2023
Объем мирового рынка ПО для музеев за год вырос на 9% до $1,18 млрд
В 2023 году расходы на программное обеспечение для музеев в глобальном масштабе достигли $1,18 млрд. Это примерно на 9% больше по сравнению с 2022-м, когда затраты в соответствующей области оценивались в $1,09 млрд. Такие данные приводятся в исследовании Market Research Future, результаты которого обнародованы в середине декабря 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемой отрасли является цифровая трансформация музеев и культурных учреждений. Эти организации внедряют специализированные программные решения для повышения вовлеченности посетителей, оптимизации операций и улучшения управления коллекциями. Благодаря мобильным приложениям, а также передовым технологиям, таким как виртуальная и дополненная реальность, музеи получают возможность создавать захватывающие впечатления, что привлекает больше гостей, а следовательно, помогает поднять выручку. Вместе с тем развитие социальных сетей и онлайн-платформ позволяет культурным учреждениям охватывать более широкую аудиторию, что способствует продвижению мероприятий.
Рынок сегментирован на ПО для управления коллекциями, управления выставками, привлечения посетителей, финансового менеджмента и связей с общественностью. В 2023 году на эти направления пришлось соответственно $0,45 млрд, $0,25 млрд, $0,2 млрд, $0,15 млрд и $0,13 млрд. В географическом плане лидирует Северная Америка с $0,48 млрд. Затем идет Европа с $0,35 млрд, а замыкает тройку Азиатско-Тихоокеанский регион, оцениваемый в $0,25 млрд. Суммарный вклад Южной Америки, Ближнего Востока и Африки составил $0,1 млрд. Ключевыми игроками рынка названы:
- Axiell;
- Museum Software;
- Sculpture Software;
- Brightsail;
- MuseumPlus;
- Artlogic;
- Raisers Edge;
- Virtual Museum;
- Omniscope;
- Gallery Systems;
- CollectiveAccess;
- Cuseum;
- PastPerfect Software;
- Expunity.[1]
В России создается госплатформа с данными обо всех проданных в России билетах на культурные мероприятия
В России создается госплатформа с данными обо всех проданных в России билетах на культурные мероприятия. Об этом стало известно из стратегии цифровой трансформации отрасли культуры России до 2030 года, которая была утверждена правительством в декабре 2023-го. Подробнее здесь.
Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации отрасли культуры
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегическое направление цифровой трансформации отрасли культуры. Соответствующий документ опубликован в середине декабря 2023 года. Он включает шесть проектов, которые должны помочь инновационному развитию отрасли:
- «ГосБилет»;
- проект «Единый читательский билет»;
- «Цифровой культурный профиль»;
- «Интерактивные культурные помощники»;
- «Культурный регион, типовое облачное решение»;
- «Домен Культура».
Сервис «ГосБилет» должен стать единой цифровой средой для учёта и анализа всех билетов на культурные мероприятия в России. Её создание избавит зрителей от поддельных билетов и упростит процесс их возврата, считают авторы инициативы.
Проект «Единый читательский билет», по мнению его инициаторов, позволит свободно посещать все библиотеки страны и пользоваться их сервисами офлайн и онлайн, а самим библиотекам – дополнять фонды с учётом потребностей читателей. Для этого планируется создание единого реестра читателей и единого реестра изданий.
В рамках инициатив «Цифровой культурный профиль» и «Интерактивные культурные помощники» предполагается направлять профессионалам и любителям искусства адресные предложения о предстоящих мероприятиях и получать обратную связь.
Проекты «Культурный регион, типовое облачное решение» и «Домен Культура» направлены на развитие цифровых инноваций в учреждениях культуры. Они в том числе предполагают внедрение технологий с использованием искусственного интеллекта, разработку цифровых сервисов, автоматизацию операционных процессов, а также перевод информационных систем отрасли на единую цифровую платформу «ГосТех».Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Как уточняет пресс-служба кабмина, основными задачами стратегического направления цифровой трансформации отрасли культуры являются:
- достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры;
- обеспечение удобства, доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровом формате;
- разработка и внедрение единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе государственных данных;
- функционирование единой в масштабах страны платформы создания и агрегации контента, в которой производится идентификация пользователей с использованием Единой системы идентификации и аутентификации;
- продвижение мероприятий между регионами с использованием «модуля организации гастролей» («Биржа гастролей»);
- «обогащение цифрового культурного профиля гражданина»;
- функционирование единой платформы агрегации и обработки с использованием искусственного интеллекта и генерации персонализированных предложений;
- использование итерационной модели проектирования архитектуры цифровых сервисов отрасли культуры; исключение дублирования функциональности в информационных системах и сервисах за счет повторного использования компонентов единой цифровой платформы «ГосТех»;
- ввод и сбор данных из единого источника для обеспечения актуальности, целостности данных и безопасности систем; создание, развитие и эксплуатация сервисов и проектов стратегического направления в рамках домена «Культура».
В правительстве добавляют. что стратегические направления цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы – отраслевые документы стратегического планирования, которые разрабатываются кабмина по поручению президента. Они синхронизированы с действующими государственными программами и национальными проектами и утверждаются на период до 2030 года. Чтобы документы сохраняли свою актуальность, раз в год допускается вносить в них изменения, пояснила пресс-служба кабмина министров.
