Федеральная служба по аккредитации
Росаккредитация

Компания

Проекты (1)

Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.

Продукты (3)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

Цифровой паспорт (5 проектов)

Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаРед Софт (Red Soft)Ред-ШлюзСОА2022
Описание проектаBeorg (Биорг)Beorg Smart VisionСЭД - Системы потокового распознавания2022
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)Docsvision (СЭД/ECM-система), Digital Design: АРМ руководителя. Мобильное рабочее место руководителя, Digital Design: Приоритет Система документационного управленияСЭД, Mobile Device Management (MDM), СЭД - Системы потокового распознавания2014
Описание проектаПрогнозФорсайт. Аналитическая платформа (ранее Prognoz Platform)BI2012
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхPostgreSQL СУБДСУБД---

СМ. ТАКЖЕ (96)

Конечные собственники

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 Федеральнаяй служба по аккредитации ведет реестры сертификатов соответствия и декларация о соответствии.

По состоянию на 15 сентября 2016 года реестры Росаккредитации содержат 1 732 680 записей о выданных сертификатах соответствия и 2 892 577 записей о зарегистрированных деклараций о соответствии продукции обязательным требованиям.

В данных записях представлена информация о поставщиках и производителях продукции, самой продукции (количество товара в партии, тип, марка, модель, сорт, артикул), документах, на основании которых выданы сертификаты или зарегистрированы декларации, другие сведения.

Одними из самых приоритетных направлений работы до 2018 года определены также работа по обеспечению признания за рубежом аккредитации в национальной системе, принятию руководящих документов международных организаций в области аккредитации IAF и ILAC, обеспечение эффективности и результативности осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц и снятие неоправданных административных барьеров, а также содействие развитию и совершенствованию системы образования и обучения персонала в области аккредитации и оценки соответствия, в том числе, экспертов по аккредитации по требованиям стандарта ISO 19011.

ИТ-бюджет Росаккредитации

ИТ-бюджет Росаккредитации, млн. руб.
  • До 1 июля 2014 года – прежнее законодательство
  • 1 июля 2014 года – вступление в силу 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе по аккредитации
  • 1 июля 2015 года – реализация переходных положений 412-ФЗ
  • 2014, 2015 годы – вступление в силу положений подзаконных актов

ФГИС Росаккредитации

2024: Расходы на развитие ФГИС составили ₽662 млн

Федеральный бюджет направил ₽662 млн на развитие и функционирование Федеральной государственной информационной системы Росаккредитации в период с 2021 по 2023 год. Данные средства были выделены в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Об этом стало известно 31 октября 2024 года.

Как передает CNews, модернизация системы позволила наладить обмен данными с 20 федеральными органами исполнительной власти и 150 региональными органами власти через систему межведомственного электронного взаимодействия.

На развитие ФГИС Росаккредитации потрачено ₽662 млн

В результате проведенной модернизации 96% услуг Росаккредитации оказывается с использованием видео-конференц-связи. Ежедневно в систему вносится информация о более чем 60 тыс. протоколов испытаний, около 300 сертификатов и 4 тыс. деклараций. Общий объем базы данных включает сведения о 1,2 млн сертификатов и 2,8 млн деклараций.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.4 т

На портале государственных услуг стали доступны сервисы по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расширению и сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, а также выдаче аттестатов аккредитации.

Основными исполнителями работ по модернизации системы выступили крупные ИТ-компании. В 2017 году контракт на сумму ₽174 млн получила компания «ИБС экспертиза». В 2019 году «Мегафон» заключил контракт на ₽55 млн для развития системы. В 2023 году компания «Крауд» выполнила поставку систем хранения данных на сумму ₽50 млн.

Обновленная система обеспечивает передачу данных в Евразийскую экономическую комиссию и поддерживает интеграцию с информационными системами Росстандарта, Росреестра, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и Федеральной таможенной службы.[1]

2019: ФГИС Росаккредитации 2.0



2016

ФГИС РОСАККРЕДИТАЦИИ предназначена для автоматизации процессов в сфере аккредитации, осуществляемых центральным аппаратом и территориальными органами Росаккредитации, аккредитованными лицами, экспертами по аккредитации, экспертными организациями и иными участниками национальной системы аккредитации, повышения качества услуг по аккредитации, а также обеспечения открытости информации в области аккредитации.



