2024
В Москве за ₽100 млн построили завод по выпуску батарей для электровелосипедов, самокатов и гироскутеров
В особой экономической зоне (ОЭЗ) «Технополис Москва» на площадке «Печатники» завершилось строительство нового предприятия по производству литийионных батарей для малого электротранспорта. Об этом стало известно в октябре 2024 года. Инвестиции в проект составили более ₽100 млн. Завод, построенный компанией «НПК Симба», будет выпускать аккумуляторы для электровелосипедов, самокатов и гироскутеров. Подробнее здесь.
Дорожные камеры в России начали штрафовать пользователей электросамокатов. Первые фото
30 июня 2024 года в Москве зафиксирован первый случай автоматического выявления нарушения правил дорожного движения пользователем электросамоката с помощью камер видеонаблюдения. Подробнее здесь
Минтранс создает реестр электросамокатов, в котором каждому устройству будет присвоен уникальный номер и метка
Министерство транспорта России приступает к созданию единого реестра средств индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты. Согласно плану, представленному ведомством в июле 2024 года, каждому устройству будет присвоен уникальный учетный номер и радиочастотная метка для идентификации. Подробнее здесь
Для британской полиции разработали электромагнитные ружья, чтобы останавливать электросамокаты
Полиция Британии разработала девайс, способный «стрелять» электромагнитными пульсами в электронные велосипеды и электросамокаты. Об этом 14 мая 2024 года сообщило издание Daily Mail. Подробнее здесь.
"МТС Юрент" представил собственный электросамокат
ПАО МТС 12 апреля 2024 года сообщило, что сервис кишеринга МТС Юрент представил собственный самокат. Модель получила название «Юрент 2.0». Она была сконструирована с учетом российской дорожной инфраструктуры. Подробнее здесь.
В Москве вводят идентификацию и рейтинг пользователей электросамокатов
Операторы аренды электросамокатов Москвы введут в своих приложениях идентификацию и рейтинг пользователей. Кроме того, будет проводиться тестирование на знание правил дорожного движения. Об этом в середине марта 2024 года сообщил Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры российской столицы.
Отмечается, что для обеспечения безопасности и комфорта пешеходов в Москве планируют упорядочить использование средств индивидуальной мобильности и работу курьеров. При этом количество поездок на электросамокатах и гироскутерах, как ожидается, вырастет с 350 тыс. до 750 тыс. в сутки, что сопоставимо с работой полноценной линии метро.
Как рассказал в интервью «РИА Новости» заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в 2024 году планируется повышать безопасность поездок с использованием средств индивидуальной мобильности. В работе примут участие операторы аренды электросамокатов и Госавтоинспекция. Благодаря введению идентификации и рейтинга пользователей операторы смогут выявлять тех, кто ездит не по правилам, и блокировать таких пользователей.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
В сезоне велопроката 2024 года вырастет число электрических бесстанционных велосипедов нового поколения. В частности, по словам Ликсутова, парк пополнит улучшенная модель электровелосипеда 2.0 с батареей большей емкости, антипрокольными колесами и другими нововведениями, нацеленными на повышения уровня безопасности и комфорта. В столице будут доступны 3000 таких велосипедов. Кроме того, планируется организовать производство полностью российского электровелосипеда. Отмечается, что по состоянию на начало 2024 года для велосипедистов и пользователей самокатов в Москве предусмотрено более 500 километров велоинфраструктуры — это на две трети больше, чем в 2020 году.[1]
В Москве из-за электросамоката сгорела квартира. Двое погибли
20 февраля 2024 года МЧС России сообщило о том, что в Москве из-за возгорания электросамоката произошел сильный пожар в квартире на Линейном проезде в Тимирязевском районе. В результате, два человека погибли, а еще один серьезно пострадал.
Говорится, что на севере столицы горела квартира площадью 35 квадратных метров. По предварительной версии, пожар случился из-за аккумуляторных батарей электросамоката, которые воспламенились во время зарядки. Несмотря на усилия нескольких десятков пожарных, огонь полностью уничтожил жилище — все прогорело до бетона.
В едком дыму задохнулись два человека, один пострадал — он передан врачам. Еще 17 жильцов спасли огнеборцы МЧС России. На месте работали 52 специалиста и 14 единиц техники, — сказано в сообщении ведомства. |
По факту гибели двух человек Коптевским межрайонным следственным отделом следственного управления по Северному административному округу проводится доследственная проверка. Уточняется, что после ликвидации возгорания в квартире обнаружено тело мужчины, а на лестничной клетке — тело женщины с признаками отравления угарным газом. Кроме того, признаки отравления продуктами горения выявлены у двух жильцов многоквартирного дома.
Следователями осматривается место происшествия, проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление полной картины произошедшего. В ближайшее время будет назначен ряд экспертиз, в том числе пожарно-техническая и судебно-медицинская, — сообщили в Следственном комитете РФ. |
Известно, что жертвами пожара стали мужчина 1941 года рождения и женщина 1943 года рождения. По некоторым данным, сгоревшая квартира была сильно захламлена. Это могло помешать пожилым людям вовремя выбраться из охваченного огнем помещения.[2]
Минтранс РФ обязал регионы проектировать дорожки и парковки для электросамокатов
14 февраля 2024 года Минтранс РФ обнародовал проект изменений в правила подготовки документации по организации дорожного движения. В соответствии с новыми требованиями, власти субъектов будут обязаны проектировать дорожки и парковки для электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Отмечается, что с 2020-го по 2023 год общее количество СИМ в России выросло в пять раз, а количество поездок с использованием таких транспортных средств, предоставляемых в краткосрочную аренду, подскочило в 12 раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс., в том числе около 40 тыс. в Москве. В рознице в период с 2020-го по 2022 год продано примерно 540 тыс. СИМ. Таким образом, общее количество эксплуатируемых транспортных средств данной категории в РФ превысило 750 тыс. (без учета приобретенных до 2019 года). Вместе с тем аварийность с электросамокатами растет: за девять месяцев 2023 года прирост ДТП составил 215% (2647 инцидентов) к аналогичному периоду предыдущего года, а количество погибших поднялось на 63% — до 31 человека. Из-за этого необходимо внесение изменений в действующие правила.
В рамках подготовки проектов организации дорожного движения предлагается включать мероприятия по организации движения велосипедистов и СИМ, размещению объектов инфраструктуры для такого движения (велосипедные и велопешеходные дорожки, велосипедные полосы). Предполагается, что это позволит обеспечить развитие инфраструктуры для СИМ и улучшить качество условий для их движения на дорогах и улицах, что повысит безопасность и эффективность дорожного движения.
Участники рынка в целом поддерживают инициативу. Однако говорится, что во многих регионах ситуация с автодорогами и тротуарами плачевна, а поэтому велоинфраструктуру они «будут строить по остаточному принципу».[3]
2023
Рост объема российского рынка аренды электросамокатов на 67,5% до 22,3 млрд рублей
В 2023 году объем российского рынка аренды электросамокатов достиг 22,3 млрд рублей. Это на 67,5% больше по сравнению с 2022-м, когда расходы в рассматриваемой сфере оценивались в 13,3 млрд рублей. Такие данные приводятся в материале проекта «Трушеринг» и исследовательского бюро «Срез», с которым TAdviser ознакомился в начале декабря 2024 года.
