Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: ГК ОТР Продукт: ОТР.ОпораВторой продукт: Postgres Pro Enterprise Третий продукт: Astra Linux Special Edition Дата проекта: 2018/09 — 2021/08
Бюджет проекта: 335 млн руб.
|
Технология: Mobile Device Management (MDM)
Технология: ИБ - Аутентификация
Технология: ИБ - Средства шифрования
Технология: Офисные приложения
Технология: СЭД - Системы потокового распознавания
Технология: Системы управления проектами
|
Содержание
|
О заказчике
Федеральное казначейство России (ФК) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию, контролю над операциями со средствами бюджетной системы РФ.
О системе "Электронный бюджет"
«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами. Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
Архитектура системы "Электронный бюджет" включает в себя централизованные подсистемы, реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами, сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов, а также единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
Основу системы "Электронный бюджет" составляют централизованные подсистемы:
- ведения реестров;
- бюджетного планирования;
- управления доходами;
- управления долгом и финансовыми активами;
- управления денежными средствами;
- управления расходами;
- управления закупками;
- управления нефинансовыми активами;
- управления кадровыми ресурсами;
- учета и отчетности;
- финансового контроля;
- информационно-аналитического обеспечения.
2021
Завершение перевода лицевых счетов юридических лиц в компонент ПУР КС
ИТ-интегратор «ОТР» 15 сентября 2021 года сообщил о том, что завершает перевод лицевых счетов юридических лиц в компонент ПУР КС — подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения ключевой государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В системе этот компонент стал первым полностью реализованным на открытом программном обеспечении, независимом от зарубежных разработчиков. Подсистема ПУР КС работает на открытом ПО под управлением СУДБ PostgresPro, что соответствует постановлениям Правительства РФ по импортозамещению.
Перевод юридических лиц в данную систему позволяет централизовать работу в едином информационном пространстве государственных заказчиков, исполнителей, Федерального казначейства и заинтересованных государственных органов, минимизировать бумажный документооборот, сделать работу более прозрачной для всех участников казначейского сопровождения. Теперь контролировать финансирование госконтракта стало гораздо проще: движение денежных средств прослеживается до последнего исполнителя. Это позволяет повысить эффективность управленческих решений за счёт централизации информации по подрядчикам, выполняющим государственные заказы.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Для исполнителей упростилась работа с бюджетными средствами: теперь вместо заведения счетов под каждый проект сведения централизуются на одном счёте с распределением по проектам – в аналитическом разделе. Кроме того, юридические лица работают напрямую в системе федерального казначейства – это позволило повысить доступность и качество информации об исполнении госконтрактов.
Оптимизированы механизмы заполнения документов – максимально возможное количество информации заполняется автоматически или из выпадающих списков. Обеспечена интеграция с Единой информационной системой в сфере закупок, что позволяет открывать и актуализировать аналитические разделы на лицевых счетах автоматически на основании информации о заключенных государственных контрактах. Централизация позволила повысить актуальность и скорость доступа к справочникам, используемым при ведении документооборота.
Кроме того, данное информационное решение позволило Федеральному казначейству провести апробацию перспективной организационно-функциональной модели, сосредоточив функции и специализацию по осуществлению казначейского сопровождения средств федерального бюджета в 7 территориальных органах Федерального казначейства (Центрах специализации) вместо 85.
Внедрение подсистемы происходило непросто – сотрудники Федерального казначейства вели активную работу с юридическими лицами для перехода в тестовый режим: первые контрагенты испытали на себе сложности начальной настройки. Несмотря на это, финансирование всех госконтрактов было выполнено в срок.
Опыт создания и внедрения ПУР КС стал еще одной вехой в проектах автоматизации Федерального казначейства, – отметила Юлия Новосельцева, заместитель начальника управления развития информационных систем Федерального казначейства. – Мы прошли нелегкий путь от принятия решений о проведении эксперимента по работе в организационно-функциональной модели до перевода уже открытых ранее лицевых счетов в ГИИС «Электронный бюджет». Важную роль в преодолении нелегкого периода внедрения сыграла аккумуляция функции казначейского сопровождения в Центрах специализации. |
Мы работаем с Федеральным казначейством больше 15 лет, – рассказал Арман Коспанов, директор блока федеральных проектов и ведомственных решений ОТР. – Интересные задачи, которые возникают при цифровой трансформации ведомства, развивают сервисы этой важнейшей службы и нас как партнёра. Данный проект, реализованный полностью на открытом ПО, доказывает, что импортозамещение можно проводить без потери качества и с соблюдением сроков. Мы к этому абсолютно готовы. |
Внедрение катастрофоустойчивого резервирования
ИТ-интегратор «ОТР» 12 августа 2021 года сообщил о том, что разработал и внедрил технологию катастрофоустойчивого резервирования «Электронного бюджета» — интегрированной информационной системы (ГИИС) управления государственными и муниципальными финансами РФ. Непрерывная и бесперебойная работа системы является основой функционирования государственной экономики. Масштаб проекта можно оценить по количеству задействованных серверов – их более на август 2021 года 300 штук – и объёму данных, который составляет свыше 250 ТБ информации для более чем 10 функциональных подсистем «Электронного бюджета».
