Содержание |
Статистика использования
Об интересе к электронным учебным модулям со стороны учителей можно судить по статистике на сайте ФЦИОР. Если в мае 2009 г. у проекта было около 11 тыс. посетителей, то в апреле 2010 г. уже 119 тыс. Школами было скачано 1,23 млн. ЭУМов.
Плееры для использования ЭОР
Использовать е-учебники школы до сих пор могут только на платформе Windows. Программный плеер для работы с ними под Linux застрял на этапе бесконечного тестирования в государственных организациях. И точной даты его появления никто из чиновников назвать не может.
РМЦ еще в 2008 году получил 80 млн. руб. на разработку двух версий плеера (под Windows и Linux) и другого специального ПО. По условиям конкурса Windows-версия плеера разрабатывалась в 2008-2009 гг. и ее давно можно скачать с сайта ФЦИОР. Версия для Linux до сих пор так и не распространяется, хотя ее разработка должна была закончиться в августе 2009 г.
Как утверждают в РМЦ, работы по разработке Linux-плеера и его тестированию завершились и в октябре 2009 г. он был передан в Министерство образования и науки. Его очередная проверка была проведена «АйТи» в ходе работ по технической поддержке внедрения СПО. «Компания протестировала более 23 тысяч ЭОРов (все размещенные на тот момент на портале ФЦИОР), - говорит Дмитрий Комиссаров, генеральный директор PingWin Software (входит в группу «АйТи»). - Порядка 30% ЭОРов первого поколения используют специфичные для платформы Windows технологии (например, библиотеки, скомпилированные для этой среды) и не могут быть запущены в Linux без переработки. Подробные данные по тестированию были предоставлены нами ФАО».TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
В Федеральном агентстве по образованию заявили, что в декабре 2009 г. работающий в открытой ОС плеер и другое ПО было принято ведомством и будет опубликовано на сайте ФЦИОР. Точной даты опять никто не называет.
Управляющий порталом ФЦИОР институт «Информика», к которому в конечном итоге попал Linux-плеер, решил также провести его тестирование (уже четвертое). Заместитель директора института Владимир Старых подтвердил CNews, что разработка действительно была передана его организации. «Мы тестируем Linux-плеер уже давно. ФАО постоянно присылает нам новые версии, - говорит он. - По нашему мнению продукт требует существенной доработки. Основные проблемы связаны с синхронизацией звука и речи, звука и анимации, если она есть. Кроме того, проблема с кодовыми таблицами. Для UNIX-систем это вообще очень важно. Так как разработчики ЭУМов были разные они, видимо, не очень на это обращали внимание. В итоге один текст может измениться в размерах в пять раз, вылезает за рамки. Мы ждем последнюю версию плеера, которую сможем опубликовать с комментариями по совместимости».
В ходе тестирования были обнаружены проблемы совместимости Linux-плеера, разработанного РМЦ, с аппаратным обеспечением: «Он работает на одной машине, на вторую машину ставишь, где что-то отличается на плате, он уже не так работает, - рассказывает замгендиректора «Информики». - Мы рекомендовали ФАО указывать на какой именно аппаратной платформе гарантируется работоспособность в плеере учебных модулей. Результаты тестирования мы передали в ФАО».
При этом Минобрнауки отказывается брать на себя обязательства по распространению Linux-плеера для электронных учебников. Как говорится в ответе ведомства на письмо генерального директора компании «Армада» Игоря Горбатова, в госконтракте не планируется публикация и распространение плеера для открытой ОС, а предусмотрена только его разработка.
Как считает Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Альт Линукс», неопределенность со сроками выхода версии плеера для открытой операционной системы критически отражается на внедрении СПО в школах. «ЭОР изначально продвигались под лозунгом многоплатформенности, - говорит он. – Для нас процесс разработки плеера был закрыт, не было информации о том, как он движется. Надеемся, что Минобрнауки официально заявит о том, что плеер под Linux, поддерживающий все разнообразие ЭОР нового поколения, будет доступен в 2010 г. Это позволит отказаться от закупок лицензий на зарубежное проприетарное ПО для учителей-предметников». Суммарно на создание инфраструктуры электронных учебников было затрачено более 640 млн руб. Эксперт уверен, что до тех пор, пока плеер для электронных учебных материалов не станет до конца кроссплатформенным, все эти затраты фактически работают на продвижение платформы Windows.
«Надеюсь, что плеер для Linux будет обнародован в ближайшее время и под свободной лицензией, - говорит Новодворский. - Его разрабатывает государственное учреждение для государственных нужд и я не вижу, что могло бы препятствовать открытию кода для детального тестирования и совершенствования силами сообщества. Заодно это позволило бы значительно сэкономить средства госбюджета».