Отмечается, что сектор кикшеринга в России продолжает активно развиваться. Рост демонстрируют все ключевые показатели — выручка, численность пользователей, размер парка и количество поездок. В частности, суммарное число электрических самокатов к концу сезона 2023 года достигло 332,4 тыс. штук. Количество поездок в годовом исчислении подскочило на 104,5% — до 211,7 млн. Общая протяженность маршрутов зафиксирована на уровне 571,6 млн километров. Вместе с тем средние сумма, длина и продолжительность поездки снижаются на фоне роста общего количества рейсов. Это, по мнению авторов исследования, свидетельствует об увеличении доли транспортных поездок (85%) и снижении доли рекреационных поездок (15%).
Крупнейшими игроками на российском рынке кикшеринга являются Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс». Их совокупная доля в 2023 году оценивается в 96,7%. Причем позиции компаний продолжают укрепляться: в 2021-м суммарная доля составляла 90,6%, в 2022 году — 93,7%. Доля этих игроков в выручке рынка составляет 96,84%, по пользователям — 95,23%, по поездкам — 98,15%. На тройку лидеров приходится 96,84% всего парка электросамокатов.
По данным Госавтоинспекции, в результате аварий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) за 9 месяцев 2023 года погибли 31 человек, трое из которых были несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2723 участника ДТП, в числе которых оказались 919 детей младше 16 лет. По итогам 9 месяцев количество погибших увеличилось на 63,2%, а ранений стало на 213% больше по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем 30 человек в момент фатальной аварии сами передвигались на устройстве. Семь ДТП со смертельным исходом произошло в случаях, когда другое транспортное совершило наезд на СИМ, которое двигалось в попутном направлении по краю проезжей части.
Стереотип о том, что водители самокатов больше всего угрожают жизни пешеходов — сильно преувеличен. Даже с учетом выросшего количества поездок, в этом [2023] году лишь один погибший в аварии с СИМ был пешеходом, — сказано в исследовании. |
По оценкам, в России суммарное количество зарегистрированных аккаунтов на платформах кикшеринга в 2023 году составило примерно 48,2 млн, превысив показатели 2022-го на 41,8%. При этом число уникальных пользователей в годовом исчислении поднялось на 35,5%, достигнув 21 млн человек. В городах присутствия кикшеринга количество самокатов в 2023 году оценивается в 4,4 единицы на 1000 жителей против 2,5 штуки на 1000 человек в 2022-м. Число самокатов на 1000 жителей России в целом увеличилось за год с 1,3 до 2,3.
Выделяются несколько ключевых факторов, стимулирующих развитие рынка кикшеринга в России. С точки зрения социальной организации преимущество электросамокатов заключается в их доступности и мобильности, улучшении качества жизни и физического здоровья пользователей. Достоинством является и то, что электросамокаты решают проблему загруженности на дорогах и ускоряют передвижение при высокой плотности движения, а также экономят время в случае пробок на дорогах. В экономическом плане выделяется более низкая стоимость обслуживания по сравнению с другими видами транспорта.[4]
Аккумуляторы в велосипедах и электросамокатах стали главной причиной пожаров в Нью-Йорке
Литий-ионные аккумуляторы, используемые в электровелосипедах, электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (таких как, например, моноколеса), стали основной причиной пожаров в Нью-Йорке. Об этом говорится в отчете Пожарного департамента Нью-Йорка, который обнародован в начале марта 2024 года. Подробнее здесь.
"Яндекс" представил электровелосипед для курьеров
Яндекс 16 ноября 2023 года показал электровелосипед собственной разработки. Он предназначен для курьеров и призван сделать процесс доставки более комфортным, быстрым и безопасным. При создании велосипеда Яндекс учитывал пожелания курьеров, сотрудничающих с Яндекс.Едой и Деливери. Подробнее здесь.
Количество ДТП с электросамокатами в России выросло на 215%
В январе-сентябре 2023 года в России зарегистрировано 2640 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов и средств индивидуальной мобильности (СИМ), что на 215% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Число погибших в таких ДТП выросло на 63,2%, до 31 человек. Ранено 2,72 тыс. человек (+213%), включая 919 детей в возрасте до 16 лет. 26% происшествий произошло на тротуарах, пешеходных дорожках, пешеходных зонах, еще 22,8% — на регулируемых пешеходных переходах. Такую статистику в начале ноября 2023 года обнародовал Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД РФ.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные центра, за девять месяцев 2023 года в Москве произошло 665 аварий с участием СИМ, что на 235% больше показателя годичной давности. Российская столица лидирует по количеству таких ДТП. Следом идут Тюменская область (184 происшествий за сезон 2023 года, +308%), Санкт-Петербург (172, +48%) и Нижегородская область (123, +215%).
Лидером по количеству смертельных случаев в ДТП стал Санкт-Петербург, в котором произошли четыре таких происшествия. В остальных регионах зарегистрировано по одному или два случая смерти с начала года.
В одной из аварий, которая не была указана в обзоре Научного центра безопасности дорожного движения, погибли два человека, двигавшихся на одном электросамокате, что нарушает правила дорожного движения.
Отмечается, что Аварийность частных и прокатных СИМ почти равная — 47,3% и 51,8% соответственно. А в некоторых случаях принадлежность электросамоката установить не удавалось, потому что его водитель быстро уезжал с места ДТП. ДТП со смертельным исходом в январе-сентябре 2023 года намного чаще происходили с СИМ, принадлежащим физлицу, — 20 из 31.[5]
В Москве появились камеры, выявляющие нарушения правил езды на электросамокатах
В Москве появились дорожные камеры, которые выявляют нарушения при движении на средствах индивидуальной мобильности (СИМ; к ним среди прочего относятся электросамокаты). О нововведениях в городе 18 октября 2023 года рассказали в пресс-службе столичного Департамента транспорта. Подробнее здесь.
Минтранс РФ создает платформу для контроля скорости электросамокатов
Министерство транспорта РФ разработало онлайн-платформы для контроля скорости электрических самокатов. Об этом ведомство сообщило в соответствующем проекте постановления правительства, который был опубликован в октябре 2023 года. Основой этой платформы является государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС». Подробнее здесь.
В Москве заблокировали более 7 тыс. аккаунтов нарушителей ПДД на электросамокатах
С начала сезона в Москве было заблокировано более 7 тыс. аккаунтов нарушителей правил дорожного движения (ПДД) на электросамокатах. Об этом 31 июля 2023 года сообщила пресс-служба столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Подробнее здесь.
Систему «ЭРА-ГЛОНАСС» тестируют для повышения безопасности электросамокатов
В Москве стартовал эксперимент по подключению электросамокатов к государственной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Тестирование проводится при участии Минпромторга России, Департамента транспорта Москвы, столичного ЦОДД, АО «ГЛОНАСС», АО «НИИМА «Прогресс» и «ИТ-Резерв». Об этом АО ГЛОНАСС сообщило 3 июля 2023 года. Подробнее здесь.
В Москве инспекторы на электросамокатах начали проверки недвижимости
В мае 2023 года сотрудники Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы начали использовать электрические самокаты во время своих проверок. Благодаря такому транспорту инспекторы могут повышать оперативность, увеличивать охваты территории и сокращать сроки на осуществление контроля, сообщается на сайте столичного мэра. Подробнее здесь.
Спрос на электросамокаты в России вырос за год в 2,5 раза
Ужесточение правил дорожного движения для электросамокатов не снизило интереса пользователей к ним: с началом сезона проката спрос на аренду вырос в крупных городах по сравнению с 2022 годом в 2,5 раза. К таким выводам пришли специалисты МегаФона, проанализировав данные о скачивании приложений кикшеринга. Об этом компания сообщила 4 мая 2023 года.
Самое активное распространение сервисы кикшеринга демонстрируют в Центральном федеральном округе, здесь их аудитория увеличилась в три раза по сравнению с 2022 годом. Далее в топе Северо-Западный и Приволжский округа, где количество пользователей увеличилось вдвое. Среди городов наибольшую динамику показали Тула, где спрос увеличился в 11 раз, Кисловодск – в 10 раз и Казань – в 9 раз.
