2024/12/03 16:52:53

Рынок FMCG в России (товары повседневного спроса)

Обзор рынка товаров повседневного спроса (FMCG, Fast Moving Consumer Goods) в России.

Содержание

Основные статьи:

Что называют товарами повседневного спроса

В список товаров повседневного спроса (FMCG) в том числе входят:

  • продукты питания,
  • лекарства (см. Фармацевтический рынок России,
  • бытовая химия,
  • средства персонального ухода и косметика,
  • детское питание,
  • корма для животных.

2023

Число магазинов у крупнейших торговых сетей в России выросло до 124 тыс.

По итогам 2023 года общее количество торговых объектов двухсот крупнейших продуктовых сетей России достигло 124,2 тыс. Это на 12,78 тыс. точек больше по сравнению с 2022 годом. То есть, прирост в годовом исчислении составил практически 12%, о чем говорится в исследовании INFOLine, результаты которого представлены в конце марта 2024-го.

В отчете сказано, что совокупная торговая площадь сетей увеличилась год к году на 2,68 млн квадратных метров, или 7,6%, достигнув 37,86 млн квадратных метров. Доля десяти крупнейших игроков в приросте торговой площади увеличилась на 4,4% — до 75,1% по сравнению с 2022 годом.

В качестве одного из ключевых трендов рынка аналитики INFOLine называют уменьшение площадей торговых точек. В частности, средний метраж продуктового магазина сократился на 3,4% — до 304,26 квадратного метра к концу 2023 года. Связано это прежде всего с уменьшением количества вводимых в эксплуатацию крупноформатных объектов. Так, доля гипермаркетов в структуре торговой площади в годовом исчислении сократилась с 15,5% до 14,3%, а доля супермаркетов — с 10,1% до 9%. Средняя площадь торговых объектов в формате гипермаркета по итогам 2023 года составила 5,25 тыс. квадратных метров, а общее число таких магазинов сократилось на 10 — до 1031. В формате супермаркета средний метраж составил 940,4 квадратных метра.

Еще одним трендом российского рынка названо увеличение количества дискаунтеров, таких как «Чижик» и «Моя цена». Кроме того, набирают популярность мини-магазины у дома по типу «Вкусвилла». Активно развиваются такие малые форматы стрит-ретейла, как «Магнит рядом», франшиза «Около» X5 Group, «Красное и белое» и «Бристоль» группы Mercury. Говорится, что в сегменте дискаунтеров средний метраж торговых точек по итогам 2023 года составлял 404 квадратных метра, а магазины у дома имели площадь в среднем 99,7 квадратных метра.[1]

В России выросли продажи пельменей

В 2023 году розничные продажи пельменей в России по итогам 2023 года достигли 476 тыс. тонн, что на 3,2% больше, чем годом ранее. В сравнении с 2019 годом (тогда было продано 417 тыс. тонн продукции) объем рынка вырос на 14%, подсчитали аналитики BusinesStat. Их данные были опубликованы в мае 2024 года. Подробнее здесь.

Названы лидеры российского рынка сервисов доставки товаров повседневного спроса

В конце февраля 2024 года аналитическая компания Infoline опубликовала исследование, посвященное российскому рынку интернет-доставки товаров повседневного спроса. Первое место среди таких сервисов занял «Самокат», который по итогам 2023 года зафиксировал продажи на уровне 165,3 млрд рублей (рост в два раза по сравнению с 2022 годом).

На второй позиции в рейтинге онлайн-продавцов товаров повседневного спроса занял «Вкусвилл» с годовым оборотом в 140 млрд рублей (+53% к 2022 году). На третьей строчке — X5 Group с доставкой «Пятерочки», «Перекрестка» и интернет-магазина «Впрок», прирост продаж — 78,8% до 133 млрд рублей.

Infoline опубликовала исследование, посвященное российскому рынку интернет-доставки товаров повседневного спроса

По словам управляющего партнера Infoline Михаила Бурмистрова, российский рынок e-Grocery вырос на +47, несмотря на масштабные вызовы. В условиях усиления конкуренции успешными остаются те ритейлеры, которые способны гарантированно обеспечить лучший клиентский опыт, независимо от погодных условий или нагрузки на сервис в праздничные дни, отметил эксперт.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 13.6 т

Лидерство «Самоката» он объяснил сочетанием эффективных технологий управления ассортиментом и логистикой, а также с сильным маркетингом и развитым портфелем собственных торговых марок, в том числе в ряде категорий непродовольственных товаров.