С этим мнением согласен Олег Садов, технический директор «Линукс Инк»: «Полагаю, что вопрос поддержки в Linux электронных образовательных ресурсов, размещаемых на сайте ФЦИОР, достаточно важен. Необходимость использования для работы с ними специализированного плеера, версия которого существует только в ОС Windows, серьезно ограничивает возможности использования этих образовательных ресурсов в ОС Linux. Думаю, школам при этом была бы предоставлена свобода выбора оптимального набора программных платформ для обеспечения учебного процесса. А стало быть, это пошло бы на пользу процессу внедрения свободного ПО в школах, курс на который недвусмысленно был означен руководством страны».
По состоянию на 26 августа 2010 г. плеер под Linux так и не появился.
История
2018: В России могут разрешить пользоваться удаленно библиотечными цифровыми учебниками
В российских библиотеках может появиться услуга дистанционного и безвозмездного предоставления электронных копий научной и образовательной литературы. Соответствующий законопроект одобрили эксперты рабочей группы по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика», заседание которой прошло 27 июня 2018 года на площадке Минэкономразвития РФ.
Законопроект подготовлен тематической группой «Интеллектуальная собственность» центра компетенций цифровой экономики. По мнению авторов документа, возможность свободного использования экземпляров произведений в электронной форме законодательно ограничена: они могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива. При этом многие населенные пункты России, в которых есть интернет, удалены от крупных библиотек.
Законопроект предусматривает равную возможность временного безвозмездного доступа к электронным книгам, независимо от месторасположения пользователя, с учетом интересов издателей и правообладателей, в том числе с защитой от копирования.
Количество экземпляров произведений, предоставляемых библиотеками во временное пользование, не увеличивается — речь идет только об улучшении доступа (в том числе онлайн) к библиотечным фондам, имеющим научное и образовательное значение, — следует из пояснительной записки. |
Законопроект соответствует целям цифровой экономики, которая предполагает устранение барьеров при доступе к различным сервисам и возможностям. Понятно, что жителям небольших городов и, тем более, поселков сложно приехать в библиотеку мегаполиса за интересующей книгой, поэтому возможность получить электронный экземпляр удаленно будет ими, скорее всего, использована. И, конечно, такой шаг позитивно повлияет на развитие научного и образовательного потенциала в регионах, — считает руководитель рабочей группы при АНО «Цифровая экономика», вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС Руслан Ибрагимов. |
Одобренный законопроект будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ.
2006
В рамках ФЦП развития образования в 2006 г. был проведен конкурс на создание инфраструктуры Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). В тендере с бюджетом более 165 млн руб., победителем была признана компания «Крок». Площадка стала хранилищем электронных учебников и ПО для их использования в школах.
2008
В 2008 г. было выделено 270 млн. рублей на создание самих учебников (электронных образовательных ресурсов, ЭОР) по разным школьным дисциплинам. Основными подрядчиками стали государственный «Республиканский мультимедиа центр» (РМЦ) и структуры «1С». Позже государством выделялись еще десятки миллионов рублей на создание различных ЭОРов.
В том же году был проведен конкурс на повышение качества электронных учебников на сумму 80 млн. руб., доставшихся IBS. Помимо прочего, компания обязалась провести тестирование ЭОРов на предмет их совместимости с операционной системой Linux и дать рекомендации по разработке программного плеера для работы с е-учебниками в этой свободной ОС. ЭОРы нового поколения - электронные учебные модули, ЭУМ - были призваны обеспечить школам выбор платформы, т.е. дать им возможность избежать больших затрат на закупку проприетарного ПО. Массовое применение компьютеров в школе связано с преподаванием информатики и прочих предметов. Допускалось, что административные задачи, в которых школа обычно использует 1-3 компьютера, могут быть решены на платформе Windows. Декларировалось, что основное сокращение издержек школ было бы возможно именно за счет перевода на Linux образовательного процесса.
2010
В августе 2010 г. Дмитрий Медведев в своем поручении правительству определил дату «масштабного внедрения электронных образовательных ресурсов» (ЭОР). Эти работы должны быть закончены до 1 декабря 2010 г. К этой же дате должна быть организована техническая и методическая поддержка педагогов, пользующихся такими учебными материалами. Президентские поручения даны по итогам июльского совета по развитию информационного общества.
«В самой дате я не вижу ничего невозможного, но точно судить о том, успеют ли чиновники, сложно, поскольку министерство образования сейчас не раскрывает информацию о разработках, - говорит CNews заместитель директора института Владимир Старых. – Например, важно чтобы кроме самих учебных модулей появилась система управления учебным процессом, отслеживающая как далеко продвинулся ученик и снимающая с учителя рутинные задачи. Но ведется ли сейчас такая разработка – мне не известно».
Кроме того, по мнению Старых, дата завершения работ зависит от того, как будет финансироваться создание учебно-методического сопровождения, т.е. материалов для учителей о том, как пользоваться такими электронными материалами. Но, опять же, документов, где определялось бы такое финансирование, он до сих пор не видел.