Содержание |
Основная статья: Государственная информационная система маркировки товаров
Хроника
2024
В России начинается маркировка стройматериалов. Правительство наметило сроки запуска
Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения проект «Правил маркировки отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке…»[1], который предполагает введение маркировки на целый ряд строительных материалов, таких как гипс, известь, цемент, доломит, стекольные и садовые замазки, шпатлевки, герметики, мастики, строительные смеси и растворы. Часть материалов нужно будет помечать уже с 1 апреля 2025 года, а часть – с 1 сентября 2025 года. Также с 1 сентября 2026 года предполагается передавать информацию об обороте строительных материалов в информационную систему мониторинга.
Общественное обсуждение, в процессе которого можно предлагать корректировки, продлится до 4 октября.
В сопроводительной документации к проекту указана следующая причина введения маркировки:
Увеличение доли фальсифицированных сухих строительных смесей, цемента, а также наличие в обороте нелегальных и контрафактных отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке, которые приводят к рискам возникновения угроз для жизни и здоровья граждан Российской Федерации, потерям бюджета Российской Федерации. |
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства №287 с 15 марта по 1 декабря 2024 г. проводится эксперимент по маркировке отдельных видов строительных материалов: цемента, бетонных и сухих строительных смесей, строительных растворов.
С 15 марта 2024 г. по 1 декабря 2024 г. в отношении отдельных видов строительных материалов проводится добровольный эксперимент, в рамках которого участники рынка могут протестировать основные процессы по маркировке продукции и работе в информационной системе маркировки, – пояснили TAdviser в Минпромторге. – При этом коды маркировки и необходимое оборудование (на период проведения тестирований) предоставляются бесплатно. Необходимость дополнительного оснащения программно-аппаратными средствами для полноценного внедрения системы маркировки на предприятии зависит от уже имеющихся оборудования и программного обеспечения, а также степени автоматизации бизнес-процессов. В целях снижения нагрузки на производителей строительных материалов в рамках эксперимента прорабатывается вопрос нанесения средств идентификации на стадии производства упаковки сервис-провайдером (поставщиком упаковки, типографией). |
В правилах сказано, что участник оборота товаров должен:
- Владеть сертификатом ключа проверки электронной подписи, позволяющего создавать УКЭП;
- Иметь ПАК для формирования УКЭП;
- Иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре информационной системы мониторинга;
- Иметь договор с оператором электронного документооборота.
Для проверки маркировки товаров необходима регистрация в системе «Честный знак», подключение к оператору ЭДО, приобретение специального оборудования и интеграция с системами учета, – перечислил для TAdviser необходимые требования Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG, «Крок». – Пока маркировка касается лишь части ассортимента, но в целом — это серьезный вызов для отрасли DYI. Мы оцениваем готовность рынка как среднюю, но время еще есть, а сам процесс не вызывает трудностей, потому что фактически в самом торговом зале кардинально ничего не меняется. Добавляется специальный сканер и обновляется ПО на кассе. Система товароучета — это бэкенд система. |
Однако оборудовать решениями для нанесения маркировки и ее контроля необходимо не только производителей, но и логистические компании, которые доставляют упаковки до потребителя. В целом по индустрии таких решений будет достаточно много.
Для всех производителей нужно будет закупить оборудование для нанесения маркировки на производственные участки, на склады нужно оборудование для сканирования кодов при отгрузке, – пояснил для TAdviser Максим Дорофеев, создатель и автор проекта «Белая доставка из Китая». – Также нужно вложится в интеграцию с системами бухучета и управления производством. Для крупных и средних производителей вложения составят от нескольких миллионов, в зависимости от количества производственных линий, производительности оборудования и других параметров. Для мелких производителей можно будет наносить маркировку в ручном или полуавтоматическом режиме. В данном случае закупка оборудования обойдется от 200-300 тысяч рублей. Импортерам нужно согласовать со своими поставщиками в других странах возможность нанесения кодов, провести необходимую интеграцию и настройку оборудования на стороне производителя. Что будет сложнее чем настроить маркировку на производстве внутри России. |
Как пояснили TAdviser в Минпромторге маркировка средствами идентификации уже введена в отношении широкого перечня товарных групп, в рамках внедрения которых трудностей с наличием необходимого оборудования на рынке не отмечалось. Более того, в целях исключения рисков возникновения дефицита программно-аппаратных средств ООО «Оператор-ЦРПТ» сформирован запас соответствующего оборудования и расходных материалов. Собственно, маркировка с помощью системы «Честный знак» уже введена для контроля лекарственных препаратов и молочных изделий, однако эти системы никак не пересекаются с логистикой стройматериалов.
