Название базовой системы (платформы): | Триафлай BI-платформа |
Разработчики: | Систематика, ООО |
Отрасли: | ЖКХ, сервисные и бытовые услуги |
Технологии: | Ситуационные центры |
Основная статья: Ситуационные центры (определение, основные задачи)
2021: Ситуационный центр – вакцина от проблем ЖКХ
С 1 сентября 2020 года по всей стране в полноценном режиме под управлением Минстроя России запущена Система мониторинга и контроля устранения аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве (МКА ЖКХ). В МКА ЖКХ фиксируются все неполадки в системах водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения и эксплуатации жилья. Оператором Системы является Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ). В настоящей статье рассматривается решение по реализации схемы передачи данных в МКА ЖКХ. Статья адресована руководителям и специалистам региональных министерств и департаментов ЖКХ.
Регионы могут взаимодействовать с МКА ЖКХ в двух вариантах. Первый вариант – децентрализовано – заключается в том, что все ресурсоснабжающие организации, эксплуатирующие и управляющие компании подключаются непосредственно к МКА ЖКХ. В этом случае от региона возникает множество поставщиков данных в федеральную систему. И второй вариант – централизовано – передача данных в федеральную систему осуществляется в автоматизированном режиме с предварительной консолидацией в информационной системе, оператором которой является региональное ведомство. Во втором варианте поставщиком в федеральную систему выступает один субъект.
У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Децентрализованная схема практически не создает дополнительной нагрузки на региональные ведомства, предполагает только управление правами доступа (раздачу логинов и паролей). Внесение информации в федеральную систему отдается на откуп ресурсоснабжающих и иных организаций, уполномоченных на предоставление данных в МКА ЖКХ.
Компания «Систематика» (входит в ГКС) предложила регионам решение для реализации централизованной схемы передачи данных в МКА ЖКХ. В данном случае мы опирались на необходимость повышения управляемости в сфере ЖКХ и получения оперативной и аналитической информации региональным ведомством, уполномоченным на осуществление государственной политики, нормативно правового регулирования и надзора в сфере ЖКХ, а также контроля информации, передаваемой на федеральный уровень.
В качестве базового решения был применен продукт, разработанный в ГКС, – BI-платформа «Триафлай», включённая в единый реестр российского ПО. Это позволило существенно сократить сроки внедрения и обеспечить максимальное соответствие установленным требованиям в части сбора отчетности, ее консолидации и передачи в федеральную систему.
Общий срок от организационного старта проекта до начала работы в Системе реальных пользователей, прошедших необходимое обучение, не более 2-х недель. В указанные две недели эксперты компании «Систематика» проводят сбор данных для создания учетных записей поставщиков и пользователей информации, настройку унифицированных процессов сбора данных по установленным формам, а также обучение пользователей по соответствующим тематическим группам в формате вебинара. Пользователям предоставляются текстовые и видео инструкции, оказывается техническая и методическая поддержка при внесении информации.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Решение поставляется в регионы в качестве SaaS-сервиса – «Ситуационный центр жилищно-коммунального хозяйства» (далее – СЦ ЖКХ). Установку, настройку, администрирование и поддержку осуществляет компания «Систематика». Заказчик за счет необременительной для бюджета абонентской платы получает работающий сервис, не требующий обслуживания, дополнительных мощностей и пр. ресурсов. Решение уже развёрнуто в двух субъектах РФ (Тюменская область, Тамбовская область) унифицировано и может легко тиражироваться.
В СЦ ЖКХ настроены процессы внесения данных об отопительном сезоне (дважды в год – о начале и завершении), о введенных режимах чрезвычайных ситуаций, об авариях, инцидентах и плановых отключениях в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и эксплуатации жилищного фонда.
Информация о введенных режимах ЧС предоставляется по факту возникновения с настроенной системой почтовых уведомлений всех заинтересованных ведомств.
Данные об авариях, инцидентах и плановых отключениях собираются ежедневно посредством настроенных в системе заданий сбора, адресованных ко всем ресурсоснабжающим организациям. В случае если за прошедшие сутки у организации-поставщика отсутствовали события с установленными признаками, в задании сбора предусмотрена возможность проставления соответствующей отметки. Таким образом с помощью нашей системы уполномоченное региональное ведомство контролирует оперативную обстановку и фиксирует благополучную ситуацию, когда события определенного качества отсутствовали на территории в соответствующей сфере ЖКХ, а также может определить поставщиков, которые игнорируют внесение оперативных данных.
В СЦ ЖКХ реализована ролевая модель, предусматривающая три уровня взаимодействия. На первом уровне представлены ресурсоснабжающие организации (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения) и организации, эксплуатирующие жилищный фонд (управляющие компании, товарищества собственников жилья и пр.), которые вносят необходимую информацию о событии. На муниципальном уровне взаимодействие организовано через единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС), которые подтверждают факт наличия соответствующего события на территории муниципального образования. Информация в целом по региону консолидируется на уровне регионального ведомства, к ведению которого отнесены вопросы управления жилищно-коммунальным хозяйством. На уровне региона акцептуется передача данных в согласованном объеме в федеральную систему.