Жители Сибирского федерального округа не спешат начинать сезон – здесь наблюдается снижение на 16% по сравнению с 2022 годом.
В теплый сезон жители крупных городов рассматривают электросамокаты как доступную альтернативу такси, каршерингу и личным автомобилям. Самые активные пользователи сервисов аренды средств индивидуальной мобильности живут в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В основном это люди в возрасте от 25 до 35 лет, их доля от общего количества пользователей электросамокатов составляет 47%. При этом за 2022 год значительно – на 84% - выросло количество пользователей в возрастной группе старше 50 лет.
В Париже запретили сервисы аренды электросамокатов
В начале апреля 2023 года стало известно о том, что в Париже вводит запрет на аренду электросамокатов. Объясняется это желанием местных властей повысить безопасность на улицах и дорогах французской столицы.
Париж был одним из пионеров в плане развития сервисов аренды электрических самокатов. Городские власти стремились продвигать экологически чистые виды персонального транспорта. На улицах Парижа находятся почти 15 000 подобных скутеров, которые принадлежат компаниям Lime, Dott, Tier и др. Но по мере роста популярности двухколесных транспортных средств, особенно среди молодежи, росло и количество инцидентов с их участием. Так, только в 2022 году в столкновениях на электросамокатах в Париже погибли три человека и 459 получили ранения различной степени тяжести.
Пользователи скутеров не соблюдают правила дорожного движения и регулярно нарушают запрет на езду по тротуарам. Транспортные средства также часто бессистемно паркуют или бросают в реку Сену.
Сообщается, что решение о запрете электрических самокатов принято по итогам референдума, прошедшего 2 апреля 2023-го. За это проголосовали приблизительно 90% парижан. Запрет набрал от 85,77% до 91,77% голосов в 20 городских округах, опубликовавших результаты. Новые правила вступят в силу 1 сентября 2023 года.
Анн Идальго (Anne Hidalg), французский политик и мэр Парижа, сказала, что «скутеры превратились в источник напряженности и беспокойства для горожан», а поэтому их запрет поможет повысить безопасность в общественных местах. Между тем операторы сервисов аренды опасаются, что решение властей Парижа побудит другие города последовать их примеру. А это нанесёт огромный финансовый ущерб и создаст угрозу разорения компаний-операторов, владеющих обширным парком электрических самокатов.[6]
Дорожные камеры в России начали выявлять нарушения пользователей электросамокатов
ГИБДД внедрила в Москве нейросеть для поиска нарушителей на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). О пилотном запуске новой технологии ТАСС рассказал начальник управления столичной Госавтоинспекции Александр Быков в середине марта 2023 года. Подробнее здесь.
2022
Рост российского рынка на 64% до 13,3 млрд рублей
Объем российского рынка услуг аренды электросамокатов за 2022 год достиг 13,3 млрд рублей, увеличившись на 64% относительно 2021-го. Такие данные приводятся в исследовании кикшеринговых сервисов издания «Трушеринг».
Как сообщает ТАСС со ссылкой на этот отчет, в 2022 году в России было совершено 103,5 млн поездок на самокатах, арендованных у кикшеринговых сервисов, — показатель по отношению к предыдущему году вырос на 88%.
По итогам 2022 года цена одной поездки на самокате снизилась на 21,6% по сравнению с 2021 годом и составила 128,5 рубля. В исследовании отмечается, что причиной снижения стоимости является уменьшение как продолжительности поездок, так и стоимости одной минуты поездки.
Вместе с этим в 2022 году эксперты отметили рост количества пользователей кикшеринговых сервисов. Количество уникальных пользователей таких сервисов в 2022 году в сравнении с 2021-м выросло на 57% и составило 15,5 млн человек.
К концу 2022 года на рынке кикшеринга представлены порядка 40 компаний, крупнейшими из которых являются «Whoosh», «Юрент» и «Яндекс». Доля в деньгах ТОП-3 компаний на рынке в 2022 году оценивается в 94% против 91% в 2021-м.
Whoosh в общей выручке кикшеринга в России по итогам 2022 года заняла долю в 47%, в парке самокатов в России — 39,1%, в объем поездок - 50,7%. «Юрент» в свою очередь занимает долю в 44,3% в парке самокатов России, подчеркивается в исследовании.
Парк самокатов в 2022 году вырос на 67% к уровню 2021 года и достиг 192 тыс. единиц техники, сообщается в исследовании. По прогнозам «Трушеринга», к 2025 году парк самокатов вырастет на 129% при среднегодовом темпе прироста в 32% и достигнет 439 тыс. штук.
Главными рисками в 2022 году стала геополитическая ситуация. Она помешала сервисам развиваться на зарубежных рынках. В будущем кризис может привести к снижению финансирования, сокращению аудитории и проблемам с закупками.[7]
В России ограничили скорость электросамокатов
Правительство РФ изменило ПДД и ограничило скорость электросамокатов до 25 километров в час. Об этом стало известно 7 октября 2022 года.
Теперь электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средства индивидуальной мобильности. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 километров в час, — говорится на сайте кабмина. |
Движение этих средств будет регулироваться специальными дорожными знаками. Вес подобного электротранспорта, который двигается по тротуарам, а также вело- и пешеходным дорожкам, не должен превышать 35 килограммов.
Пешеходы получат приоритет при одновременном передвижении с электросамокатом. Водителям электротранспорта нужно будет выбирать скорость движения, исходя из дорожной ситуации, а при пересечении дороги — спешиваться.
Ездить на электросамокатах разрешается по правой части дороги, если скоростной режим там ограничен 60 километрами в час и разрешено движение велосипедистов. Делать это можно людям старше 14 лет при условии, если у самоката или другого устройства есть тормозная система и фара белого и красного цвета.
Постановление правительства не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, которые ими пользуются, как и прежде приравниваются к пешеходам[8].
Представлен первый вмире электрический гиперэлектросамокат
В середине июля 2022 года компания Apollo Scooters представила электрический самокат Apollo Pro, который, по словам разработчиков, является первым в мире гиперсамокатом. Устройство использует пару двигателей мощностью 1,2 тыс. ватт, что обеспечивает ему 2,4 кВт мощности полного привода и максимальную скорость 70 км/ч. Утверждается, что Apollo Pro объединяет в себе передовые технологии транспортных средств, смартфонов и IoT, чтобы предложить максимально комфортную и безопасную езду. Это включает в себя IoT (интернет вещей), умную BMS (систему управления батареей), телефон в качестве дисплея, а также множество других функций, которые делают ее единственной в своем роде. Подробнее здесь.
Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством
В конце марта 2022 года Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством. Их владельцы теперь должны соблюдать правила дорожного движения.
Иск подал Давит Чепечян, который стал участником ДТП в Химках в мае 2021 года. Он находился за рулем внедорожника, который при повороте налево столкнулся с человеком на самокате. В результате аварии самокатчик погиб, по этому факту было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека).
В рамках этого дела была проведена автотехническая экспертиза, которая отнесла электросамокат к механическим транспортным средствам. Чепечян не смог добиться отмены этой квалификации.
Когда он обратился в Минтранс, МВД и Центр судебной экспертизы при Минюсте, то получил ответ, что электросамокаты развивают скорость до 35 км/ч, эффективность их систем торможения может разниться в зависимости от модели, а потому они могут быть источником опасности для пешеходов и самих пользователей.
