2015/02/17 00:46:41

Ситуационные центры (определение, основные задачи)

Создание ситуационных центров в РФ является одним из приоритетных направлений региональной информатизации. По прогнозам экспертов, в 2015 году и далее строительство и оснащение таких центров продолжится активными темпами.

Смотрите также: каталог "Ситуационные центры"

Содержание

Определение

Ситуационный/диспетчерский центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Ситуационные центры сегодня используются:

  • федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);
  • региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);
  • крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой, транспортной и др;
  • образовательными учебными учреждениями и др.

Основные задачи

Основными задачами ситуационных/диспетчерских центров являются:

  • мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
  • моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
  • экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
  • управление в кризисной ситуации.

Техническое оснащение

Основными элементами технического оснащения ситуационного/диспетчерского центра является:

  • Экран коллективного пользования — это система мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображения, электронные карты, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде). Благодаря модульной конструкции система может конфигурироваться индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством экрана коллективного пользования является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество «окон», содержащих полноценные изображения от множества источников.

  • Средства видеоконференцсвязи играют одну из ключевых ролей в ситуационном центре, обеспечивая проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения.

  • Система звукооснащения обычно включает конференц-систему, предназначенную для проведения групповых обсуждений. При этом каждое рабочее место участника совещаний в ситуационном/диспетчерском центре оснащается отдельным микрофоном (микрофонным пультом) для выступлений. Система звукооснащения также включает системы усиления (микширования) звука и акустические системы.

  • Вспомогательным оборудованием являются электронные средства ввода и отображения графических данных, такие как документ-камеры, интерактивные доски и др.

  • Система управления ситуационного/диспетчерского центра обеспечивает взаимодействие всех элементов технического оснащения. В силу высокой сложности система управления обычно требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Как рассказал TAdviser Николай Муравьев, руководитель направления региональных решений «Прогноз», направление разработки информационно-аналитических систем для ситуационных центров (СЦ) всё более популярно у властей субъектов регионов. Такие центры получают все большее распространение на всех уровнях власти и становятся одним из наиболее актуальных способов оперативного управления информацией, решения возникающих задач и повышения эффективности управленческой деятельности. Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций 3.4 т

Надо отметить, что нормативными актами (в частности, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года) регламентируется создание системы распределенных ситуационных центров. Поэтому для органов государственного управления приоритетной задачей является создание и совершенствование системы взаимосвязанных ситуационных центров на всех уровнях власти, включая муниципальные образования, а также интеграция в единую систему ведомственных и корпоративных ситуационных центров.

«Этот фактор определяет высокий спрос на специальные программные решения для ситуационных центров. Такое ПО помогает оценить ситуацию в объекте или явлении, для управления которым создавался ситуационный центр, провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, альтернативных вариантов развития событий. К сожалению, уровень развития подобных продуктов в нашей стране пока не высок. Хотя в последнее время мы отмечаем значительную активность в сфере создания ситуационных центров глав субъектов РФ», - пояснил эксперт.

Поэтому многие ИТ-компании, в том числе и «Прогноз», делают в своей деятельности акцент на создании программных продуктов для ситуационных центров, позволяющих проводить оперативный мониторинг, оценку рисков и прогнозирование в социально-экономической, общественно-политической и финансовой сферах региона. Наряду с этим направлением, все более востребованы решения для обработки разнородной информации, используемой в СЦ. Это связано с тем, что руководители сегодня стремятся принимать обоснованные решения, обращаясь для всестороннего анализа ситуации к разнообразным источникам информации: от фото, видео, аудио-материалов, геопространственных данных до статистических и аналитических отчетов.

Поставщики решений

Поставщиками ИТ-решений для ситуационных центров в РФ являются:

И другие.

Примеры известных российских ситуационных/диспетчерских центров

  • Ситуационный центр МЧС России: Центр используется для сбора и анализа всех поступающих данных (разрушения, погибшие и т. п.), координации проведения спасательных операций, контактов со СМИ и т. п.

Ситуационный центр МЧС России

  • Ситуационный центр Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Центр предназначен для поддержки ресурсами и средствами разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями всех видов и форм обучения; поддержки ресурсами и средствами научно-исследовательских и информационно-аналитических работ, проводимых в академии, обучения персонала ситуационных центров использованию современных информационных, аналитических и технологических средств; проведения деловых игр по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления; стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.

  • Диспетчерский центр ГИБДД г. Москвы. Центр используется для сбора информации о дорожной ситуации. Позволяет контролировать информацию с сотен камер видеонаблюдения, установленных на дорогах города, отображать текущую дорожную обстановку (аварии, пробки и др.) на интерактивной карте, оперативно управлять дорожной ситуацией (координировать действие патрулей ГИБДД, менять режимы работы светофоров, режимы проезда на улицах) и многое другое.

  • Ситуационный центр Московского метрополитена. Ситуационный центр предназначен для обработки в режиме реального времени всех сигналов о чрезвычайных ситуациях, происходящих на территории метрополитена. Операторы центра принимают вызовы, поступающие с колонн экстренного вызова, установленных на большинстве станций, а также просматривают сигналы с камер видеонаблюдения.

Ситуационный центр Московского метрополитена

  • Ситуационный центр Рособрнадзора. Ситуационный центр предназначен для разработки, оперативного анализа и реализации мер, направленных на повышение объективности единого государственного экзамена и проведение его без нарушений. К его работе привлечены специалисты Рособрнадзора в области оценки качества, контроля и надзора в образовании, представители ФИПИ, ФЦТ, эксперты в сфере информационной безопасности. Кроме того, планируется приглашать специалистов других профессиональных сфер деятельности для выработки эффективных решений, так или иначе связанных с проведением единого государственного экзамена.

Ситуационный центр ЦОДД Москвы

  • Ситуационный центр ЦОДД Москвы. Ситуационный центр предназначен для регулирования работы интеллектуальной транспортной системы города. Система включает в себя 6700 детекторов транспортных потоков, 1700 управляемых светофорных объектов, 1200 комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, 180 динамических информационных табло, 150 управляемых дорожных знаков. Основное направление развития - интеграция всей системы, построение системы управления дорожным движением, работа светофорных объектов, дорожных знаков, информационных табло.

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015