SPACs - Special Purpose Acquisition Company
SPAC или Special Purpose Acquisition Company – это компания, которая не занимается операционной деятельностью и привлекает деньги инвесторов в ходе IPO для последующего слияния с другой частной компанией, которая планирует выйти таким образом на биржу.
Что такое SPAC
SPACs собирают деньги у инвесторов, а затем в течение двух лет ищут возможность приобрести другой бизнес, обычно частный.
Если им не удается достигнуть целевых показателей, то инвесторы могут принять решение о возврате своих инвестиций по цене первоначального публичного размещения, воспользовавшись своим правом выкупа.
В этом смысле это можно рассматривать как более безопасное инвестирование, чем облигации, из-за очень отдаленного риска дефолта.
2022: Число SPAC-сделок в мире упало на 44%
В начале января 2023 года платформа бизнес-аналитики CB Insights обнародовала результаты исследования глобального рынка SPAC-сделок. Речь идёт о соглашениях с участием компаний, созданных специально для слияния с частными фирмами, которые хотят выйти на биржу, минуя процедуру первичного публичного размещения ценных бумаг (IPO).
По оценкам, в 2022-м число SPAC-сделок в глобальном масштабе резко снизилось: оно составило только 78 против 140 в 2021 году. Таким образом, зафиксировано падение на уровне 44%. Данная ситуация объясняется сложной макроэкономической обстановкой, кризисом в США и рыночными неопределённостями. Инвесторы сократили вложения в компании, опасаясь усилившихся рисков. Кроме того, негативное влияние на отрасль оказывает высокий уровень инфляции, из-за которого изменились процентные ставки.
В четвёртом квартале 2022-го в мире было заключено только 13 сделок SPAC. Для сравнения: годом ранее результат равнялся 38, а в третьей четверти 2022-го — 29. В период с октября по декабрь 2022-го крупнейшие SPAC–сделки были проведены с участием ECARX (оценка на уровне $3,8 млрд), Getaround (около $1,2 млрд) и Tempo Automation ($919 млн). Кроме того, заключены соглашения с компаниями OmniAb, SatixFy, New Amsterdam Pharma, Cardio Diagnostics, ZyVersa Therapeutics, Seastar Medical и EDX Medical.
В сегменте финансовых технологий количество SPAC-сделок в 2022-м составило всего девять против 19 в 2021 году. В ретейл-секторе этот показатель сократился с 16 до 10. В сегменте цифрового здравоохранения заключены четыре соглашения, тогда как в 2021 году их было 18. Если рассматривать исключительно американский рынок, то количество SPAC-сделок в 2022-м рухнуло более чем в два раза, составив только 44 (112 в 2021 году).[1]
2021
125 стартапов вышли на биржу через SPAC (+247%)
В 2021 году по всему миру 125 стартапов вышли на биржу через продажу компаниям без активов (SPAC), которые специально создаются для ускоренного листинга в обход классического IPO. Это на 247% превосходит число сделок, оформленных в 2020 году . Такие данные в январе 2022-го обнародовали аналитики CB Insights.
Для сравнения: в 2021 году выполнено 950 IPO против 647 годом ранее. Средняя рыночная капитализация компании, ставшей публичной через механизм SPAC, в мире составила $1,6 млрд (+100% к предыдущему году), тогда как показатель по IPO составил $547 млн.
По итогам 2021 года на биржу через компании-"пустышки" вышли 16 финтех-стартапов против 4 в 2020-м. В секторе технологий для ритейла количество таких размещений в сравнении этих же периодов выросло с 2 до 15, в сегменте цифрового здравоохранения - с 1 до 17.
Большая часть биржевых листингов, проведенных в 2021 году через SPAC, пришлась на США - 103 против 30 в 2020-м. В Канаде зарегистрировано 2 такие сделки, в Европе - 11, в Азии - две, в Латинской Америке - одна.
В число крупнейших выходов на биржу через SPAC вошли листинги сингапурского сервиса такси и доставки Grab (был оценен в $39,6 млрд), разработчика технологий для беспилотных автомобилей Aurora ($ 11 млрд), производителя программного обеспечения для грузоперевозок Embark Trucks ($5,2 млрд) и работающей в сфере электронной коммерции компании Vacasa ($4,5 млрд).