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 11 декабря 2023 г. №3550-р
Мишустин утвердил создание федерального реестра сказок, танцев, обрядов и обычаев
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о создании в России федерального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния – сказок, былин, танцев, обрядов, ремёсел, традиций и обычаев. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 6 августа 2023 года. Подробнее здесь.
2021
Создание учреждения «Цифровая культура» при Минкультуры
При Минкультуры создано федеральное казенное учреждение «Цифровая культура», предназначенное для реализации мер по повышению доступности для молодежи организаций культуры. Соответствующее распоряжение Правительства РФ, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным, было опубликовано 31 августа 2021 года на официальном портале правовой информации. Подробнее здесь.
В России начал действовать закон о переводе ценных книг в цифру
21 июня 2021 года в России вступил в силу закон, предполагающий цифровизацию ценных книг в библиотеках. Речь идет о книжных памятниках, к которым относятся все рукописные издания, созданные до XVII века, старые книги, а также другие документы, материальная и духовная ценность которых неоспорима. Подробнее здесь.
2020: Более 85% музеев России признают необходимость цифровой трансформации
Более 85% опрошенных музеев Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области признают необходимость цифровой трансформации – показало совместное исследование Microsoft и TAdviser. В частности, 20% респондентов уже активно реализуют стратегию цифровизации, 23% – разработали ее, а 43% – планируют это сделать. Основным приоритетом в этом направлении стало создание цифровых возможностей для посетителей – это отметили 82% респондентов. По данным экспертов, в фокусе находится интерактивное взаимодействие с клиентами не только во время посещения выставок, но и через онлайн-форматы. Для этого сфера искусства и культуры активно использует современные технологии и привлекает специалистов из области ИТ. Об этом Microsoft сообщил 18 марта 2020 года.
Процессы цифровизации все больше затрагивают различные сферы нашей жизни. Современная аудитория, особенно молодежь, ориентирована на интерактивный и более персонализированный контент, и это меняет подходы к восприятию произведений искусства и способы их представления. Музеи учатся взаимодействовать с посетителями по-другому в онлайн- и офлайн-пространстве, используя технологии и высококвалифицированные кадры в области ИТ. Исследование рынка помогает взглянуть на эту трансформацию с другой стороны и доказывает ее необходимость, отмечает Александр Лавров, эксперт в виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR/AR), президент VRARA Moscow Chapter
|
Как показало исследование, достаточно много внимания уделяется взаимодействию с людьми c помощью инноваций: более 50% респондентов уже используют или внедряют технологии виртуальной/дополненной реальности, 33% используют аудиогиды, около четверти – виртуальных помощников (24%) и навигацию по музею (23%).
В качестве инструмента для цифровизации музейных процессов, большинство опрошенных уже использует технологии искусственного интеллекта или планирует начать это делать – так ответили 53%. В 2020 году более трети респондентов также начинают внедрять VR/AR для решения различного рода задач, почти столько же планируют обратиться к мультимедийным решениям (33%). Достаточно широко используются облачные технологии: 26% организаций решают свои задачи с помощью публичного облака, 22% предпочитают гибридные сценарии.
Помимо этого, современные музеи активно взаимодействуют с аудиторией дистанционно – так, более 80% опрошенных дают возможность приобрести билеты онлайн, 44% используют виртуального гида, 37% респондентов поддерживают программу лояльности, а у 34% реализован онлайн-магазин, где посетители могут приобретать сувениры, каталоги, книги, дополнительные услуги. Кроме того, музеи активно присутствуют в социальных сетях, проводят рассылки по электронной почте и регулярно исследуют свою аудиторию.
Цифровизация затрагивает все сферы нашей жизни. Учреждения культуры не стоят в стороне и демонстрируют готовность к внедрению современных технологий. Они играют важную роль в обеспечении функционирования музеев, в их научной деятельности и, несомненно, в подходах к работе с посетителями, в том числе дистанционно. Сотрудничество с музеями является одним из приоритетов для Microsoft в России. Оно развивается в различных направлениях: это и способствование созданию инновационных решений партнеров, и изучение международного опыта, и проведение исследований рынка, и, конечно же, подготовка специалистов, начиная с профориентации в школах. Так, в 2020 году мы запускаем образовательную акцию DigiGirlz, посвященную возможностям технологий в сфере искусства и музейной деятельности. Она призвана привлечь интерес молодежи, в том числе девушек, к точным наукам, прокомментировала Елена Сливко-Кольчик, руководитель направления по работе с организациями образования и науки Microsoft в России
|
В ходе акции DigiGirlz при поддержке участников педагогического сообщества проекта «Твой курс: ИТ для молодежи» и инициативы «Код-Класс», компания Microsoft планирует провести в марте и апреле 2020 года по всей России ряд образовательных тематических онлайн-уроков, которые посвящены использованию технологий, в частности, искусственного интеллекта, в сфере искусства и культуры. Проект охватит более 15 000 человек по всей стране и станет продолжением глобальной инициативы Microsoft #MakeWhatsNext по привлечению в сферу ИТ молодых квалифицированных кадров в лице девушек.
Подключиться к участию в программе и провести онлайн-занятия для молодежи на своих площадках могут все желающие педагоги и образовательные учреждения.
Смотрите также