2015

Основные направления развития ФГИС Росаккредитации в 2015 году

История

2024: Соглашение с «Циан» об обмене предложениями по модернизации системы передачи и получения данных

Росаккредитация подписала соглашения о сотрудничестве в сфере туризма и гостеприимства с «ЦИАН». Об этом Росаккредитация сообщила 16 июля 2024 года. В рамках сотрудничества Служба планирует взаимодействовать с агрегатором по вопросам идентификации объектов средств размещения. Подробнее здесь.

2023: Соглашение с "Яндекс Маркетом"

Маркетплейс Яндекс.Маркет и Росаккредитация подписали соглашение о сотрудничестве. Совместная работа маркетплейса и Службы поможет ускорить проверку сертификатов и деклараций на товары, представленные на онлайн-площадке продавцами. Об этом Росаккредитация сообщила 7 июня 2023 года. Подробнее здесь.

2021: Соглашение о взаимодействии с «Юнискан/ГС1 Рус»

Сервис Росаккредитации будет передавать в информационную систему ГС1 РУС данные о документах, подтверждающих проверку товаров на безопасность, и получать из системы сведения о штрих-кодах. Потребители смогут узнать информацию о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии по штриховому коду на товарах. Об этом Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) сообщила 17 февраля 2021 года.

Руководитель Федеральной службы по аккредитации Назарий Скрыпник и генеральный директор Ассоциации автоматической идентификации «Юнискан/ГС1 РУС» Георгий Насонов подписали соглашение о взаимодействии. Документ определяет порядок и формы двустороннего сотрудничества по вопросам идентификации товаров в соответствии с принципами глобальной уникальности идентификаторов Системы GS1. Реализация соглашения направлена на обеспечение соблюдения заявителями требований законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза.

Как известно, система GS1 является самой широко используемой системой стандартов для цепей поставок в мире. Идентификатор GS1 GTIN необходим для того, чтобы различать предметы торговли, представленные на рынке. Он имеет международный статус и может быть отображен в виде символик штриховых кодов, которые однозначно распознаются в разных странах. Идентификация каждого товара в торговой сети обеспечивается присвоением уникального идентификатора GS1 GTIN.

Ранее руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник отметил, что штрих-код наносится на все товары, и планируется, что данные о сертификатах и декларациях в будущем можно будет получать по такому коду, просто отсканировав его с помощью смартфона.

В рамках соглашения между Росаккредитацией и ГС1 РУС обмен информацией будет осуществляться в целях:

  • обеспечения реализации функций по формированию единой национальной системы аккредитации;
  • предупреждения и противодействия незаконному обороту продукции, в том числе производству и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции;
  • обеспечения и поддержания взаимодействия информационных систем Росаккредитации и ГС1 РУС с целью предоставления пользователям актуальной и достоверной информации о товарах, включающей уникальный идентификатор, основные характеристики и сведения об относящихся к данному товару сертификатах соответствия и декларациях о соответствии.

Генеральный директор ГС1 РУС Георгий Насонов полагает, что соглашение позволит обогатить данные о товарах достоверными сведениями о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, а Росаккредитации – получить доступ к миллионам номеров GTIN, создаваемых и поддерживаемых предприятиями-членами ГС1 РУС.

«
«Наша совместная работа, помимо всего прочего, будет способствовать взаимному повышению ценности наших информационных ресурсов в интересах участников рынка и потребителей», - отметил Георгий Насонов.
»

2016

Эксперты АПЛАК провели аудит Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации)

9-19 ноября 2016 г. состоялся визит международных экспертов в Россию для проведения оценки Федеральной службы по аккредитации в рамках присоединения её в качестве полноправного участника Соглашения о взаимном признании (MRA) Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (АПЛАК) в части аккредитации калибровочных и испытательных лабораторий и центров[1].

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2468-р об участии Росаккредитации в деятельности АПЛАК было принято 2 декабря 2015 г. Росаккредитация является полноправным участником данной организации. Присоединение Росаккредитации к режиму Соглашения о взаимном признании в рамках АПЛАК предусматривает проведение международными аудиторами выездной оценки соответствия российской национальной системы аккредитации требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17011, устанавливающим общие требования к органам по аккредитации, и обязательным документам АПЛАК, принятым в его развитие. Прошедшие такую оценку органы по аккредитации могут стать участниками Соглашения о взаимном признании АПЛАК. Участие в таком Соглашении автоматически влечет присоединение к Соглашению о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ИЛАК). Его подписание будет означать глобальное признание качества работы российских лабораторий, аккредитованных Росаккредитацией.