Чепечин счел это несправедливым. Он указал в своем административном заявлении, что граждане на роликах или обычных самокатах приравнены к пешеходам. По мнению заявителя, это несправедливо. Но Верховный суд с этим не согласился. Выступивший ответчиком в суде представитель Генеральной прокуратуры пояснил, что закон не может дать полного списка транспортных средств, но позволяет относить к ним электросамокаты в силу скорости их передвижения.
После заявления Верховного суда России о признании электросамокатов транспортными средствами, водители некоторых видов этого средства передвижения должны будут сдавать экзамены на права на категорию «М», заявил автоюрист Лев Воропаев. Он добавил, что теперь за несоблюдение ПДД и вождение в пьяном виде нарушителей будут лишать всех категорий прав.[9]
В «Технополисе Москва» разработали новую модель самоката для городских шеринговых систем
Обновленная модель электросамоката MiR, разработанного в ОЭЗ «Технополис `Москва`», станет доступна пользователям в 2022 году. Компания особой экономической зоны столицы создала продукт, ориентированный на импортозамещение. Инвестиции в проект составили порядка 20 миллионов рублей. Об этом 7 марта 2022 года сообщил Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений Правительства Москвы, со слов заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений города Владимир Ефимов. Подробнее здесь.
2021
Анонс электросамоката для перемещения по большим территориям
1 октября 2021 года Toyota Motor объявила о выпуске электросамоката для перемещения по большим территориям C+walk T. Устройство поступит в продажу у автомобильных дилеров компании и будет предлагаться в пунктах проката. Подробнее здесь.
Москвичи сами заплатят за обновление самокатов в сервисах
23 сентября 2021 года стало известно о том, что мэрия Москвы выделила 75 млн рублей на развитие сервисов проката электросамокатов. Речь идет о субсидиях, предназначенных для обновления парка таких транспортных средств. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
По его словам, за время пандемии коронавируса COVID-19 электросамокаты наряду с велосипедами стали главными средствами передвижения для курьеров и волонтеров, поэтому за год парк проката расширился с 5 до 25 тысяч единиц, а для сервисов доставки действовали специальные условия.
В этом году мы продолжим развивать культуру шеринга и экологичный городской транспорт. Правительство Москвы будет поддерживать сервисы аренды электросамокатов, предоставив им субсидии на дальнейшее развитие. Общий размер субсидии за 2020 год юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги по прокату электрических самокатов физическим лицам в городе Москве, составит 75 миллионов рублей, — рассказал заммэра. |
Электросамокаты выполняют транспортную функцию: на них москвичи совершают короткие и длинные поездки как внутри Третьего транспортного кольца, так и между отдельными районами. Ликсутов сообщил, что в 2021 году пользователи кикшеринговых сервисов совершили более 6 млн поездок на электросамокатах, что в три раза превышает показатели 2020 года.
В августе 2021 года сообщалось, что свыше 50 аварий с использованием электросамокатов произошло в Москве с начала года. Два человека погибли, 57 получили травмы. Почти 80% подобных аварий произошли на пешеходных переходах, во дворах жилых домов, либо при выезде из них. На фоне участившихся происшествий скорость арендованных электросамокатов была ограничена.[10]
Минтранс утвердил максимальную скорость электросамокатов
8 сентября 2021 года стало известно о представленной Министерством транспорта РФ финальной версии поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). В документе говорится об ограничении скорости СИМ на тротуарах, велодорожках и обочинах в 25 км/ч, тогда как прежде речь шла о 20 км/ч только при движении вместе с пешеходами по тротуару.
Представитель Дептранса Москвы Магомед Колгаев рассказал, что мэрия совместно с Минпромторгом предлагает пойти дальше и на всех ввозимых в страну и производимых на территории России электросамокатах использовать программное обеспечение, которое само не даст разогнаться быстрее 25 км/ч.
В финальной редакции документа сохранилось разрешение движения на СИМ по правой стороне проезжей части, если у устройства есть тормоза, звуковой сигнал, светоотражатели и фонари. Также вводится запрет на езду по тротуару и в пешеходной зоне, где нет велодорожки, на СИМ тяжелее 35 кг.
По мнению председателя Союза пешеходов Владимира Соколова, СИМ не должны передвигаться вне велодорожек, а если таковых нет, то пользователь должен спешиться и вести устройство по тротуару со скоростью пешехода. Строительство велодорожек занимает много времени, а электросамокаты уже является массовым транспортом, отметил Магомед Колгаев.
Ранее, после участившихся случаев наезда на пешеходов, власти предложили ограничить скорость движения на электросамокатах по многолюдным улицам и в парках. Депутаты Мосгордумы предложили даже завести «черные списки» нарушителей правил дорожного движения, которым впредь будет запрещено брать в аренду электросамокаты.
Как отмечает «Коммерсантъ», властям Москвы и Санкт-Петербурга пока удалось договориться с кикшеринговыми операторами о введении программного ограничения скорости движения прокатных СИМ в парках, но повлиять на частных владельцев электросамокатов власти не могут.[11]
Власти Петербурга создают единую платформу для контроля движения электросамокатов
В середине августа 2021 года стало известно о том, что власти Петербурга создают единую платформу для контроля движения электросамокатов. Сервис получил название «Я в пути», сообщила пресс-служба городской администрации. Подробнее здесь.
Взрыв электросамоката в квартире в Перми
В середине августа 2021 года в квартире одной из многоэтажек в Перми взорвался электрический самокат, который находился на зарядке. Взрыв разнес стену и выбил окна.
Также пострадали находившаяся в помещении мебель, обои и кровать, разбились стеклянные двери. Произошло локальное возгорание, которое повредило стены и мебель. Дымом так заволокло подъезд, что некоторые жильцы соседних квартир решили покинуть здание. Последствия несчастного случая на камеру мобильного телефона сняли жильцы дома.
В квартире начался пожар и всю лестничную клетку заволокло дымом. Люди начали эвакуироваться. Кто попугая спасал, кто кошку. Я тоже сказала своей дочери бежать. Очень за нее переживала, потому что мы живем на 15-м этаже, и ей, чтобы покинуть дом, нужно было пробегать именно через эту квартиру, — рассказала изданию 59.ru жительница дома Ольга. |
Сама Ольга во время случившегося гуляла с младшим ребенком на улице. Ей позвонила старшая дочь сказала, что услышала грохот, как будто где-то упал шкаф. Позднее она увидела, как из квартиры выводят мужчину с намотанным на лицо полотенцем. Он был в трусах и весь в пене, рассказала она.
Жильцы квартиры, где взорвался самокат, сначала пытались самостоятельно справиться с возгоранием — прямо из окна 14-го этажа они выбросили горящий матрас. Позже приехали пожарные.
К счастью, взрыв электросамоката в пермской квартире не привел к жертвам. По словам жильцов, пожарные приехали на вызов быстро. Арендатор помещения попал в больницу с 20-процентными ожогами тела, а собственники квартиры ситуацию не комментируют.
Кто там живет, мы не знаем. Только видели, как из квартиры выводят мужчину с намотанным на лицо полотенцем. Он был в трусах и весь в пене, — отметила местная жительница.[12] |
Дочь экс-министра из Татарстана погибла в ДТП с электросамокатом
В начале июля 2021 года стало известно о гибели Алсу Фардиевой, дочери бывшего министра энергетики Татарстана Ильшата Фардиева. Она во время езды на электросамокате попала в ДТП в Москве — на женщину наехал водитель BMW Group. Подробнее здесь.
Электросамокатам предложат регулирование
Необходимо как можно скорее ввести законодательное регулирование для передвижения на электросамокатах, считает руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Как минимум, необходимы скоростные и возрастные ограничения, а также обязательное страхование гражданской ответственности. Конкретные законодательные поправки «СР» предложит после консультаций с экспертами.
