Содержание |
Основная статья: Цифровая медицина
Цели
Не менее 99% государственных медицинских организаций в России должны будут внедрить медицинские информационные системы и интегрировать их с региональными информационными системами и компонентами единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Не менее 99% рабочих мест медработников в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, должны быть дооснащены компьютерным оборудованием, автоматизированными рабочими местами, подключенными к медицинским информационным системам, и электронными подписями.
Обе задачи Правительство России намерено выполнить к 10 ноября 2025 года, говорится в паспорте приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», который 8 ноября 2016 года утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев (см документ целиком).Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Согласно документу, во всех 85 субъектах Российской Федерации в 2025 году будут организованы процессы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Уже в 2018 году 100% российских граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, должны будут иметь электронные медкарты.
Число пользователей электронных медицинских сервисов, доступных в личном кабинете «Мое здоровье» (запустится на портале госуслуг в первом квартале 2017 года), в 2025 году должно составить 48 млн человек.
В личном кабинете планируется организовать не менее 10 электронных сервисов для предоставления гражданам.
В первую очередь, появится возможность записаться к врачу, вызвать врача на дом, получить сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты, сведения о полисе ОМС и страховой медицинской организации, сведения о прикреплении к медицинской организации.
Следующая очередь сервисов - это электронные медицинские документы, сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости, оформление полиса ОМС, оценка удовлетворенности качеством работы медицинских организаций (включая разработку системы контроля качества работы медицинской организации посредством данной услуги), запись на плановые медицинские осмотры.
Реализация проекта
2018: Выделение 2 млрд рублей на внедрение МИС в регионах
Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев 12 апреля 2018 года подписал распоряжение №659-р о выделении средств в размере 2 млрд рублей из резервного фонда Правительства на внедрение медицинских информационных систем (МИС) в организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Согласно документу, бюджетные ассигнования будут направлены в 75 регионов России и распределены в соответствии с поступившими от них заявками.
Мы впервые выделяем деньги, чтобы в каждой поликлинике, каждой больнице или другом медицинском учреждении, где оказывается первичная медицинская помощь, можно было перейти на электронный документооборот. Это и шаг по повышению качества медицинских услуг, и просто удобнее для большого количества людей, — заявил Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами 16 января. |
Распоряжение подготовлено Минздравом России в целях реализации приоритетного проекта «Электронное здравоохранение». В соответствии с приоритетным проектом, в целях повышения эффективности оказания медпомощи гражданам за счёт внедрения информационных технологий медицинские организации должны обеспечить ведение медицинской документации в электронном виде, а также интеграцию с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) для реализации электронных услуг в личном кабинете пациента «Моё здоровье» на едином портале госуслуг.
В целом, в соответствии с распоряжением, межбюджетные трансферты буду распределены по субъектам РФ следующим образом:
Наименование субъекта Российской Федерации | Размер трансферта (тыс. рублей) |
---|---|
Республика Адыгея | 12 000 |
Республика Алтай | 11 000 |
Республика Башкортостан | 39 000 |
Республика Бурятия | 13 000 |
Республика Дагестан | 46 000 |
Республика Ингушетия | 10 000 |
Кабардино-Балкарская Республика | 21 000 |
Республика Калмыкия | 12 000 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 000 |
Республика Карелия | 15 000 |
Республика Коми | 44 000 |
Республика Крым | 23 000 |
Республика Марий Эл | 12 000 |
Республика Мордовия | 16 000 |
Республика Саха (Якутия) | 30 000 |
Республика Северная Осетия — Алания | 25 000 |
Республика Тыва | 13 000 |
Удмуртская Республика | 23 000 |
Республика Хакасия | 19 000 |
Чеченская Республика | 30 000 |
Чувашская Республика | 20 000 |
Алтайский край | 52 000 |
Забайкальский край | 15 000 |
Камчатский край | 27 000 |
Краснодарский край | 36 000 |
Красноярский край | 35 000 |
Пермский край | 29 000 |
Приморский край | 52 000 |
Ставропольский край | 55 000 |
Хабаровский край | 24 000 |
Амурская область | 14 000 |
Архангельская область | 34 000 |
Астраханская область | 12 000 |
Белгородская область | 17 000 |
