Давлат Кенджаев: Главная ценность топ-менеджера для бизнеса – его профессиональные навыки
20.01.23, Пт, 10:00, Мск,
Успешными кейсами реорганизации бизнеса в эпоху неопределенности и уникальным опытом построения карьеры в маркетинге делится талантливый менеджер, маркетолог Давлат Кенджаев.
Содержание |
Новые условия требуют от бизнеса новых решений. Глобальные события, неопределенность на рынке, поведение потребителей и тренд на экологию изменили в 2022 году мировую экономику – компании пересматривают стратегии и организацию структур, чтобы адаптироваться к стремительно меняющейся ситуации. Пересборка бизнеса становится одним из ключевых трендов нового времени, а умение запустить новый цикл жизни компании – ключевым навыком топ-менеджеров. Давлат Кенджаев – один из тех уникальных людей, кто умеет добиваться невероятных результатов через реструктуризацию компании: он создавал новые бренды, рекордно увеличивал прибыль бизнеса, переворачивал представление о привычных вещах и получал контракты на миллионы долларов. Сегодня он занимается развитием кондитерского бренда, делится опытом с коллегами и мечтает создать систему с интегрированной дополненной реальностью для обучения школьников.
«Не помню ни единого периода своей жизни, чтобы я сам не учился чему-то новому и не занимался саморазвитием», – говорит он. |
Основы
Успех как в бизнесе, так и в карьере – это немного таланта и очень много работы, постоянное самосовершенствование и накопление компетенций, уверен Давлат Кенджаев. Работать он начал с 15 лет, а в 16, закончив школу в Ташкенте, выбрал IT-специальность и поступил в престижный Азиатско-Тихоокеанский университет технологии и инноваций в Малайзии. После второго курса решил, что способен на большее и перевелся в одно из старейших учебных заведений США – Колледж Монро в Нью-Йорке. Это было сложно, но Давлат не отступил.
«У меня никогда не было сертификата, подтверждающего уровень владения английским, но я им владел свободно, – говорит он. – Для поступления в колледж требовался сертификат IELTS 6.5 и выше, но не мог отступить, поэтому добился личной встречи с деканом и сумел произвести на него такое впечатление, что меня приняли в вуз – я продемонстрировал такой уровень знаний, что мне засчитали сразу 58 баллов из 120, которые надо набрать за 4 года для получения степени бакалавра». |
Это был уникальный для вуза случай. В итоге самый юный и талантливый студент стал единственным за историю колледжа, кто получил разрешение изучать одновременно 8 предметов за семестр — другим лучшим студентам позволяли максимум шесть. Кроме того, за успехи в учебе он дважды получил награду декана и президента вуза. После диплома его сразу пригласили работать по специальности в международную компанию, дорога в IT была открыта, но Давлат Кенджаев решил иначе – вернулся в Узбекистан и начал с нуля карьеру маркетолога и бизнес-разработчика. Знания и навыки в области информационных технологий в этом только помогли: современные IT-решения стали одним из инструментов эффективного продвижения компаний в том числе на международных рынках.
Азы маркетинга
Первую школу маркетинга он прошел в отделе стратегического планирования международной компании British American Tobacco, а затем устроился менеджером в отдел продаж ведущего предприятия электротехнической промышленности Узбекистана «Чирчикский трансформаторный завод». Дотошного специалиста заметило руководство и поручило ему заняться заявками на тендерные процедуры. В итоге благодаря начинающему маркетологу компания выиграла два важных конкурса на общую сумму более 11 млн долларов.
«Я работал сутками, провел несколько ночей в своем кабинете на предприятии, но это того стоило, – рассказывает Давлат Кенджаев. – Это была крупная победа, которая добавила мне сил и уверенности в себе». |
Позднее, уже покинув компанию, он решил использовать свой опыт и для других предприятий республики – основал свою фирму, которая получила лицензию на право участия в государственных тендерах и конкурсах.
Дополненная реальность как способ продвижения
Современные информационные технологии, грамотно использованные для продвижения бизнеса, способны кратно увеличить эффект. Давлату Кенджаеву удалось доказать это, когда в 23 года он возглавил отдел маркетинга предприятия «Узэлектроаппарат-Электрощит» – крупного поставщика электротехнического оборудования в Узбекистане, который входит в число крупнейших налогоплательщиков страны. Его заказчики – национальные и международные компании. Перед амбициозным главой отдела встала задача выигрышно показать компанию на масштабном Международном экономическом форуме государств-членов СНГ. Участники выставки – лучшие компании десятка стран, с огромным опытом международных презентаций. Обойти их, казалось бы, нереально. Но в итоге Давлат Кенджаев нашел нестандартное решение для привычных продуктов – применил полученное в США IT-образование и внедрил в каталог проектов дополненную реальность. Стенд компании имел огромный успех, а предприятие получило целый ряд новых крупных партнеров.