«Электросамокаты – новый, достаточно скоростной и опасный вид транспорта, который набирает популярность в крупных городах. С началом сезона уже произошло несколько резонансных аварий, при этом в законодательстве электросамокаты даже не упоминаются, – отмечает Сергей Миронов. – Первые попытки регулирования предпринимаются в моем родном Санкт-Петербурге: власти договорились с прокатными компаниями об ограничениях скорости и мест парковки. Но это все на уровне добровольных соглашений и рекомендаций. Очевидно, что необходимы четкие нормы на уровне федерального законодательства, защищающие как самих пользователей электросамокатов, так и остальных участников движения». |
Власти Санкт-Петербурга договорились с кикшеринговыми компаниями об ограничении предельной скорости электросамокатов 15 км/ч. Разрешенный лимит в Москве - до 25 км/ч, во многих городах нет никаких регулирующих норм. Еще в 2019 году Минтранс предложил поправки в ПДД о «средствах индивидуальной мобильности», к которым относятся и электросамокаты. Однако проект сочли недоработанным, он не был внесен в Госдуму. Различные предложения по теме высказывали общественные и экспертные организации, единого подхода пока нет. При этом правила передвижения для электросамокатов уже приняты во многих других странах.
«Нюанс в том, что электросамокаты различаются по характеристикам: какие-то по мощности ближе к велосипедам, какие-то – к мопедам, – указывает Сергей Миронов. – Думаю, что для тех и для других необходимы отдельные ограничения по скорости, по разрешенному возрасту использования. Также должна быть обязательная страховка для владельцев и пользователей. Мы обсудим конкретные предложения с экспертами, изучим мировой опыт, в итоге фракция «Справедливая Россия» предложит свой проект поправок. Нельзя пускать проблему на самотек, тем более в преддверии летнего сезона». |
По статистике, в 2020 году произошло 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, шесть человек погибли. В этом году уже произошло несколько громких происшествий в Москве и Санкт-Петербурге.
Скорость арендованных электросамокатов в Москве ограничена до 15 км/ч
В мае 2021 года скорость арендованных электросамокатов в Москве ограничили до 15 км/ч. Пока лимит введен в центре города, сообщается пресс-служба столичного Департамента транспорта.
Теперь при аренде самокатов в Сокольниках, ВДНХ, Парке Горького, в центральной части города — в Театральном проезде и на Большой Лубянке скорость движения будет автоматически снижаться до 15 км/ч. Мера позволит сделать улицы безопаснее для пешеходов, — говорится в Telegram-канале ведомства. |
К 21 мая 2021 ограничения уже заработали на самокатах Whoosh, с какими ещё сервисами будет сотрудничать ведомство, пока неизвестно.
В Whoosh пояснили, что при попадании самоката в «медленные зоны», утвержденные Дептрансом, скорость автоматически плавно снижается — увеличить скорость самостоятельно не получится. Электросамокаты в сервисе управляются системой, поэтому есть возможность добавлять ограничения.
Как сообщил ТАСС Информационное агентство России председатель Московской городской думы Алексей Шапошников, по итогам обсуждения вместе со столичными властями, ГИБДД по Москве и руководством крупнейших парков власти продолжат работу по нескольким направлениям — на федеральном и городском уровнях. Председатель Мосгордумы добавил, что аналогичные меры предлагается предусмотреть и для велосипедов, в том числе электровелосипедов, в части скоростного режима и движения по тротуару.
В Подмосковье скорость электросамокатов, которые можно арендовать в сервисах проката в Красногорске, Одинцово и Химках ранее уже ограничили до 20 км/ч. В то же время общефедеральных ограничений на скорость средств индивидуальной мобильности (СИМ) к маю 2021 года нет.
В мае 2021 года в Санкт-Петербурге состоялось совещание по вопросам регулирования работы сервисов аренды самокатов. Было принято решение ограничить скорость до 15 км/ч и запретить парковать электросамокаты на пути пешеходов у метро и остановок.[13]
«ВКонтакте» и «Ситимобил» запустили сервис аренды электросамокатов в соцсети «Прокат ВКонтакте»
В ВКонтакте 18 мая 2021 года запущен сервис аренды электросамокатов «Прокат ВКонтакте». С его помощью пользователь сможет арендовать электросамокаты в городе, а также оплачивать поездки в соцсети. Прокат ВКонтакте запущен сервисом городской мобильности Ситимобил совместно с VK. Подробнее здесь.
Сбербанк профинансирует приобретение 17 500 электросамокатов к летнему сезону
Сбербанк профинансирует приобретение 17 500 электросамокатов к летнему сезону. Об этом 17 марта 2021 года сообщил Московский банк Сбербанка. В рамках развития в Москве транспортной концепции «Mobility as a Service» (MaaS или «Мобильность как услуга») Сбербанк открыл финансирование компании КОНТРОЛ лизинг на сумму 400 млн рублей для приобретения городских электросамокатов. Подробнее здесь.
Выпущен электросамокат, разгоняющийся до 96 км/ч
В середине марта 2021 года китайский производитель самокатов Kaabo представил новый складной электросамокат Wolf King, способный разгоняться до 96 км/ч благодаря прочной конструкции с полной подвеской и массивным узловатым шинам. Подробнее здесь.
Взрыв электросамоката в квартире в Сочи привел к гибели отца и сына
В ночь на 15 марта 2021 года в пятиэтажном доме на Красноармейской улице в Сочи произошел пожар, в результате которого погиб 43-летний мужчина и его 13-летний сын. Предполагается, что причиной возгорания стал взрыв электрического самоката.
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета по Краснодарскому краю, 39-летняя женщина (мама подростка и жена мужчины, которые скончались), которая на момент пожара находилась в квартире, смогла выбраться из нее, выпрыгнув из окна. Ее жизни ничего не угрожает. Квартира находится на втором этаже. Площадь возгорания составила 20 кв. м. К тушению были привлечены 40 человек и 12 единиц техники.
Как сообщает Mash со ссылкой на очевидцев, пожар там начался около четырех утра 15 марта 2021 года. Сначала соседи услышали взрыв и подумали, что что-то случилось у буйного соседа, который живет этажом выше. Но потом появился запах дыма и люди поняли, что в здании пожар.
По данным «Вести Сочи», погибших можно было спасти, если бы пожарная бригада вовремя приехала на место происшествия. Этому помешали припаркованные у дома автомобили. Скорая помощь также не смогла подъехать к зданию. Пострадавшую жительницу несли в медицинскую машину на руках через два двора.
В качестве возможной версии произошедшего возгорания следствие рассматривает короткое замыкание. По данным источника ТАСС Информационное агентство России с экстренных службах, замыкание стоящего на зарядке электросамоката могло стать причиной пожара.
К 15 марта 2021 года назначено проведение судебно-медицинских экспертиз. Выясняются точная причина и очаг возгорания. Проводятся проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего события. По окончании проверки будет принято процессуальное решение, сообщили в СК. Прокуратура Сочи взяла расследование на контроль.[14]
2020
В МВД назвали число погибших в ДТП с электросамокатами в России
В 2019-2020 года в России погибли 10 человек в ДТП с участием электросамокатов. Об этом 8 июня 2021 года сообщил Научного центра безопасного дорожного движения Дмитрий Митрошин.
По его данным, в 2020 году в результате аварий с участием электрических самокатов скончались шесть человек, в 2019-м — четыре. В общей массе ДТП эти цифры незначительные, отметил Митрошин.
