2021/07/09 10:54:38

Цифровые проекты в транснациональных компаниях. Проектная методология и подход к roll-out компании Novardis

На сегодняшний день практика тиражирования российских цифровых проектов в другие регионы присутствия международных компаний - явление достаточно редкое. Как правило, к разработке цифрового шаблона транснациональные компании привлекают глобальных интеграторов, а дальнейшее тиражирование шаблона осуществляют локальные подразделения интегратора. В масштабных цифровых проектах отечественные ИТ-компании периодически участвуют на этапе локального roll-out (проектов тиражирования), внедряя программные продукты, которые уже используются в зарубежных представительствах международных компаний. Тем не менее, в российской ИТ-отрасли уже появилась компания, имеющая в своем портфолио проекты, ставшие глобальным шаблоном. При этом интегратор не только разрабатывал шаблон цифрового решения, но и осуществлял его дальнейшее тиражирование без привлечения локальных ИТ-компаний. О проектной методологии и специфике roll-out проектов рассказал Марк Ройтенберг, управляющий партнер компании NOVARDIS.

Содержание

В Novardis разработали собственную методологию проектного управления, основанную на лучших походах SAP ASAP и SAP Activate, а также на стандартах PMI и успешных проектных кейсах, учитывающую специфику тиражируемых проектов

Специфика roll-out проектов

Разница между реализацией локального цифрового проекта и проекта, который будет впоследствии растиражирован на несколько стран присутствия компании-заказчика, наблюдается уже на этапе сбора бизнес-требований к системе.

И если в случае с локальным проектом бизнес-требования к системе формируются исходя из особенностей процессов в одной стране, то при работе над тиражируемым шаблоном проектная команда разрабатывает системное решение с учетом бизнес-требований всех стран, для которых потребуется дополнительная настройка или разработка. Зачастую бизнес-требования со стороны пользователей отдельных представительств компании отличаются от требований специалистов центрального офиса и интегратору необходимо найти решение, которое будет устраивать все заинтересованные стороны.

Еще одна особенность проектов в международных компаниях – сложная матрица коммуникаций. В международных проектах команде партнера по внедрению необходимо взаимодействовать с проектными группами центрального офиса и отдельных филиалов, количество коммуникаций и согласований увеличивается в разы - и все это требуется зафиксировать в проектной документации.

Проектная методология

Понимая, что тиражируемые проекты имеют определенную специфику, мы разработали собственную методологию проектного управления, основанную на лучших походах SAP ASAP и SAP Activate, а также на стандартах PMI и успешных проектных кейсах.

Если комплексно рассматривать весь проект от разработки глобального шаблона до roll-out, то методология проектного управления будет представлять собой классический Waterfall (каскадная методология), где масштабный проект разбит на несколько этапов, имеющих четкую последовательность.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.5 т

Однако на отдельных этапах проекта мы придерживаемся методологии Agile. В частности, при разработке дизайна глобального шаблона, его настройке и начальном тестировании методология Agile будет более подходящей. Основываясь на методологии Agile, проектная команда реализует данный этап отдельными спринтами и может приступить к разработке решения еще до того, как весь объем бизнес-требований к системе будет согласован. Это позволяет объективно оценить промежуточные результаты и реализовать функциональный объем решения в максимально короткие сроки.

При реализации roll-out проекта, на этапе доработки и начального тестирования функционала, специфичного для отдельной страны, мы также можем использовать методологию Agile. Все остальные этапы проекта тиражирования реализуются согласно каскадной методологии проектного управления.== Заголовок уровня 2 ==

Разработка глобального шаблона

Глобальный шаблон цифрового решения включает в себя общие функциональные возможности, которые будут доступны к использованию во всех странах, задействованных в проекте. Разработка глобального шаблона осуществляется несколькими спринтами, которых, как правило, требуется порядка 3-5, продолжительностью 4-7 недель каждый. Перед каждым спринтом проектная команда выделяет наиболее приоритетные функциональные задачи и определяет объем требований, которые должны быть реализованы в ходе отдельного спринта. В рамках первого спринта команда внедрения больше сфокусирована на настройке стандартной функциональности программного продукта, что в дальнейшем позволяет более объективно оценить объем необходимых доработок. Подготовка проектной документации и разработка дополнительной функциональности осуществляется командой внедрения в рамках следующих спринтов.

Мы придерживаемся принципа, что все этапы проекта должны быть максимально прозрачными для бизнес-заказчика, поэтому после каждого спринта проектная группа организует демонстрационную сессию, на которой команда со стороны компании-заказчика может оценить промежуточные результаты.

Подход к Roll-out

Как и в любом цифровом проекте, при реализации roll-out важно обеспечить максимальное качество решения и уложиться в запланированные сроки. Оптимально, когда переход от разработки глобального шаблона к roll-out проектам происходит после того, как все критически важные требования реализованы в глобальном шаблоне решения и апробированы на пилотной стране. Только после этого проектную группу можно рассредоточить между продолжением работы с глобальным шаблоном и roll-out проектами.

В то время как часть проектной команды продолжает разрабатывать оставшиеся функциональные блоки глобального шаблона, другая часть специалистов работает над проектированием, настройкой и тестированием системы для остальных стран тиражирования цифрового решения. Подобный подход к проектному управлению позволяет эффективно распределить ресурсы, сохранив при этом качество и скорость тиражирования шаблона.

Обучение бизнес-пользователей

Отдельного внимания заслуживает процесс обучения бизнес-пользователей системы работе с новым программным продуктом. Учитывая количество пользователей цифрового решения в подобных проектах, обучение построено по следующей схеме - интегратор подготавливает обучающую документацию на английском языке, проводит обучение и аттестацию ключевых бизнес-пользователей, и уже подготовленные бизнес-пользователи проводят обучение остальных пользователей системы на местном языке региона.

Таким образом, на каждом этапе проекта важно учитывать особенности, с которыми сталкивается проектная команда при создании масштабируемой цифровой инфраструктуры. Описанный подход к тиражируемым проектам положительно зарекомендовал себя на нескольких проектах внедрения. При этом NOVARDIS автоматизировал как отдельные группы процессов в транснациональных компаниях, так и осуществлял их комплексную автоматизацию.