Брянская область | 21 000 |
Владимирская область | 37 000 |
Волгоградская область | 69 000 |
Вологодская область | 37 000 |
Воронежская область | 29 000 |
Ивановская область | 15 000 |
Иркутская область | 28 000 |
Калининградская область | 15 000 |
Калужская область | 17 000 |
Кемеровская область | 35 000 |
Кировская область | 31 000 |
Костромская область | 15 000 |
Курганская область | 14 000 |
Курская область | 26 000 |
Липецкая область | 14 000 |
Магаданская область | 14 000 |
Мурманская область | 10 000 |
Нижегородская область | 35 000 |
Новгородская область | 12 000 |
Новосибирская область | 35 000 |
Омская область | 38 000 |
Оренбургская область | 28 000 |
Орловская область | 66 000 |
Пензенская область | 15 000 |
Псковская область | 28 000 |
Ростовская область | 79 000 |
Рязанская область | 34 000 |
Самарская область | 20 000 |
Саратовская область | 38 000 |
Свердловская область | 52 000 |
Смоленская область | 18 000 |
Тамбовская область | 20 000 |
Тверская область | 78 000 |
Томская область | 26 000 |
Тульская область | 11 000 |
Ульяновская область | 16 000 |
Челябинская область | 42 000 |
Ярославская область | 18 000 |
Город Севастополь | 6 000 |
Еврейская автономная область | 6 000 |
Чукотский автономный округ | 8 000 |
Всего | 2 000 000 |
Предполагается, что выделяемые средства позволят обеспечить достижение следующих результатов:
- использование медорганизациями МИС, их автоматизированное взаимодействие с ГИС в сфере здравоохранения субъектов РФ и ЕГИСЗ;
- ведение в медорганизациях расписаний приёма врачей в электронном виде;
- дистанционная запись граждан на приём к врачу с использованием единого портала госуслуг;
- электронный медицинский документооборот, в том числе ведение электронных медицинских карт пациентов, обмен документацией в форме электронных документов между медорганизациями;
- формирование счетов за оказанную медпомощь для оплаты территориальным фондам обязательного медицинского страхования и автоматизированное информационное взаимодействие с информационными системами этих фондов.
Сведения по медицинской помощи будут храниться не только в региональной системе, они будут синхронизированы с Единой государственной системой в сфере здравоохранения. Что тоже очень важно, если речь идёт, например, об оказании медицинских услуг, лечении, проведении высокотехнологичных медицинских действий не только в том регионе, где живёт человек, но и в других местах. Поэтому не нужно будет везти с собой копии истории болезни — документы будут уже в базе. Соответственно, медицинские организации — при согласии пациента, хочу на это обратить внимание, потому что эта информация чувствительная, она касается здоровья — смогут обменяться электронными медицинскими картами, — подчеркнул глава Правительства. |
Он также отметил, что в информационных системах будет представлен перечень медицинских услуг, которые оказаны пациенту, что позволит лучше контролировать, как и на что тратятся средства, которые направляются на поддержку здравоохранения. В то же время, электронный документооборот должен помочь лучше справиться с очередями и, в конечном счете, «избавить наше здравоохранение от избыточных бумажек», считает Дмитрий Медведев.
Между тем, на отладку системы по всей стране потребуется время, убежден премьер-министр.
Ситуация в нашем государстве разная, цифровое неравенство, разрыв между регионами, существует. Но в конечном счёте мы должны прийти к ситуации, когда в любой точке нашей страны такого рода услуги в электронной форме будут оказываться любому гражданину нашего государства, — заключил глава Правительства. |
Документ был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 5 апреля 2018 года. С текстом распоряжения №659-р можно ознакомиться здесь.
2016: План по выделению 5,62 млрд рублей до 2025 года
Бюджет, который Правительство планирует выделить на достижение перечисленных целей, довольно скромен – 5,62 млрд рублей до 2025 года. Эти средства планируется вложить в развитие федерального сегмента ЕГИСЗ, сообщили TAdviser в Минздраве России.
На развитие информационных систем в регионах федеральное финансирование не предусмотрено. И это, согласно паспорту приоритетного проекта, является одним из основных рисков.
Финансовые ограничения субъектов Российской Федерации при реализации мероприятий по внедрению информационных технологий в здравоохранение могут оказать влияние на сроки проекта, отмечается в документе
Предыдущий этап развития ИТ в здравоохранении финансировался более щедро - в 2011 – 2012 годах было предоставлено 20,2 млрд руб. из бюджета ФФОМС и 9,2 млрд руб. из бюджетов субъектов. На эти средства была проведена базовая информатизация - закупка компьютеров и медицинских информационных систем в медорганизации. Еще около 4,9 млрд руб. Минздрав направил на создание и внедрение федеральных прикладных компонентов ЕГИСЗ.