В составе нашего сервиса мы также поставляем в регионы преднастроенные отчеты для анализа оперативных данных и накопленной статистической информации. В СЦ ЖКХ сформированы аналитические панели, на которых в различных срезах визуализируются данные, характеризующие оперативную обстановку в жилищно-коммунальном хозяйстве. Также разработаны дашборды и отчеты, демонстрирующие различные уровни агрегации и сравнения данных с аналогичным периодом прошлого года.
Самый сложный этап в данном проекте – это организация поставщиков данных в части предоставления информации.
Ресурсоснабжающие организации не всегда готовы оперативно и качественно взаимодействовать. Немало административных усилий приходится прикладывать региональному ведомству для организации сбора данных с РСО. Начальная стадия проекта показывает, что к непосредственному внесению информации о происшествиях приступает до 10% организаций. Максимального охвата удается достичь в течение трех месяцев, до 70% поставщиков. Традиционно нейтральную позицию в регионах по предоставлению данных сохраняют организации газоснабжения и электроснабжения. Более активно взаимодействуют организации водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения. В среднем по региону в качестве поставщиков данных об авариях и инцидентах подключаются порядка 70 организаций, которые ежемесячно вносят информацию о 150-200 событиях. Настроенный модуль мониторинга ЖКХ позволяет ежедневно контролировать исполнительскую дисциплину всех участников сбора данных об авариях, инцидентах и плановых отключениях.
Еще одной нетривиальной задачей на проекте стала интеграция с МКА ЖКХ. Многие методы взаимодействия дорабатывались уже в процессе решения задач сбора данных. И в целом, благодаря оперативному взаимодействию с Фондом ЖКХ обеспечена автоматизированная ежедневная выгрузка в федеральную систему данных об авариях, инцидентах и плановых отключениях по всем сферам ЖКХ в двух регионах (Тюменская область, Тамбовская область). Работы по автоматизации процессов продолжаются и на февраль 2021 года. В планах на ближайшую перспективу настроить интеграционные процессы по передаче данных об объектах ЖКХ, в том числе с высоким уровнем риска возникновения на них аварийных ситуаций, а также об отопительном сезоне и режимах ЧС.
Следует отметить, что отправной точкой в создании СЦ ЖКХ в регионах послужил приказ Минстроя России от 04.06.2020 № 305/пр «Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства». Данный документ определил базовые цели сбора информации, установил подходы, механизмы и сроки последовательного решения задач мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Однако, статус данного документа в качестве ведомственного акта рекомендательного характера накладывает определенные ограничения во взаимодействии с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями, которые не всегда готовы на добровольных началах делиться информацией о неполадках в сети или оборудовании.
И если, учитывая эпидемиологическую обстановку, вести разговор в модных нынче медицинских терминах, в целом в рамках задач, закрепленных в приказе Минстроя России от 04.06.2020 № 305/пр, вряд ли получится создать «универсальную вакцину» от проблем в отрасли. Но сформировать вполне себе действенный инструмент для сбора информации на федеральном и региональном уровнях — возможно. И уже следующая стадия развития проекта как раз должна предполагать постановку правильного диагноза и разработку конкретных мер, рекомендаций для регионов, чему может способствовать обширный математический и аналитический инструментарий платформы «Триафлай».
Автор: Воронцов Григорий Викторович, руководитель Управления государственного консалтинга Департамента национальных проектов компании «Систематика».
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Ростелеком (21)
Вокорд (Vocord) (15)
Полимедиа (Polymedia) (9)
SAS Россия (САС Институт) (8)
Астерос Информационная безопасность (ранее Кабест) (8)
Другие (203)
Концерн Автоматика (1)
Коркласс (ранее ТехноИнвестПроект УК Технологии Проектных Инвестиций) (1)
МегаФон (1)
Ростелеком (1)
ЭР-Телеком Холдинг (Дом.ру) (1)
Другие (6)
САТЕЛ (2)
Галэкс ГК (Галэкс НТЦ) Galex (1)
ИТС (1)
Концерн Созвездие (1)
Областной центр информационных технологий, ОблЦИТ (Новосибирск) (1)
Другие (1)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Вокорд (Vocord) (2, 16)
SAS Institute Inc (1, 13)
Ростелеком (2, 12)
Астерос Информационная безопасность (ранее Кабест) (1, 9)
AT Consulting Восток Сибирь (3, 5)
Другие (91, 69)
Коркласс (ранее ТехноИнвестПроект УК Технологии Проектных Инвестиций) (1, 1)
Инфосекьюрити (Infosecurity) (1, 1)
Другие (0, 0)
Ростелеком (1, 1)
Инфосекьюрити (Infosecurity) (1, 1)
Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) (1, 1)
Другие (0, 0)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Vocord Traffic - 16
SAS Visual Analytics - 13
Ростелеком: Безопасный город - 11
Securix: защита объектов стратегического назначения - 9
AT Consulting: Smart City Cloud - платформа управления территорией - 5
Другие 59