В ходе визита представители международной группы оценщиков в составе шести экспертов из Австралии, США, Канады, Сингапура и Монголии несколько дней работали в центральном офисе Службы в Москве, приняли участие в выезде в Управление по Приволжскому федеральному округу, а также присутствовали в качестве наблюдателей при предоставлении услуг по аккредитации при оценке российскими экспертами по аккредитации 7 испытательных и 2 калибровочных лабораторий в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Орловской и Тульской областях.

На заключительном совещании в Росаккредитациимеждународные аудиторы представили предварительны результаты своей работы. По мнению оценщиков, Росаккредитация осуществляет деятельность по аккредитации испытательных и калибровочных лабораторий в соответствии с требованиями стандарта ИСО/МЭК 17011, а также документов АПЛАК и ИЛАК, содержащих обязательные для членов этих организаций требования в области аккредитации. В частности, положительно отмечены квалификация сотрудников Росаккредитации, выстроенные в Службе рабочие процессы по аккредитации. На высоком уровне были проведены и все оценки, на которых присутствовали эксперты АЛПАК. Вместе с тем выявлено несколько несоответствий, которые касаются калибровочных лабораторий. Эксперты также изложили свои комментарии и замечания. У Росаккредитации есть несколько месяцев на их устранение, и после получения информации о проведении Федеральной службой по аккредитации корректирующих действий окончательный доклад будет представлен на рассмотрение руководства АПЛАК для принятия решения о присоединении Росаккредитации к Соглашению о взаимном признании АПЛАК.

Руководитель группы экспертов АПЛАК, Вице-председатель АПЛАК, глава Национальной ассоциации органов по испытаниям Австралии Дженнифер Эванс также отметила, что Росаккредитацию можно «поздравить, что на такой ранней стадии развития (прим. - 1 ноября 2016 г. Росаккредитация отметила пятилетие), Служба подает заявку на присоединение к Соглашению о взаимном признании АПЛАК, многим странам потребовалось не менее десятилетия до подписания данного соглашения».

Декларация целей и задач Федеральной службы по аккредитации на 2016 – 2018 гг

Логотип Росаккредитации в 2016 г.

Миссия Росаккредитации – обеспечение доверия к результатам оценки соответствия.

Росаккредитация, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации и функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, установила следующие цели в области качества, направленные на обеспечение доверия к результатам деятельности аккредитованных лиц:

  • обеспечение беспристрастности, компетентности и прослеживаемости деятельности Федеральной службы по аккредитации;
  • обеспечение конфиденциальности;
  • обеспечение открытости;
  • обеспечение недискриминационности;
  • обеспечение эффективности и результативности осуществления контроля
  • за деятельностью аккредитованных лиц, снятие неоправданных административных барьеров;
  • обеспечение соответствия структуры, системы менеджмента, персонала, процессов и обязательств национального органа по аккредитации требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 «Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» (ISO/IEC 17011:2004);
  • содействие развитию и совершенствованию системы образования
  • и обучения персонала в области аккредитации и оценки соответствия, в том числе экспертов по аккредитации, по требованиям ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» (ISO 19011);
  • содействие развитию стандартизации в области аккредитации и оценки соответствия, в том числе обеспечение совместно с национальным органом Российской Федерации по стандартизации соответствия фонда стандартов в данной сфере задачам функционирования и развития национальной системы аккредитации с учетом интересов национальной экономики, состояния материально-технической базы и достижений научно-технического прогресса;
  • обеспечение соответствия национальной системы аккредитации (правил выполнения работ по аккредитации, критериев аккредитации, ее участников и правил функционирования системы в целом) международным стандартам, нормам и правилам, установленным в руководящих документах международных организаций по аккредитации IAF и ILAC, а также договорно-правовой базы Евразийского экономического союза;
  • постоянное обеспечение, поддержание и улучшение качества предоставления услуг по аккредитации органов по оценке соответствияи обеспечение ответственности аккредитованных лиц за результаты своей деятельности по оценке соответствия;
  • стремление к признанию за рубежом аккредитации в национальной системе, применение руководящих документов IAF и ILAC и содействие исключению многократной оценки деятельности органов по оценке соответствия.