По словам экспертов, SPAC стал для стартапов привлекательной альтернативой IPO для выхода на биржу, поскольку этот способ позволяет проводить листинг быстрее. Этот сегмент, скорее всего, в 2022 году будет расти медленнее, учитывая, что некоторые стран, включая Россию и США, планируют заняться его регулированием, говорится в исследованииTAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Обвинения против крупнейшего в мире SPAC со стороны регулятора США в ведении исключительно инвестиционной деятельности
Крупнейший SPAC, когда-либо выходивший на рынок, работает незаконно как инвестиционная компания, утверждается в августе 2021 г в новом иске против Pershing Square Tontine Holdings Ltd. миллиардера Билла Акмана.
Иск акционера Джорджа Ассада может иметь широкомасштабные последствия для финансовой индустрии, если суд решит, что SPAC в целом должны рассматриваться как инвестиционные компании, подпадающие под действие Закона об инвестиционных компаниях 1940 года, который требует регистрации в SEC и устанавливает ограничения на вознаграждение за инвестиционные консультации.
Согласно закону, основным видом деятельности инвестиционной компании является инвестирование в ценные бумаги, говорится в иске, а это "практически единственное, чем занималась PSTH". Акман опроверг претензии иска.
«Яндекс» инвестировал $131,2 млн в несколько IPO с привлечением SPAC
В январе-марте 2021 года «Яндекс» инвестировал $131,2 млн в несколько IPO, проведенных с привлечением специальных компаний SPAC. Об этом российский интернет-гигант сообщил в документах, отправленных Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) и опубликованных 1 апреля 2021 года.
Небольшую часть инвестиций «Яндекс» монетизировал, продав акции SPAC на $6,1 млн. При этом компания не стала раскрывать, в какие именно SPAC-проекты она вложилась.
Как рассказал Forbes осведомленный источник, речь идет о стандартных корпоративных вложениях. При этом «Интерфакс» отмечает, что «Яндекс», сформировавший гигантскую по меркам ИТ-индустрии подушку ликвидности, инвестировал часть накопленных средств неожиданным для рынка способом – не в свои, а в чужие проекты.
Сама SEC ранее предупреждала о больших рисках при инвестировании в SPAC, а такой метод выхода компании на биржу сильно отличается от традиционных IPO.
Никогда не стоит инвестировать в SPAC только потому, что кто-то из известных людей спонсирует, инвестирует или говорит, что это хорошее вложение, — заявлял регулятор. |
В SEC говорят, что у спонсоров может быть конфликт интересов, поэтому их экономические интересы в SPAC могут отличаться от интересов акционеров.
Инвесторы должны внимательно учитывать эти риски. Кроме того, хотя SPAC часто имеют одинаковую структуру, каждый SPAC может иметь свои собственные уникальные особенности, и инвесторам важно понимать особенности каждого рассматриваемого SPAC, — говорилось в сообщении SEC. |
По данным Refinitiv, которые приводит Reuters, общий объем сделок со SPAC во всем мире с января по март составил примерно $170 млрд. Эксперты связывают бум SPAC с большими суммами помощи, которую выделяют центробанки для восстановления экономики после коронавируса. Среднее время, необходимое SPAC для поиска сделки по слиянию, сократилось с 17 месяцев в 2018 году до пяти месяцев в 2020 году.[2]
Азия и Европа стремятся догнать США по развитию инвестиций в SPACs
Почти нулевые процентные ставки подтолкнули состоятельных людей Азии к поиску альтернативных каналов инвестирования, таких как SPACs, спонсируемых крупными фондами прямых инвестиций, такими как KKR & Co. и миллиардерами, включая Адриана Чена, Ли Ка-Шинга и Ричарда Ли.
Азиатские финансовые центры не единственные, кто хочет охватить большую часть рынка SPAC, на котором доминируют США.
Великобритания хочет упростить правила, чтобы сделать размещение акций SPAC в Лондоне более привлекательным.