В исследовании Infoline отмечается, что больше всего продуктов питания было продано через сервис доставки «СберМаркет», а лидером по динамике онлайн-продаж продовольственных товаров среди маркетплейсов стал «Мегамаркет».

Также эксперты обращают внимание на растущие обороты маркетплейсов. Вышедший на 4-е место Wildberries в 2023 году нарастил выручку по продуктам питания на 73,3% до 99,3 млрд рублей, а Ozon — в 1,5 раза, до 87 млрд рублей. Ozon занял шестое место среди сервисов доставки товаров повседневного спроса.[2]

2022

Онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 43,5%

Онлайн-продажи товаров повседневного спроса (FMCG) в России за 2022 год увеличились на 43,5%, что в пять раз больше средних темпов роста на глобальном рынке (8,3%). Об этом свидетельствуют данные, которые аналитики NielsenIQ опубликовали в середине марта 2023 года. Подробнее здесь.

В России продажи продуктов питания снизились на 5%

В России снизились продажи продуктов питания — оборот торговли в крупных сетях по итогам 2022 года сократился на 5%. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которые были обнародованы 24 января 2023 года.

Как пишут «Известия», падение произошло из-за того, что граждане стали предпочитать дорогим деликатесам самые необходимые и дешевые товары. Однако в онлайн-рознице тенденция другая — там оборот вырос на 42%. Но ее показатели пока несопоставимы со стационарной торговлей.

Россияне стали покупать меньше продуктов

По словам председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, наиболее заметное снижение компании наблюдали в категории газированных напитков, также снизилась реализация питьевых йогуртов и творожных десертов. Рост наблюдался в категории «ЗОЖ-товаров»: фруктов, овощей, диетических круп, а также пива.

Вместе с тем глава Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) Наталья Назарова отметила, что хотя оборот продовольственных товаров упал, но ситуация в отечественной торговле нельзя назвать драматичной. Она связала падение продаж продуктов с уменьшением количества обеспеченных людей - они уехали за границу. Кроме того, на развитии торговли сказалось и то, что отечественный рынок покинули сразу несколько продуктовых зарубежных брендов — например, в сегменте напитков, сказала она.

Продукты питания входят в топ-5 самых востребованных товаров, что в целом позитивно влияет на онлайн-сегмент, говорит президент Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Так, в общероссийском рейтинге по популярности они находятся на четвертой позиции, а в Москве и Санкт-Петербурге — даже на первой. Однако в 2022 году сервис онлайн-заказов продуктов питания не достиг своего пика развития, в отличие, например, от классической розницы, добавил эксперт.[3]

2021: Cнижение доли импорта в российском продуктовом ритейле

Доля импорта в продуктовом ритейле России за 10 лет сократилась на треть - до 24% в 2021 году с 34% в 2012-м. Такие данные в начале апреля 2022 года обнародовали в аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza.

В совокупном товарообороте продовольствия максимальная доля импорта отмечается в Смоленской и Магаданской областях, Санкт-Петербурге, Рязанской области, Москве, Адыгее, Краснодарском, Камчатском, Приморском краях и Брянской области. Минимум импортных продуктов реализуют предприятия, зарегистрированные в Крыму, Марий Эл, Оренбургской, Тюменской, Амурской областях, Бурятии, Башкортостане, Пермском крае, Новгородской и Белгородской областях, отмечают эксперты.

Динамика импорта в российском продуктовом ретейле с 2005 по 2021 г.


Среди основных продуктов высокая доля импорта наблюдается в сырах (32,5% в общих товарных ресурсах в натуральном выражении по итогам 2021 года), животных маслах (29,5%), растительных маслах (17%), говядине и субпродуктах (27,6%). Незначительна доля импорта в свинине (около нуля - 0,2%), муке (1,1%), крупах (1,1%), колбасной продукции (1,3%), мясе птицы (4,7%) и в целом в мясной продукции (5,6%), кроме говядины.

В совокупном российском импорте на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства приходится 11,5% в стоимостном выражении. Продовольствие является третьей по значимости статьей импорта России после машин, оборудования, транспорта и продукции химической промышленности.