Он призвал спокойнее относиться к «страшилкам» об электросамокатах, так как далеко не все они могут разгоняться до высоких скоростей и покупают их немногие. По мнению руководителя Научного центра безопасного дорожного движения, в столкновении пользователя электросамоката с пешеходом оба пострадают «как минимум одинаково».
Митрошин предположил, что сильнее пострадает владелец электросамоката: «Если пешеход, его ударили, он упал, то владелец СИМ [средства индивидуальной мобильности — прим. TAdviser] продолжает, грубо говоря, еще какое-то время куда-то лететь».
В пример Митрошин привел случай, когда солист балета Мариинского театра Давид Залеев пострадал в результате падения с самоката и после, по его словам, впал в кому (как позднее сообщили в пресс-службе театра, он пришел в сознание в конце мая 2021 года).
Маргиналы будут всегда, а другие пользователи СИМ никогда не будут подвергать себя опасности, потому что они стараются адекватно себя вест», — добавил он. |
После того, как участились происшествия с электросамокатами, власти ряда городов, включая Москву, задумались о регулировании езды на них, а в правительстве начали звучать предложения об ограничениях. Так, замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко заявил о необходимости запретить ездить по тротуарам на электрических самокатах тяжелее 35 кг.[15]
Нарушителей на электросамокатах в России начали лишать водительских прав
Как стало известно 15 октября 2020 года, у нарушителей на электросамокатах в России начали отбирать водительские права. Так, мировой суд судебного участка №4 по Вахитовскому району Казани признал Рустема Хайрутдинова виновным по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медосвидетельствования), оштрафовал его на 30 тыс. рублей, а также лишил права управлять транспортными средствами в течение полутора лет.
Как пишет «Коммерсантъ», основанием для наказания стал протокол ГИБДД, согласно которому Рустем Хайрутдинов с признаками опьянения управлял мопедом и совершил наезд на ребенка. Защита утверждает, что на самом деле Хайрутдинов управлял электросамокатом, а значит, не обязан был проходить медосвидетельствование.
Издание напоминает, что в ПДД электросамокат с двигателем мощностью до 250 Вт в режиме «длительной нагрузки» до 250 Вт считается велосипедом, до 4 кВт — мопедом, мощнее — мотоциклом. То есть при использовании электросамоката мощностью свыше 250 Вт гражданин должен иметь водительские права категории М.
Как отмечает газета, летом в Казани инспекторы остановили мужчину на электросамокате мощностью 2,4 Квт, который ранее был лишен прав. Самокат отправили на спецстоянку, а водителя приговорили к 100 часам обязательных работ по ч. 2 ст. 12.7 КоАП (управление ТС водителем, лишенным права управления). В сентябре 2020 года другого жителя Казани на электросамокате арестовали на 10 суток за отказ от медицинского освидетельствования.
Аналогичные судебные решения замечены в Красноярском крае. В Сочи планируют усилить контроль. В Москве, где электросамокаты использует около 400 тысяч человек, ГИБДД подобную практику пока не применяет, говорится в публикации от 15 октября 2020 года.[16]
Вырос спрос на персональный электротранспорт в июне (позитивная динамика: 25% в штуках и 70% в деньгах)
13 июля 2020 года группа «М.Видео-Эльдорадо» сообщила о повышении спроса на персональный электротранспорт в июне 2020 года. Позитивная динамика составила 25% в штуках и 70% в деньгах по сравнению с июнем 2019 года. 77% приобретенных средств передвижения пришлось на электросамокаты, 22% на гироскутеры и моноколеса, ещё 1% – на электровелосипеды. Категория набирает популярность у взрослых пользователей, как экологичная и мобильная альтернатива автомобилю или городскому транспорту. Основные драйверы – расширение ассортимента и сценариев использования, растущая доступность и развитие городской инфраструктуры.
Рынок персонального электротранспорта становится массовыми, а сами средства передвижения из способа развлечения превращаются в полноценный элемент городской транспортной системы. Как и в 2019 году, пик интереса к категории пришелся на июнь – спрос в «М.Видео» и «Эльдорадо» увеличился на четверть в штуках и 70% в деньгах. Средний чек составила 18,2 тыс. рублей. В число пяти наиболее популярных брендов в июне вошли IconBIT, Mizar, Tribe, Ninebot by Segway и HIPER.
Электросамокаты стали популярным средством передвижения у покупателей «М.Видео» и «Эльдорадо», заняв 77% от общего количества приобретенного электротранспорта. В 2019 года их доля составляла 60%. Это вид транспорта для перемещения по городу со скоростью до 25 км/ч на расстояния около 20 километров на одном заряде от аккумулятора.
Развитию сегмента электросамокатов способствует расширение ассортимента, растущая доступность технологий и появление модификаций, которые востребованы для различных сценариев использования. Так, кроме городских моделей, россиян заинтересовали электросамокаты с большими надувными колесами для комфортного передвижения по дорогам с неровной поверхностью и самокаты с седлами для перемещения сидя. Позитивную динамику продемонстрировали и модели для детей. Их вес составляет 4-5 килограммов, выдерживают нагрузку до 50 кг и развивают скорость до 6 км/ч, детские модели также имеют целый ряд функций для безопасного использования.
Среди других электромеханических средств передвижения около 22% продаж заняли гироскутеры и моноколеса. Спрос на гироскутеры снижается из-за ограниченного функционала и отсутствия инноваций, а сам сегмент становится нишевым. Их приобретают преимущественно в качестве подарка для развлечения в парках детям или подросткам. Моноколеса для взрослых пользователей работают по тому же принципу, что и гироскутеры, но отличаются повышенной манёвренностью и проходимостью, более высокой скоростью и ёмкостью аккумулятора. В этом сегменте расширяется ассортимент более доступных моделей для прогулок. На электровелосипеды приходится около 1% продаж, но это перспективный сегмент, который будет все более востребован в ближайшие годы.
Российский рынок электротранспорта продолжает активно развиваться и привлекает все больше людей, которые хотят передвигаться по улице быстрее, но без тяжёлой физической нагрузки и вреда окружающей среде. Пользователи могут выбирать из несколько видов транспорта исходя из своего бюджета и потребностей, основными критериями становятся дизайн и технические характеристики. Самым популярным видом транспорта на июль 2020 года являются электросамокаты. Их используют для поездки на работу и по парку, а также и в рабочих целях, например, курьеры или на объектах, где необходимо перемещаться в течение дня на большие расстояния. С увеличением частоты использования такого транспорта пользователи стали чаще задумываться о безопасности – растет спрос на комплекты защиты, фонари и другие аксессуары, – отмечает руководитель департамента «Гаджеты и инновации» в Группе «М.Видео-Эльдорадо» Вадим Ерёмин. |
Основатели YouDrive перезапустили сервис аренды электросамокатов
В начале июля 2020 года в Москве заработал сервис аренды электросамокатов lite. В будущем его планируется открыть для партнёров. Подробнее здесь.
Сервис аренды электросамокатов URent привлек 150 млн рублей
В конце июня 2020 года компания МТС Юрент (URent) привлекла 150 млн рублей инвестиций, которые пойдут на запуск сервиса аренды электросамокатов в Москве и других крупных городах. Подробнее здесь.
Ситилинк: продажи спортивных средств передвижения в июне выросли на 120%
Эксперты «Ситилинк» зафиксировали увеличение спроса на спортивные средства передвижения в июне. Рост продаж в категории по отношению к аналогичному периоду 2019 года составил 120%. При этом 72% общего объема пришлось на модели с электроприводом. Об этом «Ситилинк» сообщил 25 июня 2020 года.