Поставленные цели Федеральная служба по аккредитации в 2016 – 2018 гг. будет реализовывать путем осуществления следующих задач:

  • противодействие противоправной практике необоснованной выдачи документов по результатам оценки соответствия, подрывающей доверие к деятельности в области оценки соответствия третьей стороны;
  • осуществление комплекса мероприятий, направленных на совершенствование подготовки и поддержание компетентности экспертов по аккредитации и технических экспертов;
  • проведение на постоянной основе внутренних аудитов в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных управлениях Росаккредитации и корректирующих мероприятий для улучшения качества деятельности Росаккредитации;
  • участие в планировании стандартизации в области аккредитации и оценки соответствия на основе мониторинга действующих стандартов и иных документов в данной области;
  • развитие сотрудничества с органами по аккредитации зарубежных стран для обмена опытом и необходимой информацией;
  • участие представителей Росаккредитации в работе технических комитетов международных и региональных организаций по аккредитации и оценки соответствия в национальной системе аккредитации, а также совершенствование деятельности технического комитета по вопросам аккредитации и оценки соответствия в национальной системе аккредитации;
  • выполнение требований международных стандартов, документов IAF
  • и ILAC в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
  • обеспечение рабочего состояния и дальнейшего совершенствования Федеральной государственной информационной системы в области аккредитации, в целях поддержания информационной открытости деятельности аккредитованных лиц, а также бесперебойного процесса подтверждения соответствия, осуществляемого подключенными к серверу федеральной государственной информационной системы в области аккредитации органами по сертификации продукции и испытательными лабораториями;
  • разработка и внедрение системы управления рисками.

ФГИС Росаккредитации

  • Пересмотр бизнес-архитектуры системы
  • Модернизация подсистемы осуществления государственного контроля
  • Модернизация подсистемы предоставления государственных услуг
  • Модернизация подсистемы мониторинга за деятельностью аккредитованных лиц
  • Модернизация подсистемы оценки эффективности
  • Модернизация подсистемы межведомственного информационного взаимодействия

Электронный архив

  • Создание электронного архива полных данных, в том числе данных о проведенных аккредитованными лабораториями испытаниях, исследованиях, измерениях

ИБ

ЦОД

  • Расширение вычислительных мощностей центра обработки данных, в том числе за счет подключения к «облаку»

СЭДО

  • Переход на безбумажный юридически значимый межведомственный электронный документооборот

Росаккредитация предложила торговым сетям интегрировать их информационные системы с государственными реестрами сертификатов и деклараций

Такое предложение ритейлерам сделал руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев в ходе состоявшегося в Москве 12-го ежегодного ECR Форума, в котором приняли участие представители крупнейших розничных сетей, производителей товаров повседневного спроса и органов власти.

Глава Росаккредитации пояснил, что реестры сертификатов и деклараций, которые ведет служба, создавались именно для того, чтобы информация о выдаваемых в стране документах о подтверждении соответствия продукции была максимально доступной, в том числе для торговых сетей и потребителей продукции. Кроме того, с прошлого года по инициативе Минэкономразвития России отменено требование сопровождать продукцию бумажными копиями выданных на нее документов – теперь достаточно указывать номера таких документов в товаросопроводительной документации.

Ведомством ежегодно обрабатывается около 30 млн. запросов информации из реестров, поступающих по каналам межведомственного электронного взаимодействия, через Единый портал государственных услуг и официальный сайт Росаккредитации.

Как сообщил Херсонцев, информационные системы, обеспечивающие ведение реестров, могут быть настроены таким образом, чтобы данные об изменениях статусов сертификатов и деклараций поступали в интегрированные с реестрами системы торговых сетей автоматически, а механизмы поиска в реестрах позволяли быстро и эффективно находить необходимые сведения.

«Уже в 2016 году Росаккредитация запустит функционал, позволяющий при выдаче декларации или сертификата указывать в них сведения о GTIN-номере продукции, используемом при ее штрих-кодировании», - сообщил руководитель ведомства.

Алексей Херсонцев отметил, что «данная мера позволит однозначно идентифицировать продукцию, на которую выдан сертификат или декларация, что актуально в рамках глобальной задачи по обеспечению прослеживаемости продукции и повышению качества данных реестров».

Руководитель Росаккредитации считает, что «указание GTIN-номера, используемого при штрих-кодировании, будет стимулировать заявителей более ответственно относиться к процессу декларирования продукции и повысит качество содержащейся в реестрах информации, в чем заинтересованы прежде всего представители сферы торговли». Это позволит повысить эффективность автоматизации процессов управления поставками и реализации продукции и в конечном счете приведет к сокращению транзакционных издержек. Производители смогут получать сведения о выданных на их продукцию сертификатах или зарегистрированных декларациях, а контролирующие ведомства – осуществлять поиск и анализ необходимой информации в наиболее удобной для них форме.