Больше всего российские импортеры заказывают из-за рубежа фруктов и орехов (17% в товарной структуре импорта продовольствия в стоимостном выражении), напитков, включая алкогольные (9,9%), молочной продукции, яиц и меда (8,7%), семян и плодов (6,9%), жиров и масел (6,4%), рыбы и морепродуктов (6,3%).

Доля импорта с областей

Среди отдельных стран основная часть продовольствия поставляется в Россию из Белоруссии (13,5% в 2021 году в стоимостном выражении, в первую очередь мясная и молочная продукция) и Турции (5,5%, в основном фрукты и овощи), а также из Бразилии (4,7%), Эквадора (4,3%) и Китая (4,2%). На страны СНГ в целом приходится 20,6% импортных поставок, на страны Евросоюза - 22,4%, а на все государства, поддержавшие санкции против России, 28,7%.[4]

2018: Спад продаж с октября 2017 по сентябрь 2018 г на 3,2%

По данным потребительской панели GfK, которая состоит из 20 тыс. домохозяйств в городской и сельской России, впервые рынок FMCG показал отрицательную динамику к концу первого полугодия 2018 года (-1,8% в стоимостном выражении). Сравнение периодов июль 2017 – июнь 2018 и аналогичного периода годом ранее. А по итогам годового периода, заканчивающегося сентябрем 2018 года, динамика снижения продаж усилилась (-3,2%). Сравнение периодов октябрь 2017 - сентябрь 2018 года и аналогичного периода годом ранее.

Основные причины негативного тренда на рынке товаров повседневного спроса это, во-первых, период низкой инфляции, который наблюдался в первой половине года – довольно необычные условия для российского рынка. Во-вторых, ритейлеры и производители переусердствовали с промоакциями, которые давили на рост продаж в денежном выражении.

В-третьих, продолжилось снижение объемов покупок в большинстве категорий.

В Продуктах питания больше всего просели по оборотам в деньгах мясо, яйца, свежие овощи и фрукты, масложировые продукты, хлебобулочные изделия и детское питание. Положительный вклад внесла в основном категория замороженные продукты (+3,9%).

Рост в денежном выражении категории замороженные продукты стал возможен за счет высокой динамики категории мороженое – она росла главным образом за счет повышения цен, а также за счет категории пельменей, которая получила феноменальное внимание потребителей благодаря мощной поддержке в медиа и ритейле. Наибольший вклад в рост категории пельмени внесли такие бренды, как «Сибирская коллекция» (за последние несколько лет рост с 11 до 3 места) и «Мираторг» (с 34 - до 8).

«
«На примере категории замороженные продукты можно заметить, что новинки являются действенным инструментом для роста продаж и способны обеспечивать позитивную динамику целых категорий, - при условии достаточной коммуникационной поддержки запусков. Так, производителям пельменей удалось переформатировать очень знакомую потребителям категорию за счет вывода интересных и модных вкусов, например, пельменей с мраморной говядиной. А благодаря мощной рекламной кампании и уверенной представленности в рознице вырасти самим и поддержать всю категорию», - говорит Елена Самодурова, руководитель отдела исследований потребительской панели GfK Rus[5].
»

Изменения в составе потребительской корзины сигнализируют о том, что сегодня потребитель стремится тратить рациональнее на товары повседневного спроса. Видимо, люди стали рачительнее относиться к покупкам, а также сменились приоритеты, о чем косвенно говорит рост продаж товаров длительного спроса, ипотеки, кредитов. Кроме этого, есть признаки того, что россияне теперь меньше готовят дома. Об этом свидетельствует в первую очередь сокращение покупок масложировых продуктов и муки. Во время кризиса 2014-2016, когда потребитель начал больше времени проводить дома, сокращать покупки еды на вынос и приготовился экономить, мы видели рост этих категорий. Сейчас же, судя по росту оборотов ресторанного бизнеса (+4%, по данным Росстата по сегменту общественного питания за период с января по август 2018 года), а также готовой еды (см. Рис. 3), потребитель вновь ищет удобство и экономию времени, которое дают покупка готовой еды и еды на вынос.

Что касается объемов потребления в натуральном выражении, то россияне по итогам годового периода с октября 2017 – сентябрь 2018 больше купили напитков. В остальных категориях пока наблюдается отрицательная динамика (Рис 2). Потребление детского питания в целом осталось стабильным (-0,5%), что связано с текущей ситуацией в области рождаемости в России.

Примечания