ГИИС ежедневно пользуются десятки миллионов служащих из всех государственных и муниципальных организаций: от детских садов и школ до министерств и ведомств. Система предоставляет данные по расходованию бюджетных средств и обеспечивает прозрачность работы государственных учреждений.
Работа над проектом была запущена «Центром по обеспечению деятельности Казначейства России» и продолжалась около года. Катастрофоустойчивое резервирование обеспечивает отказоустойчивость и независимость системы от разрушительных последствий природных и техногенных катастроф. Возврат к штатному функционированию происходит в течение максимум двух часов, при этом уровень потери данных составляет не более 5 минут, что подтверждено многократными испытаниями.
При создании технологии требовалось учесть разнородность окружения, в котором функционируют компоненты информационной системы. Для управления базами данных используются физические сервера, прикладное программное обеспечение развернуто в системе виртуализации. Кроме того, заказчик поручил соблюсти мультивендорность решения и обеспечить отсутствие влияния на технологии CI/CD, процессы импортозамещения.
Катастрофоустойчивое резервирование – это механизм высокой доступности систем, расположенных на удалении более 100 км. Основной центр обработки данных находится в Дубне. Резервная площадка – территориально удаленный ЦОД в городе Городец Нижегородской области – на расстоянии более 500 км. Таким образом, выполняется принципиальное условие географической распределённости для критически важных государственных информационных систем. Для обоих центров обработки данных используется схожий состав комплекса технических средств, при этом реализованы различные уровни отказоустойчивости компонентов.
Ключевыми преимуществами данного решения являются:
- Гибкость: не «привязано» к операционной системе и программному обеспечению. Это означает, что независимо от платформы и выбранного ПО, решение по резервированию будет унифицированным для всех функциональных подсистем и компонентов ГИИС ЭБ, в том числе создаваемых и планируемых;
- Простота эксплуатации: минимальное количество действий при переключении между ЦОД, требования к квалификации персонала – базовый уровень системного инженера;
- Не требует доработки и/или обновления программного обеспечения – технология работает на аппаратном уровне абстракций.
Сложность проекта заключалась в том, что заказчик поручил создать одновременно простое, надёжное и перспективное технологическое решение, одинаково эффективное для разных систем: введенных в промышленную эксплуатацию, планируемых и тех, которые находятся в процессе разработки и внедрения, – рассказывает директор департамента технического аутсорсинга ИТ-компании «ОТР» Александр Егоров. – При реализации проекта потребовалось учесть важное требование заказчика: вывод в промышленную эксплуатацию системы катастрофоустойчивого резервирования не должен был влиять на тиражирование или внедрение новых функциональных подсистем «Электронного бюджета». Это очень ответственные процессы, которые мы выполняли параллельно с разработчиками и службой сопровождения. 20-летний опыт работы с важнейшими системами госсектора, знание особенностей финансовых процессов позволяет нам браться за подобные задачи и обеспечивать результат, который требуется заказчику. |
Испытание катастрофоустойчивого резервирования было максимально приближено к промышленному использованию: в основном центре обработки данных была проведена остановка системы (имитация отказа ЦОД) и старт в резервном центре ГИИС «Электронный бюджет», сотрудники Федерального Казначейства проверили работоспособность программного обеспечения и подтвердили возможность исполнения бюджетного процесса.
Проект катастрофоустойчивого резервирования ГИИС «Электронный бюджет» развивается, технология постоянно совершенствуется заказчиком. Реализуются более высокие требования к уровню доступности и защищённости одной из главных финансовых ИТ-систем страны.
2020: Внедрение модуля формирования бюджета под управлением ОС Astra Linux
В ФГИИС «Электронный бюджет» Минфина России внедряется модуль формирования бюджетных росписей распорядителей федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, работающий под управлением ОС Astra Linux. Об этом 14 января 2021 года сообщила ГК Astra Linux. Проект реализует ИТ-компания ОТР, которая поставила министерству ряд программно-технических комплексов.