Самыми популярными в категории электротранспорта стали гироскутеры. Второе и третье места – у электросамокатов (рост продаж в 4,7 раз) и у электробайков (рост – в 3,2 раза), соответственно.
Средний чек в подгруппе гироскутеров составил 10 065 рублей. В ТОП-5 самых востребованных моделей за период вошли Mizar MZ10CS, Digma GMA TB-105, Mizar MZ6PM, Mizar MZ10CM и Xiaomi Ninebot S.
Средний чек в подгруппе электросамокатов составил 20 415 рублей. Чаще всего покупатели выбирали модели Mizar Ray Pro (6000mAh), Hiper Stark DX650 (4000mAh), Digma HF6.5-6 (6000mAh), Digma HF8.5-8-ST (7500mAh) и Digma HF8.5-4 (4000mAh).
Средний чек в подгруппе электробайков был порядка 43 984 рублей. В ТОП-5 – Hiper Engine HE-B51 (8000mAh), Cactus CS-EBIKE-P1_WT (4400mAh), Hoverbot CB-9 Genus (10400mAh), Cactus CS-EBIKE-P1_BK (4400mAh), Hoverbot CB-7 Optimus 2019 (8000mAh).
Несмотря на рост актуальности электротранспорта, классические спортивные товары (ролики, самокаты, велосипеды) также остаются востребованными. При этом наибольшей популярностью среди них пользуются велосипеды, особенно модели средней ценовой категории брендов Stels, Stinger, Десна.
Еще до завершения режима самоизоляции россияне стали активно приобретать спортивные товары. Этому способствовали несколько факторов. Подготовка к теплому периоду года и стремление к активному времяпрепровождению на свежем воздухе, в благоустроенных городских пространствах. Рассмотрение современных и классических средств передвижения как альтернативы общественному транспорту в личных и рабочих целях, – поделился директор по закупкам «Ситилинк» Олег Пчельников. – Стоит отметить, что классические товары, которые более доступны по стоимости, также находят своих поклонников. Чтобы покупатели могли выбрать тип и модель, которые максимально соответствуют образу жизни, мы расширили ассортимент классического спортивного транспорта. |
Анонс Xiaomi Scooter 1S с запасом хода в 30 км
21 апреля 2020 года Xiaomi представила электросамокат Scooter 1S, к достоинствам которого в компании отнесли быстрое складывание и большой запас хода. Подробнее здесь.
Регламент езды на средства индивидуальной мобильности в России
20 апреля 2020 года Министерство транспорта РФ представило регламент езды на моноколесах, гироскутерах, электросамокатах и других так называемых средствах индивидуальной мобильности (СИМ). Поправки к ПДД размещены ведомством на портале regulation.gov.ru
Правила запрещают управлять СИМ в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, а также требуют обязательное использование фонарей или фар в темное время суток. Речь идет о штатных фонарях электросамокатов либо о налобных фонарях (для пользователей скейтбордов или роликов).
Добавлена норма о световой секции светофора, информирующей водителя о том, что на пешеходном переходе, на который он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий пешеходный переход. Эта норма обеспечивает безопасность движения в режиме совмещения транспортного и пешеходного потоков, сообщили в Минтрансе.
Вводится специальный знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Скорость движения пользователей СИМ во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
Передвигающимся на СИМ людям разрешается пересечение дороги по пешеходным переходам. При этом их скорость должна быть снижена до скорости, с которой двигаются пешеходы. Эти люди также смогут передвигаться в пешеходной зоне. Данные меры направлены на обеспечение безостановочного движения средств индивидуальной мобильности, пояснили в ведомстве.
Опрошенные РБК юристы называют инициативу Минтранса разумной, отмечая, что средства индивидуальной мобильности широко используются россиянами, но законодательно не регулируются в ПДД. К 21 апреля 2020 года пользователи таких транспортных средств приравнены к пешеходам.[17]
2019
Unicorn объявила о своем закрытии
В начале декабря 2019 года компания Unicorn, которая занималась производством электросамокатов, сообщила о своем закрытии. Стартап потратил почти все деньги на рекламу в Facebook и Google, но она не принесла результатов. Также Unicorn выплатила производителю аванс, но этих денег не хватило, чтобы выкупить первую партию скутеров. Подробнее здесь.
Минтранс представил ПДД для электросамокатов и гироскутеров
В начале ноября 2019 года Министерство транспорта РФ представило поправки в Правила дорожного движения (ПДД), которые регулируют движение на электросамокатах, гироскутерах, мотоколесах и сигвеях.
Ведомство сформулировало новый термин — «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним отнесены роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства, за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
В соответствии с законопроектом, эксплуатировать СИМ могут только люди в возрасте от 14 лет. Им разрешено ездить по велосипедным дорожкам и обочинам дорог со скоростью не больше 60 км/ч. Езда по тротуарам запрещена.
Под исключение попадают дети в возрасте до семи лет, которым разрешается ездить на велосипедах и СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам в ту же сторону, в которую движутся пешеходы. Разрешенная скорость для велосипедистов и других СИМ в таких случаях составит 20 км/ч. При этом пешеходы будут иметь преимущество перед водителями СИМ.
При этом СИМ должно быть оборудовано электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями и передней фарой белого цвета. Выезжать на проезжую часть на гироскутере или моноколесе будет запрещено.
Помимо изменений в ПДД, Минтранс разработает несколько дорожных знаков: «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности» и «Лица на средствах индивидуальной мобильности».
Инициатива по исключению владельцев гироскутеров, электросамокатов и прочего из числа пешеходов — правильная, потому что эти транспортные средства могут передвигаться со скоростью до 50-80 км/с, сообщил РИА Новости замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.[18]
Mercedes-Benz вышла на рынок электросамокатов
В середине сентября 2019 года Mercedes-Benz вышла на рынок электросамокатов, о чем объявила на автовыставке во Франкфурте. Подробнее здесь.
Подготовка правил движения электросамокатов и гироскутеров в России
В конце августа 2019 года Министерство транспорта России подготовило проект постановления, которое регулирует правила дорожного движения для электробайков, электросамокатов, гироскутеров, сегвеев и моноколёс.
Как сообщает «Интерфакс», депутат ЛДПР Ярослав Нилов предложил министру транспорта России Евгению Дитриху и начальнику ГИБДД Михаилу Черникову изменить правила дорожного движения, в которых до сих пор учитывался электротранспорт.
Минтрансом России в настоящее время подготовлен проект постановления правительства РФ "О внесении изменений в постановление Совета министров - правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 "О Правилах дорожного движения", направленный в том числе на регулирование дорожного движения лиц, использующих ЭМТС, — говорится в ответном письме Черникова на имя Нилова. |
В нем также сказано, что Министерством внутренних дел «планируется в 2019 году завершить исследование об определении административно-правового статуса участников дорожного движения, использующих ЭМТС».
В МВД ранее сообщали, что статистка ДТП с участием транспортных средств на электрической тяге не ведется, однако их рост вызывает озабоченность.
Врио начальника управления ГИБДД ГУ МВД по Москве Алексей Диокин считает, что с владельцами электросамокатов и гироскутеров нужно вести разъяснительную работу, а обязывать их носить индивидуальные средства защиты не стоит ― это должно носить рекомендательный характер.
По мнению первого заместителя руководителя ЦОДД Александра Ходакова, владельцы самокатов, электросамокатов и сигвеев регулярно оказываются на проезжей части, но ответственность за нарушения ПДД для них фактически не предусмотрена. Многие водители с трудом адаптируются к поведению владельцев электросамокатов на дороге, указал он.[19]
Электросамокаты загрязняют окружающую среду больше автомобилей
20 августа 2019 года стало известно, что электросамокаты оказывают более негативное воздействие на окружающую среду, чем автомобили. К такому неожиданному выводу пришли ученые из Университета Северной Каролины (США).