2015

Росаккредитация отвечает за создание единой системы сертификации и контроля во всех отраслях промышленности, существует с 2011 года и подчиняется Минэкономики. Она стала преемником сразу нескольких служб: Федерального агентства по техрегулированию и метрологии (бывший Росстандарт), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и других[2]. За первые три года работы удалось закрыть более тысячи недобросовестных испытательных лабораторий и органов по сертификации, сообщают в ведомстве.

Аккредитации лишились компании, вовремя не подавшие заявление на подтверждение компетентности: процедуру, обязательную после 1 июля 2014 года, когда вступил в силу закон об аккредитации (N412-ФЗ от 28 декабря 2013 года). Компании должны представить пакет документов, подтверждающих возможность работать, а также пройти так называемую выездную оценку, уточняют в Росаккредитации. Требования к компетентности указаны в приказе Минэкономики от 30 мая 2014 года N326: органы по сертификации оценивают по 111 критериям, испытательные лаборатории — по 102. Фактически рассмотрение заявления лаборатории — переаттестация на право заниматься заявленной деятельностью, говорят участники рынка. В среднем подтверждение компетентности стоит 200-600 тыс. руб. в зависимости от области аккредитации, говорит заместитель директора по правовым вопросам ассоциации "Союз испытательных лабораторий и органов по сертификации" Андрей Кижаев.

Как отмечает глава Росаккредитации Савва Шипов, процедура подтверждения компетентности направлена на очистку рынка от организаций, которые уклоняются от проверочных мероприятий. Всего, по данным чиновников, подать документы должны были около 5 тыс. аккредитованных компаний до 2 июня 2015 года. После этой даты ведомство имело право приостановить их деятельность и продлить срок на подачу заявлений до 1 июля 2015 года.

Примечания

  1. В целях решения задачи по международному признанию российской системы аккредитации в рамках реализации Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 1760-р, а также гармонизации правил и процедур единой национальной системы аккредитации с международными обязательствами, стандартами и требованиями, Федеральная служба по аккредитации в мае 2013 года получила статус ассоциированного члена Международной организации по аккредитации лабораторий (ИЛАК).

    В апреле 2015 г. принято распоряжение Правительства Российской Федерации № 593-р, в соответствии с которым были внесены изменения в план мероприятий («дорожную карту») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Новая редакция «дорожной карты» содержит в том числе меры, направленные на поддержку экспорта российской продукции в части признания результатов работ российских органов в сфере технического регулирования, по упрощению процедур получения иностранных сертификатов на российскую продукцию. В числе мер, направленных на облегчение вывода отечественной продукции на внешние рынки, «дорожной картой» предусмотрено обеспечение международного признания результатов аккредитации российских испытательных лабораторий и органов по сертификации. Необходимым для этого условием является вступление Федеральной службы по аккредитации в Международную организацию по аккредитации лабораторий (ИЛАК).

    Минэкономразвития России и Росаккредитацией проведена работа по исполнению пункта 45.4 «дорожной карты», предусматривающая анализ международных и региональных систем признания результатов испытаний (аккредитации) с иностранными государствами по приоритетным видам продукции. С учетом проведенного анализа, а также необходимости формирования новых качеств промышленных связей и устойчивых производственных и транспортно-логистических цепочек, работающих в направлении быстро развивающихся рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, был сделан вывод о целесообразности вступления Росаккредитации в Азиатско-Тихоокеанскую организацию по аккредитации лабораторий (АПЛАК).

    Вступление Росаккредитации в АПЛАК в качестве полноправного члена будет не только способствовать устранению технических барьеров в торговле и сокращению издержек российских экспортеров при выходе российской продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, но и необходимо с точки зрения получения полноправного членства в ИЛАК.

    АПЛАК (APLAC — Asia Pacific Laboratory Accreditation Cooperation) — Азиатско-Тихоокеанская организация по аккредитации лабораторий, начала свою работу в 1992 году как форум для органов по аккредитации лабораторий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его главной целью было создание, развитие и расширение границ Соглашения о взаимном признании среди органов по аккредитации в данном регионе. На данный момент в Соглашении о взаимном признании АПЛАК 37 участников.
  2. Источник бумажных сертификатов иссякает