно много.

«
Для всех производителей нужно будет закупить оборудование для нанесения маркировки на производственные участки, на склады нужно оборудование для сканирования кодов при отгрузке, – пояснил для TAdviser Максим Дорофеев, создатель и автор проекта «Белая доставка из Китая». – Также нужно вложится в интеграцию с системами бухучета и управления производством. Для крупных и средних производителей вложения составят от нескольких миллионов, в зависимости от количества производственных линий, производительности оборудования и других параметров. Для мелких производителей можно будет наносить маркировку в ручном или полуавтоматическом режиме. В данном случае закупка оборудования обойдется от 200-300 тысяч рублей. Импортерам нужно согласовать со своими поставщиками в других странах возможность нанесения кодов, провести необходимую интеграцию и настройку оборудования на стороне производителя. Что будет сложнее чем настроить маркировку на производстве внутри России.
»

Как пояснили TAdviser в Минпромторге маркировка средствами идентификации уже введена в отношении широкого перечня товарных групп, в рамках внедрения которых трудностей с наличием необходимого оборудования на рынке не отмечалось. Более того, в целях исключения рисков возникновения дефицита программно-аппаратных средств ООО «Оператор-ЦРПТ» сформирован запас соответствующего оборудования и расходных материалов. Собственно, маркировка с помощью системы «Честный знак» уже введена для контроля лекарственных препаратов и молочных изделий, однако эти системы никак не пересекаются с логистикой стройматериалов.

«
Торговые предприятия в большинстве своем не оборудованы для продажи маркированных товаров, – заявил для TAdviser Максим Дорофеев. – Обычно компании продающие строительные материалы не работают с другими видами товаров и до этого не сталкивались с маркировкой. Совсем мелким торговым точкам достаточно заменить онлайн кассу на новую, которая может работать с маркированными товарами. Сейчас на рынке есть предложения за 3-5 тысяч рублей в месяц. Более крупным торговым точкам придется вложить десятки и сотни тысяч рублей. Все затраты на внедрение и обслуживание системы маркировки каждым участником цепочки производство-продажа строительных материалов будут так или иначе переложены на плечи покупателя.
»

Внедрение этих решений потребует определенных расходов практически от всех предприятий строительной отрасли, однако не совсем понятно как введение маркировки скажется на качестве стройматериалов, чтобы обеспечить безопасность строительства.

«
Количество контрафакта, т. е. продукции с маркировкой известных брендов, но фактически выпущенной не правообладателем снизится, – отметил Максим Дорофеев. – Но если мы говорим именно о качестве продукции, то наличие кода «Честный знак» не гарантирует качество. Производитель может выпустить качественную строительную смесь или не качественную, промаркировать ее и пустить в продажу. Маркировка от этого не защитит.
»

Однако в пояснительных материалах к правилам указывается, что использование маркировки позволяет применить в работе надзорных органов риск-ориентированный подход. В Минпромторге TAdviser пояснили, что данный механизм уже внедряется за счет индикаторов риска, которые автоматически рассчитываются в рамках информационной системы маркировки. Соответствующий принцип уже реализован в отношении иных товарных групп, подлежащих обязательной маркировке. Возможно, по результатам работы системы получится создать рейтинг качества строительных материалов различных производителей. В конечном итоге, сами производители будут контролировать качество своей продукции, чтобы не снизить свой рейтинг.

Запуск маркировки

12 марта 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о введении цифровой маркировки отдельных видов строительных материалов. Предполагается, что данная мера поможет в противодействии незаконному ввозу, производству и обороту соответствующей продукции.

К участию в программе на добровольной основе приглашаются производители цемента, бетонных и строительных сухих смесей, строительных растворов, импортеры стройматериалов и организации оптовой и розничной торговли. В рамках инициативы планируется выработать оптимальные технологии маркировки указанной продукции. Товары будут отслеживаться с помощью системы «Честный знак».

Михаил Мишустин подписал постановление о введении цифровой маркировки отдельных видов строительных материалов

Руководитель товарной группы ЦРПТ (оператор платформы «Честный знак») Варвара Михайлова отмечает, что власти приняли решение внедрить цифровую маркировку стройматериалов из-за растущего уровня нелегальной продукции. При реализации инициативы планируется сформировать общую модель и порядок маркировки товаров, а также отработать оптимальные технологии нанесения средств идентификации на изделия.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

По данным Минпромторга и Ассоциации НОПСМ (Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии), доля фальсифицированных сухих строительных смесей составляет около 30%, цемента — до 21,3%. Использование маркировки позволит уменьшить объем контрафактной продукции на российском рынке.

Государственная система маркировки «Честный знак», запущенная в 2019 году, по состоянию на март 2024-го включает данные по молочной продукции, бутилированной воде, безалкогольным напиткам, табаку, пиву, обуви, товарам легкой промышленности, шубам, шинам, духам, фотоаппаратам, медицинским изделиям, креслам-коляскам, антисептикам, БАДам и лекарствам. С 1 апреля 2024 года вводится обязательная маркировка верхней и спортивной одежды.[2]

Примечания