В Министерстве финансов на январь 2021 года идет интеграция в ГИИС «Электронный бюджет» модуля формирования бюджетных росписей распорядителей федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, который функционирует в среде ОС Astra Linux. На ее выбор в качестве платформы повлияли несколько факторов. В их числе — наличие сертификатов всех регуляторов отечественного рынка, включая ФСТЭК и ФСБ России, что было одним из ключевых требований заказчика, а также встроенные верифицированные средства защиты информации и подтвержденные практикой отказоустойчивость и пригодность для защищенных ИТ-инфраструктур, обрабатывающих данные любой степени секретности.
В целом заключенный с Минфином контракт предполагает оснащение АРМ с ОС Astra Linux и антивирусным ПО Kaspersky 400 учреждений-распорядителей бюджетных средств из разных регионов страны. В ходе реализации проекта в Министерство финансов поставлены 32 автономных АРМ и 10 комплектов сетевых рабочих мест. Сотрудники ОТР выполнили базовую установку компонентов и сертифицированных ФСТЭК программных продуктов собственной разработки, а также разграничили права и доступ пользователей к ПО. Компания продолжает оказывать заказчику услуги технической поддержки и обеспечивает сопровождение поставленных ему программных и технических решений.
Компания ОТР уже более 20 лет занимается проектами интеграции программных и технических средств, преимущественно внедряя их в российские государственные структуры. Обширный экспертный опыт в области интеграции позволяет ОТР реализовывать проект в обозначенные в госконтракте строки и в строгом соответствии с требованиями Министерства финансов. Благодаря добавленному модулю, ведомство сможет полностью в цифровом формате распределять бюджетные средства, — заявил руководитель проектов ГК ОТР Евгений Марченков. |
Переход федеральных ГИИС на отечественную ОС значительно упростит организациям реализацию планов по импортозамещению. Изначально все государственные информационные системы работали только с Windows, и при переводе ИТ-инфраструктур на российское ПО приходилось находить специальные решения, чтобы обеспечить их корректное взаимодействие с ГИИС. С внедрением же отечественного софта в федеральные информационные системы процесс импортозамещения в ИТ станет более легким и менее затратным, — отмечает Роман Мылицын, директор по инновациям ГК Astra Linux. |
2019
Развитие подсистем управления расходами, нормативно-справочной информации, учета и отчётности
11 марта 2019 года компания ОТР сообщила, что подписала с казначейством государственный контракт на оказание услуг по развитию подсистем ГИИС «Электронный бюджет». По условиям госконтракта ОТР займется развитием подсистемы управления расходами (ПУР), подсистемы нормативно-справочной информации (НСИ) и подсистемы учета и отчётности (ПУиО). Соглашение рассчитано до середины 2020 года.
По информации компании, важнейшими задачами госконтракта стали централизация и оптимизация блока расходов федерального бюджета с переносом функций из Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК) в ГИИС ЭБ, импортозамещение и георезервирование ГИИС ЭБ между промышленным и резервным центрами обработки данных (ЦОД).
Централизацию блока расходов федерального бюджета в ГИИС «Электронный бюджет» планируется выполнять в несколько этапов: поочередно реализовывать функционал по разным типам лицевых счетов с миграцией данных и переключением внешних клиентов и внутренних пользователей из децентрализованной АС ФК в централизованный компонент ПУР ГИИС ЭБ.
Переход на централизованную информационную систему означает получение прозрачной картины активов всего государства, бизнес-процессов и единую методологию, а также открывает возможности по организационному преобразованию ФК с целью повышения общей эффективности выполнения функций ведомства. Акцент при реализации бизнес-процессов делается на плотной сервисной интеграции между ведомственными информационными системами и внешними участниками для сокращения ручных операций.
По состоянию на начало 2019 года информационная система ФК построена как децентрализованная система в 85 субъектах РФ и Межрегиональном операционном управлении, что, в свою очередь, влияет на сложность интеграционных механизмов.
Другой стратегической задачей госконтракта стала реализация политики импортозамещения. До середины 2020 года планируется перевести элементы «Электронного бюджета» на отечественные или Open Source-компоненты и сервисы: СУБД, программное обеспечение для веб-серверов, ПО серверов приложений, портал, интеграционную шину и др. Напомним, основная платформа ГИИС ЭБ построена на технологическом стеке американской корпорации Oracle.