Торговые предприятия в большинстве своем не оборудованы для продажи маркированных товаров, – заявил для TAdviser Максим Дорофеев. – Обычно компании продающие строительные материалы не работают с другими видами товаров и до этого не сталкивались с маркировкой. Совсем мелким торговым точкам достаточно заменить онлайн кассу на новую, которая может работать с маркированными товарами. Сейчас на рынке есть предложения за 3-5 тысяч рублей в месяц. Более крупным торговым точкам придется вложить десятки и сотни тысяч рублей. Все затраты на внедрение и обслуживание системы маркировки каждым участником цепочки производство-продажа строительных материалов будут так или иначе переложены на плечи покупателя. |
Внедрение этих решений потребует определенных расходов практически от всех предприятий строительной отрасли, однако не совсем понятно как введение маркировки скажется на качестве стройматериалов, чтобы обеспечить безопасность строительства.
Количество контрафакта, т. е. продукции с маркировкой известных брендов, но фактически выпущенной не правообладателем снизится, – отметил Максим Дорофеев. – Но если мы говорим именно о качестве продукции, то наличие кода «Честный знак» не гарантирует качество. Производитель может выпустить качественную строительную смесь или не качественную, промаркировать ее и пустить в продажу. Маркировка от этого не защитит. |
Однако в пояснительных материалах к правилам указывается, что использование маркировки позволяет применить в работе надзорных органов риск-ориентированный подход. В Минпромторге TAdviser пояснили, что данный механизм уже внедряется за счет индикаторов риска, которые автоматически рассчитываются в рамках информационной системы маркировки. Соответствующий принцип уже реализован в отношении иных товарных групп, подлежащих обязательной маркировке. Возможно, по результатам работы системы получится создать рейтинг качества строительных материалов различных производителей. В конечном итоге, сами производители будут контролировать качество своей продукции, чтобы не снизить свой рейтинг.
Запуск маркировки
12 марта 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о введении цифровой маркировки отдельных видов строительных материалов. Предполагается, что данная мера поможет в противодействии незаконному ввозу, производству и обороту соответствующей продукции.
К участию в программе на добровольной основе приглашаются производители цемента, бетонных и строительных сухих смесей, строительных растворов, импортеры стройматериалов и организации оптовой и розничной торговли. В рамках инициативы планируется выработать оптимальные технологии маркировки указанной продукции. Товары будут отслеживаться с помощью системы «Честный знак».
Руководитель товарной группы ЦРПТ (оператор платформы «Честный знак») Варвара Михайлова отмечает, что власти приняли решение внедрить цифровую маркировку стройматериалов из-за растущего уровня нелегальной продукции. При реализации инициативы планируется сформировать общую модель и порядок маркировки товаров, а также отработать оптимальные технологии нанесения средств идентификации на изделия.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
По данным Минпромторга и Ассоциации НОПСМ (Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии), доля фальсифицированных сухих строительных смесей составляет около 30%, цемента — до 21,3%. Использование маркировки позволит уменьшить объем контрафактной продукции на российском рынке.
Государственная система маркировки «Честный знак», запущенная в 2019 году, по состоянию на март 2024-го включает данные по молочной продукции, бутилированной воде, безалкогольным напиткам, табаку, пиву, обуви, товарам легкой промышленности, шубам, шинам, духам, фотоаппаратам, медицинским изделиям, креслам-коляскам, антисептикам, БАДам и лекарствам. С 1 апреля 2024 года вводится обязательная маркировка верхней и спортивной одежды.[2]