«Новый формат заинтересовал абсолютно всех, – рассказывает он. – В наших материалах не было огромных описаний технической части проектов, все это ушло в AR-дополнение. Участникам форума было интересно в такой форме узнать о наших проектах и решениях, которые мы предлагали с полной реализацией – технология позволила увидеть и `потрогать` продукт, оценить его со всех сторон». |
Идеи Давлата Кенджаева сыграли в плюс не только предприятию, но и имиджу Узбекистана: страна показала, что идет в ногу со временем и эффективно внедряет технологические инновации.
Эффективность и рост продаж
Один из сложнейших методов Давлата Кендажаева, способствующий развитию бизнеса – «пересборка» компании. Грамотная реорганизация фирмы или ее подразделений способна повысить эффективность предприятия в условиях экономической нестабильности. Однако процедура полезна и в случаях, когда быстрый рост компании сменяется замедлением развития – как правило, это происходит через 3–5 лет после ее создания. В 2021 году такая реорганизация маркетинговой политики потребовалась компании SmartChain — она занимается интеграцией технологии дополненной реальности по контрактам с крупными госзаказчиками: музеями, силовыми структурами, госорганами. Фирма пригласила Давлата Кенджаева взять на себя руководство этим процессом. Он предложил изменить позиционирование на рынке, упаковку и презентации продукта, стиль коммуникации с партнерами и клиентами. Новый директор по развитию сумел вывести компанию на В2В-сегмент, существенно расширив портфель заказов.
«Мы подписали новые договоры с различными организациями, реализовали несколько проектов, одними из самых крупных были интеграция новых технологий в Музее истории Узбекистана, Музее Славы в Парке Победы», – вспоминает Давлат Кенджаев. |
Опытный управленец оказался нарасхват. Параллельно с этим компания «Конти», крупнейшая кондитерская фирма Украины, пригласила эффективного менеджера возглавить ее представительство в Узбекистане, показатели которого, мягко говоря, не радовали. Давлат Кенджаев изучил схему работы компании и принял радикальное решение пересобрать ее полностью: расформировал команду дистрибуции, собрал абсолютно новую, ввел тренинги по продажам и систему KPI, перестроил логистику, внедрил оптимизацию бизнес-процессов через CRM-систему, строгую систему финансовой отчетности и планирования. Он сам проводил собеседования с новыми сотрудниками, контролировал каждый процесс. Через девять месяцев представительство «Конти» в Узбекистане отчиталось о росте оборотов бренда более чем на 500% и росте выручки до полутора миллионов долларов. Однако переустройство принципов работы крупной компании и высокие результаты в итоге – сложная процедура, которая в самом начале пути требует не менее сложных решений, признает эксперт:
«Перезапуск бизнеса представительства в Узбекистане мы провели поэтапно. Было непросто. Такие кардинальные изменения редко обходятся без трудностей и снижения показателей на первых этапах, однако грамотное выстраивание структуры бизнеса, его стратегии и всех процессов закономерно приводит к отличным результатам». |
Успешный проект помог крупной компании перейти на качественно новый уровень развития, а Давлат Кенджаев получил заманчивое предложение от группы импортеров кондитерских изделий Узбекистана провести аудит и настроить бизнес-процессы на их предприятии. В результате в первые месяцы работы клиентская база выросла на 27%, благодаря увеличению ассортимента продукции `на полке` расширился топ продаж, сократилась `текучка кадров`, была достигнута серьезная экономия за счет оптимизации логистики и прозрачного учета заказов. А кроме того, были созданы и зарегистрирована новая торговая марка, сформирована стратегия, выстроена технология и в 2022 году запущено производство сразу на нескольких фабриках в России.
Перед тем, как перестроить бизнес, надо перестроить себя
В современных экономических условиях реорганизация бизнеса становится все более актуальной и неизбежной для многих компаний. Благодаря уникальному сочетанию навыков в сфере управления и IT Давлат Кенджаев помог целому ряду предприятий эффективно отреагировать на кризис и адаптироваться к новой реальности, занять новые ниши на рынке, получить лидирующие позиции в отраслевых рейтингах и обеспечить долгосрочный успех своего бизнеса.
«Мне очень помогло IT-образование. IT-специалисты считаются не только `технарями`, это люди с нестандартным мышлением и умением подойти к вопросу с творческой точки зрения, – объясняет эксперт. – Это помогает видеть в каждой бизнес-системе ее баги и просчеты, быстро вникать во все нюансы, изучать полностью всю схему работы в любой индустрии». |
Сегодня он охотно делится с коллегами опытом и знаниями на стыке IT, маркетинга и управлении бизнесом: рассказывает, как с наименьшими затратами провести реорганизацию подразделений и целых компаний, зачем нужно менять стиль коммуникации и переходить в другой сегмент рынка и как внедрение технологий может произвести сенсацию на международном уровне. Так опыт одного уникального эксперта способствует развитию разных отраслей и страны в целом.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Автор: Георгий Литвинов