Развитие ИТ-инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти – одно из приоритетных направлений нашей компании. Как разработчик отечественных платформ мы активно участвует в решении стратегической задачи по импортозамещению и выводу на рынок высокотехнологичной отечественной продукции. В сотрудничестве с Федеральным казначейством мы будем применять новые практики и модели взаимодействия и рассчитываем, что проект станет знаковым для всей ИТ-индустрии. Арман Коспанов, директор блока федеральных проектов и ведомственных решений ОТР |
Развитие подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения и создание подсистемы управления денежными средствами
Компания ОТР («Организационно-технологические решения») в интересах Федерального казначейства реализует проект по развитию подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и созданию подсистемы управления денежными средствами (ПУДС) государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ).
Цели и задачи проекта
Проектом предусмотрены две основные задачи - развитие подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и создание подсистемы управления денежными средствами в части бюджетных платежей (ПУДС).
Целью развития ПУР является формирование централизованной системы, обеспечивающей автоматизацию в едином информационном пространстве процессов ведения и учета операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, а также формирования сводной и дифференцированной (по отдельным группам показателей данных) аналитической отчетности по казначейскому сопровождению.
Создания ПУДС призвано сформировать централизованную платежную систему, обеспечивающую автоматизацию процессов проведения бюджетных платежей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Согласно техзаданию, подсистемы должны быть реализованы в трехзвенной либо мультисервисной архитектуре на базе веб-технологий. Клиентское приложение должно базироваться на использовании тонкого или web клиента. Тонкий клиент должен разрабатываться с учетом минимизации трафика, требований к вычислительным ресурсам и памяти рабочих мест пользователей.
Включение в состав подсистем программ или компонентов, являющихся интеллектуальной собственностью исполнителя или разработанных третьими лицами и поставленных заказчику «как есть», допускается только в случае их включения в Единый реестр российских программ.
Подсистема управления расходами в части казначейского сопровождения
Подсистема управления расходами (ПУР) системы «Электронный бюджет» в части казначейского сопровождения предназначена для проведения и учета операций с бюджетными средствами на лицевых счетах, открытых для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.
Пользователями ПУР в части казначейского сопровождения являются участники системы казначейского сопровождения – НУБП (юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, и их обособленные подразделения), которым открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства, а также государственные заказчики (главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств), заказчики-учреждения (федеральные бюджетные и автономные учреждения).
Механизм казначейского сопровождения предназначен для эффективного использования, обеспечения прозрачности и контроля бюджетных средств по крупным государственным заказам. Главное отличие будущего функционала ПУР КС от существующего в текущей системе АСФК (Автоматизированная система Федерального казначейства) – упрощение схемы открытия и обслуживания счетов клиентов, повышение удобств и уровня сервиса, предоставляемого Казначейством. Расширяется состав сопровождаемых заказчиков. Тем самым, Федеральное казначейство повышает эффективность использования миллиардов бюджетных средств.
Подсистема управления денежными средствами
Подсистема управления денежными средствами (ПУДС) в части бюджетных платежей предназначена для осуществления бюджетных платежей и управления единым счетом федерального бюджета (соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в соответствии с законодательством страны.
Создание ПУДС – прорыв в развитии функций Казначейства, поскольку это первый шаг к созданию системы казначейских платежей, которая позволит в будущем Казначейству выполнять взаиморасчеты между клиентами моментально, без привлечения Банка России почти в круглосуточном режиме (с 01:00 до 21:00 по МСК). Это будет высокопроизводительная система по количеству транзакций, сравнимая с крупными банками (около 36 млн операций в день). В ней также будут реализованы совершенно новые функции по контролю и ограничению расчётов с контрагентами, которые включены в списки экстремистских и террористических организаций.
Ход проекта
Контракт на выполнение проекта был заключен с компанией ОТР 12 сентября 2018 года. Все работы разделены на 2 этапа. Первый этап завершился 17 декабря 2018 года, выполнение второго должно быть завершено до 30 июня 2019 года.
В рамках первой части проекта компанией ОТР в подсистеме управления расходами обеспечена работа базового процесса казначейского сопровождения с учетом новой схемы открытия лицевых счетов и разделов. Выполнение второго этапа добавит к базовому процессу функции работы с наличкой, казначейским обеспечением обязательств и процессами приостановления выплат.
Что касается подсистемы управления денежными средствами, то по результатам выполнения первого этапа проекта обеспечивается взаимодействие с Центральным Банком, АСФК, ГИС ГМП, ГИС ЖКХ и подсистемами ГИИС ЭБ. Завершение второго этапа добавит взаимодействие с кредитными организациями, процессы выявления мошеннических операций и дополнительную отчетность.
В рамках выполнения проекта ряд систем зарубежных производителей (Oracle, IBM) были замещены отечественными ИТ-продуктами, в частности, решением от компании ОТР, СУБД Postgres EE, ОС Linux.
Общая стоимость контракта составляет 335 млн рублей.
Читайте также