Признавая, что эти транспортные средства являются идеальной альтернативой для передвижения по городу, исследователи обращают внимание на то, что правильно пользоваться ими люди еще не научились. В результате срок службы оказывается гораздо меньше, и пользователи вынуждены покупать все новые электросамокаты. Это ведет к увеличению производства, что и создает проблемы для экологии.
Добыча алюминия наносит огромный ущерб окружающей среде, вокруг шахт завышены показатели содержания вредных веществ в воздухе, почве и грунтовых водах. То же самое относится к фабрикам. Кроме того, доставка электросамокатов, большая часть которых производится в Китае, осуществляется по воздуху или по воде, что также не обходится бесследно.
В исследовании также рассматривается процесс перезарядки, проводимый специальными компаниями, разъезды их сотрудников по городам, чтобы собрать, а затем обратно развезти самокаты, приводят к увеличению CO2 в атмосфере.
В итоге оказывается, что автомобиль наносит гораздо меньше ущерба природе. Впрочем, ученые признают, что этот вопрос изучен еще недостаточно подробно и делать окончательный вывод пока рано[20].
Представлен первый в мире электрогибрид самоката и велосипеда
В начале июня 2019 года был представлен, как утверждает компания Bird, первый на рынке электрический гибрид самоката и велосипеда. Новое транспортное средство под названием Cruiser дополнит парк сервиса Bird, который работает более чем в 100 городах США и Европы. Подробнее здесь.
Запуск страховой программы для водителей электротранспорта
3 июля 2019 года сеть «М.Видео» сообщила, что в партнёрстве с «АльфаСтрахование» запустила страховую программу для водителей электротранспорта. Комплексное решение «АльфаСпорт» защищает жизнь и здоровье водителей транспортных средств, сами устройства от повреждений и кражи, а также обеспечивает страхование гражданской ответственности пользователей. Программа предназначена для владельцев электросамокатов, электровелосипедов, гироскутеров и моноколес. Подробнее здесь.
2018
Рост продаж мелкого электротранспорта в России в 15 раз
В штучном выражении продажи мототехники и мелкого электротранспорта (мопеды, электросамокаты, сегвеи и проч.) выросли в России за 2018 год в 15 раз. Об этом TAdviser сообщили 19 июля 2019 года в сервисе GetTransfer.com.
Электросамокаты и гироскутеры стали городской обыденностью, чуть реже можно увидеть моноколеса и сегвеи. Бензиновые мопеды теснят их электрические аналоги, радующие экологов, но порой пугающие прохожих бесшумностью своего появления.
Увеличение числа электросамокатов и появление мощных моделей, способных разгоняться до 85 км/ч и проезжать более 100 км без подзарядки, уже начало вызывать обеспокоенность у контролирующих органов. В начале июля 2019 года московский ЦОДД высказался о необходимости присвоить самокатам статус транспортных средств и наказывать их владельцев за нарушение правил движения.
Пока пилот электросамоката считается пешеходом, что действительно кажется неправильным, особенно глядя на то, как он на скорости 60 км/ч маневрирует в потоке машин и тем более едет по тротуару. То же самое должно коснуться сегвеев и моноколес.
Статистика ДТП с мелким электротранспортом уже вполне очевидна — количество аварий в месяц исчисляется десятками, появляются первые погибшие. Это значит, что технику и их владельцев нужно приводить к порядку.
В сегменте недорогих транспортных средств даже климатические условия не мешают россиянам активно переходить на те же электросамокаты. Значительную часть года они будут стоять дома из-за морозов и снежного покрова, но даже несколько месяцев активной езды очевидно окупают затраты на приобретение.
Ford вышла на рынок электросамокатов
В ноябре 2018 года Ford объявила о покупке компании Spin за $40 млн. Этой сделкой американский автогигант вышел на рынок электросамокатов. Подробнее здесь.
Запрет в Сан-Франциско
В мае 2018 года администрация Сан-Франциско запретила сервисы проката электросамокатов после многочисленных жалоб жителей города.
Как пишет издание San Francisco Examiner со ссылкой на властей Сан-Франциско, компаниям, занимающимся сдачей в аренду самокатов с электромоторами, направлены уведомления о необходимости убрать с городских улиц эти приспособления для передвижения и прекратить вести этот бизнес. Сервисам дали срок до 4 июня 2018 года.
Администрация получила около 1800 жалоб, связанных с электросамокатами. В них люди указывают на быструю или опасную езду по тротуарам и парковку в неправильных местах. Около 500 единиц такого транспорта были конфискованы за неправильное хранение и неподобающую езду на городских улицах.
К маю 2018 года в Сан-Франциско работают три крупных сервиса аренды самокатов Bird, Spin и Lime. Только у Bird в парке находится около 1600 устройств.
Компании, которые не уберут электросамокаты из города до 4 июня, будут штрафоваться на $100 за каждый найденный аппарат. Кроме того, на операторов могут быть наложены дополнительные штрафы и санкции, в том числе полный запрет на работу в городе.
Власти Сан-Франциско хотят не полностью убрать электросамокаты с улиц, а регулировать связанный с ними рынок. Сервисы проката должны будут получить специальные разрешения сроком на 12 месяцев от транспортного органа SFMTA. Условия на допуск к работе на рынке, не называются.
Мы можем развивать инновации, но прежде всего нам нужна безопасность, — заявил прокурор города Деннис Эррера (Dennis Herrera). |
В SFMTA будут отслеживать местоположение электроскутеров по координатам GPS и оценивать влияние такого транспорта на обстановку в городе. За первые шесть месяцев после введения ограничений для сервисов планируется допустить в город не более 1250 самокатов. После выполнения пилотной программы будет принято решение о дальнейшей судьбе электросамокатов.[21]
1917: Электросамокаты у почтальонов в Вашингтоне
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)
Примечания
- ↑ Максим Ликсутов: передвижение по Москве в 2024 году станет еще комфортнее
- ↑ На севере Москвы горела квартира на 35 квадратных метрах
- ↑ О внесении изменений в Правила подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 274
- ↑ Регулирование использования электросамокатов: зарубежные практики, проблемы на российском рынке и потенциальные решения
- ↑ За СИМ не прощается
- ↑ Parisians vote to ban rental e-scooters from French capital by huge margin
- ↑ Объем рынка кикшеринга России в 2025 году может вырасти почти в три раза
- ↑ В России ограничили скорость электросамокатов
- ↑ Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством
- ↑ Город выделит 75 миллионов рублей на развитие сервисов проката электросамокатов
- ↑ Любишь кататься, люби и поправочки вносить. Минтранс представил финальную редакцию изменений в ПДД для регулирования электросамокатов
- ↑ Ударной волной снесло стену: в пермской многоэтажке взорвался электросамокат. Видео
- ↑ Дептранс Москвы в Telegram
- ↑ Причиной пожара с двумя погибшими в Сочи могло стать замыкание в электросамокате
- ↑ В ГИБДД рассказали, сколько людей гибнет в ДТП с электросамокатами
- ↑ Электросамокаты докатились до суда. Их водителей лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами
- ↑ Минтранс России доработал проект изменений в Правила дорожного движения об использовании средств индивидуальной мобильности
- ↑ Идея правил нуждается в доработке, считают эксперты
- ↑ В России собрались регламентировать езду на электросамокатах и гироскутерах
- ↑ Ученые: Электросамокаты загрязняют окружающую среду больше автомобилей
- ↑ City orders companies to remove e-scooters from SF streets by June 4