Еще один риск приоритетного проекта, утвержденного Медведевым, связан с тем, что региональные органы власти не смогут своевременно выполнить планы по развитию ЕГИСЗ (для минимизации этого риска предполагается тиражировать лучшие практики в отстающие субъекты).
Также риском является слабое развитие ИКТ-инфраструктуры в регионах, возможные отсрочки в принятии закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно- телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения" и соответствующих подзаконных нормативных правовых актов.
Новые технологии в здравоохранении
- Здравоохранение в России
- Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
- Единый цифровой контур в здравоохранении на основе ЕГИСЗ
- Обязательное медицинское страхование (ОМС)
- Национальный проект Здравоохранение
- ИТ в здравоохранении РФ
- HealthNet Национальная технологическая инициатива (НТИ)
- Приоритетный проект Электронное здравоохранение
- Обзор перспектив создания единого пространства электронного здравоохранения в России
- Единая цифровая система диагностики онкологических заболеваний
- Требования к ГИС в сфере здравоохранения субъектов РФ, МИС и информсистемам фармацевтических организаций
- Стандарты электронного здравоохранения (ГОСТ) в России
- TAdviser: полный каталог проектов в области автоматизации медицины, фармацевтики и здавоохранения
- Медицинская информационная система - Каталог систем и проектов
- Медицинские информационные системы (МИС) рынок России
- Медицинское программное обеспечение в России
- Электронные медицинские карты (ЭМК)
- Электронный больничный лист
- Электронный рецепт
- Информатизация аптечных сетей
- Информатизация поликлиник и больниц Москвы
- Лабораторные информационные системы - Каталог систем и проекто
- Лабораторные информационные системы (ЛИС, LIS)
- Лабораторная диагностика (рынок России)
- Как системы компьютерного зрения меняют логистику и медицину
- Системы передачи и архивации изображений (PACS)
- Системы передачи и архивации изображений - Каталог продуктов и проектов
- Системы поддержки принятия врачебных решений (СППР, CDS)
- Блокчейн в медицине
- Большие данные (Big Data) в медицине
- Виртуальная реальность в медицине
- Искусственный интеллект в медицине, Стандарты в области искусственного интеллекта в здравоохранении
- Интернет вещей в медицине
- Информационная безопасность в медицине
- Беспилотники в медицине
- Визуализация в медицине
- 5G в медицине
- Чат-боты в медицине
- Телемедицина
- Телемедицина: будущее здравоохранения
- Телемедицина (российский рынок)
- Телемедицинский сервис - Каталог продуктов и проектов
- Телемедицина (мировой рынок)
- Дистанционный мониторинг здоровья пациентов
- Преимущества видеоконференцсвязи для здравоохранения
- Мобильная медицина (m-Health)
- Смартфоны в медицине, Вред от мобильного телефона
- Фармацевтический рынок России
- Регистрация лекарств в России
- Регистрация медизделий в России
- Рынок медицинских изделий в России
- Ценовое регулирование медицинских изделий в России
- Медицинское оборудование (рынок России)
- Цифровое здравоохранение (консорциум)
- Национальная база генетической информации
- Геномика и биоинформатика (рынок Россия)
- Генетические банки данных (биобанки, биорепозитории, хранящие биологические образцы)
- Генетическая инженерия (генная инженерия)
- Биоинформатика (главные тренды)
- Биохакинг
- Генетика, Геном, Хромосома, Секвенирование ДНК, Метилирование ДНК
- Ядерная медицина
- Телерадиология
- Трансляционная медицина
- Тепловизор и медицина
- Экзоскелеты
- 3D-печать в медицине, 3D-печать в медицине (мировой рынок)
- Роботы в медицине, Роботы-хируги, Роботы-хирурги (мировой рынок)
- Искусственная кожа в медицине
- ИТ в здравоохранении (мировой рынок)
- Медтех (мировой рынок)
- Облачные сервисы в медицине (мировой рынок)
- ИТ-консалтинг в медицине (мировой рынок)
- Медицинское оборудование (мировой рынок)
- Нейрохирургическое оборудование (мировой рынок)
- Онкологические ИТ-системы (мировой рынок)
- ПО для анализа данных в медицине (мировой рынок)
- ПО для анализа медицинских изображений (мировой рынок)
- Приложения mHealth (мировой рынок)
- Регулирование рынка медицинского оборудования в Европе
- Системы радиотерапии (мировой рынок)
- Смарт-пластыри (мировой рынок)
- Медицинская носимая электроника (мировой рынок)
- Фармацевтический мировой рынок